Проголосуйте за это произведение |
Человек в
пути
10.X.2005
В феврале 2003 года из Ташкента ко мне в Мюнхен приехал
правозащитник Марат Захидов и привез зру, без
которой, как известно плов никакой ни плов, а так - прозаичная рисовая каша,
и
письмо от поэта Александра Файнберга.
На конверте серой бумаги порывистым Сашиным почерком
была
выведена моя фамилия и сделана приписка: "В память о
веселом и грустном".
Я вскрыл конверт и, прочтя первую
машинописную страницу с плохо пропечатанной буквой "т" понял, что
адресовано оно все же не мне, а нашему общему другу журналисту Юрию Кружилину, который умер в 1990 году.
Свое письмо Файнберг
назвал "Глобус Луны". Он вообще человек
оригинальный и неожиданный в словах, поступках, мыслях. Это качество мне в
нем
всегда импонировало. Я даже немного завидовал эдакой
его разухабистости. Поэтому каждый раз, когда на душе вдруг становится
пакостно, я достаю с полки сборник
Сашиных стихов "Прииск", и извлекаю из него листки, что он отстучал на
своей вместе с нами постаревшей
"Оптиме".
"Прииск" внешне похожий на
средних размеров аккуратный кирпичик Файнбергу
помог выпустить Юрин сын Андрей, который теперь живет в Питере. Наверняка
сделал он это в память об отце. Но ведь и стихи, изумительные по звучанию и
глубине мысли того стоят. Впрочем, кого сегодня это волнует? Времена, когда
поэма Файнберга "Струна Рубайата" ходила по
Ташкенту в машинописном варианте, ибо считалась крамольной, канули в
вечность, как и многое другое нас
тогда
окружающее.
Мои отношения с Юрием Кружилиным
не были безоблачно-прекрасными. А перед тем, как в конце 80-х я уехал
работать
и жить в Москву - даже прервались. Но стоит ли сейчас об этом? Ведь хорошего всё одно было больше. И ещё есть Файнберг, удивительный человечище, который начал своё письмо, адресованное Кружилину, но отправленное мне, с ответа на так часто задаваемый ему
вопрос-восклицание: "Как?! Разве ты еще не уехал?"
Что мне твой Нотр-Дам?
Что мне твой Колизей,
Если падает снег на могилы
друзей?
Что, красотка, бассейн? Что
мне твой лимузин,
если не с кем зайти в угловой
магазин?
Что мне сотовый твой в
ресторанном дыму,
если некому больше звонить по
нему?
- Алло, Юра? Привет!
- Старик, перезвони попозже.
Я опускаю трубку телефонического,
как говорит Кружилин, аппарата. Опускаю без обиды.
Волочь на себе промышленный отдел УзТАГа -
информационного агентства огромной республики - это напряженка.
А задолго до этого. 1965 год, коридор редакции газеты "Правда Востока".
Навстречу мне идет со своими друзьями-коллегами обаятельный мужик в отлично
подогнанном костюме.
- Ну ты и пишешь!
Я растерянно смотрю на него, потом догадываюсь, что это
он
о моей первой книжке стихов.
Как зарождается дружба? А черт ее знает, как. С
полуслова?
С полувзгляда? А может, с ощущения родства душ? С
отчаянных споров об устройстве общества, о Родине или
в конце концов из-за страха потерять друг друга в этом "прекрасном и
яростном"?
Ведь в нем, в мире, врагам и приятелям нет числа, а подлинных друзей - раз,
два
- и обчелся.
- Душераздирающее зрелище, - вваливается в свой кабинет
Кружилин. Плащ распахнут, глаза - в
никуда. Он с того света - с разъезда, где лоб в лоб врезались два
электровоза.
Как дать информацию? Как сказать правду при повальном цензе?
Кто виноват? Что делать? Обтекаемый современник наш,
проживающий ныне в прекрасных заграницах, Володя
Соколов как-то ответил мне на вечные эти вопросы:
- Кто виноват? Что делать? Жить.
Прекрасно! Ни одному из мудрейших раввинов не снился
такой
прекрасный ответ. Но Юрка - не раввин. Ему во всем до сердцевины, до самой
сути
подай.
Не подавали. Поддавали, это уж как положено. Однако не
был
бы он сыном донского казака и, как сейчас говорят, "израилетянки", ежели б сломался. Правду резал! А потом стоял, получая по
морде лица от кого ни попало. Но удары держал. Даже в
пору
эйфории якобы свободы первых перестроечных деньков, когда обманутые юнцы из
кишлаков тащили к редакционным окнам плакат "Кружилины, вон из
Узбекистана!",
он знал, что это все времянка, пена. И не бежал. И не трусил. Он на печатных
полосах полемизировал с теми, кто сейчас неведомо в каких заграницах
неведомо что замышляет.
- Живем, Юрка!
Он, смеясь, декламирует классику. Но по
своему:
"Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу - подымается медленно в
гору
Вскормленный в неволе орел молодой.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой старый товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюет под окном".
Катаюсь со смеху. Это в кабинете, где на официальном
столе
все в порядке. И пиалы меж стопами бумаг, и остывающие беляши, и телефонический аппарат, от которого не знаешь чего ждать
в
любое мгновенье.
Когда-то редактором республиканской
молодежки был симпатяга Саша Фитц. У
него в кабинете на одном из шкафов с рукописями стоял средних
размеров
глобус. Нормальный школьный глобус. Толкни ладонью этот шар, и он закрутится
на
оси. Но чудо в том, что это был не глобус планеты Земля. А глобус Луны. Луны
со
всеми ее кратерами, хребтами, морями и даже с обратной стороной. Я - романтик искони - до воровского
экстаза
доходил, глядя на эту редкость. А Сашка Фитц -
зараза
- ни за что не соглашался не только подарить мне
эту
Луну, но даже и продать. Он мило
улыбался на мои мольбы, но не более. И вдруг однажды звонок. Не телефонный, а в дверь. Инка - моя жена - отпирает, и я
слышу
голос Кружилина:
- Сколь приятен дом, в котором есть
велосипед.
Велик у меня до сих пор стоит в
коридоре.
Но тогда я, обрадовавшись приходу Юрки, выхожу
навстречу и
онемеваю. Стоит Кружилин и держит в руках тот
самый
глобус Луны.
- Как?!
- Не твоя забота, - говорит Юрка.
- В 2000 году то же самое мне сказал мне его сын
Андрей,
издав в Москве одну из лучших моих книг стихов -
"Прииск".
Что это? Глобус Луны? Его неожиданный
поворот?
Как по этому глобусу, иду, спотыкаясь о фрагменты
памяти.
Моя давняя вторая книжка. 1967 год. Обсуждение в тогдашнем Союзе писателей.
Вспоминая о нем, позволю процитировать Бориса пастернака: "Бездна
унижений".
И лишь Юра пишет и печатает прекрасную рецензию на эту крохотную книжку в
главной республиканской газете. Она, как щит.
Библиотека Юры. Нескончаемые стеллажи от коридора до
переделанной в комнату лоджии. Не корешки книг, а смоляная и кровавая суть
их
содержания. Ни одной слипшейся от девственности страницы. Все читано,
перечитано и читаемо.
- Да выруби ты этот ящик, - говорит он нервно
глуховатому
отцу, когда тот смотрит на экран.
Юра, конечно, не прав. Но он читает, и ему мешает ТВ.
Дядя
Гриша убавляет громкость. В войну два побега из
концлагеря. Выжил донской казак из хутора Кружилино,
что рядом с Вёшенской, откуда родом и Шолохов.
Крепка
кружилинская кость. А громкость телевизора можно и
убавить.
Юра читал от Пушкина и Гоголя до Кольцова и
Гиляровского, Фарли Моуэт, Крон. Да чего он только не читал и не перечитывал! Сам
процесс
чтения был для него куда естественней, чем восприятие того, что излучает
экран.
Он - прожженный журналист - признавал два начала: свой жизненный и рабочий
опыт
и наследие великой литературы и исторической публицистики прошлого. Но при
всех
своих богатейших познаниях он оставался беззащитен
перед проявлением человеческой подлости, обмана, сволочизма
и прочих подобных проявлений нашей быстротекущей жизни.
- Алло. Откуда? Из "Комсомольской правды"? - это
голос
Юриной жены. - Кружилина? Нет его. И никогда не
будет.
- Юру звали на работу в эту далеко не худшую в те
годы газету.
Ольга в истерике:
- Не пущу!
И не пустила.
Как в телефонные разговоры часто врубается кто-то со
стороны, так и в то, о чем я пишу, врываются обрывки ушедшего времени,
врываются бессюжетно и беспорядочно.
- Алло. Эля, Тухватуллина?
Юные школьники, мечтая стать журналистами, слали Юре
свои
пробные материалы. И письмо этой девочки из областной самаркандской глубинки
Кружилин мгновенно оценил. Он сделал все, чтобы сейчас
Эльмира Тухватуллина стала
одной
из ведущих журналисток Узбекистана.
А как он был прекрасен в ярости!
Вот он отшвыривает газету:
Ненавижу!
Это Кружилин о чьей-то халтуре. Вот чего он терпеть не мог. И имел на то полное
право. Сам - жертва халтурной медицины - он с покалеченным врачами зрением
мог часами не отрываясь от рукописей. Не только сквозь мощные
линзы очков, но плюс еще через огромное увеличительное стекло вычитывал он
материалы сотрудников. Не отрывался Юра и от дисплея, строча свои
корреспонденции, которые добывал на промышленных объектах республики, да и не только. В эти
мгновенья он был похож на матерого зубробизона. Вот уж точно о нем: не
работал,
чтобы жить, а жил, чтобы работал. Но порой до какой-то странной боли в душе
казалось мне, что свет одиночества исходит от моего друга.
- Слушай, Юр, пока я разделываю селедку, ты это. по граммулечке. Да?
Бульк. За окном кружилинской
кухни
- закат.
- За нас.
- За нас.
Свист лезвия. Лучок. Тонко-тонко.
- А помнишь?.. это я. - В университете газету
сатирическую
выпускали, когда ты учился еще. "Утюг" называлась.
- Помню, помню. Ты лучше соль давай мне.
Легкий снежок летит на салат.
Вдруг Кружилин
рассмеялся
и продекламировал:
- Подрались четыре Пака. Пак с филфака, Пак с юрфака, Пак с истфака, Пак с химфака и студент
Головачев.
Материал в "Утюге" назывался "Паки в драке".
Я тоже смеюсь. А потом бестактно
спрашиваю:
- А тебя, правда, в партию не хотели
принимать?
- Да пошли они, - отмахивается Юра.
Мы у меня. Вращаются бобины магнитофона "Юпитер".
Они
заполняют квартиру хрипловатым голосом великого Высоцкого:
"Что за дом притих, погружен во мрак,
на семи лихих продувных
ветрах,
всеми окнами обратясь в
овраг,
а воротами - на проезжий тракт?!
Юра ошарашен. Как?! Правда о России? Да, Юра, да Ты всю жизнь бился за нее,
будучи сам в ткани системы. А этот парень ушел за флажки и обнажил правду о
стране, а с ней всю жизнь и весь порок, в которых мы жили.
Юрка, родной, в твоей правоте была одна беда. Ты полагал, что рельсы, по котором нас несло, надо переложить в
другом направлении. Это утопия, в которой жил и я. Просто надо было
плюнуть на эти рельсы, обрести крылья, подняться и уже сверху глянуть - куда
лететь? Хотя. как у Пушкина, когда паруса ветер наполнил? "Плывем".
Вроде
восторг. Ну тут же: "Куда ж нам
плыть?"
Я снова у Юры.
- А что еще у нас?
- Что надо, - без улыбки говорит он, открывая дверь -
иначе не скажешь - холодильника "ЗИЛ".
За окном кухни закат. В него врезается угол громады
гостиницы "Узбекистан". Кроны деревьев подсвечены аурой этого заката. По
земле стелется сизый дым от костров из осенних листьев.
- Сволота, - глянув на этот дым, тихо говорит
Юра.
Он астматик. Аэрозолевый
спасительный для дыхания баллончик
всегда при нем.
Когда-то я посвятил Юре Кружилину
эти стихи:
Давай-ка друг, в один из дней
не запряжем своих коней.
Не то забота, что работа,
а то забота, что за ней.
Давай, пока не грянул гром,
войдем с тобой в невечный дом.
Лучок нарежем на селедку,
вино по рюмкам разольем.
Нам будет весело
двоим.
Смеясь, врагов поматерим,
что ценят в нас не то, что ценно,
а то, что ценно только им.
Пусть им назло меж нами лад.
Шумит над крышей листопад.
В застолье мы и не заметим,
что за окном пропал закат.
Давай, не помня бед своих,
в годах побродим молодых.
Друзей отчаливших помянем,
а после выпьем за живых.
Хоть не зело нам повезло,
да не растрачено тепло.
Луна зацепится за фортку.
Двенадцать пророет стекло.
Пускай не кончится вино,
а с ним селедка заодно.
Все обойдется. Жизнь прекрасна,
когда в ночи горит окно.
Не горит больше окно. Ни в ночи, ни днем. Черные
тонированные стекла какого-то офиса. И это именно там, где кружилинская
кухня, где душа жила. А может быть так и надо. Ведь Юры больше нет. И дяди
Гриши нет. А то, что есть я, так это.
- Да заходи ты.
Юра входит в мою квартиру, невыспавшийся,
измотанный после похорон своей мамы.
- Ложись, спи.
Кружил рушится на тахту. Ольга
подгадала. Именно в эти дни ушла от него. Ушла к кому-то.
Я варганю пельмени. Чувствую досаду, что он еще не
очень
мне доверяет. Это ж сколько подлецов его окружали
за
время работы и в Самарканде, и в Ташкенте, и еще черт знает где? Во
времечко! Я
понимаю, что и сам он не безгрешен был, подозревая
кого-то в неведомых грехах и борясь за правду, которой не было. Но он, хоть
прозревая, мучился этими проблемами. А те? Но сейчас не до них. Мамы не
стало.
Мамы нет. Вот. Это.
Самарканд-Дарбаза. Это
ресторан-чайхана. "Сиживали за столом, сиживали". Юра рассказывает про
Самарканд. Я слышу, как армянская мелодия восходит над минаретами Регистана.
- Ага, - говорит Юра. - За одну ночь асфальт вскрыли.
Ну и
кабель телефонный в свои переулки переложили. К утру все по новой
заасфальтировали. Абоненты - на ушах. Молчат их телефонные аппараты. Зато в
богатом квартале полная коммуникация.
Толик Скоробогатов - тоже узтаговец
- после этой информации почему-то на меня разозлился и полез драться. Чудны
дела. Ну да ладно.
- Алло.
Да пошел ты со своей температурой!
Щелчки номеронабирателя.
- Уломов, ты?
- Привет, Кружилин.
- Старик, что-то жить скучно стало. Устроил бы
землетрясение что ли.
- Ладно, Кружилин,
похлопочу, - пошутили оба.
Уломов - это командир
ташкентской сейсмостанции.
А брат моей жены уже год как ремонт мастырил.
По моде того времени с изразцами на стенах. Эх, Левушка.
Надо ж было тебе закончить этот ремонт в ночь с 25-го на 26-е. На рассвете
26-го ахнуло. И еще как! Об этом землятресении
Василий Песков писал. У Юры лучше было, но лауреатства
не дали. Ну что, страна родная? Алло. Ну блин.
Никакой
связи.
Ой, как интересно! "Правда Востока", 1959 год.
Статья
моей будущей жены о спортивном лагере в Юсупхане.
И с
этого альбом открывается. Юрин альбом. Это потому как по его отделу статья
проходила. А дальше статьи самого мэтра. Статьи обо всем, чем жила страна.
Юрино мощное слово. А вот и неопубликованные. Машинопись.
Правда жизни нашей. Хороший альбом. Летопись. Но где он
теперь? Эх, Андрюха, сын. Надо бы тебе сохранить.
Надо
бы. Алло. Кто это? Что? Не туда
попали.
- Юр, да пошли они. Ведь души
нет. За шкирку и в вытрезвитель. А постой. Мы их сегодня наколем. Как? А это
я
сейчас тебя удивлю. Парк Горького знаешь? Там это чертово колесо. Вот на
него и
сядем. И вверх. И вниз. Под соленые помидорчики. Я еще пирожки с картошкой
возьму. Ни одного блюстителя порядка. К тому же обзор, да? Весь город, как
на
ладошке.
Мы в кайфе. Колесо тоже.
Медленно
вверх, медленно вниз. А еще два "полбана" у меня в сумке. Нормально, Юр?
А
ты сомневался. Татьяну Сергеевну помнишь, Есенину? У нее рукопись Булгакова
была еще задолго до публикации. Ага, "Мастер и Маргарита". Ну да, ты ж
мне
сам рассказывал. В кафе "Ташкент" Август Вулис,
ты, Слава Благов весь день читали. Это же
невероятное
что-то. "В белом плаще." Потом ошарашенные шли
по
городу. Какую блистательную статью ты написал про это! Но где она? Нету. Сгинула где-то в недрах тогдашнего журнала
"Звезда
Востока". Поумирали редакторы, замредакторы,
ответсекретари. Земля пухом. Но вот рукопись
статьи.
Если б она к Генке Савицкому попала, все в порядке было
бы. Помнишь Генку? Большой такой. Романтик, романтик. Ты еще говорил: - Вот
бы
с кем пообщаться. Но ушел он. Умер. До
тебя, Юра, умер. А было бы вам о чем
поговорить. Я так и вижу, как вы провожаете Татьяну Сергеевну на Новомосковскую. А после того, как и она отчалила, в
журнале
"Согласие" повесть ее вышла. "Дом на
Новинском
бульваре" называется. Эх, Юра, Юра. Я этот дом с детства знаю. Моя мама
там
жила. Пока нукеры Феликса Эдмундовича ее в деревню
Комарово под Магадан не сослали. Но это особый
разговор.
Чертово колесо. Медленно. От земли к небу. Потом от
неба к
земле. Плывут огоньки Ташкента. Смеются девочки в соседней кабине. Пьют
прямо
из горла.
- Юр, слушай, Юр. А я же в Израиловке
был. Не. Не будет мира под этими оливами. Одно
хорошо -
друзей повидал. Ну что, еще по одной?
Из окна своего восьмого этажа гляжу на город, словно с
того колеса. Вижу ночную пустынную улицу. Себя
вижу,
крутящего педали. Юра стоит на обочине. Ждет меня.
Это мой велик.
Полуспортивный. Да. С трещеточкой.
- Алло, Юр. Генка Савицкий тоже ведь астматиком был. Он
на
Домбрабатском кладбище. Где и ты. Андрей тебе
хороший
памятник поставил. Там всегда цветы Наташи.
Звонок в ночи. Тревожный вестник бед.
Но трубку взяв, я вдруг услышал ясно,
как тихо Генка где-то засмеялся,
как Юрка крикнул весело: - Привет!
Вы что, друзья? Ведь вас на свете нет.
Вернуть вас к жизни - все мольбы напрасны.
Зачем же в эту ночь из дней прекрасных
летит дымок от ваших сигарет?
Ну в чем я перед вами
виноватый?
Что не добыл для вас билет обратный?
Что я один живу на пустыре?
Уж лучше, видно, тоже лечь под камень,
чем водку пить на пасмурной заре
и плакать над короткими гудками.
До боли в пальцах сжимаю трубку своего кнопочного телефонического аппарата:
- Алло! Юра! Юра!.. Алло!..
И словно сквозь
пересвисты метеоритов и рев комет доносится до меня из неведомого далека:
- Старик, перезвони позже.
Вот такое письмо
получил я из города моей юности, который запомнился тенью каштанов, запахом шашлыков, шелестом
фонтанных струй, раздраженным треньканием трамваев, и который ни с каким
другим
спутать я не смогу. Вообще каждый город, даже едва угадываемый на
крупномасштабной карте, имеет некий свой, только ему присущий, знаковый символ. А то и не один. Были
они и у Ташкента - куранты, "чучело" на сквере, базар в старом
городе, парк имени Тельмана и еще поэт Файнберг.
Куранты соорудили в центре Ташкента в 1947 году как
монумент в честь победы в Великой войне. Архитектурно их стела, которую
венчают
часы с боем, была выполнена в традициях сталинского ампира. Но не это
главное.
Куранты имели тайну, о которой мало кто знал, а знающие предпочитали
помалкивать.
В 1945 году в Ташкент с фронта возвратился сержант Семен Кац,
ставший впоследствии отчимом моего близкого приятеля Олега, в меру пьющего, но зато крепко гулявшего,
который зарабатывал на жизнь писанием
диссертаций о выведении новых сортов хлопчатника, разведении тонкорунных
овец и
других агропромышленных премудростях. Помню, перед отлетом на свою историческую родину из аэропорта Шереметьево, он заехал ко мне
в
Москве проститься.
- Ты знаешь, - сказал Олег теперь уже
в
ставшим давней историей 1990 году, - у меня такое чувство, что мы больше не
увидимся.
- Увидимся, - успокоил я его.
- Думаешь? - посветлел взглядом он. - Хорошо бы. Если
это
случится, то я диссертацию тебе подарю. По осеменению крупнорогатого скота.
У
меня одна осталась. Ну а защитить ее пару пустяков.
- Спасибо, - искренне поблагодарил я друга. - Я
тоже что-нибудь тебе подарю.
- Только не говори, что. Обожаю сюрпризы, -
посерьезнел Олег.
- А я еще и сам не знаю, - успокоил я его.
.Недавно Олег перебрался из Израиля в Австралию, так,
что
вручение моего подарка передвигается еще на
несколько
тысяч километров. Но не в этом соль, а в Олеговом
отчиме дяде Семене.
С фронта, как известно, все везли трофеи. Привез трофей
и
сержант Кац, бывший по гражданской своей профессии
часовым мастером.
В одном из бранденбургских городов, кажется в Нойруппине, он с помощью подъемного крана и
друзей-приятелей снял с местной лютеранской церкви часы и погрузил их на
платформу, которую прицепили к составу, отправляющемуся на родину.
Летом 46-го платформа каким-то чудом добралась до
столицы
Узбекистана, и бывший сержант Кац приступил к
осуществлению разработанного им плана, а именно
- реализации часов местным властям. Свое предложение он мотивировал тем, что у такого во всех
отношениях прекрасного города нет своих собственных часов. И это непорядок,
ибо, во-первых, они Ташкент украсят, а во-вторых, каждый трудящийся, который
пока не обзавелся хронометром,
навсегда
избавиться от необходимости отвлекать прохожих вопросом типа: "Скажите,
пожалуйста, а который час?"
Власти бывшего сержанта выслушали, похвалили, но
покупать
его трофей отказались, сославшись на отсутствие свободных денег в городской
казне. Кац конечно же
расстроился, вспоминая сколько чего всякого пришлось ему вытерпеть, пока
часы
добрались до Ташкента. И не то с
горя,
не то в отчаянии, а по одной из версий из чувства лютого патриотизма решил
взять и подарить их городу. Правда, с условием, что рядом с местом, где их
установят, будет его часовая
мастерская,
а еще он получит право заводить их
раз в
неделю.
Власти подумали и согласились. И все было хорошо, ибо
дядя
Семен заводил часы не безвозмездно, а за сто рублей в месяц (тогда это были
деньги), плюс мастерская, в которой
никакие проверяющие и контролеры,
по понятным причинам его не беспокоили. Плюс авторитет,
гарантирующий почетное место в
президиумах собраний.
- А представляете, чем бы все закончилось, если у меня тогда часы купили? - спрашивал иногда у своих
знакомых и
клиентов Семен Кац.
- Что? - с той же интонацией интересовались
они.
- А ничего, - хохотал Кац,
поднимал рюмку и произносил свой традиционный тост, мол, выпьем же друзья за
то, чтобы у нас все было, но нам за это ничего не было!
Но вот однажды над Кацем сгустились тучи, а в куранты едва не
угодила
молния.
В столицу Узбекистана с официальным визитом прибыла
делегация из братской ГДР, члены которой в ходе экскурсии по "жемчужине
советского Востока" узнали в курантах, к которым их торжественно доставили
на
"Чайках" и "Волгах" родные часы, снятые с их чем-то знаменитой кирхи. Ах, как было неприятно.
Вмешалась Москва и лично Шараф Рашидович (Ш.Р. Рашидов в описываемый период являлся первым
секретарем ЦК Компартии Узбекистана -
А.Ф.) которые уладили назревший конфликт, пообещав немецким братьям
не
то дополнительный эшелон с хлопком, не то
партию бухарских ковров, которыми можно было устлать полы чуть ли не
всех лютеранских церквей Бранденбурга.
Естественно, эта "братская сделка" хранилась в глубочайшей тайне,
а
с отчимом моего приятеля была проведена соответствующая беседа.
Следующий символ города - "чучело" находилось совсем рядом с первым. Это была огромная голова Карла
Маркса, с развивающейся гривой волос и всклокоченной бородой. Но под этим
своим
именем, которое, кстати, тоже псевдоним, фигурировал он исключительно в
справочниках и путеводителях. Народ
упорно называл основоположника "чучелом" и реже
"Карлой-Марлой".
Естественно, символом он был не потому, что написал "Капитал" и
взбудоражил
пролетариат, а потому, что стоял в центре сквера, в котором обожали
встречаться влюбленные и футбольные
болельщики.
О другом символе - базаре в старом городе говорить не
буду, ибо кто, пусть даже мельком, хотя бы раз видел его - не забудет
никогда.
Еще один символ - парк культуры и отдыха имени Тельмана
был, пожалуй, старейшим и самым уютным в Ташкенте. Его заложили еще до
революции по распоряжению тогдашнего генерал-губернатора Туркестанского края
Константина фон Кауфмана.
На его аллеях в
тени акаций, каштанов, лип, сосен и уксусных деревьев регулярно собиралась
особая публика, и царила особая, как говорила моя приятельница Наталья
Нурмухамедова "интеллектуальная атмосфера".
Здесь в уютных и благожелательных
павильонах всегда можно было выпить кружку-другую прохладного пива и
заказать изумительный по вкусу шашлык. А, скажите, что может быть
прекраснее,
когда ты еще не обременен мыслями о холестерине, а о существовании налоговой
декларации даже не
догадываешься?
Так вот все эти достопримечательности вместе и каждая в
отдельности были в той или иной степени связаны с поэтом Файнбергом.
Именно здесь он читал свои стихи, знакомился с женщинами, выпивал с
друзьями, дебоширил, и если того требовали обстоятельства бил
оппонентам морды. Его здесь знали все, и он всех знал. Он
нигде
официально не служил и поэтому по утрам, когда весь советский народ трясся в
автобусах, стоял у кульманов,
мартеновских печей или собирал очередной урожай, неторопливо прогуливал
своего
пса. При этом в одной руке он держал
поводок, а в другой - сиреневую
сетку, с
раскачивающейся в ней бутылкой водки,
прикрытой пышным пучком зеленого лука и узбекской лепешкой.
Но вот когда к нему вдруг являлась Муза, то он
моментально
и намертво завязывал. У жены Инны,
которая преподавала в местной партшколе,
отбирался ключ от входной двери, а сама она отправлялась жить к
матери.
Файнберг усаживался за
пишущую
машинку и начинал истово творить, не отвлекаясь даже на то, чтобы
спуститься к киоску и купить себе
любимых сигарет "Прима". Их вместе с укутанной в пуховый платок
кастрюлей с
обедом, приносила Инна. Она коротко звонила в дверь, молча вручала передачу
и
исчезла.
Но вот наступал день, когда ближайшие друзья, просто
знакомые, а также широкая общественность оповещались - доступ к телу Файнберга снова открыт. Работа над циклом стихотворений
(сценарием фильма, поэмой или чем-нибудь еще в этом роде) завершена! А
значит
по утрам на Асакинской (старое название одного из центральных районов Ташкента - А. Ф.) все
желающие могут лицезреть нашего аполитичного кумира с приволакивающей от старости задние лапы
овчаркой на поводке, и неизменной
сиреневой авоськой, в которой раскачиваются "пол банки".
Пишу эти строки,
а
в памяти гурьбой, спеша, и расталкивая друг друга, возникают все новые
воспоминания нашей местами довольно
таки разухабистой
жизни. Например, как Файнберга принимали в Союз
писателей СССР.
В то далекое время, по выражению моего приятеля - драматурга Исфандияра "удостоверение члена СП было чем-то вроде
дворянского титула в дореволюционной России".
Впрочем, кому я рассказываю? Те, кто постарше и сам помнит, ну а молодежи это вроде уже и ни к чему. Так вот, выпустил Саша
пару
стихотворных сборников, написал
сценарий
мультяшки и подал заявление в Союз. "А как же
квота? - спросите вы. - Ее что в Узбекистане не существовало? Или папа Файнберга
был
очень заслуженным человеком с хорошими связями и увесистым,
кошельком?" Нет, друзья, квота там существовала, а вот папы у Файнберга не было. Поэтому пришлось решать ему эту
проблему, опираясь исключительно на собственные силы и личную
смекалку.
Где-то за месяц до заседания секретариата Союза
писателей
Узбекистана, на котором должно было рассматриваться его заявление, он зашел
к
народному поэту республики, Герою Социалистического Труда, личному другу
Шарафа Рашидова драматургу и поэту Уйгуну,
с сыном которого Аликом дружил и пил водку. Разговор,
состоявшейся между ними, я передаю со
слов живущего ныне в Аугсбурге профессора, доктора химических наук Льва
Юкельсона, который в описываемый период был в их компании третьим.
- Дядя Рахматулла, можно к
вам,
- приоткрыл дверь кабинета живого классика
Файнберг.
Уйгун, значившейся в паспорте
Рахматуллой Атакузиевым,
приподнял голову от рукописи, улыбнулся и приглашающе
махнул рукой.
- Конечно, Саша, заходи, дорогой.
Файнберг замер у
порога.
- Заходи, заходи, - поманил его Уйгун,
- чай будешь?
- Нет, спасибо, дядя Рахматулла,
чай я не буду.
- Вай! Что такое?! - поразился
Уйгун. - Водку хочешь?
- И водку не хочу.
- Кто-то умер? - озаботился классик. - С Аликом что-то?
Опять, понимаешь, кто-то беременный от него?
- Никто не умер, дядя Рахматулла
и у Алика все в ажуре - беременных нет. А вот у меня, - Саша прервал фразу и
в
сердцах стукнул кулаком по дверному косяку. - Короче, дядя Рахматулла,
вы можете одолжить мне деньги?
- Ой, напугал, ой напугал, - запричитал Уйгун. - Конечно, займу, если хочешь - подарю. Сколько
тебе, говори, пожалуйста?
- 120 рублей, -
сказал, краснея Файнберг,
- Я вам с первого гонорара. Поверьте.
- Эй, Саша, - возмущенно махнул на него классик. - Какой такой гонорар-монорар?!
Может тебе двести нужно? Так и скажи. Когда сможешь - отдашь, хоть через сто
лет.
- Нет, дядя Рахматулла, - с
первого гонорара. И никак иначе. Умеешь брать - умей отдавать. Так, кажется,
гласит народная мудрость?
- Нет, не так. Народная мудрость гласит:
Хоть мудрец - не скупец и не копит
добра,
Плохо в мире и мудрому
без
серебра.
- Это ваши строки? - с восхищением в голосе
спросил Файнберг
- К сожалению, не мои.
Это
слова великого Хайяма.
- Ну да, конечно, - встрепенулся Файнберг.
- Я вспомнил. Этот рубайат,
заканчивается, кажется так:
Под забором фиалка от нищенства
никнет,
А богатая роза красна и щедра!
- Молодец, Саша, правильно цитируешь. Ну а сейчас, -
протягивая руку к металлической
шкатулке, выполненной под Палех, сказал Уйгун, -
получай свои 120 и, пожалуйста, не отягощай нашу
дружбу воспоминаниями об этом незначительном одолжении, которое я с радостью
для тебя сделал.
- Эх, дядя Рахматулла, вы
даже
не представляете, как меня выручили, - сказал Файнберг
и, пятясь, покинул кабинет классика.
Затем пару раз они встречались в коридорах различных
присутственных мест, в здании Союза писателей Узбекистана, на книжной
выставке
и каждый раз Файнберг напоминал Уйгуну
о долге и о том, что вот-вот отдаст его. Закончилось это тем, что последний даже рассердился:
- Пусть это будет нашей тайной, - строго сказал он
Файнбергу. - И больше о деньгах не вспоминай. Тоже нашел
долг - сотня с двадцаткой. Разве это деньги, достойные внимания мужчин?
- И то, правда, - согласился Файнберг.
Наконец наступил день, когда на заседании правления
Союза
писателей Узбекистана в кругу прочих
рассматривался вопрос и о
приеме
новых членов. Дошла очередь до Файнберга. Он переступил порог просторной комнаты, в
одно из окон которой хорошо было видно основание курантов, а в другое - затылок "чучела", и замер в
нерешительности.
- Заходи,
заходи,
Саша, - увидев его, радостно закричал Уйгун, -
только
смотри, о нашей тайне ни слова!
Услышав эти его слова, некоторые из членов правления
аж подпрыгнули, ибо даже представить себе не могли, что у безвестного и никому
не
нужного, как им казалось Файнберга, мог оказаться
такой могущественный друг. А Уйгун тем временем
откинувшись на спинку стула, медленно
и
со смаком отхлебнул из пиалы глоток зеленого чая, а затем улыбчивым взглядом
обвел присутствующих:
- У меня, товарищи, к поэту Файнбергу
нет вопросов. Мы с ним в последнее время день через день беседуем, поэтому
вы
сами его спрашивайте.
- А у нас, товарищ Уйгун, в таком случае тоже нет вопросов, -
произнес
кто-то робко. - Есть только предложение - принять.
- Поддерживаю, - вскинул правую руку Уйгун,
а указательный палец левой осторожно поднес к
сомкнутым губам и подмигнул Файнбергу.
Так Саша стал членом Союза писателей СССР. А благ это,
напомню, в то благословенное время давало массу. Например, не ходить на службу, а объявить себя свободным
художником и ездить в творческие командировки. Их, командировок, у Саши было
не
так чтобы много, но зато все они были с
приключениями. Расскажу о самом безобидном из них.
Где-то в середине 80-х
прошлого века, аккурат за несколько месяцев до принятия знаменитого антиалкогольного Указа,
отправился он в Москву проведать своего старинного приятеля Александра Бизяка, который преподавал там во Всероссийском государственном институте кинематографии.
Ну а встретившись, они вначале обрадовались, потом обнялись
и
тут же принялись отмечать это событие, благо жена и дочь Бизяка
были на даче.
Но перед тем как
опрокинуть первую рюмку хозяин, придержав Файнберга
за руку, сказал:
- Саня, мне сегодня звонить будут. Много и настойчиво,
так
ты, пожалуйста, трубку не бери.
- А кто тебе будет звонить? - спросил Файнберг. - Телки?
- Нет, с кафедры. Завтра мы на картошку должны ехать, а
я,
как думается (при этом он обвел рукой плотно уставленный бутылками с водкой
и
пивом стол), не смогу.
- Не боись! - успокоил
его
Файнберг. - Я и дома телефон беру через раз.
Ну а потом они выпили по первой, по второй, по
третьей. Стали вспоминать Ташкент, Чимган,
Бричмуллу, другие милые их сердцу места. Выпили за
университет, в котором учились, за боевых подруг и верных товарищей. А потом
загадали по желанию, записав их суть на листках
бумаги, которые подсунули под еще непочатую бутылку водки. Мол, через час проверим - сбудется или нет, а
если
сбудется, то чье. И в этот самый момент зазвонил телефон.
- Але, дежурный по квартире Бизяка
на проводе, - схватив трубку, выпалил Файнберг. -
Понял, передаю, - уже не столь радостным голосом произнес он.
По ходу разговора Бизяк
трезвел и одновременно мрачнел.
- Ведь я же просил тебя, Саня, - сказал он, со злостью
швыряя трубку на рычаг. Ведь я же говорил - аврал на картошку. И что мне
теперь
делать?!
Вместо ответа Файнберг
вытащил
свою бумажку с желанием, развернул ее и молча протянул другу.
"В течение часа позвонит твоя подружка, которую мы
уговорим прихватить еще одну, дабы разделить наше скромное пиршество", -
прочел вслух Бизяк.
- Да, я думал, что это она, но, как видишь, ошибся, -
снова наполняя рюмки, сказал Файнберг. - Но,
ничего,
не дрейфь. Придумаем что-нибудь.
- Что придумаем?! - с тоской в голосе воскликнул Бизяк. - Мне ведь теперь не отвертеться.
Если я завтра не явлюсь -
хана.
- Успокойся и отвечай на вопросы, - опрокинул рюмку
Файнберг. - Итак, во сколько отправление автобусов или
на
чем вы там едите?
- На автобусах, в 8.00.
- Откуда?
- От здания института.
- Кто ответственный за явку?
- Кто-то из профкома.
- Кто конкретно?
- Не знаю, и они меня не знают. Там список и всех
галочками будут отмечать.
- Понятно, - сказал Файнберг,
снова наполняя рюмки. - Это облегчает
ситуацию. Я прокололся - мне и отвечать. Завтра на картошку поеду
я.
- Как?! - вскричал потрясенный Бизяк.
- Очень просто, на автобусе. Представлюсь, что я это ты
и
поеду. А потом вернусь, и мы продолжим.
- Нет, - запротестовал Бизяк,
- так не годится. Ты - гость. Поэтому.
Спорили они долго и безуспешно, пока не то усталость,
не
то переживания и алкоголь не сморили хозяина, и он не уронил свою лысеющую
голову прямо на стол.
Файнберг глянул на часы,
перетащил тело друга на диван, выкурил сигарету и стал готовиться на
картошку.
. К зданию института он прибыл как раз к сроку. И
подойдя
к полной женщине в мохеровой шапочке и болоньевой куртке, вокруг которой
толпились люди,
спросил:
- Вы на картошку отмечаете?
- Да, - мельком глянув на него, ответила она. -
Фамилия, пожалуйста.
- Доцент Бизяк Александр,
-
сказал Файнберг.
- Хорошо, - сказала женщина, - занимайте место в
автобусе номер 6.
Вздохнув, Файнберг поднялся в
автобус, оглядел сидевших в нем людей, которые в свою очередь молча и
пристально стали рассматривать его, и почему-то раздумал ехать на сбор
урожая.
Он спрыгнул на мокрый после недавнего дождя асфальт, и, убедившись, что
женщина
в мохеровой шапочке занята разговором с мужчиной райкомовского вида, отошел
в
сторону. Осматриваясь и соображая - в какую сторону лучше двинуться, Файнберг
вдруг увидел гастроном. Не попытать в нем счастья, как вы догадываетесь,
было выше его сил.
Но тут я должен сделать маленькое отступление и
напомнить,
что в те годы, практически во всех городах и селах СССР, реализация
алкогольных
напитков начиналась с 11.00. Это - официально. Ну а неофициально, то есть из
под прилавка, их можно было взять всегда. Главное
знать - как и у кого? Ну а Файнберг в этом
вопросе был форменным Эйнштейном.
Поиски грузчика, который после короткого обмена
любезностями, принес бутылку водки, дюжину пива, а также пару вобл, заняли у
него минут двадцать. Потом они распили с ним по бутылке пива, и Файнберг неторопливым шагом отправился будить
тезку. По пути он стал размышлять, как удивится Бизяк этому "улову" и как
чудненько они начнут день, когда кто-то с криком:
"Где
вы шатаетесь, товарищ Бизяк!", грубо схватил его за рукав.
От неожиданности Файнберг
едва
не выронил черную дорожную сумку со сломанной
"молнией", сопровождавшую его во всех командировках.
- Где это вы пиво набрали?! - еще громче вскричала
женщина
в мохеровой шапочке, (а это оказалась именно она), указывая пальцем на
приоткрывшуюся от вздутия пивом сумку - Да и сами вы кажется
пьяны.
А произошло следующее. Файнберг
задумался и машинально двинулся к
станции метро через площадь перед
институтом где, естественно, наткнулся
на строгую женщину, ведающую учетом картофелекопателей.
- Вы что не видите, вас люди ждут, - продолжала
женщина. -
Ведь вы доцент кажется, а с пивом разгуливаете. Отдайте сумку.
- Да пошла ты подальше, - вдруг озлился Файнберг. - Иди
и
сама себе купи. Сумку ей, понимаешь, отдай.
- Товарищи, товарищи! - заголосила женщина в мохеровой
шапочке. - Он меня оскорбил! Сюда! На помощь!
- Уберите от меня эту сумасшедшую! - тоже заорал Файнберг. - Или вы здесь все из
Кащенко? (имелась
в виду московская психиатрическая лечебница им. Кащенко, ныне им. Алексеева - А.Ф.).
- Милиция, милиция! -
закричало несколько активистов, сгрудившихся вокруг Файнберга.
Впрочем, к месту происшествия уже спешили сотрудники правоохранительных органов.
- Быстрее сюда, - метнулся к ним Файберг,
- Это женщина - сумасшедшая. Ее нужно нейтрализовать!
- Сам вы сумасшедший, - завопила женщина в мохеровой
шапочке. Бесстыдник! С утра глаза залил! Я на вас
рапорт напишу!
- Успокоились, - строгим голосом обратился к
присутствующим старший сержант. - Что здесь происходит?
- Это, - указала женщина на Файнберга,
- доцент Бизяк. Из-за него мы задержались с
отправкой
на уборку картошки. А он еще и оскорбил меня, и, как видите, явился с
пивом.
- Пройдемте, пожалуйста - строго глянул на Файнберга старший сержант.
- Может быть, вы прежде документы у меня проверите, -
не
двинулся тот с места.
- Будьте спокойны, проверим.
- Нет, вы сейчас их проверьте, а заодно вот у этой
дамы,
которая на гостей столицы
набрасывается,
- с пафосом сказал Файнберг. - Мы, если не
ошибаюсь,
пока в СССР живем, а не в Кампучии и принудительный сбор бататов, маиса,
равно
как и картофеля, у нас не узаконен.
- Вы говорите, да не заговаривайтесь, - вступил в
разговор
другой милиционер с нашивками младшего сержанта. - Где это вы здесь Кампучию
с
бататами увидели?
- Начнем с того, что я никакой не доцент Бизяк, а поэт
Файнберг. - медленно, едва не по слогам, произнес
Александр. - Более того - я постоянно
проживаю в городе Ташкенте, и вчера приехал в Москву в командировку,
выписанную Литфондом при Союзе
писателей
Узбекистана. А вот эта женщина с группой сообщников, - ткнул Файнберг пальцем в потерявших дар речи от возмущения
активистов-кинематографистов, - насильно пытаются меня вывезти на сбор
урожая.
И если у вас на улицах без разбору
хватают людей и запихивают их в
автобусы, то у вас не Кампучия, а Чили черных полковников.
- Черные полковники были в Греции, - поправил его
старший
сержант. - Хватит паясничать, пройдемте.
Но Файнберг уже извлек из
нагрудного кармана куртки паспорт, сложенное вдвое командировочное
удостоверение и протянул их ему со словами:
- Прочтите, и знайте, что обо всем этом безобразии я
буду
писать не поэму, а фельетон!
Сержант с ухмылкой взял, протянутые документы, раскрыл
их,
и на какое-то время потерял дар речи. Потом тоже самое
произошло с другим милиционером. Ну а даму в мохеровой шапочке пришлось
отпаивать валокордином.
- Успокойтесь, - сказал, прощаясь с ними через
некоторое
время Файнберг, - мы, ташкентцы,
особенно те, кто пережил
землетрясение, люди великодушные.
Поэтому фельетона не будет.
Без приключений добравшись до
многоэтажки, в
которой обитал Бизяк,
Файнберг долго и настойчиво давил на кнопку
звонка. Одновременно с этим он вполголоса поругивал себя, ибо забыл в
квартире
ключи, и задуманный сюрприз, -
выставить
перед спящим другом пиво с водочкой,
а
уж потом разбудить его, сорвался.
Наконец дверь распахнулась
и пред ним предстал всколоченные Бизяк.
- Здравствуй, козленочек, - запел Файнберг.
- Я твоя мама, я тебе пиво с водочкой принесла!
- Уф, - ответил Бизяк.
-
крепко мы вчера. А сколько времени?
- Утро красит нежным светом стены древнего Кремля, - сменил мотив и xтональность Файнберг.
- А я думал уже полдень, - ответил Бизяк.
И вдруг тревога тенью легла на его чело, да так резко и контрастно, что даже разгладила морщинки на щеках - А
картошка? Что с ней?!
- Не волнуйся, -
отодвигая друга плечом, сказал Файнберг. -
Все
в ажуре. Лично был, лично отметился, лично проводил.
- Точно? - усомнился Бизяк.
- Обижаешь, - насупился Файнберг.
- Меня весь твой институт видел.
- Почему весь? - насторожился Бизяк.
- Ну не весь, а почти, - буркнул Файнберг,
- извлекая из сумки бутылки.
А спустя ещё один день, в понедельник, у доцента
Всероссийского государственного
института кинематографии Александра
Бизяка начался один из самых кошмарных периодов его
жизни.
И трудно сказать, чем бы все завершилось, если не его лжесвидетельство - мол, никакого поэта
Файнберга знать не знаю, а в "картофельную" субботу
элементарно проспал. Что, впрочем, было правдой.
Ну а завершая этот рассказ я
думаю - как хорошо, что у меня был и есть такой друг, как Саша Файнберг.
Что же касается глобуса Луны, который подарил ему Юра
Кружилин, то теперь, думаю, можно открыть тайну. Зная,
как Файнберг любит все таинственное и загадочное, мы с Кружилиным придумали страшно занимательную, как нам
тогда
казалось, историю о похищении им у меня этого самого глобуса. История
забылась,
а вот глобус, как воспоминание о той навсегда ушедшей жизни,
остался.
Мюнхен
Проголосуйте за это произведение |