Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры
13.I.2008
ЗАГАДКИ НЕМЕЦКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Загадка
первая:
Где купить энциклопедию?
Узнав
о том, что вышел и скоро появится в продаже третий (последний) том
энциклопедии
"Немцы России" я испытал чувство
схожее с восторгом, обуявшим матроса корабельной команды Христофора
Колумба, первым увидевшим туманные очертания далекого континента, названного
позже Америкой.
Дело
в том, что стартовый том этой энциклопедии был напечатан еще в 1999 году. Спустя пять лет, когда многие
потеряли надежду дождаться продолжения, появился второй. Ну а потом поползли
упорные слухи, что денег больше нет, что проект закрыт и вообще тема
российских
немцев исчерпана. И вот на тебе -- третий том. Более того, в дополнение к нему вроде бы
напечатан даже энциклопедический словарь "Немцы России. Населенные пункты
и
места поселения".
Отлично,
подумал я и набрал телефонный номер берлинского книжного каталога
"Геликон",
в котором заказывал первые два тома.
-
К сожалению, ничем помочь вам не можем, - огорошила меня директор фирмы
Светлана Светикова. --
Десять
энциклопедий, которые мы доставили из Москвы,
были моментально распродали.
-
Ничего страшного, готов подождать, - сказал я.
-
Не ждите, - вздохнула Светлана. -- В Москве нам
объявили, что больше не дадут ни единого экземпляра.
-
Кто это вам
объявил?
-
Сотрудники общественной Академии наук российских
немцев.
-
Ну да, правильно, - вспомнил я, -- ведь эта Академия как раз один из
издателей энциклопедии. Но почему они
не
хотят ее продавать? Не понимаю...
-
Они утверждают, что делать им этого нельзя, в смысле продавать, так как
выпуск данной энциклопедии,
профинансированный
германской стороной, носит не коммерческий, а благотворительный характер.
Поэтому энциклопедии они обязаны раздавать бесплатно.
-
Отлично, - приободрился я. -- Пусть в таком случае
подарят, тем более что пересылку я вам или им оплачу и еще
добавлю.
-
Иш, размечтались, - хохотнула Светлана. -- В Академии нам объяснили, что дарить эту
энциклопедию
они могут исключительно немцам, являющимся гражданами России. А я русская и
живу в Германии.
-
То есть, никаких шансов получить
третий
том, у меня нет?
-
Есть, но при условии, если вы лично явитесь в Академию. Может быть, вам
сделают
исключение.
-
Понятно. Но неужели, допустим, живущие в Омске или в Красноярске должны за третьим томом тоже ехать в
Москву?
-Нет.
Теоретически в регионы, где действуют культурные центры российских немцев,
третий том
отправляют почтой. Но на это, как мне сказали, нет
денег.
-
Ну и что же делать?
-
Не представляю, - помолчав, ответила Светлана. --
Первый
и второй тома энциклопедии "Немцы
России" через наш каталог заказало порядка пятидесяти человек. И все они,
как
и вы звонят, удивляются, возмущаются...
Действительно,
в наше время, когда что-либо продать во сто крат сложнее, нежели купить
поверить
в ситуацию, описанную руководителем
"Геликона"
трудно. Поэтому, завершив разговор со Светиковой,
я
позвонил в германский книжный каталог "Золотая библиотека русской
книги". Потом набрал номер их коллег из каталога "Экспресс-книга". Результат
тот
же -- третьего тома энциклопедии нигде не было.
Впрочем, как и первого со вторым.
Что делать? -
размышлял я, тем более что с каждым отказом стремление
заполучить третий том во мне только
крепло. -- Ага, нужно позвонить в Штутгарт, в
правление
Землячества немцев из России. Уж там
наверняка знают, как поступить. А может даже книги
из
Москвы получили.
-
Нет у нас третьего тома. Зато интересующихся - много, - вздохнув, ответил член правления Вальдемар
Акст. -- Но ты не
отчаивайся, а позвони-ка, лучше в
саму Академию
наук российских немцев.
Загадка
вторая: Где тираж энциклопедии?
И
ведь действительно: все гениальное просто. Зачем пытаться приобрести третий
том
через кого-то, если можно это сделать напрямую. И я позвонил в Академию. Но
мне
никто не ответил. Ни в первый день, ни во второй, ни в последующие.
Тогда, засомневавшись, может не верный номер набираю, я связался с коллегами. Но
нет, номер московского телефона у нас совпадал, впрочем, как и результат:
они
тоже не могли дозвониться. Тогда я позвонил в приемную Российско-Немецкого
Дома, что расположен на Малой Пироговской,
и в стенах которого наряду с прочими
организациями находится Общественная Академия Наук российских
немцев.
-
Ничем вам помочь не могу, - ответила незнакомая
девушка, -- непосредственного отношения к Академии,
как и к энциклопедии, мы не имеем. Единственно я слышала, что люди
ответственные
за ее выпуск переехали в Германию на постоянное жительство. Но вы не
отчаивайтесь - там кто-то работает... Как с ними
связаться? Не представляю. Я их очень редко вижу...
И
я, следуя совету далекой незнакомки, не отчаялся и снова обзвонил всех тех,
с
кем уже говорил: может, кому повезло,
и
он знает, где и как приобрести третий том. Но нет, везучих
среди них не оказалось. Тогда в надежде, что книги разосланы по
регионам, я позвонил во Всероссийский центр трудармейцев
в Барнаул Александру Дитцу, потом в областную
Новосибирскую организацию "Видергебурт" Генофефе Думрауф, Томскую
областную организацию
"Видергебурт"
Эрнсту Вольфу, Калининградский
российско-немецкий
дом Виктору Гофману... И снова мимо - энциклопедий
они
не получали. Так, где же они? Куда подевались, как было объявлено, четыре с
половиной тысячи напечатанных и сброшюрованных томов?!
Как
я знал, в выпуске "коллективного
труда
ученых России, Германии и ряда других стран", наряду с Академией
общественных
наук российских немцев участвовало Общество по техническому сотрудничеству
(GTZ
GmbH), которое в рамках федеральной программы
поддержки немецких национальных меньшинств
МВД Германии фактически финансировало
этот проект. В нем также участвовали
Министерство иностранных дел ФРГ и
Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Первое --
деньгами,
а второе поддерживало проект в
основном
морально. Но вот в какой отдел этих
"семи
нянек" обратиться, дабы выйти на след третьего тома? Может, не мудрствуя
лукаво прямо в приемные первых лиц?
От
этих размышлений меня отвлек телефонный звонок историка историка и журналиста Иосифа Шляйхера
.
-
Ну что, Александр, энциклопедию нашел?
-
Нет, но поиск продолжаю.
-
Если не найдешь, не расстраивайся. Ее разместили в режиме ПДФ в Интернете.
-
Спасибо! -- поблагодарил
я Шляйхера. А к вечеру позвонил другой приятель и сообщил, что
подарит мне третий том:
-
Где и каким образом он мне достался, лучше не спрашивай. Все равно не скажу.
И
еще, пожалуйста, если кто будет спрашивать, откуда у тебя этот том, не
говори,
что от меня.
-
Почему? --
удивился
я. -- Пусть страна и граждане знают
героев, дарящих энциклопедии.
-
Не нужно им знать. Эти граждане потом из меня всю кровь выпьют. А я всего
два
тома достал.
-
Где?
-
В Москве. А вот у кого - не важно.
-
Ну что ж, большое тебе спасибо. С меня причитается.
-
Как-нибудь сочтемся. Подаришь мне к юбилею бутылку 90-градусного
австрийского
рома.
-
А такой разве есть?
-
Нет.
-
Так как же я его тебе подарю?
-
Да никак. Пошутил я. Ничего мне не надо...
Итак, трехтомник "Немцы России" (Немцы России. Энциклопедия. М., 1999, Т.1. стр. 822; М., 2004,
Т.2. Стр. 747; М.2007. Т.3. Стр. 893.) у меня
теперь
в полном комплекте.
В
перспективе может энциклопедический словарь, выпущенный в
дополнение к ней, появится. Иными
словами зыбкая, призрачная надежда обрела конкретную прямоугольную форму
синего
цвета и заняла подобающее место на книжной полке. Но вот особой радости от
всего этого я почему-то не испытываю.
Загадка
третья:
будет ли допечатан тираж энциклопедии?
Проведя
тщательное журналистское расследование, я так и не выяснил: почему
трехтомник "Немцы
России" не появившись на прилавках
книжных магазинов или в культурных и прочих центрах российских немцев, стал
библиографической редкостью? Если его
не
продают, а дарят, то
сколько человек получили этот презент? Кто конкретно был и остается ответственным
за распространение энциклопедии? Собираются ли
сделать допечатку тиража, и сколько экземпляров было напечатано в
действительности? Меня также
продолжает
волновать вопрос: Появится ли немецкоязычный вариант трехтомника, тем более что десятки, если не
сотни тысяч молодых российских немцев уже с трудом или вообще не читают
по-русски, но при этом хотят знать историю своей этнической группы? А кто
решил, что местным, т. е. германским немцам не интересна наша история?
Но
чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно их кому-то адресовать? Кому? Правительству Германии? А
может министерству внутренних дел,
ведающему вопросами этнических немцев, возвратившихся на родину предков?
Но кто направит это письмо? Ясно, что не я,
ибо никого кроме себя не представляю. Тогда кто?
Впрочем,
как бы то ни было, но выход энциклопедии "Немцы России", включающей
более
четырех тысяч статей касающихся различных аспектов истории, современности,
этнографии,
религии, экономики, культуры, политики и судеб конкретных людей следует
признать одним из значительнейших событий в жизни нашего народа. Ведь ничего
подобного о российских немцах, если не ошибаюсь, никогда и нигде под одной
обложкой не публиковалось.
Пытаться пересказать содержание этого
фундаментального труда, в реализации которого приняли участие специалисты из России, Германии, Украины,
Финляндии, Казахстана, Израиля, Эстонии, Швейцарии, США, других стран
довольно
сложно. Тем более, что хотя озаглавлена энциклопедия "Немцы России",
статьи, помещенные в ней, повествуют о жизни российских немцев также в
Казахстане, Киргизии, Украине, Узбекистане и других территорий, входящих в
состав СССР, а раньше - Российской
Империи. Это, несомненно, повышает
статус работы и делает ее
привлекательной для более широкого круга читателей. Иными словами, если
действительно отпечатано 4,5 тысячи экземпляров третьего тома, то
необходима допечатка, ибо, как уже отмечалось, ни днем, ни ночью, ни с огнем, ни без
него,
ни в Германии, ни в России обнаружить этот том, ох как сложно. А, кроме того, непонятно, почему первый и
второй тома энциклопедии вышли тиражом 5500 экз., а вот третий на тысячу меньше?
Загадка четвертая: почему не упомянут "геноцид",
"германофобия"
"реабилитация" и кое-что еще?
Давно подмечено: не бывает энциклопедий, в которых
есть все, и что критиковать всегда легче,
нежели созидать. Естественно, я помню об этом, но никак не могу найти объяснение, почему в энциклопедии "Немцы России"
отсутствует слово "геноцид"? Точнее статья, объясняющая этот термин?
Сразу же оговорюсь - лично я далек от
стремления
однозначно утверждать, что в середине ХХ века российские немцы были
подвергнуты геноциду, как, впрочем, и отрицать данный факт. Но молчать, тем
более делать вид, что это не о нас и нас не касается, тоже не лучшее
решение.
Вспоминаю единодушное возмущение, порой излишне
эмоциональное, охватившее, казалось, непримиримых политических противников
из
числа российских немцев по поводу статьи живущего в Саратове доктора
исторических наук, профессора Аркадия Германа "Репрессии как неотъемлемый
элемент политики большевистского режима по отношению к российским
немцам" (впервые опубликована в
сборнике "Наказанный народ", НИПЦ "Мемориал", 1999г.). В этой своей работе один из членов редакционной коллегии
энциклопедии "Немцы России", в частности писал: "Необъективными и
эмоционально односторонними являются утверждения некоторых политиков и историков из среды российских немцев о
том,
что у большевистского режима к советским немцам была особая ненависть, что
по
отношению к ним и к их национально-территориальным образованиям (Республика
немцев Поволжья, национальным районам) проводилась особая политика
геноцида,
сходная той, что проводили германские нацисты в
отношении евреев. Объективные исследования показывают, что
к антинемецким репрессиям правящий режим прибегал лишь
тогда,
когда немцы СССР, становясь, как и другие народы нашего государства,
жертвами социальных экспериментов и
попадая в связи с этим в тяжелое положение, пытались найти выход из него,
используя некоторые специфические черты этноса, имевшего исторические корни
за
пределами страны (это стремление вернуться на историческую родину, апелляция
за
помощью к эмигрировавшим родственникам и знакомым, получение
материальной помощи и моральной поддержки из-за границы и т. д.). Понятно, что на такие попытки немцев советское государство
реагировало крайне негативно, поскольку они дискредитировали большевистский
режим перед мировым сообществом, раскрывая истинное положение дел в
"государстве
рабочих и крестьян", осложняя отношения Советского Союза с Германией и
другими странами, т. е. играли на руку мировому империализму... Депортация и
последовавшие за ней "трудармия" и спецпоселение,
несомненно, причинили немцам СССР тяжелый урон, нанесли глубочайшую
моральную травму. Однако эти явления нельзя назвать геноцидом. Немецкие
граждане
Советского Союза стали жертвами перестраховки, принявшей присущую
сталинскому
режиму грубую форму в условиях суровой и жестокой войны. Вспомним, что
депортации наряду с немцами, в годы войны подверглись десятки народов, что
использование принудительного труда в СССР приняло
практически
всеобщий характер. В "трудармии" отбывали повинность даже
"непровинившиеся"
народы, в частности, казахи, узбеки, киргизы и др., не говоря о десятках
миллионов политзаключенных".
Иными словами доктор Герман высказал гипотезу, что
никакого геноцида в отношении российских немцев не было. Что тотальная
депортация и ограбление, когда в одночасье высланные немцы лишились всего
имущества и денежных накоплений, когда в местах "вечной ссылки" им
создали
ужасающие условия и они гибли десятками тысяч,
когда у родителей насильно отбирали малолетних детей и
отправляли в приюты, меняя фамилии и национальность,
всего лишь некий "социальный эксперимент". А
как
быть с распространявшимся на всех без
исключения российских немцев запретом на выбор места жительства, право
пользоваться родным языком, исповедовать религию предков, получать образование?
С лета 1941 года и вплоть до "хрущевской
оттепели"
Президиум Верховного Совета СССР, советское правительство, Госкомитет
обороны
(ГКО) и республиканские власти издали порядка 100(!) различных "секретны и
"строго
секретных" указов, постановлений и распоряжений, касающихся российских
немцев. Во
исполнении этих директив почти 160 тысяч человек, т. е около 15 процентов от
всей
численности (по расчетам историка
доктора
Виктора Кригера) немецкого
населения
СССР погибло от голода, болезней и непосильного
труда в лагерях и в местах депортации. Справедливости ради замечу, что
наряду с
этими цифрами в печати многократно
высказывалось мнение, прежде всего
людей, прошедших сталинский ГУЛаг, что в годы войны погибло как минимум 300
или
даже 600 тысяч российских немцев.
Впрочем, кроме прямых потерь нужно также
учитывать,
что в результате целенаправленных акций тогдашних властей произошло резкое снижение
рождаемости в этой национальной группе. Более того, многие немецкие дети,
как
отмечалось выше, были отданы в
приюты, а
также в русские и казахские семьи, после того, как обоих родителей
отправляли в
трудовые лагеря. Немецким детям
меняли
имена, фамилии, национальность. И это, подчеркиваю, были далеко не единичные случаи. Ничего
похожего не было сделано ни с одним другим народом СССР.
Подобные действия властей, по мнению ряда
серьезных
исследователей, могут
характеризоваться
как одна из ступеней к фактическому геноциду.
Это признал и российский законодатель в Законе
РСФСР
от 26 апреля 1991 г. (изменен и дополнен 1 июля 1993 г.) "О реабилитации
репрессированных народов", в преамбуле которого говорится: "Обновление советского общества в процессе
его
демократизации и формирования правового государства в стране требует
очищения
всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих
ценностей. Оно создало
благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской
власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам (выделено автором). Политика
произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по
отношению
к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только
репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические
последствия
до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают
опасные
очаги межнациональных конфликтов".
Иными
словами,
против российских немцев вольно или
невольно, но были осуществлены акции, подпадающие под определение
тяжелейшего
преступления против человечества, зафиксированные в "Конвенции о
предупреждении преступления геноцида и наказания за него", принятой ООН 9
декабря 1948 года и ратифицированной СССР 18 марта 1954 года.
В статье 2 упомянутой
Конвенции перечислены признаки, определяющие состав преступления,
именуемого геноцидом. К ним относится
"создание для какой-либо группы таких жизненных
условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение
ее; убийство членов такой группы; причинение
серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой
группы; предумышленное создание для
какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или
частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение
деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной
человеческой группы в другую". И все это стало
вехами нашей трагичной истории, а каждый
пункт
можно вынести в заглавие главы о нашем недавнем прошлом.
Правда, в качестве причины столь жестокого
обращения
с "родными немцами" доктор Герман называет их "апелляцию за помощью к
эмигрировавшим (вероятно в
Германию -- А.Ф.)
родственникам и знакомым, получение материальной помощи и моральной
поддержки
из-за границы". Но эти его фантазии, ведь пишет он, напомню о предвоенном
периоде, я оставлю на его совести.
Что
же касается утверждения, что "в трудармии
отбывали
повинность даже "непровинившиеся" народы", то здесь на лицо явная
терминологическая путаница. Дело в том, что упомянутые им казахи,
киргизы,
узбеки и др. действительно призывались через военкоматы и направлялись для
работы на тыловые военные объекты Урала, Поволжья и в Сибири. Но речь здесь следует вести о
незначительном
числе призывников, которых по физическим, политико-моральным и иным причинам
не
отправляли на фронт. Естественно имущество у них не конфисковывалось,
врагами народа они не объявлялись, их детей с матерями не разлучали,
казармы, в
которых они жили, не опоясывала "колючка" со сторожевыми вышками по
периметру. Да и их статус был принципиально иным, нежели у российских немцев.
Ничуть не сомневаюсь, что доктору Герману хорошо
известно, что репрессии по
национальному
признаку в СССР начались еще в середины 30-х годов минувшего века. Тогда из
приграничных регионов массово были выселены не только немцы, но и корейцы,
финны, поляки, курды, иранцы... Причем режим комендатуры в отношении немцев, резко
ограничивающий их гражданские права, и распространявшейся от младенцев до
глубоких стариков, окончательно был снят лишь в 1956 году. По крайней мере,
эта
дата указана в справке выданной лично мне.
Да, не спорю, в советских лагерях ГУЛАга находились сотни тысяч невинно осужденных
русских, украинцев, белорусов, евреев, узбеков, татар, башкир и представителей других народов
многонационального СССР. Но только российских немцев, а также представителей
некоторых
других "враждебных национальностей" (советских финнов, венгров, частично
болгар и румын) направляли в лагеря
принудительного труда исключительно по национальному признаку.
К сожалению, формат данного очерка не позволяет подробно рассмотреть этот аспект недавней истории. А вот
обстоятельная статья о геноциде со всеми "за" и "против" в энциклопедии "Немцы России" была бы
весьма уместна.
Следующий термин, который также почему-то
отсутствует
в энциклопедии это -- "германофобия", т. е. согласно энциклопедии
Брокгауза
Ф.А. и Ефрона
И.А. (1890 -- 1916гг.)
"предубеждение
и ненависть против немцев и всего немецкого". И
пусть кто-нибудь попытается меня убедить, что в дореволюционной России, а
позже
в СССР и нынешней демократической
Российской Федерации германофобия отсутствовала или отсутствует. Говоря это,
я далек от желания
вспоминать
набивший оскомину призыв
"сталинского
трубадура", многократного лауреата и орденоносца Ильи Эренбурга "Убей
немца!". И без него фактов достаточно. Взять хотя бы такой парадокс: в официальной царской, а затем советской
пропаганде
немцы кайзеровской и гитлеровской Германии объявлялись "врагами",
"оккупантами",
"убийцами", что можно понять. А
вот
свои, т. е. российские немцы, почему-то "предателями",
"пособниками", "вредителями"., что рациональному объяснению не
поддается.
Соответствующее было к ним и отношение. К первым, как к лютым,
но
достойным противникам, ближе к победе - "несчастным
солдатикам", которых злобные кайзер и Гитлер
отправили на фронт. А вот ко вторым исключительно, как к подлым и коварным
изменникам.
Мною собраны примечательные факты христианского отношения простых советских
людей, прежде всего женщин, к пленным немцам. И в то же время известны случаи ничем неоправданной
жестокости таких же простых советских
людей к согражданам - немцам по национальности. Их оскорбляли, унижали,
грабили
и даже убивали. Причем, не спонтанно, в состоянии некого аффекта, а
обдуманно,
спустя многие годы после окончания войны. И все это, подчеркиваю, при совершеннейшем отсутствии фактов подтверждающих подрывную деятельность российских немцев
вначале
против царской России, а затем СССР. Это,
на мой взгляд, как раз и есть германофобия, умело направляемая и
руководимая.
А еще смею утверждать, что не российские немцы стали предателями, в чем их обвиняли в тех самых
ста
секретных постановлениях, указах и директивах, а государство предало своих
граждан немецкой национальности, осудив под
надуманными предлогами только в 1937-38 гг. более 70 тысяч, а затем расстреляв три
четверти
из них. Позже, правда, всех их реабилитировали. Но кому от этой полумеры
стало легче?
Ведь официального извинения от властей мы
так
и не дождались.
Продолжая тему германофобии замечу, что в
годы Второй мировой войны действительно имели место факты
сотрудничества "фольксдойче" с гитлеровцами на оккупированных территориях. А вот объясняется это в значительной степени как раз массивным террором с конфискацией
всего имущества, расстрелами и преследованиями граждан немецкой
национальности,
прежде всего на Украине, в 20-е и 30-е годы. По крайней мере в Первую мировую войну ничего подобного на той же Украине
не
наблюдалось.
Особого разговора заслуживает германофобское
мифотворчество ряда советских, а теперь российских писателей, режиссеров, публицистов. Надеюсь, не со зла, а
скорее
по инерции, упорно продолжают они внедрять в массы
мысли
вроде той, что озвучил в своем "документально-беллитристическом произведении" "Люди с чистой
совестью"
(Кишинев, 1983 г. Изд. "Картя Молдовеняскэ") ныне крепко подзабытый писатель Петр Вершигора:
"Немецкий
колонизатор (имеются в виду российские
немцы-колонисты -- А.Ф.)
любит и
понимает только один аргумент -- палку. Палку в философии, палку в
быту,
палка автоматной очереди, только этот
убедительный аргумент ясен и понятен
колонизаторам до конца". При этом
современные российские литераторы почему-то не задумываются о том, что запускаемые ими вслед за Вершигорой
бумеранги
лжи и ненависти имеют свойство возвращаться, впиваясь и больно жаля
тело их родной России.
Однако, объективности ради, было бы правильным, если в энциклопедию "Немцы
России" наряду с "германофобией" включили
также
термин "германомания", который уже упоминавшаяся энциклопедия Брокгауза
и Ефрона трактует как "преувеличенное
пристрастие ко всему германскому". А что, лично мне с этим, пусть и редко,
но
доводилось сталкиваться. И шуточные слова нашего современника, писателя
Михаила
Успенского из повести "По следам
бременских музыкантов" "Немец обезьяну выдумал, а
луну делают в Гамбурге" вполне созвучны представлениям о
Германии и немцах многих россиян.
Да и в своих, "родных
немцах" многие русские, а
также узбеки, казахи, таджики, татары, с
которыми
мне доводилось откровенно беседовать видят, прежде всего, мастеровых,
ответственных,
умелых, неконфликтных, чистоплотных и надежных людей. Но не даром говорят: что имеешь - не ценишь. После крушения
"железного
занавеса" и массового переезда в
Германию, многие немецкие села на постсоветском пространстве пришли в упадок, а соседи других национальностей уехавших в
"фатерланд"
Фридрихов и Март с
искренним сожалением вздыхают: "Когда рядом жили немцы, был у нас и
порядок,
и достаток, а сейчас сплошная грусть".
А как не упомянуть о том, что уже второй десяток
лет
российские немцы - одни из самых
завидных женихов и невест в бывшем СССР. Будем откровенны - главное их достоинство не внешность, а возможность вывезти супруга
в
благополучную Германию. Но, как говорится, с лица воды не пить. И об этом,
обо
всем тоже нужно писать, ведь это тоже
в
некоторой степени проявление германомании.
Следующий термин,
который почему-то отсутствует в
энциклопедии - "общественно
политическая реабилитация". Ее в России ожидали наши деды и бабушки, отцы и матери,
продолжаем ожидать ее мы. Но, если немцам, живущим
в
России, она необходима чтобы не ощущать
себя более чужаками, людьми
второго сорта, чтобы, поминая
сгинувших
и погибших, сказать, наконец: "Вот видите, справедливость есть и она восторжествовала", то для
других
народов Российской Федерации, прежде всего русского народа, она необходима
скорее
для морального очищения и полного разрыва с преступлениями прошлого, в том числе совершенных против своих сограждан немцев по
национальности.
Вскоре после окончания
Второй
мировой войны в России побывала делегация священников
Евангелическо-лютеранских
церквей Германии, которая встретившись с иерархами Русской Православной
Церкви,
попросила у них и у всего советского народа прощения за содеянное
гитлеровцами.
Православные батюшки молча выслушали лютеран и ответили: "Мы вас прощаем.
И
вы нас простите".
Уважаемые читатели, вы только
вдумайтесь в великую суть этих великих слов: "Мы вас прощаем. И вы нас
простите". Так сказать могли только люди глубокой Веры и огромного Сердца, искренне любящие Родину.
Да, в том числе и через
российских
немцев может и должно, наконец, произойти духовное, экономическое, культурное сближение между
Россией и Германией. Это жизненно важно для обоих народов и смертельно
опасно
для их врагов, дважды в прошлом
столетии
сталкивавших их смертельных войнах. Поэтому так нужна
общественно-политическая
реабилитация российских немцев, которую следует рассматривать, как важный
элемент духовного сближения двух
христианских народов, связанных благодаря
российским немцам тысячами
кровных уз.
Жаль также, что в энциклопедии
фактически отсутствуют хотя бы
краткие
заметки о лидерах общественных организаций и объединений российских немцев,
существовавших в СССР в 1980-90 годы ХХ века. Не нашла должного освещения в ней такая
важная тема, как немецкие кладбища существовавшие и сохранившиеся
кое-где в России, Украине и других регионах бывшего СССР. Но как бы
то
ни было, повторю, уже прозвучавшие в начале слова: выход энциклопедии
"Немцы
России" следует признать одним из значительнейших событий в жизни нашего
народа.
Большое спасибо всем ее авторам за этот фундаментальный труд, который,
надеюсь,
будет дополнен еще одним (а лучше не одним) томом, и который сможет легко
приобретать каждый желающий.
Александр
ФИТЦ,
Мюнхен
Высказаться в Дискуссионном Клубе
Проголосуйте за это произведение |
Не дожидаясь Прощенного воскресенья, давайте поросим прощения друг у друга. Никого не воскресить, но мы то должны понимать и противостоять злым силам.
|
Когда я четыре года назад приехала на ПМЖ в Германию, шёл усиленный сбор материала для третьего тома. Адрес и телефон сообщили, и люди ринулись я тоже. Оказалось, за свой материал надо платить (и достаточно крупную сумму), то есть ты мог выкупить место себе и родственникам. Меня сей факт возмутил, и я решила, что предки, историю которых знаю достаточно хорошо на протяжении всех 250 лет их российского проживания, не обидятся, что я им не выторговала страниц. Возможно, в этом и кроется ╚туманность╩? Не знаю, как и кем составлялись первые два тома, но с третьим всё было основано на ╚купи-продай╩ это абсолютно точно. Тётя, живущая здесь уже 15 лет, решила им представить за деньги. Ей ответили, что в печати появились возмутительные статьи о, якобы, ╚обдираловке потомков╩ и потому в сведениях больше не нуждаются ни за деньги, ни за бесплатно. Заплакала и ушла. Вы в восторге от третьего тома? Я нет, хотя его и не видела. Меня всё преследует мысль: ╚А ТЕ ли ТАМ?╩
|
|
|
У меня ╚женское╩ внимание, у Вас ╚мужское╩, у меня ╚берлинское╩, у Вас ╚калининградское╩. Тем и отличаемся. А если серьёзно, я не знаю, кем собирается материал для таких энциклопедий. Я видела первый том, и у меня сразу же возникли вопросы. Почему? Виктор Гердт в предисловии к ╚Aus der Geschichte der Kolonie Mariental an der Wolga пишет: ╚Трудами Антона Шнайдера неоднократно пользовались в прошлом выдающиеся историки немцев Поволжья: Готтлиб Бауэр, Готтлиб Бератц, Якоб Дитц, Давид Шмидт и др. Он сделал многое для сохранения и распространения культуры, обычаев и традиций народа, а составленные им сельскохозяйственные календари помогали осваивать земельную науку тех мест не одному поколению╩. 21 томов его манускриптов хранится в Энгельсском филиале государственного архива Саратовской области, но в энциклопедии об Антоне Шнайдере ни слова! И не только о нём. Мысль моя ясна? А что касаемо самой статьи, то, по-моему, стиль и логика Фитца в похвалах уже давно не нуждается.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А я всегда прав. Во всем. вот, что странно.
|
|
Вот и ты послужила на пользу мировому сионизму - заболтала суть проблемы: немцев заставляют платить за их же товар и получают прибыль дважды - от вас, и за счет продажи товара на рынке. И начало твоему предательству интересов нации, которую ты будто бы защищаешь, надо видеть в недавнем заискивании перед Аргошей.
|
|
Повторяю: суть проблемы не во мне, таком-сяком, а в том, что на лесть легко покупаются люди и без того обиженные. Мелкое тщеславие - штука архискверная. Оно свойственно личностям зависимыми от чужого мнения, завистливым и духовно скупым. Мне, слава Богу, эти качества несвойственны. Иначе бы я не обратил внимания лиц, которые поносят меня, на то, как их обманывают и используют в корыстных целях как раз именно те, кого оные обманутые не любят искренне и неистово. А ругаешься ты зря. Пользы тебе никакой от этого, один вред, ибо мой адвокат собирает по своему уже желанию всю брань на меня, а меня всякое дурнословие только забавляет. Сегодня - день рождения моего племянника, я слегка выпил - и почувствовал расслабление, расположение к обманутым бывшим советским немцам, вот и обратил внимание оных на факт их одурачивания. Больше не буду так поступать. вот те хрест!
|
|
|
|
|
При чем тут Христос-то? Я сказал о кресте лишь. И даже не как о символе христианства, а как на аналоге точки. Но раз вам надобно устроить очередной перебрех, то отчего бы и не продолжить тему? Забалтывать информацию на ДК - это свойство профессиональных манипуляторов. Потому приходится повториться: "Энциклопедию русских немцев" в нелепом берлинском издании издают, скорее всего, на государственные деньги, а с бывших советских немцев берут евро просто так, как ваш подарок. Документы же, которые вы отдаете им за понюх табаку, имеют и архивную, и историческую, и материальную ценности. А вам, Лора-Аргоша, остается и далее забалтывать эту информацию, говорить о том, какой я плохой и нехороший вместо дела. Что ж... Давайте совместно попотешаем публику. У меня найдется пара свободных дней для этого. Хотя мне лично на эту книжку-самоделку наплевать. Я не люблю халтуры. Но если гражданам Германии вольно делегировать свои права и отдавать свои деньги гражданину Израиля, то воля ваша, пусть будет так. Я же обращался не к вам, а к другим бывшим советским немцам - тем, кто этого не желает, но не знает, отчего это от имени них вещует тот, кто рядом с бывшими советскими немцами и рядом не сидел. И в чем заключена провокация, разрешите вас спросить? Если названные мною суммы за письма из трудлагерей и фотографии военных пор на антикварных аукционах имеют иную цену, то виноват в этом не я, а авторы тамошних каталогов, обращайтесь с исками к ним, а не ко мне. Если вам кажется, что журналисты-эмигранты, живущие в Германии с израильским опять-таки гражданством, знают историю русских немцев лучше специалистов Российской академии наук, то попытайтесь хотя бы аргументировать свое мнение. У меня и у сотен тысяч специалистов-историков мнение прямо противоположное.
|
|
|
Это заявление прозвучало на презентации фотоальбома "Южная Осетия. Хроника заказного убийства", представленного МБПЧ совместно с постоянным представительством РФ при ООН, передает ИТАР-ТАСС. По словам правозащитникoв, без подобного рода препаратов "люди не отважились бы заживо сжигать в церквях женщин и детей, забрасывать гранатами подвалы, где прятались от обстрелов мирные жители". На презентации дипломатам из государств-членов ООН, журналистам и представителям неправительственных организаций продемонстрировали фото- и видеоматериалы, собранные членами делегации МБПЧ в ходе их поездки в Южную Осетию сразу после завершения боевых действий. По словам правозащитникoв установили факты "целенаправленных обстрелов больниц, жилых домов, исторических памятников". "Существуют многочисленные свидетельства того, как грузинские войска обстреливали автомобили с пытавшимися уехать из зоны военных действий людьми, в результате чего многие беженцы заживо сгорели в машинах", - заявил глава МБПЧ. Его слова были подтверждены кадрами из документального фильма, где на дорогах лежат обгоревшие останки людей. "Погибших хоронили прямо у обочин дорог, в лесах, в огородах", - заявил он. По имеющимся данным, в результате грузинской агрессии в Южной Осетии погибли 1694 человека, подавляющее большинство из которых - мирные жители. "Судя по числу жертв и масштабам разрушений, грузины хотели оправдать название проводимой операции "Чистое поле", "Совершенно очевидно, что целью операции с подобным названием было полное уничтожение осетин в Южной Осетии", - добавил он. В Европейский суд по правам человека в Страсбурге уже поступили обращения более 2000 осетин, потерявших своих родных и близких в ходе грузинской агрессии. "Грузинские руководители должны ответить за свои действия перед судом".
|
BBC опубликовала свидетельства о преступлениях грузинских военных в Южной Осетии
|