TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]

Русский переплет

Надежда Горлова
 

Пальмовые волокна

(рассказ)


1

В коридоре было темно, и только бельевые веревки как пепельные витые жилы слабо светились надо мной. Меня встретил Вениамин. Он сказал:

- К нам Фатьма приехала. Злая такая, скорей бы ее бабушка забрала.

В спальне за столом сидела черная круглолицая девчонка, белую рыхлую руку она положила на стол и читала. Когда мы вошли, она взглянула на меня из-под шерстяных бровей и промолчала. Свет лампы делал страницы книги желтыми, как песок, и тени лежали на них волнами барханов.

- Садись, Надь, - сказала Зухра, - я сейчас чай приготовлю. Фатьма, будешь чай?

- Нет.

- Я буду! - сказал Вениамин.

- Ты иди отсюда. Не видишь - здесь взрослые. А ты будешь?

- Давай, - сказал Юсуф.

Он упал на кровать, выщипнул из подушки перышко и, протянув руку, стал щекотать Фатьме шею.

На улице темнело. Черные деревья были нарисованы на густо-синем окне, а за ним - ничего. Ночная бабочка с пылью на крыльях вскарабкалась в приоткрытую форточку и заскользила вниз по стеклу то ли сбегая, то ли падая. Я села возле колен Юсуфа. Теперь я видела Фатьму в профиль и рыжее как огненный язычок перо у ее шеи.

- Пожалуйста, прекрати! - сказала Фатьма.

Юсуф спустил ноги с кровати.

Вениамин залез в мое кресло и грыз ногти.

- Ты уйдешь отсюда или нет?

Юсуф схватил брата и унес его, утонув вместе с ним в складках дверной занавеси. Вениамин рычал как львенок, братья возились в зале, и я впервые услышала, что они говорят по-таджикски. Складки занавеси уже не качались. Они стали неподвижными, как колонны. Я спросила Фатьму:

- Что ты читаешь?

- Коран.

Я подумала: Не одинока ли я?. Бабочек в спальне стало больше. Две прилепились на стену, под потолком, а одна с легким однообразным шумом кружила возле лампы, иногда ударяясь об нее маленьким тельцем и отлетая к потемневшему окну, вдруг отражаясь в нем.

Вошла Зухра, она принесла зеленые пиалушки и заварной чайник на подносе, а за ней - Юсуф с большим жестяным чайником. Мы пили красный как дерево чай. Юсуф хлюпал, держа пиалу на растопыренных стройных пальцах. Фатьма взглядывала на него, вскидывая стальные белки, и морщилась. На ее руке лежала серая тень, как крыло огромной бабочки.

Кожа у Юсуфа была оранжевая или розовая - поздний вечер не давал мне понять.

- Что делает Марина? - спросил Юсуф.

- Опять Марина! Меня замучил и Надю хочешь замучить?

Я испугалась, не догадывается ли Зухра.

- Мы стирали сегодня, потом спали...

Вот она лежит на высокой кровати, не разделась, не накрылась, белые носки уже не очень чистые. На лице у нее - тюлевая накидка с толстых бабушкиных подушек. Это правда, и я знаю, что и Юсуф не может увидеть ее спящего лица, приоткрытых губ, маленьких и тугих.

- Потом Марина пошла к Ленке, а я к вам.

- Интересно, что она делает у Ленки. Фатьма, прочитай вслух, где ты читаешь?

Фатьма помедлила и произнесла торжественным глухим голосом:

- Клянусь утром и ночью, когда она густеет...

Колонны плотных складок в дверях раздались, и в спальню вбежал Вениамин. Он бросил в Зухру верблюжьим одеялом и крикнул:

- Мамка велела тебе...

-Знаю! Пошел отсюда!

- Сейчас он получит...

Юсуф сделал вид, что встает, его локти сверкнули как медные мечи, а Вениамин уже смеялся на кухне.

- Вон отсюда, быстро, я сказала! - кричит Шуре Марина, не поднимаясь из-за письменного стола и не отрывая от подбородка руки, которой она подпирает голову.

- Когда я захочу, тогда и уйду. Шура стоит на кровати и перебирает что-то на полке. У нее цыпки на коленках.

- Куда с ногами на кровать! Марина хочет схватить сестру за ногу, но Шура перепрыгивает через спинку кровати, бросает Марине какую-то книжку в лицо и убегает. Марина гонится, Шура кричит в коридоре, я вижу тени сестер на пороге.

Фатьма еще ниже склонилась над книгой. Ее пробор похож на серебряную нитку.

- Слышал, Юсуф, - сказала Зухра, - Антон Ковырялов поехал бычка сдавать и пропил. Танька сказала: Вернется - зарублю. Не посмотрю, что дети, пусть меня сажают.

- Она болтает, - ответил Юсуф, - разве баба может убить?

Я сказала: - Может. Отравить может запросто.

- Да, - сказала Фатьма. - Я могу, Юсуф.

- Где читаешь?

- В тот день люди будут как разогнанные мотыльки, и будут горы, как расщипанная шерсть.

- Бабочки куда-то исчезли, - сказала Зухра.

- Они на ночь спрятались, - ответил Юсуф.

- Ночные бабочки живут только один день. Наверное, они спрятались куда-нибудь, чтобы умереть.

Сегодня, когда мы стирали, и мокрые рубашки пузырились в корыте, Марина спросила:

- Если бы тебе надо было выбрать из родни, чтобы он умер, а иначе все умрут, кого бы ты выбрала? Себя нельзя.

- Я не всю свою родню знаю. Наверняка кто-нибудь сам хочет.

- А я думала, меня. Я поняла, что она все знает. Вечером я в первый раз сказала ей, что пойду к Зухре. Я ходила к ней каждый день.

Стало совсем темно. Наши бледные призраки сидели в окне, в черной спальне, и отражения немного двоились.

- Интересно, они уже ушли на поляну? - спросил Юсуф.

Я сказала: - Зухра, подлей мне чаю, пожалуйста.

- Сейчас попьем и все пойдем, неймется ему! На здоровье. Маринка тебя уже видеть не может, достал ее, как... шайтан. Фатьма перестала читать и смотрела на нас. Ее синие ресницы торчали прямо, как иглы.

- Ты дура, Зухра, я тебе при всех говорю - мы с Мариной будем жениться, я знаю, что делаю. Или я... офигею. Да, Надь?

- Не знаю. Со временем все меняется.

- Нет! Фатьма стала читать вслух и у нее дрожал голос, и от этого дрожания становился все сильнее:

- Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал! Не помогло ему богатство его и то, что он приобрел. Будет он гореть в огне с пламенем, и жена его - носильщица дров; на шее у нее - только веревка из пальмовых волокон!. Фатьма встала, опираясь на стол так, что пиалушка Юсуфа зазвенела, соприкасаясь с заварным чайником, нагнулась, и конец ее косы упал на стол, стукнув, как что-то тяжелое. Фатьма взяла из-под стула костыли и шагнула к двери. Она отдернула занавесь, и сидевшие в складках мотыльки разлетелись по спальне.



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
226650  2001-02-11 18:24:48
Мария К.
- Изумительно!

226653  2001-02-11 19:33:38
Дедушка Кот http://prigodich.8m.com/
- Прекрасный рассказ...

235519  2001-12-08 00:31:30
Кошка Катя
- Этот рассказ, как и все остальные вещи Надежды Горловой, абсурдно прекрасен. Именно абсурдность ее прозы, заметная, пожалуй, больше всего в "Паралипоменоне", заставляет других сравнивать ее с Платоновым, хотя манера письма, сущность совершенно различны. Платонов прозрачен и облит тонкой пленкой света, его прозу населяют голограммы, макеты. Вещи Надежды Горловой оригинальны.  Их нельзя ни с чем спутать. Они живут своей жизнью, и образы, которыми наполнен текст, движутся, они так безжалостно четки, что от них не скрыться - они насыщены светом, плотью, звуком и запахом, и острота восприятия оборачивается болью. Этой болью, безнадежным счастьем наполнены все ее рассказы.

Дорогая Надежда! Благодарите судьбу - Вам достался огромный талант. Это факт совершенно бесспорный, и другие могут лишь понимать или не понимать это, но от этого не уйти, как не скрыться от красоты. Это редкое счастье. Пишите.

236618  2002-01-05 13:35:16
Метранпаж
- Я не понимаю восторга кошки. Рассказ пестрит сравнениями, но они не могут прикрыть убогость сюжета. Чистый имажинизм. Рекордное количество голосов не соответствует ценности произведения.

236623  2002-01-05 14:23:41
Кот Вася
- "Я не понимаю восторга кошек", заявил анонимный метранпаж по поводу рассказа Горловой.
Для понимания, метранпаж, в данном случае нужен талант, а не просто словарный запас.

236779  2002-01-08 16:52:02
Чучхэ
- Ах как здорово сказано! Чтобы ЭТО понимать, действительно нужен особый талант.

238056  2002-02-06 15:53:43
Stierlitz www.alexejs.gmxhome.de
- Eto proizwjedjenije mjenja pjerjefjerijno nje tangirujet. Napisano horosho, no eto nje po mnje.

238057  2002-02-06 16:06:26
Stierlitz www.alexejs.gmxhome.de
- Eto proizwjedjenije mjenja pjerifjerijno nje tangirujet. Napisano horosho, no eto nje po mnje.

238288  2002-02-12 06:12:43
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Еще раз перечитал - прекрасный рассказ. Объснять почему - не могу и не хочу. Осмелюсь робко напомнить принципиальную разность между словами остранение (термин Шкловского) и отстранение (остраненный-отстраненный). В старой Одессе говаривали: две большие разницы.

240719  2002-03-26 16:10:51
Гурам
- Люди как вечерние бабочки. Кружатся в полутьме, и разговоры, можно предположить, такие же, как у этих насекомых. Кружатся, и не понять, кто из них кто, какая поменьше, какая побольше и сколько их, некрасивых, одинаково мохнатых, чёрно-коричневых. Не спасает чтение Корана напоследок. Уж очень оно предсказуемо. Вот такая энтомология. Не давать же премию за то, что людей низводят до бабочек.

Никому не запретишь упражняться в импрессионизме, пусть в сумеречных мохнато-чёрно-коричневых тонах. Есть и в этом своя эстетика. Но требуются точные и тонкие штрихи. К сожалению, в рассказе много грубых мазков, а проще - стилистических помарок и ошибок. Типа: ╚чёрная девочка... положила белую руку на стол╩. Или, посмотрела из-под ╚шерстяных бровей╩ - под каким же таким немыслимым углом ╚посмотрела╩, только потому что брови из шерсти? Обычно говорят ╚посмотрел исподлобия╩. Как же она мучилась, читая при свете лампы жёлтые страницы, на которые падает тень и только для того, чтобы автор сдобрил текст спецификой (╚барханы, песок╩), кстати менее характерной для горного Таджикистана... Живописные несоответствия (мазня) во всём тексте.

Можно признать, что автор всё-таки ╚произвёл впечатление╩, но не видать ни сюжета, ни героев. Без них рассказ не рассказ. Так что же выдвинуто на премию: рассказ или зарисовка?

Гурам

240763  2002-03-26 20:45:15
LOM /avtori/lyubimov.html
- Уважаемый Гурам!

Точно также, как Сорокиным мы обязаны Курицину, Горловой мы обязаны Юлию Андрееву и его активности в ДК. А не исключить ли его из жюри за некомпетентность и профанацию?

240777  2002-03-26 21:41:38
Кошка Катя
- Дорогие собеседники! Горлова - удивительно талантливый писатель. Это не имеет отношения ни к Юлию Борисовичу, ни к ссорам в клубе, и даже ни к нашему с Вами мнению - это объективный факт. Однако я не считаю, что если кто-то этого не видит, то он лишен вкуса. Практически все люди с литературным вкусом не понимают или не любят какие-то сильные вещи. Видимо, происходит иногда что-то вроде гашения колебаний, если сильное впечатление сравнивать с резонансом. Всем хорошего настроения. Должна уходить.

240780  2002-03-26 21:49:39
Сергей Кошке Кате
- Хотел было комп захлопнуть, но вот заинтересовался - а что значит объективность в случае, когда люди (то бишь субъекты) оценивают что-то. Каковы пусть не способы измерения этой объективности, так хоть приложенные критерии?

240785  2002-03-26 22:12:29
Мария Владимировна
- Уж, простите меня старуху за резкость тона. Прочитала модный рассказ и должна сказать, что неправда все! С моим покойным мужем, горным инженером, я всю страну изъездила: непохоже у Вас выходит. И зачем вы, милочка, пишете о том, чего не разумеете.

240788  2002-03-26 22:43:49
Кот Вася
- Надо же, почтенная старушка, но знает толк в анонимности.

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100