TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение
Манфред Финк

Злободневное15 августа 2008 года

Манфред Финк

 

Дар сострадания

   Смерть великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына вызвала широкий резонанс во всем мире. С полным основанием в эти дни критики всех рангов вновь и вновь подчеркивают то огромное значение, которое творчество этого мастера слова и историка оказало на историю современной литературы. В самом деле, "Архипелаг ГУЛАГ", рукопись которого с большим трудом удалось в 1973 г. тайно переправить на Запад и опубликовать здесь, по сути дела стал началом краха мировой коммунистической системы. Во всяком случае, после появления "Архипелага" никто больше в открытую не осмеливался оспаривать то, что советский режим представлял собой гигантскую террористическую сеть, возглавляемую руководством КПСС. В этом, на мой взгляд, главное значение творчества Александра Исаевича Солженицына.

       Мне лично кончина великого русского художника напомнила малоизвестный эпизод. Вспомнилось вдруг, что весной 1942 г. еврейские переселенцы с Украины создали на территории Республики немцев Поволжья еврейские колхозы, что в районе Биробиджана удавалось с большим трудом. Как пишет И. Шехтман, еврейские колхозы возникли "по иронии судьбы": в местах, где до этого проживали высланные в Сибирь и Казахстан российские немцы.

   Здесь следует добавить, что в Еврейском Антифашистском Комитете (ЕАК) в свое время был разработан проект создания Еврейской республики на месте упраздненной решением сталинского руководства республики немцев Поволжья. Это подтверждает, в частности, Эстер Маркиш, вдова члена ЕАК Переца Маркиша, которая пишет, что Маркиш подавал письмо - "по поводу передачи евреям бывшей республики немцев Поволжья". То, что изгнанные со своей земли и влачившие полуголодное существование немцы Поволжья, как и большинство российских немцев, в это время "искупали свою вину" в рудниках и шахтах Крайнего Севера и валили лес в сибирской тайге, Переца Маркиша не интересовало...

   Александра Исаевича Солженицын как-то написал,  что у измученных своими бедами людей и народов нередко падает порог сочувствия к бедам других. К сожалению, явление это имеет это место и в литературе. Далеко не всем писателям дан дар сострадания, сочувствия "чужому" горю, умение, а главное, желание внедриться в национальное инобытие, подняться выше своих узконациональных интересов, разорвать порочный круг чудовищных огульных обвинений, демонстративно и с презрением отвернуться от пропагандистских клише, рожденных больной фантазией писак типа Ильи Эренбурга, с негодованием отвергнуть травлю беззащитных изгоев.

   Александр Исаевич Солженицын, в отличие от большинства "советских писак" даром сострадания, чувством милосердия к слабым и беззащитным обладал в полной мере. Он был христианином и находил в своих произведениях слова сочувствия, "призывая милость к падшим". Так, в "Архипелаге ГУЛАГ" писатель вспоминает: "Одной молоденькой немочке, Виктории Нус, поступившей в двухлетний учительский институт, я пытался внушить мысль, что положением ссыльного надо не тяготиться, а гордиться". То, что "молодая немочка" после этого посмотрела на него как на безумного, уже из другой оперы...

   В этом же произведении Солженицын затрагивает проблему российских немцев и в историческом плане, разоблачая при этом лицемерие советской национальной политики. Он пишет: "Тут же был и поток немцев - немцев Поволжья, колонистов с Украины и Северного Кавказа и всех вообще немцев, где-либо в Советском Союзе живших. Определяющим признаком была кровь, и даже герои гражданской войны и старые члены партии, но немцы - шли в эту ссылку".

   Характеризуя в третьем томе "Архипелага" репрессированные народы, Солженицын посвящает российским немцам следующие строки: "Среди всех отменно трудолюбивы были немцы. Всех бесповоротнее они отрубили свою прошлую жизнь (да и что за родина у них была на Волге или на Маныче?) Как когда-то в щедроносные екатерининские наделы,  так теперь вросли они в бесплодные суровые сталинские, отдались новой ссыльной земле как своей окончательной. Они стали устраиваться не до первой амнистии, не до царской милости, а - навсегда. Сосланные в 41-м году наголе, но рачительные и неутомимые, они не упали духом, а принялись и здесь так же методично, разумно трудиться. Где на земле такая пустыня, которую немцы не могли бы превратить в цветущий край. Не зря говорили в прежней России: немец что верба, куда не ткни, тут и принялся.1 На шахтах ли, в МТС, в совхозах не могли начальники нахвалиться немцами - лучших работников у них не было.2 К 50-м годам у немцев были - среди остальных ссыльных, а часто и местных - самые прочные, просторные и чистые дома; самые крупные свиньи; самые молочные коровы. А дочери их росли завидными невестами не только по достатку родителей, но - среди распущенности прилагерного мира - по чистоте и строгости нравов".

   Всё схвачено верно. Добавить здесь особенно нечего. Кто из года  в год слышал в свой адрес лишь гадости и оскорбления ("немцы - не люди"), читал приведенные строки со слезами на глазах. Возражение вызывает только утверждение, что Волга, Маныч и т.д. не были для российских немцев родиной, и что устраивались они в местах ссылки "навсегда". Это в Кремле так было задумано. Жизнь же внесла свои коррективы. Подавляющее большинство российских немцев в настоящее время устраивается "навсегда" на своей исторической родине.

   С подкупающей симпатией и сочувствием изображает Александр Исаевич образы российских немцев и в своем романе "Раковый корпус". При этом бросается в глаза, что автор, характеризуя своих героев, обращается иногда к немецким идиомам  и даже к цитатам, что для русской советской литературы обычным, увы, не назовешь. Так, изображая серьезный нрав доктора Гангарт, он пишет, что она "не принимает жизни auf die leichte Schulter.. А в дискуссии о литературе Костоглотов и Шулубин даже цитируют стихи немецкого революционного демократа и поэта Георга Гервега:

 

Wir haben lang genug geliebt

                                   Und wollen endlich hassen!

 

   И все же нельзя не присоединиться  к мнению известного критика Герольда Бельгера, у которого одна из известных работ Солженицына - "Как нам обустроить Россию?" - вызывает недоумение. Характеризуя населяющие Россию народы, автор ни словом не обмолвился о российских немцах, что может означать только одно - мавр свое дело сделал, мавр может уходить. Эту точку зрения Солженицын по сути дела изложил и в 1994 г. в городе Омске, в беседе с активистом "Возрождения" Виктором Эрлихом. На вопрос:

            - Александр Исаевич, каким вы видите решение проблемы российских немцев?

Солженицын ответил вопросом:

-         Где?

-         В России, - уточнил Эрлих.

-         У вас же есть Германия, - сказал Солженицын.

Таким образом, несмотря на свое сострадании и сочувствие к российским немцам в своей концепции обустройства России Солженицын их не предусмотрел. И это при тысячелетней истории успешных русско-германских отношений. Подняться выше своей "национальной кочки" в нашем вопросе не смог и он...

 

***

  Еще при жизни Александр Исаевич обратился к патриарху всея Руси с просьбой похоронить его в Донском монастыре. Эта просьба удовлетворена. На могилу великого русского художника не зарастет народная тропа, а российские немцы будут вспоминать его с благодарностью.

 

Манфред ФИНК,

г. Вормс

Германия

 

 



1 Вот и "тыкали", куда хотели, вернее, куда надо было.

2 В любом "нормальном" государстве это качество вознесло бы нас на недосягаемую высоту. В СССР, где  мы интересовали правящую верхушку лишь в качестве послушной рабочей силы, большевики довели нас до грани уничтожения в качестве этноса.

 

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
283169  2008-08-16 21:39:45
Калганов.
- Странно, объявлено, что публикация о Солженицине, а здесь какой-то еврей Манфред Финк опять стравливает русских с немцами, поёт нам про евреев и зачем-то воспевает еврейские колхозы. Хорошо бы изменить анонс к этим проплаченным жидо-излияниям и назвать их:"Еврей о евреях в Русском переплёте".

283172  2008-08-16 22:50:46
Максим Есипов
- ╚В самом деле, "Архипелаг ГУЛАГ", рукопись которого с большим трудом удалось в 1973 г. тайно переправить на Запад и опубликовать здесь, по сути дела стал началом краха мировой коммунистической системы╩ - Книга "Архипелаг ГУЛАГ" это <подсрачник> красной системе от бывшего зека. А крах же СССР случился от многих политических и экономических причин.

╚Во всяком случае, после появления "Архипелага" никто больше в открытую не осмеливался оспаривать то, что советский режим представлял собой гигантскую террористическую сеть, возглавляемую руководством КПСС╩ - Где на Западе <оспаривать> прекратили? Да там вроде как пропаганда с пеленок вдалбливала людям ( и продолжает вдалбливать) о том что СССР ( а теперь вот и Россия) это зло. Хотя мож <зомбированные> советской властью некоторые иностранцы откликались о Советском союзе и по-другому. <Переворот> же в умах случился в голове советских граждан. А что касается <западной головы> то Запад любое разоблачение принимает на ура это их особенность. Да и что значит <переворот в голове> советских граждан? Кому <переворот> а кому и в прекрасном творческом виде отраженный факт действительности.

Книга, безусловно, имела и имеет свой вес. Рождение Книги совпало с началом разложения СССР и в меру повлияла на это самое разложение. Но опубликованная Книга не была инструментом которое, как Вы пишите, по сути (с выходом книги в свет) привело, к краху мировой коммунистической системы. Это впрочем, нисколько не уменьшает ценности Архипелага да и в целом все творчество ушедшего Солженицына которого я очень и очень люблю.

С ув. Максим Есипов

283173  2008-08-16 23:14:14
Максим Есипов
- СолженицИна. Простите за опечатку.

296142  2011-07-26 11:49:07
Григорий Финк
- Оцениваю "труд" Манфреда Финка (Роберта Кона) "Дар сострадания" как антисемитский. Автор пытается спрятаться за ссылками на именитого писателя, но напрасно. Обладающий "даром сострадания" Солженицын, уже давно стал цитатником для антисемитов. А сделал ли "дотошный историк" попытку проверить цитаты Солженицына ? Кому, как не исследователю истории советских немцев, опубликовать количество "еврейских колхозов", созданных на территории бывшей республики немцев Поволжья ? До выселения немцев на территории республики было 280 колхозов. Сколько "дотошный историк" сможет назвать "еврейских колхозов", образованных в 1942 г. на российско-немецкой земле ? Сомневаюсь, что он назовет даже один. Не Солженицын автор мифа о создании республики евреев Поволжья, но "еврейскими колхозами" он его значительно усилил. Это безусловно его заслуга, вписанная в упомянутый цитатник. Кроме евреев-колхозников и Еврейского антифашистского комитета не было "дара сострадания" также у еврея Ильи Эренбурга, внесшего значительный вклад в победу над нацизмом. Именно еврейского "сострадания" (другие нации, не имеющие сострадания, в статье не упоминаются), по мнению Финка-Кона, заслужил немец-оккупант, убийца, чьими руками, а также руками их местных пособников, творились чудовищные злодеяния, в том числе уничтожение 6 миллионов евреев. Можно только сожалеть, что администрация сайта нашла возможным опубликовать писанину г-на Финка-Кона. Григорий


BACK

 

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100