Проголосуйте за это произведение |
История
15
июля
2011
Полузабытые
имена
С мечом в руках достигну
цели
Андрей присел возле спящего брата и положил ему руку на плечо. Только рядом с братом он чувствовал себя защищенным и уверенным в себе. Он просидел так, почти без движения, больше часа, но Петр не просыпался. Тогда Андрей осторожно коснулся его лба и сразу же отдернул руку. Лоб был холодным. Сердце забилось чаще, осознание самого ужасного накрыло Андрея с головой. Он схватился за голову и бросился на улицу с криками о помощи.
30 сентября 1854 года Петр Иванович Борисов скончался во сне от удара - так же тихо, как жил все последние годы. Местный фельдшер констатировал этот печальный факт и спокойно вышел из избы. Он привык к смерти во всех ее ипостасях. Эта была далеко на самой худшей: быстрая и безболезненная.
Андрей остался один. Медленно он осознавал случившееся. Больной мозг рисовал ужасные картины предстоящей жизни без брата. Это он, Андрей, должен был уйти первым, ведь он старше брата на целых два года. Какая несправедливость, что он жив, а брата, с которым он был неразлучен всю свою жизнь, уже нет. Андрей выхватил из печи раскаленное полено, и не почувствовав боли, бросился поджигать дом. Сырые от холодных сентябрьских дождей стены бревенчатой избы упорно не загорались. Осталось только в петлю. Соседи случайно заметили поваливший из избы дым и поспешили Андрею на помощь, но он уже в никакой помощи не нуждался.
"Два брата опущены в одну могилу, и прах их будет неразделен, как вся жизнь их с детства, в гражданском быту и в тюрьме, и в ссылке" - одновременно пафосно и грустно написал Сергей Волконский Ивану Пущину сразу после печальных двойных похорон.
Увы, именно удивительная смерть Петра и Андрея Борисовых осталась в памяти крестьян сел Большое Разводное и Малое Разводное и следующих поколений гораздо дольше, чем их жизнь, которая была намного ярче и трагичней, чем даже могли себе представить жители сибирской глуши. Братья Борисовы ярко жили и незабываемо умерли - в один день, причем в тот самый, в который православные христиане отмечают большой светлый праздник - Веры, Надежды и Любви и матери их Софии.
Тема
декабристкого движения давно не в моде, и все меньше людей, которые могут
назвать
хотя бы несколько имен декабристов. Напротив, в советскую эпоху каждый
школьник
знал наизусть ленинские строки: ".мы видим ясно три поколения, три класса,
действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы
и
Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их
дело
не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную
агитацию." Так с легкой руки В.И.Ленина декабристы стали первыми русскими
революционерами и зачинателями освободительного движения в России. Весь
ажиотаж
вокруг декабристов в советские времена в основном объясняется попыткой
оправдать слова классика.
Зарождение
и развитие декабристского движения было вполне закономерным для России
первой
четверти 19-го века. Только недавно закончилась война с Наполеоном, и
русская
армия с победой вернулась из Европы домой. Во время заграничного похода
русские
офицеры-дворяне собственными глазами увидели свободных крестьян и ближе
познакомились с французской литературой конца 18-го века, которая
питала собой, в том
числе революционные идеи во Франции. Передовое дворянство прониклось мыслями
французских просветителей, в первую очередь, Жана-Жака Руссо, и свежими
впечатлениями
о европейской жизни, которая разительно отличалась от жизни в России. Во
время
пока еще обычных светских бесед все чаще звучал вопрос, почему русский
солдат
никак не вознагражден за победу в войне с Наполеоном. Постепенно
единомышленники организовывались в различные тайные общества, мода на
которые в
Россию пришла вместе с модой на масонство в конце 18-го века. Наиболее
радикальные из декабристов действительно мечтали о смене режима: с
самодержавия
на конституционную монархию или республику, но они не успели выработать ни
стратегии, ни тактики реализации своих целей. На самом деле декабристов
можно
лишь с натяжкой назвать революционерами. Решение воспользоваться внезапной
смертью императора Александра ╤, и во время присяги новому императору
Николаю ╤,
назначенной на 14 декабря 1825 года, совершить государственный переворот,
было
спонтанным. Декабристы не имели ни четкого плана действий, ни поддержки
солдат,
среди которых они не считали нужным развернуть широкую агитацию. Таким
образом,
восстание заранее было обречено на поражение.
Ольга
Иванова, дочь декабриста Ивана Анненкова, которая знала большинство из
соратников отца, поскольку родилась в ссылке, оставила потомкам о
декабристах
слова, которые очень полно и емко их характеризуют: "Они никогда не
изменяли
своим правилам, были искренни в своих убеждениях и поступках, и потому не
допускали ни в чем обмана, лжи или лицемерия. Благо России и общественную
пользу они ставили выше всего и всегда говорили, что 14 декабря было роковой
ошибкой. Много и много раз приходилось мне слышать от них, что можно было бы
принести гораздо большую пользу отечеству, служа своим идеалам мирным
путем."
Значение
феномена декабризма в русской и мировой истории трудно переоценить. Несмотря
на
личную трагедию - собственное признание восстания на Сенатской площади
ошибкой,
которая перевернула всю их жизнь и из-за которой они вынуждены были выживать
в
Сибири в несвойственной для них обстановке, они не сломались и до конца дней
были верны своим идеалам. Декабристы доказали всему миру, что и политические
помыслы могут быть чисты, если их носителями являются люди нравственно
чистые,
убежденные в своей правоте и ставящие общественное благо выше
личного.
Условно жизнь братьев Борисовых можно поделить на две части: до ареста за участие в восстании, и после него. У некоторых других, совсем немногих, декабристов была еще третья часть жизни - после амнистии. Братьям Борисовым не суждено было вернуться из ссылки: они навечно остались в Сибири.
Сведения о происхождении братьев противоречивы. Долгое время считалось, что они происходили из беспоместных дворян, но есть упоминание о том, что у их отца было родовое имение в селе Мирополье Суджанского уезда. Родились Андрей и Петр Борисовы в селе Бромле Ахтырского уезда Курской губернии. Вместе воспитывались, затем вместе служили. И всегда были братьями не только по крови, но и по духу.
В 1818 году братья Борисовы учредили свое первое тайное общество: Общество первого согласия, через пять лет на его базе - Общество Соединенных Славян. В организации последнего братьям активно помогал политический ссыльный польский шляхтич Юрий Люблинский. В Общество входили небогатые, в основном беспоместные, офицеры, мелкие чиновники и служащие. Может, потому возникла легенда о происхождении братьев Борисовых из беспоместных дворян. Все программные документы Общества были разработаны братьями на русском языке, а главный документ: "Катехизис" - переведен Люблинским на польский язык. Молодыми людьми руководила объединительная идея добровольного соединения славянских народов в федеративную республику для борьбы против крепостничества и деспотизма. По их замыслу верховная власть в республике должна была принадлежать собранию представителей от всех республик, входящих в федерацию. Для каждого народа с учетом его национальных особенностей предполагалось разработать отдельную конституцию. Ближайшей целью члены Общества соединенных славян провозглашали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление в России республики, а также восстановление независимости Польши.
Вступающие
в Общество Соединенных Славян давали клятву: ".для избавления себя от
тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому, я
торжественно присягаю на сем оружии на взаимную любовь, это для меня есть
божество и от него я ожидаю исполнения всех моих желаний. Клянусь быть
всегда
добродетельным, вечно быть верным нашей цели и соблюдать глубочайшее
молчание.
Самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей
и
их намерения. .Особенная деятельность будет первою моею добродетелью, а
взаимная любовь и пособие - святым моим долгом. Клянусь, что ничто в мире
тронуть меня не будет в состоянии. С мечом в руках достигну цели, нами
назначенной.
Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, - пройду и посвящу последний
вздох
свободе и братскому союзу благородных славян".
С марта 1825 года Петр Борисов был избран председателем Общества Соединенных Славян. К осени 1825 года общество насчитывало уже пятьдесят два члена. Наиболее деятельными из них являлись, кроме основателей Общества братьев Борисовых, М. А. Щепилло, В. А. Бечаснов, И. И. Горбачевский, Я. М. Андреевич и М. М. Спиридонов.
К
1821
году на базе "Союза благоденствия" были организованы Северное и Южное
декабристские общества. Южное общество было учреждено на фундаменте
Тульчинской
управы "Союза благоденствия" П.И.Пестелем, А. П. Юшневским и Н. М. Муравьевым
и другими. Позднее к нему присоединились С.Г.Волконский, М.П.
Бестужев-Рюмин,
М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы. Программным документом общества была
"Русская
правда", разработанная П.И.Пестелем. С 1823 года Южное общество
поддерживало
связи с Северным обществом и открыло свой филиал в Петербурге. Члены Южного
общества являлись сторонниками республики в форме централизованного
государства, введения гражданских свобод и избирательного права для мужчин,
упразднения крепостного права и отчуждения части помещичьих земель в пользу
крестьян, отмены сословных порядков. Постепенно "южане" склоняли к своим
в
достаточной степени радикальным взглядам более умеренных в своих убеждениях
членов
Северного общества и призывали их к объединению.
В конце лета 1825 года члены Южного Общества случайно обнаружили, что они не одиноки в своей деятельности на Юге империи: рядом с ними работает Общество соединенных славян, программные цели которого в основном совпадают с целями Южного Общества. Лидеры Южного Общества С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин предложили членам Общества Соединенных славян объединить усилия, и вскоре общества соединились на основе программы Южного Общества. Общество Соединенных славян стало Славянской управой Южного общества.
Братья Андрей и Петр Борисовы относились к самой радикальной части Южного Общества. Они активно участвовали в разработке плана возможного переворота, одни из немногих декабристов вели пропаганду своих идей среди солдат и офицеров и даже вошли в группу, в задание которой входила подготовка покушения на Александра I.
Аресты членов тайных обществ начались еще до восстания
14
декабря. Одним из первых - за два дня до восстания - был арестован лидер
Южного
общества П.И.Пестель. После того, как 23 декабря весть о провале восстания
на
Сенатской площади долетела до Юга империи, в Тульчин пришел приказ срочно
везти
Пестеля в столицу.
Оставшиеся пока на свободе декабристы не могли спокойно
наблюдать, как одного за другим арестовывают их товарищей.
Восстание Черниговского полка началось 29 декабря 1825
года
с освобождения офицерами Черниговского полка А. Д. Кузьминым, В. H.
Соловьёвым,
И. И. Сухиновым и M. А. Щепиллой одного из руководителей Южного общества -
подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, взятого под арест в селе Трилесы,
семьдесят километров юго-западнее Киева. На следующий день вторая
гренадерская
и пятая мушкетёрская роты Черниговского полка под командованием
освобожденного
С.И. Муравьёва-Апостола вступили в Васильков, где захватили боеприпасы,
оружие,
продовольствие и полковую казну. В Василькове
к восставшим присоединились ещё три роты полка. Перед строем
восставших
была торжественно прочитана написанная С.И.Муравьёвым-Апостолом и M. П.
Бестужевым-Рюминым прокламация "Православный катехизис",
призывавшая
к вооруженному выступлению против самодержавия и крепостного права.
Восставшие
двинулись на Житомир, где намеревались соединиться с частями, в которых
служили
члены Славянской управы Южного общества. В Брусилове к восставшим примкнули
еще
около двух рот Черниговского полка. Другие полки не поддержали инициативы
офицеров Черниговского полка. Правительственные войска перекрыли дорогу на
Житомир. Возле деревни Устиновка при попытке прорыва в сторону Житомира
восставшие были расстреляны картечью в упор. В результате был тяжело ранен
С.
И. Муравьёв-Апостол, И. И. Муравьёв-Апостол и Кузьмин застрелились, Щепилла
- убит,
895 солдат и 6 офицеров - взяты в плен. Окончательно восстание Черниговского
полка было подавлено 3 января 1826 года. По приговору Верховного суда
руководители восстания С. И. Муравьёв-Апостол и M. П. Бестужев-Рюмин были
повешены. Свыше ста унтер-офицеров и солдат, принявших участие в восстании
подверглись телесным наказаниям, 805 человек были переведены на Кавказ. Властям пришлось
сформировать
Черниговский полк заново.
Все бывшие члены Общества Соединенных Славян выступили самыми активными участниками восстания Черниговского полка, в том числе братья Борисовы. В частности, Андрей Борисов приложил максимум усилий, чтобы восстание Черниговского полка не захлебнулось из-за своей локальности: несколько дней он неустанно разъезжал по Подолью и проводил активную агитацию среди офицеров Пензенского пехотного полка, чтобы те вместе с полком присоединились к восстанию. Однако, все усилия Борисовых оказались тщетными. Вскоре восстание Черниговского полка было подавлено, и началась новая волна арестов.
Петр был арестован по приказу от 9 января 1926 года, и 21 января был доставлен из Житомира в Петербург на главную гауптвахту. В тот же день Петра перевели в Петропавловскую крепость в камеру .20 Кронверкской куртины с запиской: "Присылаемого Борисова 2-го содержать строго и хорошо".
Описание
Петра-арестанта из следственного дела: "рост 2 аршина 6 1/2 вершков,
"лицом
бел, глаза карие, немного ряб, волосы на голове и бороде имеет темнорусые,
на
левом глазу небольшое бельмо, на левой руке имеет наколотые порохом литеры
М.В., означающие имя бывшей невесты его девицы Мальвины Бродовичевой, также
стрелку, якорь и косу, сухощав".
Приказ об аресте отставного подпоручика Андрея Борисова (Борисова 1-го) вышел тогда же, когда и приказ об аресте его младшего брата (Борисова 2-го). 14 января Андрея арестовали, но после допроса и суток ареста почему-то отпустили. 9 февраля Борисова 2-го арестовали во второй раз. Его доставили сначала в Курск, а затем в Петербург, где поместили в бастион Трубецкого Петропавловской крепости.
Предварительный приговор в отношении обоих братьев был: смертная казнь, однако им удалось ее избежать. Петр и Андрей Борисовы были осуждены на вечную каторгу, сокращённую до двадцати, а затем до тринадцати лет каторжных работ.
В сентябре 1826 года в Иркутск из Санкт-Петербурга прибыла первая партия осужденных на каторгу: Сергей Трубецкой, Сергей Волконский, Евгений Оболенский, Василий Давыдов, Александр Якубович, Артамон Муравьев, Петр и Андрей Борисовы. Братья прошли тот же путь, что и все декабристы, прибывшие в Сибирь в первой партии осужденных: Благодатский рудник под Нерчинском, затем Петровский завод в Чите.
Здесь, в Сибири, начался новый этап жизни братьев. Если первая часть их пути прошла под знаком служения свободе, то вторая была положена на алтарь науки. Братья Борисовы первыми из всех декабристов приступили к научной работе, которую не прекращали до самой смерти. Еще в Благодатске они начали засушивать травы и цветы, собирать коллекцию насекомых, зарисовывать птиц. Сохранились два кожаных альбома с золотою надписью на каждом "Птички" с акварелями братьев. Птицы в альбоме выглядят как живые. В Чите братья научились набивать чучела птиц. Декабрист Завалишин сообщает о важном научном открытии Андрея Борисова: оказывается, он придумал новую классификацию насекомых, тождественную той, которая позже была предложена Парижской академии, и принята ею. Есть сведения, что Петр Борисов работал над заказом по описанию сибирских муравьев и скорпионов. Эта работа так и осталась в рукописи. Сохранилась противоречивая информация, будто рисунки муравьев и скорпионов, сделанные рукой Петра Борисова, были куплены за бесценок каким-то чиновником, затем выгравированы на стали в Лондоне и опубликованы без имени автора в Петербурге.
Как и многие другие декабристы, братья Борисовы посылали свои корреспонденции и гербарии из Читы в Петербург в Ботанический сад профессору Фишеру, а энтомологические коллекции - в Москву, скорее всего, в "Московское общество испытателей природы". В обеих столицах все эти сведения активно использовались без упоминания имен авторов исследований. Все, что было связано с именами участников восстания, во время правления Николая ╤ находилось под строгим государственным запретом.
На основании записей в книге доходов, которую на поселении вел Петр Борисов и которая хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге, можно установить, что в действительности Петр выполнил намного больше заказов чиновников и купцов на изготовление альбомов с рисунками животного и растительного мира Сибири, чем их дошло до наших дней. Из множества упомянутых в книге альбомов найдено лишь несколько. Напротив, в сохранившемся рукописном наследии Петра Борисова вопросы философии, права и истории занимают намного больше места, чем описание Сибири, которое можно прочитать только в нескольких письмах к сестрам.
К сожалению, декабристу Сергею Волконскому не удалось осуществить намерение сохранить научные труды своих товарищей по ссылке, как он писал об этом Ивану Пущину на следующий день после внезапной смерти обоих братьев Борисовых.
Жизнь братьев Борисовых в Сибири была омрачена семейной трагедией. В начале 1827 года в официальных ведомостях Благодатского рудника появилась короткая пометка: "Андрей Борисов страдает помешательством в уме". С годами болезнь прогрессировала. Через двенадцать лет после первого упоминания о болезни Андрея поместили в лечебницу для умалишенных - по приказу самого сибирского генерал-губернатора. Петр умолял власти отпустить брата обратно в село Подлопаточное, где они жили на поселении, или поместить его самого рядом с братом в лечебницу. Губернатор был неумолим. Петр каждый день писал брату письма, и каждый раз подписывал их как собственный приговор: "Твой до гроба Петр Борисов". Наконец Андрея выпустили из лечебницы, и оба брата поселились в деревне Малое Разводное, где прожили до самой смерти.
В отличие от многих других декабристов, происходивших из богатых и влиятельных семей, братья были вынуждены в Сибири сами зарабатывать себе на хлеб. Петр давал уроки деревенским детям. Андрей занимался тем, что переплетал книги и окантовывал гравюры.
Больной Андрей не выносил шума и человеческих голосов и не желал видеть никого, кроме брата. Стоило кому-то из соседей появиться в дверях их избы, и Андрей сразу убегал к себе в комнату. Потому не странно, что перед своей смертью умалишенный Андрей думал только о брате. А вот успел ли подумать о чем-то или о ком-то перед своей внезапной смертью Петр? Кого и что вспоминал он в Сибири? Девушку со странным и редким именем Мальвина, которая так навсегда и осталась "бывшей невестой", хотя впоследствии, быть может, и стала чьей-то женой, поломанную над головой офицерскую шпагу, что означало политическую смерть, или слова из Клятвы объединенных Славян: "с мечом в руках достигну цели"?
Историки по крупицам продолжают собирать сведения о жизни братьев Борисовых. Несмотря на активное участие братьев в движении декабристов и в восстании Черниговского полка, на их яркую плодотворную жизнь и не менее яркую смерть, библиография о Борисовых насчитывает всего лишь единицы книг и статей. В 2004 году в Иркутске на презентации двадцать пятой книги серии "Полярная звезда", посвященной Василию Давыдову, анонсировалось, что следующий том серии будет, возможно, посвящен братьям Борисовым. Есть сведения, что в этом году двадцать шестая книга серии, наконец, выйдет, но будет посвящена не братьям Борисовым, как раннее предполагалось, а Павлу Бобрищеву-Пушкину.
Незавидная участь досталась братьям Борисовым: все время оказываться в тени более громких имен своих товарищей-декабристов. Объяснение этому напрашивается только одно: очевидно, Борисовы не совсем вписывались в рамки ленинского высказывания о том, что все декабристы были "страшно далеки - от народа". И братская могила Борисовых не сохранилась - так же, как не сохранились их многочисленные научные труды.
Проголосуйте за это произведение |
|