v
Проголосуйте за это произведение |
Новые книги
22.III.2007
НЕМЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РОССИИ
О
новой книге Виктора
Кригера
Если бы проводилась анкетирование с
просьбой назвать десять главных
событий в культурной жизни
постсоветских
республик и Германии 2006-07 годах я,
пожалуй, включил в их число выход
книги
историка и публициста доктора Виктора Кригера
"Рейн-Волга-Иртыш: Из истории немцев Центральной Азии". (Алматы., изд.
Дайк-Пресс, 2006г.).
-
Как?! - Слышу возмущенные голоса, -
какого-то неведомого нам Кригера вы хотите поставить в один ряд со всемирно
известными писателями, кинофильмами, художественными выставками,
театральными
постановками, фестивалями...
- Нет, не хочу, а именно ставлю и
именно в один ряд. Ну а то, что автор
вам неизвестен - то это скорее ваша
беда, к счастью, легко поправимая. Отыщите его книгу, и, уверяю, не пожалеете. При условии, конечно, что вы
интересуетесь не только историей российских немцев, но также прошлым Центральной Азии, России,
Украины, Закавказья, Крыма, и народов там проживающих. И еще, если вам небезразлично будущее Германии и
России.
И все же чем так привлекла меня эта
работа? Начну с того, что сей научный труд, написан легким, порой
элегантным слогом. И может быть поэтому, читая Кригера, пару раз я невольно вспомнил великого Льва
Гумилева - историка, философа,
мыслителя, писателя глубоко мною почитаемого. Только, пожалуйста, не
подумайте,
что, сказав об этом, я намерен
поставить
между ними знак равенства. Ни в коем
случае. Хотя даже отдаленное сходство с Львом Николаевичем достаточно
высокая
оценка для каждого, посвятившего себя изучению прошлого.
Следующий момент - тема исследования. В советский период все, что
касалось истории и настоящего российских немцев (документы, свидетельства,
литература и т. п.) находилось под строгим грифом "Секретно. Разглашению
не
подлежит". А коли так, то доступ
историков в соответствующие отделы архивов был категорически заказан.
Единственное исключение, насколько мне известно, сделали для Льва Малиновского, допущенного в 60-е годы
прошлого века в некоторые сибирские и уральские архивы. Но, во-первых, у
Льва
Викторовича был более чем благовидный предлог - он собирал
документы для очень правильной, идейно выдержанной кандидатской
диссертации "Социалистическое строительство в сибирской немецкой деревне в
1925-1936 гг.", которую защитил в 1967 году.
А, кроме того, человек он был
политически надежный - с 1945 по1948 годы являлся сотрудником советской военной администрации в
Германии. Затем работал в газетах и
журналах, издаваемых в СССР на немецком языке,
заведовал кафедрой в Алтайском университете. Позже, уже в перестроечные
годы, некоторые горе-патриоты
из числа российских немцев стали вдруг обвинять Малиновского в том, что
"примазался",
"не верно отображал", "правду о репрессиях замалчивал".
Глупости. Благодаря его статьям,
(в
архивах он скопировал документы не только по соцстроительству
в немецкой деревне"), публиковавшимся в московской газете "Нойес
лебен" и
в некоторых других изданиях люди хоть что-то узнавали об истории российских
немцев. А вот самих российских
немцев в советские архивы категорически не допускали.
Да что там архивы, когда сам факт
существования этого почти двухмиллионного народа в СССР замалчивался. То же самое можно сказать
разве
что о крымских татарах. Этот народ тоже в большинстве жил и работал в
местах "вечной" ссылки, но для официальных властей его как бы не
существовало. А посему из государственной казны субсидий на культуру,
образование, литературу, развитие языка и т. д. ни единой копейки
ни российским немцам, ни крымским татарам не выделялось. А ведь они платили налоги и немалые. Впрочем, не
особо
балуют российских немцев и в нынешней Германии.
Согласно официальной статистике
(Журнал
"Volk auf
dem Weg",
Nr.12, 2006 стр. 12-13), среди прочих групп населения,
включающих коренных жителей и иностранцев, российские немцы имеют лучший в
стране показатель по занятости и наименьшее число безработных, а также
получателей социального пособия. То есть, руссладдойче
хорошо работают, исправно платят налоги, но вот отдачи в виде субсидий на
изучение собственной истории из государственной казны, они практически не
имеют. Единственное на всю Германию научное учреждение - Институт германских
и
восточноевропейских исследований в Геттингене (Institut
fuer Deutschland- und Osteuropaforschung, Goettinger Arbeitskreis e.V.), занимающийся в кругу прочего проблематикой
российских немцев только подтверждает сказанное.
Это отступление сделано мною с
единственной целью - пояснить, сколь не просто заниматься изучением
прошлого
и настоящего российских немцев даже сейчас.
Вопроса, почему это происходит, касаться не буду, ибо эта тема
требует
отдельного разговора. Единственно
уточню
- издать книгу по истории дело не самое сложное, куда труднее вначале
попасть в
архивы, дабы выудить из "тонн
словесной руды и манускриптов" золотые зерна
истины. Но и это еще не все.
Обнаруженные факты нужно проанализировать, обобщить, изложить
вразумительным языком... Вот, тут то и необходимы
деньги, точнее - ежемесячный оклад
или
некий грант, позволяющий спокойно работать с документами год, а лучше
два-три. Но это уже из области мечтаний, по большей
части
несбыточных.
Виктор Кригер, по первому
образованию
он инженер-экономист, увлекся изучением истории своего народа еще студентом. Позже, уже являясь
преподавателем Джамбульского
института
легкой и пищевой промышленности, а затем
научным сотрудником Института экономики и организации промышленного
производства Сибирского Отделения Академии Наук (АН) СССР в Новосибирске это увлечение трансформировалось у него в
призвание. В июле 1988 года Кригер поступил в заочную аспирантуру при
Институте
истории, археологии и этнографии АН Казахстана (Алма-Ата), которую окончил
защитой диссертации, посвященной истории переселения немецких крестьян в
Западную Сибирь, казахскую степь и Туркестан в дореволюционный период.
Переехав
в Германию, он вначале работал в
Земельном архиве города Карлсруэ (бывший
центральный
архив Герцогства Баден), затем в Институте международных связей (Institut fuer Auslandsbeziehungen) в Штутгарте, принимал участие в
финансируемом
Фондом концерна Фольксваген (Volkswagen-Stiftung)
проекте "Трудовая армия. Российские немцы в советской трудовой армии и в
исправительно-трудовом лагере, 1941-1946". В настоящее время он сотрудник
Гейдельбергского университета, где ведет занятия со
студентами по узловым проблемам истории российских немцев. Ну а все
свободное
время доктор Кригер, как и прежде, посвящает работе в российских и
казахстанских архивах, доступ в которые не так уж прост, как думают
некоторые.
Почему? Вероятно потому, что
документы,
хранящиеся в них, не всегда совпадают
с
официальной частично унаследованной от СССР
исторической государственной
линией. Да и в современной Германии лишний раз привлекать внимание к
российским немцам, их прошлому и настоящему, многим
политикам и государственным
деятелям тоже не хочется. Может из
опасения, что разрушатся вдалбливаемые местному
обывателю стереотипы о "вечной немецкой вине" и "вечном немецком долге" перед всеми, кроме собственного
народа, о "невозможности
оставаться
немцем, родившись в иной языковой и культурной среде", а, кроме того,
подобные работы возбуждают интерес к
недавней и давней истории. Многомудрый
Николо
Макиавелли говорил: "Чтобы знать, что будет, нужно знать, что было". А в
прошлом российских немцев неведомого и засекреченного хватит, уверяю, не на одну докторскую диссертацию, или,
как
шутили раньше - расстрельную статью. Возьмем хотя бы факт их появления в Центральной Азии.
"Еще
перед первой мировой войной, - пишет В. Кригер, - в Ташкентском
и Аулиеатинском уездах возникло несколько немецких выселков, хуторов,
небольших поселков. Их могло бы быть значительно больше, но по действующему
законодательству немцам запрещалось поселяться в Туркестане на казенных
землях.
Из этого правила делались лишь редкие исключения. Вот только один из многих
примеров. К заведующему, который занимался делами переселенцев Аулиеатинского уезда, обратился поселянин Самарской
губернии Новоузенского уезда Георг Людвигов Петерсон: "Озабочиваясь прииском места для поселения в
Туркестанском крае, имею честь покорнейше просить Ваше Высокоблагородие о
причислении меня к селению Иоганнесдорф и нарезке
полевой и усадебной земли наравне с прочими жителями этого селения. При сем присовокупляю, что в вышеуказанном селении у меня
имеется
. десятины усадебной земли, на
которой
построен дом и надворные постройки. 25 июля 1913 г." Ответ заведующего
гласил: "Объявить немцу Георгу Людвигову Петерсону, живущему на участке Кадыран-Трошкино,
что он не может быть зачислен на переселенческий участок на основании 5
статьи
Правил о переселении как лицо некоренного русского происхождения и направославного вероисповедания 27 сентября 1913
г."
"Не всегда помогал и переход в
"правильную"
религию, - продолжает Кригер. -
Бывший
колонист Таврической губернии Эйгенфельдской
волости
Франц Швигель, первоначально принадлежащий к
католическому вероисповеданию, а затем перешедший в православие с наречением
ему новым именем Филипп, обратился в июле 1908 г. к заведующему Самаркандско-Ферганского переселенческого подрайона с
просьбой приписать его к поселку Спасский Ходженского
уезда Ферганской области, где он постоянно проживал. По этому поводу
сам Главноуправляющий
землеустройством и земледелием А. Кривошеин обратился в Святейший Синод с
просьбой дать заключение, "в какой мере с точки зрения ведомства
православного вероисповедания, такое поощрение к переходу в господствующую
религию могло бы быть признано допустимым и желательным". Высшее
православное
начальство было категорически против обустройства в Туркестане такого рода
лиц:
"Люди, как и целый народ, переменившие свою религию под влиянием тяжелых
обстоятельств, не могут представлять прочного элемента для государства.
Поэтому
заселять Туркестанский край лицами, переменяющими свои религиозные убеждения
под влиянием земельных выгод, по мнению Св. Синода,
есть дело антигосударственное"... Такая политика, - подытоживает Виктор
Кригер, - привела к тому, что значительная часть немецких крестьян, из-за
аграрного перенаселения покидающие Поволжье и Причерноморье, вынуждены были
эмигрировать в США, Канаду и Латиноамериканские страны. В этом смысле
показательно письмо колониста Камышинского уезда
Саратовской губернии, приехавшего в Северную Америку в 1870-е годы, своим
родственникам в Россию: "...Что касается общества и увеселений вообще, то
здесь не так хорошо, как у вас, однако большие деньги, какие здесь можно
зарабатывать, скрашивают все остальное... В общем,
чувствуешь себя здесь свободным, вольным гражданином, и ни о чем никого не
надо
спрашивать".
Конечно, действия высокопоставленных
чиновников Российской империи можно попытаться объяснить ожиданием грядущей
большой войны с Германской империей, но ведь речь шла, напомню, о российских
подданных, пусть и немецкого происхождения, переселяющихся на пустующие
земли
за многие тысячи километров от западной границы. Более того, условия жизни и
климат Туркестанского края были далеко не идеальными и поэтому переезжали
сюда
не в поисках приключений и праздности, а исключительно ради работы, которой
сельскому жителю в центральной и средней России стало катастрофически не
хватать.
Однако, как пишет Виктор
Кригер, "вопрос об отношении центрального
правительства, самодержавия, Переселенческого управления или
генерал-губернаторов, местной администрации к переселенческому движению
немецких крестьян в азиатскую часть России нельзя рассматривать в отрыве от
общей атмосферы, сложившейся в российском обществе по отношению к российским
немцам на рубеже ХХ века... За шовинистической
кампанией, направленной против "немецкого засилья" стояло в первую
очередь
обострение противоречий между колонистским и российским капиталом в
земледелии
и сельскохозяйственном машиностроении, а также конфликт с
православной
церковью. Это было связано с той ролью, которую сыграли
немецкие колонии юга России в распространении протестантского
вероучения... Антинемецкие
настроения особенно распространились после поражения первой русской
революции
1905-1907 гг., когда стали проявляться консервативные тенденции в
общественной
жизни, появилось множество монархических и черносотенных партий и
объединений,
ставящих своей целью "борьбу с инородцами" - неважно, кто бы это были:
немцы, евреи, армяне, поляки".
Большие лишения российским немцам
пришлось перенести в годы Первой мировой войны и
это
при том, что их сыновья, наряду с представителями, так называемых, коренных
национальностей, были повсеместно призваны в действующую российскую армию и
достойно сражались с неприятелем. Хорошо иллюстрирует это "особое
отношение"
докладная записка губернатора
Степного
края Николая Александровича Сухомлинова,
направленная
им вышестоящему начальству в Петроград и цитируемая в книге Виктора Кригера:
"В
настоящее время, из разных краев Степного края поступают сведения о
появившихся
здесь аэропланах, которые скрываются в немецких колониях и получают бензин.
Однако эти колонии являются совершенно недоступными наблюдению благодаря
сплоченности немцев и их враждебному отношению к русской власти".
Чтобы представить аэропланы в тех
краях
в 1915 году, нужно было обладать особым, если не сказать специфическим,
воображением. Невольно вспоминается пресловутый Указ
Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев проживающих в
районах
Поволжья", в котором говорилось:
"По
достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения,
проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов
и
шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в
районах, заселенных немцами Поволжья. О наличии такого большого
количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев,
проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщил, следовательно,
немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского
народа и Советской власти". В результате всех немцев, как мы знаем,
отправили
в ссылку, но ни единого засланного диверсанта или шпиона в поволжских степях
не
поймали. Вероятно, словно суслики,
они
все в норы попрятались, где пребывают
и
поныне.
С какой же целью лгал губернатор Степного края, главы других
регионов империи, министры, депутаты Думы? Во-первых, чтобы выслужиться,
зафиксировать так сказать свою преданность царю и
Отечеству, а также, чтобы на законном
основании отобрать у немцев их земельные наделы, имущество, производства,
денежные сбережения. Вскоре, пишет Виктор Кригер
"Переселенческим
управлением был разработан проект соответствующей инструкции,
регулирующей процесс изъятия надельных земель, касающийся главным образом
немецкого населения Азиатской России. Исключения были предоставлены тем
лицам,
которые удостоверят свою принадлежность к православному вероисповеданию или
к
славянской народности, или у кого один из ближайших родственников участвовал
в
военных действиях добровольцем или офицером".
"От
выселения (в Сибирь и малообжитые
районы
Севера - А.Ф.) и разорения
немцев Казахстана и Центральной Азии, - продолжает Кригер, - "спасла"
Февральская революция, свергнувшая самодержавие. 11 марта 1917 года
Временное
правительство приняло постановление "О приостановлении исполнения Указаний
о
землевладении и землепользовании австрийских, венгерских и германских
выходцев",
всего 15 указаний, а 20 марта было утверждено Постановление об отмене вероисповедальных и национальных ограничений".
О том, как
жилось немцам при новой, советской власти, судить можно хотя бы по следующим
фактам, приведенным в книге Кригера:
"Непропорционально
высокие жертвы в годы "большого террора" 1937-1938 гг. понесли народы и
национальные меньшинства, исторически связанные с государствами за пределами
СССР и поэтому в глазах правящего режима представляющие особую опасность для
дела построения социализма - поляки, немцы, латыши, финны, греки,
румыны и
другие".
Директивное письмо Главного управления государственной безопасности (ГУГБ)
НКВД
.26 от 2 апреля 1937 года "О возрастающей активности германских
разведывательных органов и специальных учреждений фашистской партии... на
территории Союза ССР" и приложенная к нему
"Ориентировка
о деятельности германских фашистов в СССР" послужила фактически началом
"немецкой
операции". И если по политическим мотивам за эти два
года
было осуждено в целом по Советскому Союзу 1.344.923 человека, или 0,8% от
населения страны в целом, из которых 681.692, или 50,7% были расстреляны, то
подобная участь постигла от 69 до 73 тыс. немцев или 5,1-5,4% от их числа,
из
которых приблизительно 53-56 тыс. человек, или 76,0% были расстреляны.
В книге Кригера приведены
малоизвестные
статистические данные и "сухие" таблицы, которые, порой, красноречивее
самых ярких слов. Вот, например,
показатели грамотности населения СССР. Согласно им в 1926 году немцы
в
возрасте до 49 лет были вторым в стране народом по грамотности, уступая
только
евреям, а в возрастной группе старше 50 лет занимали первую позицию, то в
1989
году по уровню высшего образования оказались на последнем месте в Советском
Союзе. (В Российской империи немцы
имели
наиболее высокий уровень образования, выше начального - А.Ф.).
Почему это стало возможным? - задает
вопрос Кригер. И продолжает: - Даже
М.
Горбачев на встрече с представителями советских немцев, состоявшейся 7 мая
1989
года был потрясен чрезвычайно низким уровнем образования "культурных"
немцев и отказался этому верить. Неужели немцы вот так вот взяли, да и
расхотели
учиться, становиться инженерами, защищать диссертации, быть руководителями,
писателями, журналистами, и по принципу "все профессии важны, все
профессии
нужны" подались в массовом порядке в трактористы, доярки, уборщицы да
шахтеры? А у других этносов крестьянско-кочевнического происхождения,
зачастую
практически сплошь неграмотных даже к 1926 году, почему-то прорезалась
интеллектуальная жилка, и в немалом количестве их представители бросились
получать высшее и частично среднее специальное образование.
Вывод, к которому приходит доктор
Кригер, однозначен: " Во внутренней политике
Советского Союза, начиная со второй половины тридцатых годов, наметился
поворот
от репрессий по классовым признакам к преследованиям определенных
национальностей и этнических групп, в отношении которых возникли подозрения
в
их лояльности к правящему режиму". И российские немцы, наряду с поляками,
крымскими татарами и корейцами занимали в этом скорбном списке одно из
первых
мест.
"В результате
последовательно проводимой репрессивной и дискриминационной государственной политики немецкое
национальное меньшинство, - констатирует Кригер, - пережило глубокую трансформацию, которую в
таких масштабах и формах не испытал с 1940-х годов, пожалуй, ни один из
народов
СССР. Насильственное переселение и тотальная мобилизация в трудовые лагеря
еще
больше усилили тенденцию пролетаризации этноса. Из прежде крепко
привязанного к
своей земле немецкого крестьянина или самостоятельного
ремесленника-предпринимателя советская власть сделала настоящего пролетария
с
практически полнейшим отсутствием собственности и исторических корней в
каком-либо месте проживания в СССР. Этим в значительной мере объясняется
большая миграционная подвижность немецкого населения после снятия с комендатурского надзора в начале 1956 года".
И еще он обращает внимание на
следующий
факт, объясняющий очень многое, если не все. Советские народы, - пишет
Кригер,
- обладали различными политическими статусами. Титульные нации союзных республик наделялись широкими
правами
в сфере применения родного языка, развития национальной культуры, в том
числе
ее профессиональных форм (литература, театр, живопись, кино, музыка и т.
Д.),
обладали преимуществом в получении высшего образования и занятия престижных
должностей в пределах своих территорий. Меньшими возможностями располагали
народы автономных республик, еще меньше - автономные области и округа. На
самой
низкой ступени этой иерархической системы стояли "безтерриториальные"
этносы, несмотря на то, что некоторые из них, такие как немцы или поляки, по
численности превосходили большинство коренных национальностей автономий и
даже
союзных республик (эстонцев, латышей, киргизов). Для российских немцев
фатальным стало даже не столько отсутствие, сколько факт отказа в
восстановлении автономии. Последнее однозначно воспринималось
партийно-советскими органами на местах и окружающим населением как
свидетельство их "вины" со всеми вытекающими отсюда негативными
последствиями.
В последние годы перестройки и
после
развала СССР жизнь немцев в мусульманских республиках Центральной Азии и
в Казахстане
стала еще более трудной. Ко всем прочим бедам добавились проблемы
религиозного и криминального
характера.
Что делать? Уезжать в Россию? Но она
даже своих, исконно русских братьев и сестер не особо привечала, а уж
немцев... Перебираться в Германию?
Но
для этого нужно было выдержать непростой языковой экзамен и странное
тестирование на благонадежность.
В который раз за последние сто лет запись в паспорте "немец" стала для
многих тысяч некой "черной
меткой".
Единственно успокаивает - мы пережили и не такое. А что конкретно рассказывает в своей книге историк Виктор
Кригер, которую можно заказать, написав
по адресу: krieger.buch@t-online.de или
позвонив
по телефону: 06226-971371.
Александр
ФИТЦ
Высказаться в Дискуссионном Клубе
Проголосуйте за это произведение |
|
спасибо за то, что прорекламировал книгу эту. С чем-то хочется и поспорить, но сейчас так много более важных для меня тем для спора. что уйду в сторону. Тем паче. что ты дал телефон и интернет-адрес Кригера. Получается, что он - земляк мой. Это здорово. Плохо то, что Джамбулский пишется без мягкого знака. Хорошо, что Аргоша не читает РП, а лишь ДК, а то бы тебе досталось от него. Вскоре выставлю повесть свою из тетралогии "России блудные сыны" под названием "Дело сдать в архив". Там как раз немного есть и о русских немцах в Аулие-Атинском уезде до 1917 и в 1937 годах. По архивным материалам, кстати. Почитай. Договорились? Валерий
|
... Как будто и небыло организованного на высшем государственном уровне с немецкой логистикой массового перемещения - добровольного выезда миллионов переселенцев из необъятных ... просторов ... лагеря.
|
|
|
смешно и жаль слышать от Вас верноподданические возгласы в адрес нынешних германских властей, которые, как Вы считаете, "...сначала кормили, поили, ... затем до года учили языку, культуре, при этом обеспечивая всем необходимым ... от зубной щетки до мерседеса". Когда такое можно припомнить? Лет двадцать тому назад? И о какой роли в общем-то мифического Землячества российских немцев "...с их библиотеками, выставками, концертами, лекциями, консультациями и т.д...", которые с Вашей "лёгкой" руки якобы "...покрыли развлетвлённой сетью всю Германию", можно серьёзно вещать, если Землячество дышит на ладан, а его руководители вели и ведут двурушническую политику, озабоченные лишь "прокормом" для себя, а о земляках у них голова не болит и не болела? Зачем Вы дезинформируете серьёзную публику в ДК сказками собственного изготовления, уважаемый доктор Гримм? Не с Луны же Вы свалилсь? Скажите лучше о трагедии, которая коснулась почти всех переселенческих семей, разорванных на части: одни успели переселиться на родину предков, а другие были "оставлены" немецкими политиками на территории республик бывшего СССР, чтобы административными методами "воздействовать" на тягу к перемене мест. Объясните участникам ДК, почему в пенсионную кассу российскими переселенцами вносится в 5 раз больше средств, чем на них решили тратить власти. И не забудьте о том сообщить, что именно на российских немцах сошёлся клин, когда германские политики в 1992-93 гг. решились в угоду конъюнктуре решились кастрировать "Закон об изгнанных", и пенсионное законодательство для переселенцев настолько радикально, что об успешной "интеграции" вообще упоминать бы не следовало. Вам что, бургомистр вручил "Мерседес"? Это у Вас от столь щедрых подарков обнаружилась вдруг депрессия, наш лихой сочинитель? Или от проживания в "благоустроенном по немецкому стандарту" хайме (тепло, светло и мухи не кусают) возникла такая тяжёлая болезнь? Или от перекармливания несварение желудка приключилось? Что сударь на самом с Вами происходит? Другое дело, что российские немцы и в таких условиях не теряют своего лица, и скорее вопреки всему включаются в жизнь страны, которую действительно считают своей прародиной, а себя не мыслят в ней временщиками. Ни старую, ни новую Родину в лотерею не разыгрывают и не выбирают.
|
|
|
на послание 273437 Это Вам, Владимир, небольшой пример тому, как следует взаимодействовать с внешним миром, исходя из реальностей жизни, не мудрствуя лукаво. Мало исходить из личного опыта, которого во многих случаях нам всем недостаёт. Оценки, если полемизируете, должны быть глобальнее, охватывать опыт человечества, быть по возможности свободными от личных предубеждений и стереотипов. Тогда появится уверенность, гражданственность позиции и убеждённость.
|
|
А где и когда были наверху нормальные? А уж семьи рвать - это просто обязанность каждой власти. Власть не может быть гуманной, она в сути своей - селекция негодяев. Мораль и власть - две вещи несовместные. Моей дочери с внуками даже в гости не разрешают сюда приехать. Точнее, выехать из России. А племянница жены с сыном так и осталась в Казахстане. Только потому, что не сдала Светлана шпрах-теста. Теперь уж и не хочет. А мать - старшая жена моей жены, твоя ровесница - слезы льет. Это - интересная тема: взаимоотношение русских немцев и власти. Почему-то никто из вас не пишет о случаях несправедливости, подобных той, о которой ты тут мимоходом написал. А это - и есть тема по-настоящшему важная, сугубо русско-литературная. Валерий
|
Валерий
|
Об этом много пишут в"Панораме" и др. русско-яз. СМИ. Просто, ты не читаешь, вот и "не копенгаген". В немецко-язычных СМи пока что "на западном фронте без перемен" - лишь статьи о криминогенности переселенцев из России . Положительных примеров мало. Мало того - "минуса" активно нагнетаются. Как понимать твоё выражение: "старшая жена моей жены"? описка или опять "куклинизм"?
|
ТАЙМЫРСКОМУ БРОДЯГЕ: Володечка, одержала. Спасибо. Я тебе тоже "отомщу" - тем же способом. Ждать недолго. Лора.
|
|
Нет, Валерий Васильевич, пишут, но очень малая часть руссланддойче, берётся за перо и обличает. Немало, например, о нелицеприятном и о "несправедливости властей" написано А. Фитцем. Спасибо ему за это. Но большая часть российско-немецкой интеллигенции в тряпочку молчит. Им так, стало быть, удобнее и "мухи их не кусают". На пиво хватает, и ладненько... Им бы в руках синицу удержать, этакий вариантик эрзац-синекуры... Я полагаю, что тема о борьбе с "несправедливостью властей" должна писателями, озвучиваться гораздо шире: современная безбожная власть - это всего лишь ставленники тех сил, кто сталкивает мир в тупик "некошерной жизни". А вот обнародовать со всей литературной страстью тайные делишки тех, кто шурудит всем этим из-за кулис, вот что было бы в самую точку! Не так ли, мэтр?
|
насчет куклинизма - жульничаешь. Мне сноски и ссылки в тексты "казахского" периода делали спецы из института энтнографии АН Казахской ССР. Они же проследили за всеми моими тюбрскими сюжетами глав "Великой смуты". На днях выставляю тетралогию "России блудные сыны". Там очень много этнографических деталей, в том числе и касающихся семейных отношений у кочевников. Будет интересно - почитай. А байбиче - действительно старшая жена. Валерий
|
Вам повезло, если вы читали социально значимые вещи о совреемнной Германии, написанных руками русских немцев. Мне аковое всретить не удалось. Ислючение - тот же Фитц, а также немножко легковесные, добрые истории Александра Райзера о житии им в первые месяцы в хайме. Все прочие - му-ученики в СССР, осчастливленные Германией. А отчего по-вашему столь популярен в ФРГ автор "Русской рулетки"? Оттого, что издевается, ничтоже сумящеся как раз над русскими немцами, показывает их немцам местным в свете карикатурным, а русские немцы не спорят с ним, а завидуют его успеху и... творят все то же и по-прежнему. Только ведь никому невдомек, что автор сей - величина дутая, раскрученная одним из франкфуртских банков с целью примитивной - отмывка денег. И пишет он по-русски, а переводит его брат хозяина того банка, бывший в свое время замечательным явным переводчиком. Симбиоз такое действие называется в биологии. Валерий
|
|
|
Всем еще раз спасибо, А.Ф.
|
"Прошение о помиловании" издавалось уже три раза. Просто не в России. В России издают Резуна-Суворова, Хмельницкого. А меня вот уже второй год не издают. Договоры лежат, а вот толку-то? Потому и ехать приходится в Россию-матушку, ругаться, добиваться, объясняться. Водку пить, наконец. В Женеве, по-видиому, встретимся. Там и попечалимся по этому поводу. Валерий
|
|
|
|
|
|
Мне кажется, что вы ошибаетесь в отношении Фитца. Он дурно не отзывался о российских немцах никогда. Более того, он является одним из особенно ярких публицистов, защищающих интересы именно этой диаспоры ФРГ. С точки зрения моей, он даже чересчур много хвалит и преувеличивает значение российских немцев в истории России и Германии. Ваша же философия в данном письме кажется мне сугубо нахлебнической: дали - мало! Дайте мне еще! Германичя не обязана вас трудоустраивать. В Конституции ФРГ и РФ в отличие от Конституций СССР и ГДР, нет ПРАВА НА ТРУД. А раз не выжили, пристроились в проект для бездельников старше 50-ти, то такова ваша судьба. Ведь среди ваших товарищей по парте немало и собственно немцев, рожденных в Германии. Они живут в такой же финансовой и социальной дыре, как и вы, воют только по-немецки от тоски и безысходности. А у вас есть возможность и попечалиться об этом и на русском языке. Капитализм, мать его так! Не хотели социализма - получили закон джунглей. Чего нывть-то? Эдак ваши внуки начнут петь про геноцид русских немцев в ФРг в 1990-2020 годы. И обвинят в этом всем Фитца. Александр старается быть объективным, а потому не всегда хвалит вашу диаспору, видит внутри нее и изрядную чревоточину. Если следовать вашей логике. то меня следует признать русофобом за то, что я порой о русском человеке отзываюсь крайне дурно. Иждивенчество и паразитизм - качество для русских немцев вновь приобретенное в ФРГ. И от этого никуда не денешься. Но кто, кроме Фитца, из вас осмелится сказать об этом вслух? Валерий
|
|
|
|
Что ж, потеряю еще одного читателя. Но все-таки при своем мнении останусь. Мне тоже не по душе все, о чем вы говорите, я столь же негативно отношусь к тому, что 30 процентов трудоспособного населения ФРГ оказалось на игле евро-пятьдесят в час, что государство жульничает для придание отчетности о видимости прогрессивного развития занятости, что законодательная власть - Бундестаг - со дня воссоединения Германии занята была и остается лишь заботой о снижении жизненного уровня и прав эксплуатируемого населения, снижением налогового бременя с эксплуататоров, милитаризацией страны и увеличением налогов на нищих для ведения войн в Югославии, Афганистане, Ираке, теперь уже и на Ближнем Востоке, в Африке. Но... когда лет пять тому назад профсоюзы и левые партии призвали на демонтрацию протеста именно безработных и социальщиков, то вместо ожидаемого миллиона человек пришло на Александр-платц менее тысячи, в последние муниципальные выборы партия безработных не набрала и пяти процентов, чтобы иметь хоть одного депутата в местных советах Берлина. Все, кто ноет по поводу того, что государство ставит их в униженное положение, голосуют за ЦДУ и СПД, каждый думет только о себе, очень часто подличает во имя того, чтобы получить вожделенное рабочее место. Группы 50-плюс организуются министерством труда для физически и психически неполноценных лиц, которые не нужны никому на нынешнем рабочем рынке, где избыток трудовых рессурсов из числа лиц здоровых, сильных и... что важно, согласных на минимальную заработную плату. Это - психотерапевтическая форма заботы государства о потенциально готовом к соврешению криминальных поступков населения. В вашем городе, получается, такого рода отчавшимися людьми являются не местные немцы, а те, кого вы перечислили. В Берлине, к примеру, такой заботой обделено более половины лиц старше пятидесяти лет, многие мечтают попасть на такую халяву. А вы просите сочувствия за то, что оную имеете. Ну, не нужны мы здесь никому. Они и сами-то друг другу нужны только в качествучастников товаро-денежного оборота в стране. Но с появлением ЕС и эта функция народа ФРГ ушла в сторону, а с появлением новых членов ЕС и вовсе перестала иметь особое значение. Валерий
|
|
Со своим талмудом в чужую церковь не ходят, в Германии тоже. Назвался груздем, полезай в кузов. Почитайте eженедельник ╚Focus╩, ему противовес Der Spiegel, Stern чтобы скушно не было. Откроете, как остро нехватает в Германии специалистов - высококвалифицированных, желательно с двумя дипломами. Лагеристов же хватает, ╚гдеж` на всех зубов набраться╩, т. е. лагерей. Учиться никогда не поздно! Какой предприниматель (если только что спецслужба как ФСБ) захочет взять с самого начала неблагодарного сотрудника-разрушителя, стоящего на позициях тех, кто охаивает и чернит на всех советских ладах прошлого столетия систему, которая предоставила многолетнюю возможность выбраться, вот уж действительно из безпредельной дыры. Из Вашего писания strahlt как от Чернобыля ненавистью к Германии, но в тоже время требованиями к ней (не сомневаюсь также и oт Ваших Bewerbungen). Не в последнюю очередь это и пытаются Вам вежливо втолковать на курсах 50+. Где не случайно нет местных. Конечно это страшно разочаровывает 50-летних, которые уже подготовившись ╚с букетом ... болезней╩ прибыли за пенсией в Германию. А здесь ╚Хлеба налево, хлеба направо ... ╩ не поют. Век живи - век учись! Не замыкайтесь в кружке 50-летних ╚пенсионеров╩, идите в народ оптимистов-предпринимателей, который знает где деньги зарыты!
|
|
Давно Вы не появлялись, господин Аугсбург, т.к. Вы скорее всего никакой не Аугсбург. Вас же по почерку легко узнать. С возвращеньем Вас!
|
|
В Перьми работы нет.
|
Алла Олеговна, поругали бы вы меня что ли? А то скучно стало на ДК, где и дискуссий-то нет сегодня. А у меня едва ли не последний свободный день побалабонить всуе. Кстати, вот и тема: возвращаться только ностальгии для в Россию смысла нет. ДЕЛА требует душа всякого эмигранта, желавшего бы вернуться. А какое дело, к примеру, мне вы можете предложить? В звездах я не разбираюсь. Вот осенью совершу страшилку - явлюсь в Москву и встречусь с вами.
|
В Перми есть работа. Там нефть есть. Футбол. И всё остальное, как и у всех. И писательская работа востребована - известный пермский писатель Алексей Иванов процветает на российском издательском рынке, и издательства, благодаря ему, процветают. Издают его хорошо и охотно, и продают много. Работник.
|
А почто нам ругаться? Приезжайте в Москву, никто Вас не обидит. И побалабонить можно. Только у меня осенью душа в Крым улетает. А как без души побалабонишь? А на деле - маменьку оставить не с кем. Давайте махнёмся, Вы с нашей маменькой посидите, а мы в Крым смотаемся. А-а, слабо. Никто не хочет. Всем дела надо. А тут, в Москве, так задуреть можно, что только и остаётся, что балабонить. А страшилок Ваших мы не боимся.
|
|