Проголосуйте за это произведение |
Злободневное
20.IV.2007
Во многих странах 24 апреля отмечается как День памяти жертв геноцида армян 1915 года. Но наряду с полутора миллионами армян тогда же в Османской империи было уничтожено от 500 до 700 тысяч христиан-ассирийцев, сирийских христиан-несториан, халдеев. Наконец, геноциду подверглись курды-езиды (не мусульмане) и греки. Если же к ним прибавить тысячи жертв перманентно массовых "зачисток от неверных" XIX века, то 24 апреля правильнее именовать Днем памяти жертв геноцида христиан.
Уместно напомнить, что турецкий султан Абдул Гамид еще в 1874 году цинично заявлял: "Чтобы разрешить армянский вопрос, нужно истребить всех армян". И вот такой шанс, как решили руководители партии младотурок "Единение и прогресс", пришедшей к власти в результате переворота 1908 года, настал.
24 апреля 1915 года повсеместно начались массовые аресты армянской интеллигенции. Ну а о том, что произошло затем, первым поведал миру австрийский писатель, еврей по происхождению, Франц Верфель, опубликовавший в 1934 году роман "Сорок дней Муса-дага", который, как отмечала критика того времени, "заставил человечество по-иному взглянуть на происходящие и грядущие события в мире".
"...Мужчин арестовывали и, скрутив всех вместе веревкой, в ближайшем же лесу, овраге или каменоломне расстреливали... Женщин и детей гнал конный конвой. Путь был трудным даже для солдат, а женщинам и детям идти по каменистым и песчаным тропинкам под палящим солнцем было невыносимо. Они умирали по пути от жажды, голода, жары, побоев конвоиров, которых предварительно проинструктировали покончить с пленниками в пути. Турецкие и курдские крестьяне в тех деревнях, через которые шел путь мучеников, нападали на них и забивали до смерти камнями и палками, в этом солдаты им не препятствовали и даже поощряли. В некоторых деревнях женщин выставляли на площадь, как рабынь, и продавали их для гаремов. Ближе к концу пути конвой уставал, и солдаты принимались убивать уцелевших женщин и детей..."
НЕ ИСКАЗИ...
Кто-то наверняка пожмет плечами: мол, зачем нам, живущим в XXI веке, ворошить события давно минувших дней? Разве сегодня горя и крови меньше? Отвечу: нужно это прежде всего для того, чтобы исключить возможность повторения подобных преступлений. И речь в данном случае должна идти не о "вечной материальной контрибуции" или "вечном посыпании турками (современная Турция является преемницей Османской империи) пеплом своих голов", а скорее, о возмещении армянам, ассирийцам, грекам, потомкам других христианских народов, проживавших на территории Блистательной Порты, морального ущерба. О гарантиях безопасного их возвращения на земли предков. О не замалчивании, а также искажении фактов истории. Впрочем, тут, сам того не желая, я невольно вторгся в сферу высокой политики и хитромудрой дипломатии. Но коли уж так случилось, то назову страны, парламенты и правительства которых признали геноцид армян. На апрель 2007 года это были Аргентина, Австралия, Кипр, Бельгия, Франция, Ливан, Литва, Россия, Словакия, Швеция, Швейцария, Нидерланды, Уругвай (в 1965 году эта страна первой официально признала геноцид армян), Ватикан, Польша, Италия, Канада и Греция. Кроме них, геноцид армян признали 10 штатов США: Коннектикут, Мичиган, Нью-Джерси, Вирджиния, Южная Каролина, Нью-Йорк, Массачусетс, Калифорния, Джорджия и Северная Каролина. Большинство депутатов, представляющих Уэльс в парламенте Великобритании, также подписали резолюцию, признающую геноцид армян и ассирийцев, а в 1987 году факт геноцида осудил Европейский парламент. Но почему среди государств, признавших геноцид, нет США, Великобритании, Германии, Израиля, ближайшей соседки Армении - православной Грузии? Они что, отрицают его? Нет, все много прозаичнее. Судя по заявлениям их руководителей, которые цитируются прессой, в этом нежелании признать очевидное они руководствуются исключительно нынешними геополитическими интересами своих стран. Невольно вспоминается, как однажды в беседе с Иосифом Сталиным один из европейских политиков сказал ему, что Ватикан является сильным игроком в большой политике. На что "вождь всех народов", пыхнув дымом из своей знаменитой трубки, заявил: "Да? А сколько у Ватикана танковых дивизий"? У Армении, как и у Ватикана, танковых дивизий нет. И нефти нет. И газа... Так что с признанием геноцида американским Конгрессом, израильским Кнессетом, немецким Бундестагом, парламентами Великобритании, Грузии, других демократических стран армянам придется подождать.
"ОТ СТАМБУЛА ДО КИТАЯ - ТОЛЬКО МУСУЛЬМАНЕ!"
Впрочем, сегодня я хочу поговорить не об этом, а том, как и кто спас от тотального уничтожения армян, ассирийцев других христиан Османской империи. Но прежде уточню - обвинять исключения турок в организации геноцида - грубейшее заблуждение. В массовых убийствах, наряду с турецкими воинскими частями и башибузуками, участвовала курдская гамидие (кавалерия), банды мусульман-арабов, азербайджанские отряды.
Объективности ради отмечу, что не все турецкое общество (в отличие от младотурок, инициировавших резню, а заодно их ближайших друзей, вроде финансово-политического авантюриста, яростного ненавистника России Александра Гельфанда-Парвуса, части большевиков-ленинцев и верхушки германского генштаба) с восторгом и одобрением, как пытаются представить некоторые исследователи, восприняло факт геноцида армян и других христиан.
Так, генерал турецкой армии Шериф-паша, ставший в связи со своими взглядами на эту трагедию неугодным правящей верхушке, опубликовал в выходящей на французском языке швейцарской газете Journal de Genve (9. IX. 1915) открытое письмо, в котором, в частности, говорилось: "Если существует народ, оказавший большие услуги Турции благодаря государственным деятелям и талантливым чиновникам, которые вышли из его среды, в силу своих умственных способностей, проявляющихся во всех областях - в торговле, промышленности, науке и искусствах, - то это армянский народ. Нет ни одного просвещенного турка, который не подписался бы под следующим заявлением, сделанным моим покойным другом, депутатом английского парламента Линчем: "Армяне исключительно приспособлены к тому, чтобы быть носителями новой цивилизации; им стали близки наши самые высокие идеалы. Они усваивают новые достижения европейской культуры с большой жадностью и овладевают ими в таком совершенстве, которого никогда не могла достигнуть ни одна нация". Но его голос, а также призывы других людей, пытавшихся привлечь внимание мировой общественности к армянской трагедии, остались неуслышанными.
Великий полярный исследователь, будущий лауреат Нобелевской премии мира Фритьоф Нансен вместе с видными деятелями мировой культуры англичанами лордом Джеймсом Брайсом и Арнольдом Тойнби, немцами Иоганнесом Лепсиусом и Армином Вегнером, французом Анатолем Франсом, русскими Валерием Брюсовым и Максимом Горьким также попытались остановить этот кошмар, призвав европейские правительства воспрепятствовать расправе над армянами. Но все это случилось позже, после того, как 29 октября 1914 года германо-турецкий флот обстрелял Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. В ответ 2 ноября Россия объявила войну Османской империи. Та, естественно, была к этому готова и объявила о начале джихада (священной войны) против Англии, Франции и России.
Вступление османской Турции в войну на стороны Центральных держав позволило лидерам младотурок во всю мощь запустить маховик чудовищной программы физической ликвидации армянского и шире, христианского клина, тормозившего, по мнению фанатиков-националистов, осуществить идею "светлого будущего" - создание Великого Турана. "Барьер" между турками и исламскими народами Кавказа, Ирана и Средней Азии мешал этому проекту, и идеологи младотурок заявляли: "Нам нужно, чтобы от Стамбула до Индии и Китая было лишь мусульманское население".
АРМЯНИН В
ТУРЦИИ - ЭТО ДАЖЕ НЕ НЕМЕЦ В
РОССИИ.
Однако первые результаты боев для османских войск оказались катастрофическими. Во-первых, Энвер-паша, возглавивший турецкую армию на Кавказском фронте, не принял в расчет суровость тамошней зимы. Кроме того, он и его германские советники явно недооценили боевой дух и стойкость противостоящей им русской армии и в результате в декабре 1914-го и январе 1915 годов потерпели ряд сокрушительных поражений. Но турецкое правительство решило "из этой неприятности извлечь для себя приятность", обвинив во всех бедах и поражениях исключительно армян. Наряду с показательными казнями "предателей", буквально всех армян и ассирийцев, находившихся в турецкой армии (причем не только на русском направлении), разоружили, а впоследствии уничтожили.
Примечательно, что туркам в этот момент противостояла армия генерал-адъютанта графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, укомплектованная в значительной степени также "неблагонадежным контингентом" - российскими немцами, которых в массовом порядке снимали с Западного фронта, опасаясь, что они перейдут на сторону врага - воинских подразделений Германской и Австро-Венгерской империй, и перебрасывали на Кавказ. Слово автору фундаментального исследования "Немцы в Русской армии накануне и в годы Первой мировой войны", российскому историку Юрию Веремееву: "В литературе автор не нашел случаев массового дезертирства и перехода немцев - солдат русской армии к "братьям по крови" - солдатам германской армии (нельзя исключать отдельные факты, но все равно, если таковые и случались, то не были распространены). Как и все подданные России, российские немцы доблестно сражались против общего врага. Попытки германской пропаганды (уже в Первую мировую войну находившейся на высоком уровне) разложить "немецкие" части (в том числе и на Кавказском фронте) успехов не имели". От себя добавлю, что полки, укомплектованные в основном немцами, а также офицеры-немцы до последнего сохраняли верность присяге даже в момент, когда самодержец отрекся от престола, а Российская империя рухнула.
Между тем, по России, набирая силу, покатились волны экспроприаций и немецких погромов, когда людей убивали, грабили только за одну фамилию или акцент. Причем зачастую жертвами становились не только немцы по происхождению, но и прочие европейцы с неславянскими фамилиями, жившие в России. Власть на весь этот кошмар взирала достаточно благосклонно, считая, что "нужно дать возможность православным выпустить пар".
В Сибирь высылается более 200 тысяч волынских немцев, а также немцы из всех прифронтовых районов Российской империи. К отправке в "дальние края" стали готовить колонистов Поволжья. Причем количество арестованных немцев по различным подозрениям столь возросло, что мест для их содержания уже не хватало. Так, к сентябрю 1914 г. даже в Алексеевском парке (!) Киева почти под открытым небом содержалось до четырех тысяч арестованных немцев. Волынский губернатор Мельников 5 августа того же года, то есть спустя четыре дня после начала войны, сообщил главному начальнику снабжения Юго-Западного фронта Забелину и начальнику штаба Киевского военного округа Ходоровичу о переполнении тюрем немцами в Ковеле и Житомире и о содержании арестованных во дворах.
Я сам происхожу из волынских немцев, и поэтому наряду с семейными преданиями о депортациях 1915-го и 1941 годов давно собираю документы и свидетельства, касающиеся этих не самых радостных фрагментов истории моей национальной группы. Вот еще несколько примечательных фактов (перечислять все в данном случае не имеет смысла).
"РОССИИ
МОЖЕТ СТАТЬ ЖАЛКО И СТЫДНО"
14 ноября 1914 г. начальник штаба верховного главнокомандующего генерал-лейтенант Н. Н. Янушкевич сообщил председателю Совета министров И. Л. Горемыкину и начальникам военных округов о введении строжайшей слежки за еще не высланными и предписал "строго следить за всеми лицами даже местной немецкой национальности", а также поощрять денежными премиями тех, кто донесет об их неблагонадежности.
Чуть раньше, 25 октября, главный начальник Одесского военного округа генерал от инфантерии М. И. Эбелов, прославившийся не ратными подвигами, а тем, что первым потребовал "полного очищения от немцев Петрограда и Москвы", приказал "высылать немцев русского подданства за встречи с иностранными подданными, за издание газет, книг и объявлений на немецком языке и разговор на немецком". Огромными тиражами издавались брошюры и книги с названиями "Немецкие зверства", "Немецкие шпионы", "Немецкий натиск на Россию", "Немецкое зло", "Немецкое засилье" и тому подобными, в которых наряду с немцами германскими обязательно присутствовали и свои, российские. Причем среди авторов этих сочинений были Василий Розанов, молодой Алексей Толстой и даже Владимир Маяковский.
Уже цитируемый историк Юрий Веремеев воскликнул по этому поводу: "Удивительно, как немцы во фронтовых русских частях не взбунтовались после таких фактов?!" А ведь я привел лишь малую толику тех порой сколь жестоких, столь и бессмысленных акций, обрушенных на российских немцев в начале минувшего века. Правда, справедливости ради нужно сказать, что многие видные интеллектуалы того времени, в частности Максим Горький и Владимир Короленко, резко осудили антинемецкую истерию, начавшуюся в стране.
8 ноября 1916 года Владимир Галактионович публикует в газете "Русские ведомости" статью "О капитане Кюнене". Вот небольшая цитата из нее: "Вся беда его в том, что он - русский подданный, служивший верой и правдой матушке-Волге - все-таки считается человеком "немецкого происхождения", и кому-то это показалось обидным. Не германский подданный даже, а просто русский немец, потомственный подданный Русского государства, отдавший свою жизнь честной работе на великой русской реке. И теперь его, быть может, с семьей ссадили с нее и посадили с базарными торговками продавать арбузы...
Таким вот образом матушка-Волга проявляет ныне свой патриотизм. Долой немцев!.. И не того немца, который рвется через наши боевые линии у Двинска или стучится в южные двери через Румынию. А нашего русского капитана Кюнена... То есть человека, ни в чем не повинного и имевшего законное право на защиту всей своей жизни.
Да, конечно, это - проявление бессердечия и несправедливости... Подумайте, читатель, сколько теперь таких Кюненов по лицу широкой Руси, сколько их терпит крушение без вины и даже с большими заслугами перед Отечеством, сколько слез и обиды, и, главное, слез невинных, обиды незаслуженной терпят эти тысячи людей лишь за то, что их предки были немцы в то время, когда мы с немцами дружили. Благодушной России после того, как схлынет мутная волна, может стать жалко и стыдно".
И в этом, то есть в неоднозначности отношения людей к творимому злу, я также склонен усматривать некую схожесть положения армян в Османской империи и немцев - в Российской, хотя, конечно, первым было во сто крат тяжелее. Ведь их планировали уничтожить полностью, ну а немцев всего лишь ограбить и превратить в некое подобие крепостных.
ДОЛГ И ЧЕСТЬ
В 1914 - 1916 годах специальными директивами и распоряжениями немцам в России строжайше было запрещено проведение любых собраний и богослужений на родном языке. Их лишили права заниматься предпринимательской деятельностью, отобрали земельные наделы и едва не всех объявили "предателями" и "потенциальными преступниками". Приведу лишь один пример, о котором упоминает московский историк Сергей Нелипович: "19 июня 1915 г. главком армиями Юго-Западного фронта Н. И. Иванов приказал начальнику Киевского военного округа взять в немецких колониях заложников (в пропорции 1 заложник на каждые 1000 человек населения). Заложников, которых было приказано до конца войны заключить в тюрьму, предписывалось брать из числа учителей и пасторов. Генерал Иванов также распорядился реквизировать у колонистов все продукты, за исключением продовольствия, до нового урожая, а в колониях поселить беженцев. В случае отказа немцами-колонистами сдать хлеб, фураж или принять беженцев, заложники обрекались на смертную казнь. Это - редчайший в истории пример, когда государство брало в заложники своих же подданных".
Тот факт, что сыновья "этих подданных", впрочем, как и других российских немцев, сражались в рядах Российской армии, "смягчающим обстоятельством" не считался. Более того, гонения распространились и на войска. В ноябре 1914 г. был отстранен от должности и подвергнут допросам специальной комиссии генерал от кавалерии Петр Карлович фон Ренненкампф, командовавший 1-й армией. 31 декабря та же участь (кроме следствия) постигла победителя турок у Саракамыша, генерала от инфантерии Георгия Эдуардовича Берхмана, командира 1-го Кавказского корпуса. Позже, 16 июля 1916 года, начальник штаба верховного главнокомандующего, генерал от инфантерии М. В. Алексеев так объяснил причину ареста боевого военачальника, проведшего, как позже будет написано в энциклопедиях, "самую успешную операцию армейского уровня русских войск в Первой мировой войне": "Требовали от генерала Берхмана "полной победы", подготавливая в его лице виновника поражения". Проще говоря, тогдашний наместник на Кавказе и командующий русской армией И. И. Воронцов-Дашков решил подготовить себе оправдание на случай поражения под Саракамышем и тем самым скрыть собственные грубейшие просчеты по расположению войск вдоль границы. 20 декабря 1914 г. он, как говорится, авансом отправил паническую телеграмму начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу от инфантерии Н. Н. Якушевичу: "Разгром войск генерала Берхмана, которого я подкрепил в командном отношении, послав в его распоряжение генерала Юденича, равносильно потере всего Закавказья... Вас удивляет, почему, несмотря на все ошибки генерала Берхмана, я его не сменил. Некем его заменить".
И в тот же самый день по радио Воронцов-Дашков сообщил Берхману: "Радуюсь одержанным успехам, но вы должны одержать полную победу, от которой зависит целостность Кавказа" (!).
Г. Э. Берхман и руководимый им 1-й армейский корпус одержали полную победу, после чего он был отстранен от командования, а 7 мая 1915 года ставкой начато расследование его "неудовлетворительной деятельности".
Проходило оно в обстановке нового всплеска антигерманских настроений и шпиономании, однако сослуживцы - и офицеры и солдаты, слишком высоко отзывались о своем Георгие Эдуардовиче, и в результате 18 мая 1915 года генерала Берхмана за Саракамышскую битву... наградили орденом Св. Александра Невского с мечами. Но вот о восстановлении в действующей армии не могло быть и речи. Этому яростно противился И. И. Воронцов-Дашков. И все же справедливость восторжествовала - 21 июля 1916 года после ряда комплексных проверок сути дела он был не только возвращен в действующую армию, но и за прежние заслуги на Кавказском фронте вместе с генералом Николаем Николаевичем Юденичем, сменившим Воронцова-Дашкова на посту командующего Кавказской армией, награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
На этом факте я остановился столь подробно, чтобы показать - шанс у российских немцев добиться справедливости тогда еще был. Через 25 лет их могли расстрелять за одну лишь фамилию.
ВСПОМИНАЮТ ЛИ РОССИЯН В ЦИЦЕРНАКАБЕРДЕ?
И все же немцам, призванным в действующую русскую армию, по мнению экспертов, служебный рост в армии был максимально затруднен. Многих умышленно переводили в более тяжелые места службы. Так, 13 октября 1915 г. генерал-квартирмейстер Северного фронта генерал-майор Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (брат видного большевика, профессионального революционера, а впоследствии советского государственного деятеля В. Д. Бонч-Бруевича) просил ставку перевести на Кавказ из Усть-Двинской крепости всех офицеров немецкого происхождения "в виду их неблагонадежности". Прочтя это, я подумал: интересно, а по какой шкале оценивал он благонадежность родного братца?
Тогда же из Казанского военного округа на строительство укреплений в полосе Кавказского фронта "в качестве рабочей силы" было переведено более 32 тыс. ополченцев из числа немцев, призванных в армию из колоний Поволжья. Примечательно, что перед отправкой на передовую главный начальник округа генерал от инфантерии А. Г. Сандецкий распорядился отобрать у немцев новые папахи и шинели и выдать взамен старые. Но и в старых папахах и шинельках немцы воевали так же мастерски и надежно, как пахали и засевали на гражданке российскую землю, считая ее родной.
По свидетельству генерала Н. Н. Юденича (того самого, который позже сражался с большевиками), 3 февраля 1916 года турецкий город Эрзурум и одноименная крепость были взяты частями, укомплектованными практически на сто процентов российскими немцами, проявившими чудеса храбрости и стойкости. Тяжелые бои продолжались более месяца. В плен было захвачено до 8 тыс. солдат и 137 офицеров противника. Результатом этой операции стала вторичная утрата боеспособности 3-й турецкой армией, лишившейся более половины личного состава - 60 тыс. человек, и почти всей артиллерии. Именно за Эрзурум император наградил кавказского командарма орденом Св. Георгия 2-й степени. А этот успех, сравнимый с измаильским штурмом Суворова, по свидетельствам современников, вызвал настоящий фурор в обоих враждующих станах. Перед русской армией с овладением Эрзурума приоткрылись ворота через Эрзинджан в Анатолию - центральную область Турции. И вовсе неслучайно спустя всего месяц, 4 марта 1916 г., было заключено англо-франко-русское соглашение о целях войны Антанты в Малой Азии. России обещали Константинополь, зону черноморских проливов и северную часть турецкой Армении, за исключением города Сивас. Великобритания заявила о своих правах на Палестину и еще ряд земель. Впрочем, это уже совсем другая история, но повторю - победа под Эрзурумом была достигнута благодаря полководческому таланту русского генерала Н. Н. Юденича и мужеству, стойкости, отваге солдат российской армии, подавляющее большинство которых являлись немцами. Этот факт не особо афишировался тогда и тщательно замалчивался в советский период. Вы ж понимаете: белый генерал Юденич, российские немцы... и вдруг герои. Да и в самой Армении, подозреваю, мало кто о нем знает. И это плохо. Ведь если армянский народ старается не забывать имена злодеев, то помнить имена спасителей нужно непременно. И в их числе - российских немцев.
...Может быть, когда-нибудь на холме Цицернакаберд в Ереване, где находится Мемориал памяти жертв геноцида армян в османской Турции 1915 года, появится памятник и русскому солдату. Я не знаю, каким он будет, но хочу верить, что на его постаменте рядом с надписями на армянском и русском языках непременно будет надпись на немецком. Ведь за жизнь армянского народа пролилась кровь и российских немцев.
Высказаться в Дискуссионном Клубе
Проголосуйте за это произведение |
Чрезвычайно благодарен тебе за высокогуманную и информативную эту статью. Действительно, нам преподносили Юденича лишь как врага, а о событиях на Кавказском фронте во время первой мировой войны в учебниках вообще ничего не было. Мой дед по матери Богдан Фёдорович Кнельц, воевал под Эрзерумом, был ранен и вернулся домой в 19 году с "Георгием" на груди. В декабре тридцать седьмого Богдан Кнельц, колхозный ветеринар и отец 15 детей, по расстрелян в Омске по приговору "тройки" как враг народа. Реабилитирован лишь в девяносто первом. А сколько их было "врагов народа"... Спасибо, что всколыхнул память. И, наверное, не у меня одного. Удачи тебе, Эйснер.
|
Саша, начал про армян, а потом - опять про немцев. Все правильно, но надо было бы либо две главы сделать, либо две отдельные статьи. А насчет памятника русским и немцам в Армении - это ты загннул. За чей счет? Во имя чего? Самостийным государствам не приличествует помнить добрых дел, совершенных чужеземцами. Опыт твоего народа - тому свидетельство. У тебя получается, что добрыми-то русские в период Первой мировой войны не были. И это - правда. Доброго, да в период военных действий, сожрут первого. Мне, признаюсь, импонирует классовая сущность твоей статьи - то, что это именно белая кость, гернералы-золотопогонники, осанну которым поют ныне в России, называя безвинными жертвами и цветом русского народа, и были злодеями, которые терроризировали и унижали народы Закавказья и Повллжья. Других фактов ты не представил. Это мило. И еще... Такой богатый материал имеешь об армянах, а обошелся несколькими абзацами. Мне бы хотелось побольше узнать о событиях начала 20 века в Армении. У меня масса материалов о жизни закавказцев в средние века и вплоть до начала Нового времени, но нет сведений, отчего, например, Арарат оказался на территории Турции. Да и Энвер-паша - фигура таинственная, едва ли не самый загадочный авантюрист того времени во всем мире. Непонятна роль мусульман-азербайджанцев в период геноцида армян со сторлоны турок. Есть ли на эту тему исследования? Только нормальные, академические, а не вся эта модная нынешняя фигня, которую катают пекари да сапожники о богоизбранных нациях. Киргизы вон недавно заявили, что они - потомки древних греков. И одновременно - ближайщие родственники живущих на Алтае и в Саянах народностей. Второе академическая наука признает, как факт, даже называет племена тамошние сибирскими киргизами, а вот за каким чертом их занесло сюда из Эллады, никто объяснить не может, никаких археологических и документальных материалов, подтвержающих сию нелепую брехню, нет, но... ныне толпящиеся на площадях Бишкека людей греет именно эта мысль - о своем родстве с Патроклом и Периклом. Так что жду статьи об армянах. Ты ее напишешь честнее, чем любой из современных армян - нации, по древности не уступающей ни евреям. ни китайцам, ни ассурам. Но ведь всегда найдутся прохвосты, которые сделают именно армян богоизбранным народом. Вот грузины объявили себя родичами жителей Страны басков, а заодно и потомками атлантов - и после десятилетий болтовни об этом, уже и диссератции пишутся об этом в ряде стран, и умные люди искренне верят этому. (прости за тавтологию) Валерий Валерий
|
О событиях на Кавказском фронте в период Первой мировой войны было много написано в Истории Армянской ССР, в Истории Азербайджанской и в Истории Грузинской СССР. В общесоюзном учебнике Истории СССР действительно было лишь несколько коротких предложений и ссылок о битве под Эрзерумом и о событиях под Ленкоранью. Потому как метождически История СССР была историей лишь русского народа, каковой она была до революции и традиционно осталась и в СССР уже после написания Сталиным Истории ВКП (б); а до этого история вообще не изучалась в советских школах. Лишь в шестидесятые годы появились учебники истории национальных республик, а до этого все нерусские народы СССР жили лишь легендами, преданиями, сказками о своем прошлом. Впервые начали выпускать АРХЕОЛОГИЮ СССР как следует только в 1981 году, но так и не закончили работы над этим фундаментальным изданием из-за перестройки. Учебник Этнография для ВУЗов появился тоде в 1979 году. Что же касается Истории СССР АН СССР с картами, схемами и обзорами жизни нерусских народов, то оное издание было осуществлено в 1955-1957 годах в шести огромных фолиантах и было основным учебным пособием для студентов и для аспирантов. Сейчас они - библиографичевкеая редкость. Должен сказать, что лучших учебных изданий по истории народов СССР больше не было. До революции были занимательные и более полные учебники по истории именно русского народа и его предков-славян: Иловайского и Остроградского. Исория тюркских народов называлась Шежире и до1920-х годов была сугубо материалом, состоящим из устных преданий, которые оформил в письменном виде внук Абая Кунанбаева. Более популяризаторской литературой следует признать сочинения "История Государства российскго" Карамзина, более документальной - Татищева, более бытовй - Соловьева, более аналитического и глубокого по содержанию, практически научного - лекции профессора Клдючевского, собранные его учениками после его смерти. Самым. пожалуй, выдумщиком и самым интересным историком следует признать Костомарова - автора исторических очерков и портретов. Никто из них не занимался историей немцев и евреев в России, все они очень аккуратно обходили эти моменты русской истории. Займись этим. Напиши учебник. Думаю, в качестве учебного пособия по новому сейчас предмету краеведние оный учебник может купить минпрос РФ и даже может включить в программу обучения школьников. И сделает это Россия быстрее, чем Германия. Тут ведь историю в каждой земле изучают по-своему. Нет и для местных немцев общей истории. Они и не нуждаются в ней. Я как-то писал статью на эту тему, поработал с материалом - и обалдел: во всех землях отсутствуют, например, сведения о событиях 1848 года не только в Венгрии и Франции, но и в самой Германии, никто не помнит, что после первой мировой Германия называлась Веймарской республикой. И так далее. А в России все-таки до сих пор поминают добрым словом своих немцев. Валерий
|
|
Дина Рубина Монологи Большеглазый император, семейство морских карасей Омерзителен этот мир, Сеня... Омерзителен... Порой такая тошнота подкатит, особенно из-за своей рожи в зеркале хоть неделями не брейся... Нет, не хочу я сказать, что ненавижу здесь всех и каждого. Наоборот отдельно к каждому я вполне прилично отношусь. Но, вместе взятые, они сильно дешевеют. Оптовая продажа... ............................................................ Вот у меня Моти был, Сеня! Инвалид Армии Обороны Израиля. Пенсию получал агромадную. Ни в чем не нуждался, но, главное, настоящий мужик. Представь себе хилый старик, согнутый в дугу артритом. Из-за горба мог только в землю смотреть. Но отчаянный водила! Пятьдесят лет за рулем. Ему в машину армейские умники такое ортопедическое кресло соорудили. Он как-то так ловко укладывал в него свой горб и за рулем сидел как огурчик, смотрел прямо. Весь день по городу носился, и главное все сам! Он, знаешь, в четырнадцать лет террористом был, в подпольной организации Лехи. У его отца ювелирная лавка, через нее-то наши ребята связь осуществляли... ............................................................ Иерусалим 1999
|
Уважаемый К-Т! Как я понял, наши с Вами интересы лежат в разных плоскостях. Меня совершенно не интересует "еврейский вопрос"! Ни сионизм, ни большевизм, ни фашизм ни прочие "измы". Я сам выбираю с кем мне общаться, и общаюсь только с людьми мне интересными. С евреями, как представителями одной из наций СССР, столкнулся двадцатилетним парнем в обсерватории на м. Челюскина. Все они были грамотные, достойные люди и я, сын безграмотных колхозников, (мой отец едва мог поставить свою подпись, а мать не могла и этого) многому в профессиональном и человеческом плане от них научился. Дауба читал, и считаю его блестящим аналитиком и хорошим полемистом. Вообще, среди моей нации я с радостью вижу много талантливых авторов. Но сам я в национальном смысле "амбивалентен", а лучше сказать "многовалентен". Я люблю людей разумных, рассуждающих, юморных. Нац. принадлежность для меня не играет роли. Добавлю ещё, что я говорю, думаю, и пишу почти одинаково на русском , немецком, испанском. В голове "переключалочка" такая. Иногда мне самому смешно (бывает, "заклинивает" и не найдёшь нужного слова ни на одном из трёх и тогда, как шахматист в цейтноте, лихорадочно просчитываю варианты на других.) Но во сне, и с годами всё чаще во сне, я говорю как мама научила, на родном немецком диалекте. Литературный немецкий язык, как ни странно, воспринимаю как чужой. Вот такие выкрутасы человеческой психики. Так кто же есть я и многие десятки тысяч мне подобных из числа российских переселенцев, имеющих такую "переключалочку" в голове? А мы люди. Просто люди на этой земле. Так давайте и будем людьми. С уважением, В. Э.
|
Что за "эмоциональный" взрыв, Владимир? Можно подумать, что Вас кто-то толкает на абордаж. Обращаясь к Вам, я всего лишь слегка очертил одну проблему, которая многих волнует. Проблему малоактивности интеллектуальной прослойки российских немцев, способной лишь время от времени постанывать в ответ на действия тех, кто беззастенчиво обливает народ грязью. Не способны либо не желают слабаки смотреть правде в глаза, быть борцами за честь и справедливость. Тогда пусть не сетуют, а пребывают у параши... Если Вы не интересуетесь "измами", то "измы" Вам сами напомнят о себе. На это обстоятельство Вам, кстати, указывали уважаемый Бабур и Валерий Васильевич тоже. Жизнь в стерильной атмосфере невозможна. А повторится то, что уже приходилось не раз наблюдать: одни стоят в сторонке, а другие добиваются правды. Результаты борьбы зато пожинают все (молчуны даже больше имеют с того, чем искатели правды). Тоже вполне понятная позиция: "вы" поупирайтесь до пота, а затем "мы" все вместе справим сабантуй. А если кончится неудачей, так "мы" нипричём! Удобненькая позиция, не правда ли, старче? Похожее пришлось наблюдать в движении российских немцев за гражданские права в бывшем СССР. Кто-то боролся, а большая часть наблюдала из-за "плетня", чем дело завершится. Руководствовались житейской мудростью потребителя: -Как бы чего не вышло!. Зато все дружно валили "за бугор", как только малейшая возможность представлялась. Понимаете, о чём Вам говорю? Речь о гражданской позиции, Владимир. Кто-то её имеет, а у кого-то её нет. Кто-то задаёт себе нелёгкие вопросы, а другой старательно их обходит. Александр Фитц и Генрих Дауб не дистанцируются от болезненных и актуальных тем. Спасибо им за это. А Вы поступайте как хотите, на что способны... В конце концов, все мы всего лишь люди.
|
|
|
Que si╢, lo estudiaba unos treinta an╢os atras. Pero ahora casi lo olvide`. ?Y Ud? !No nos moveran! V. E.
|
I {stp- y| r ~u{} rxu. Pp{yu{y ru │p~uz ~pus │{p │}~░. N │} tqp xp{y~|p }u~ r @{y{ y ru~| r st |y uux ytp ty~ st. (B ~rpu ~█~u~us stp). O█{p| uux p█ x~p{}█ |y tw~y{p By{p @{prp. Bp} x~p{} ▐ y}? E|y tp - he aqui mis sen│Las de e-mail: eis_w@ rambler.ru !Espero en ti`un amigo antiguo! Xuxr█pz~ ppu~~█z y tyr|v~~█z B. ^.
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемый мэтр, Вы обещали устроить ликбез для нуждающихся в расширении своего кругозора коллег. Нельзя ли ускорить организацию этого важного дела для молодых писателей? Помимо Всеобщей истории (основанной на фактах, а не на вымыслах), предлагаю внести в программу обучения основы принципов саногенного общения, основ логики и личностной психологии. Всё это нанизать на стержень христианского Вероучения. Станет неплохой базой для "очеловечивания" ищущих и страждущих душ, а также оздоровления бренного тела. Когда начнёте, позвольте узнать?
|
Уважаемый сударь, на мой взгляд такая классификация характера отдельных "слоёв" и "прослоек" населения является в общем-то безосновательной и весьма спорной. В Человековедении принято отталкиваться не от персонажей художественных произведений, а от самих "объектов исследования" (в данном случае от личности реального человека). Иначе легко впасть в искушение и, как говаривал вождь международного пролетариата, что-то "примыслить". Не за этим же на Форуме время теряют люди. Согласны?
|
|
Никогда не начну. Я уже ранее объснялся почему. Меня просто затронул вопрос о том, что по сию пору обливают грязью Шолохова, и остаются еще среди чистых луш люди, которые верят всей этой ахинее про его якобы жултьничество с Тихим Доном. Потоум и позволил себе довольно в краткой форме написать об истории попытки осволочения гения грязными людишками из окололитературной своры. Полный разбор потребовал бы огромного количества времени и слов. Создавать ликбез я не в силах сейчас, да и не вижу смысла. Большая часть нас здесь присутстувюущих - старики, а потому люди с устоявшимися позициями, еще больше из нас - лица, не читающие и не желающие учиться, да и не любившие этого делать никогда. Так, болтаем по делу и без дела. Мы с вами - зануды двух типов, я писал об этом, потому все еще заблуждаемся в необходимости быть выслушанными и понятыми. На самом деле, всем на нас с вами наплевать. И это мне нравится. Психотренинг - не более того. А ликбез - это великое дело, треюбующее самоотдачи, самодисциплины и использования научного багажа. У меня же и библиотека теперь в эмиграции не более тысячи экземпляров, или чуть поболее, а искать в интернете - дохлый номер именно то, что мне нужно. Да и интернет имеет способность быть лживым и весьма поверхностным по информативной насыщенности. Хотя попадаются и шедевры, конечно. Потому я сразу сказал, что не собираюсь заниматься ликбезом. А Эйснеру сказал: "...приходиться согласиться, что ликбез необходим". Кто его будет вести, не знаю. Думаю, что беспатно ни одного дурака на это дело не продвинут, а появятся у редакции деньги - навалится куча прощелыг от науки, и эту идею превратят в помойную яму. Потому не нужен ликбез по литературе, литературоведению, критике и так далее. Это - журнал литературно-публицистический, каких фактически более в России нет. Валерий
|
|
|
|
|
|
|
Саша, не только до Китая хотели турки продлить свою империю, но и пытались создать свою колонию в самом Китае в районе проживания народнойсти Ван - основополагающей для этого народа. Но китайы были умны - и уже в конце 16 века эту тихую оккупацию прекратили, передав пришедшим там к власти манчьжурам уже закукленное мусульмано-китайское сообщество, из которого потом формировался народ Дунгане. А начиналось все очень мирно и на базе взаимного доверия арабов и китайцев, а потом именно те самые газневиды, которые отправились воевать Малую Азию для создания Османской империи, и проникли в Китай с целью покорить и эту страну изнутри. Я сейчас не помню азербайжджанского ученого, который очень хорошо изучил историю этого неслучившегося завоевания Китая родственными османам силами, но она имела место быть. Ныне проникновение туретчины в Европу носит приблизительно тот же окрас. И, как ни обидно нам с тобой, но это не так уж и плохо. Судя по всему, нации, как и животные виды, формируются и живут активно только при наличии не только внутривидовой, но и межнациональной борьбы за выживание. Гумилев назвал это обтекаемым термином пассионарность. Христианская фивилизация, активная и агрессивная в начальной и серединной поре своего существования, пришла к состоянию деградации именно потому, что из всего комплекса христианских догматов главным признала в 20 веке для себя всепрощение, то есть любовь и щедрость по отношению к врагам своим и преследование своих друзей. Примеры: предательство российским правительством своих солдат и офицеров во время войны в Чечне, предательство Югославии, приказ ЕС всем своим подданным не иметь своего мнения о том, что есть такое Холокост и отмена права на изучения оного события учеными нееврейского происхождения и неиудейских убеждений. Европа и Россия обречены стать новоосманской империей, ибо в них заглушена естественная национальная гордость и, как следствие, злость. Эстонцы выживут, евреи выживают именно поэтому. Ибо хищники жрут исключительно травоядных, очень редко себе подобных. СССР в Афгавне выглядел, как сбесившийся баран в стае волков, а сейчас это - еще и баран, страдающий поносом, привыкший щипать травку, а оказавшщийся в высоком травостое и губнущий там от голода. Может, такой подход к проблеме тебе поможет лучше разобраться в ситуации, которую ты сейчас описываешь в своей книге. а может и помещает. Привет от Петра. Он сегодня с утра звонил, Валерий
|
По поводу анекдота-передклки из песни "Текстильный городок", можно ведь и такую версию прокачать: Стоят мальчонки, глядят в сторонки, рукам в карманах бренчат, потому что на десять мальчонок по статистике... шесть проституток, семь наркоманок, пять алкоголичек, три идиотки и двенадцать уголовниц стоят. Таково мнение мое при просмотре современного российского телевидения. Уже второй год имею тарелку - и ни одного полоижтельного материала о простых людях в нем не вижу. Валерий
|
|
Спасибо за ответ, но вы назвали снова стратегическую причину, а не провокационную, которая запускает начало любого события или процесса. Постарайтесь её отыскать, она важна для объективности вашего труда.
|
Поэтому отрадно ваше признание о совершённом вами некогда дурном поступке, о том, что вы поняли свою ошибку и раскаиваетесь в ней. С уважением Aussiedler
|
|
|
|
|
|
Я армянин, родившийся и выросший в Ереване. В Армении очень хорошо осознают и ценят ту огромную помошь, оказав которую Россия фактически спасла народ и страну от полного исстребления от рук Отоманскои империи. И многие знают это не просто из учебников по истории, а по рассказам наших дедов и прадедов. Из рассказов в моей семье я знаю что мой прадед родившийся и выросший в Карсе (бывший армяно-населенный город) помогал снабжать продовольствием российскую армию которая пришла на помощь армянам во время геноцида. Огромная благодарность русским немцам за отвагу и самопожертвование ради защиты нашего народа. Думаю надпись на немецком была бы минимальной данью памяти бойцам пришедшим на помощь моим предкам в почти безнадежную пору.
|