Проголосуйте за это произведение |
Злободневное15 августа 2008 года
Дар сострадания
Смерть великого русского писателя Александра
Исаевича Солженицына вызвала широкий резонанс во всем мире. С полным
основанием
в эти дни критики всех рангов вновь и вновь подчеркивают то огромное
значение,
которое творчество этого мастера слова и историка оказало на историю
современной литературы. В самом деле, "Архипелаг ГУЛАГ", рукопись
которого
с большим трудом удалось в 1973 г. тайно переправить на Запад и опубликовать
здесь, по сути дела стал началом краха мировой коммунистической системы. Во
всяком случае, после появления "Архипелага" никто больше в открытую не
осмеливался оспаривать то, что советский режим представлял собой гигантскую
террористическую сеть, возглавляемую руководством КПСС. В этом, на мой
взгляд,
главное значение творчества Александра Исаевича
Солженицына.
Мне лично кончина великого русского художника напомнила малоизвестный эпизод. Вспомнилось вдруг, что весной 1942 г. еврейские переселенцы с Украины создали на территории Республики немцев Поволжья еврейские колхозы, что в районе Биробиджана удавалось с большим трудом. Как пишет И. Шехтман, еврейские колхозы возникли "по иронии судьбы": в местах, где до этого проживали высланные в Сибирь и Казахстан российские немцы.
Здесь следует добавить, что в
Еврейском Антифашистском Комитете (ЕАК) в свое время был разработан проект
создания Еврейской республики на месте упраздненной решением сталинского
руководства республики немцев Поволжья. Это подтверждает, в частности, Эстер
Маркиш, вдова члена ЕАК Переца Маркиша, которая пишет, что Маркиш подавал
письмо - "по поводу передачи евреям бывшей республики немцев Поволжья".
То,
что изгнанные со своей земли и влачившие полуголодное существование немцы
Поволжья, как и большинство российских немцев, в это время "искупали свою
вину"
в рудниках и шахтах Крайнего Севера и валили лес в сибирской тайге, Переца
Маркиша не интересовало...
Александра Исаевича Солженицын
как-то написал, что у измученных
своими
бедами людей и народов нередко падает порог сочувствия к бедам других. К
сожалению,
явление это имеет это место и в литературе. Далеко не всем писателям дан дар
сострадания, сочувствия "чужому" горю, умение, а главное, желание
внедриться в национальное инобытие, подняться выше своих узконациональных
интересов, разорвать порочный круг чудовищных огульных обвинений,
демонстративно и с презрением отвернуться от пропагандистских клише,
рожденных
больной фантазией писак типа Ильи Эренбурга, с негодованием отвергнуть
травлю
беззащитных изгоев.
Александр Исаевич Солженицын, в
отличие от большинства "советских писак" даром сострадания, чувством
милосердия к слабым и беззащитным обладал в полной мере. Он был христианином
и
находил в своих произведениях слова сочувствия, "призывая милость к
падшим".
Так, в "Архипелаге ГУЛАГ" писатель вспоминает: "Одной молоденькой
немочке, Виктории Нус, поступившей в двухлетний учительский институт, я
пытался
внушить мысль, что положением ссыльного надо не тяготиться, а гордиться".
То,
что "молодая немочка" после этого посмотрела на него как на безумного,
уже
из другой оперы...
В этом же произведении
Солженицын
затрагивает проблему российских немцев и в историческом плане, разоблачая
при
этом лицемерие советской национальной политики. Он пишет: "Тут же был и
поток немцев - немцев Поволжья, колонистов с Украины и Северного Кавказа и
всех
вообще немцев, где-либо в Советском Союзе живших. Определяющим признаком
была
кровь, и даже герои гражданской войны и старые члены партии, но немцы - шли
в
эту ссылку".
Характеризуя в третьем томе "Архипелага" репрессированные народы,
Солженицын посвящает российским немцам следующие строки: "Среди всех
отменно трудолюбивы были немцы. Всех бесповоротнее они отрубили свою прошлую
жизнь (да и что за родина у них была на Волге или на Маныче?) Как когда-то в
щедроносные екатерининские наделы,
так
теперь вросли они в бесплодные суровые сталинские, отдались новой ссыльной
земле как своей окончательной. Они стали устраиваться не до первой амнистии,
не
до царской милости, а - навсегда. Сосланные в 41-м году наголе, но
рачительные
и неутомимые, они не упали духом, а принялись и здесь так же методично,
разумно
трудиться. Где на земле такая пустыня, которую немцы не могли бы превратить
в
цветущий край. Не зря говорили в прежней России: немец что верба, куда не
ткни,
тут и принялся.1 На шахтах ли, в МТС,
в
совхозах не могли начальники нахвалиться немцами - лучших работников у них
не
было.2 К 50-м годам у немцев были - среди
остальных ссыльных, а часто и местных - самые прочные, просторные и чистые
дома; самые крупные свиньи; самые молочные коровы. А дочери их росли
завидными
невестами не только по достатку родителей, но - среди распущенности
прилагерного мира - по чистоте и строгости
нравов".
Всё схвачено верно. Добавить
здесь
особенно нечего. Кто из года в год
слышал в свой адрес лишь гадости и оскорбления ("немцы - не
люди"),
читал приведенные строки со слезами на глазах. Возражение вызывает только
утверждение, что Волга, Маныч и т.д. не были для российских немцев родиной,
и
что устраивались они в местах ссылки "навсегда". Это в Кремле так было
задумано. Жизнь же внесла свои коррективы. Подавляющее большинство
российских
немцев в настоящее время устраивается "навсегда" на своей исторической
родине.
С подкупающей симпатией и
сочувствием изображает Александр Исаевич образы российских немцев и в своем
романе "Раковый корпус". При этом бросается в глаза, что автор,
характеризуя своих героев, обращается иногда к немецким идиомам и даже к цитатам, что для русской
советской
литературы обычным, увы, не назовешь. Так, изображая серьезный нрав доктора
Гангарт, он пишет, что она "не принимает жизни auf
die
leichte
Schulter..
А в дискуссии о литературе Костоглотов и
Шулубин
даже цитируют стихи немецкого революционного демократа и поэта Георга
Гервега:
Wir haben lang genug
geliebt
Und wollen
endlich hassen!
И все же нельзя не присоединиться
к
мнению известного критика Герольда Бельгера, у которого одна из известных
работ
Солженицына - "Как нам обустроить Россию?" - вызывает недоумение.
Характеризуя населяющие Россию народы, автор ни словом не обмолвился о
российских немцах, что может означать только одно - мавр свое дело сделал,
мавр
может уходить. Эту точку зрения Солженицын по сути дела изложил и в 1994 г.
в
городе Омске, в беседе с активистом "Возрождения" Виктором Эрлихом. На
вопрос:
- Александр Исаевич,
каким
вы видите решение проблемы российских немцев?
Солженицын ответил вопросом:
-
Где?
-
В России,
-
уточнил Эрлих.
-
У вас же
есть
Германия, - сказал Солженицын.
Таким образом, несмотря на свое сострадании и сочувствие к российским
немцам в своей концепции обустройства России Солженицын их не предусмотрел.
И
это при тысячелетней истории успешных русско-германских отношений. Подняться
выше своей "национальной кочки" в нашем вопросе не смог и
он...
***
Еще при жизни Александр Исаевич
обратился к патриарху всея Руси с просьбой похоронить его в Донском
монастыре.
Эта просьба удовлетворена. На могилу великого русского художника не зарастет
народная тропа, а российские немцы будут вспоминать его с
благодарностью.
Манфред ФИНК,
г.
Вормс
Германия
1 Вот и "тыкали", куда хотели, вернее, куда надо
было.
2 В любом "нормальном" государстве это качество вознесло бы нас на
недосягаемую высоту. В СССР, где мы
интересовали правящую верхушку лишь в качестве послушной рабочей силы,
большевики довели нас до грани уничтожения в качестве этноса.
Проголосуйте за это произведение |
|
╚Во всяком случае, после появления "Архипелага" никто больше в открытую не осмеливался оспаривать то, что советский режим представлял собой гигантскую террористическую сеть, возглавляемую руководством КПСС╩ - Где на Западе <оспаривать> прекратили? Да там вроде как пропаганда с пеленок вдалбливала людям ( и продолжает вдалбливать) о том что СССР ( а теперь вот и Россия) это зло. Хотя мож <зомбированные> советской властью некоторые иностранцы откликались о Советском союзе и по-другому. <Переворот> же в умах случился в голове советских граждан. А что касается <западной головы> то Запад любое разоблачение принимает на ура это их особенность. Да и что значит <переворот в голове> советских граждан? Кому <переворот> а кому и в прекрасном творческом виде отраженный факт действительности. Книга, безусловно, имела и имеет свой вес. Рождение Книги совпало с началом разложения СССР и в меру повлияла на это самое разложение. Но опубликованная Книга не была инструментом которое, как Вы пишите, по сути (с выходом книги в свет) привело, к краху мировой коммунистической системы. Это впрочем, нисколько не уменьшает ценности Архипелага да и в целом все творчество ушедшего Солженицына которого я очень и очень люблю. С ув. Максим Есипов
|
|
|