Проголосуйте за это произведение |
Человек в пути
15 января 2010 года
КРЕСТИК ФРАУ ЛЕМАН
В начале 2008
года вышла моя книга на немецком языке "Links vom
Polarstern" и меня стали приглашать для чтений в библиотеки, школы и
евангелические общины.
Я охотно
принимаю такие предложения не только потому, что это неплохая возможность презентовать книгу,
но и
потому, что хочу рассказать людям о российском Севере, о котором здесь мало
кто
имеет представление.
Чтобы
подкрепить
свои выступления наглядным материалом, я всегда беру с собой зубы мамонтов,
череп медведя, шкурки песцов, шапку из меха полярного волка, капкан,
охотничьи
ножи, а также самодельные детские игрушки из кожи, бисера, меха и
кости.
Игрушки и
зубы
мамонтов производят положительное впечатление как
на
детей, так и на взрослых, слушателей особенно умиляет тот факт, что старшие
дети жителей сибирской тундры сами делают эти игрушки для своих младших
братьев
и сестёр, и традиция эта не прерывается
веками.
Но вот
капкан,
шкурки, череп медведя...
В Оснабрюке один пожилой мужчина отвёл меня в сторонку и
мягко, ненавязчиво стал объяснять, что в Германии не убивают зверей, а
наоборот, делают всё для сохранения дикой природы, и, что демонстрируя
капкан,
я пропагандирую насилие.
- Промысел
зверей капканами в России и в других северных странах с недавних пор
запрещён,
- пытался отбиться я, - а показывая капкан, я хотел лишь проиллюстрировать,
как
оно было раньше, когда я ещё работал охотником и писал свои рассказы по
свежим
впечатлениям.
Но в глазах
моего оппонента горел священный огонь фанатика. Он ухватил меня за пуговицу
пиджака и стал втолковывать азбучную истину: животные - наши меньшие братья,
и
убивать их - грех.
- А разве не
в
Баварии застрелили медведя, когда он разломал пару ульев и задрал
барана?
- Он был
опасен
для людей!
- Я все же не
считаю, что стоило принимать такие кардинальные меры. В северных регионах
России забредших в посёлки белых медведей прогоняют собаками, огнём,
выстрелами
из ракетниц, а самых настырных усыпляют, отвозят вертолётами в море и там
"вытряхивают"
на лёд. Почему нельзя было усыпить и этого молодого мишку и отвезти его в
горы,
откуда он и пришёл?
"Злой
дяденька"
не нашёлся с ответом, вытер вспотевшую лысину и покинул
помещение.
Но самый
серьезный
"облом" произошёл со мной в Вене, куда я приехал по приглашению
прочитавших
мою книгу людей.
В маленьком
зале
собралось человек шестьдесят. Стульев не хватило, и молодёжь разместилась на
полу.
Я с
воодушевлением принялся за лекцию, за полтора часа охрип и совершенно взмок,
но
по реакции зала понял, что пришёлся не ко двору, и не мог взять в толк, где
же
допустил промах, ибо, едва дождавшись конца доклада, люди стали расходиться,
причём дамы осуждающе качали головами и поджимали
губы.
Никто не
задал
ни одного вопроса, никто не купил ни одной книжки!
Разочарованный,
я стал укладывать в чемодан свои "хахаряшки" и
тут
с возгласом: .Das
ist Tierquellerei pur!.
(Это издевательство над животными!) ко мне подошёл "юноша бледный со взором горящим" и, потряхивая синим баллончиком в
руке,
объяснил, что он со своими "зелёными" друзьями (две вызывающего вида
девицы
с таким же неестественным блеском в глазах прикрывали его фланги) пришёл на
встречу с сибирским охотником, чтобы объяснить ему, что цивилизованные люди
не
убивают животных и не пропагандируют насилие в лучшем из городов Европы. А
заодно и обрызгать несмываемой краской шкурки и прочие "кровавые"
экспонаты.
- А почему же
воздержались? - я захлопнул чемодан и глянул собеседнику в
глаза.
- Вы - гость
нашего города - поэтому! - бросил он с вызовом в
голосе.
- Так Вы -
друг
животных и вегетарианец?
- Не
вегетарианец, но большой друг всякой живой твари! И комара не прихлопну, и
на
червяка не наступлю!
- Если
колбасу
за вас делают другие, это не значит, что Вы не участвовали в убийстве
животного. А брючный ремень и куртка у Вас из дерматина или настоящей
кожи?
И этот не
нашёлся
с ответом.
Когда
австрийцы
ушли, меня пригласили за столик представители русскоязычной диаспоры Вены, и
вот с ними у меня состоялся интересный разговор. Они и на ошибку мою
указали:
надо было рассказать, как я медвежат сгущённым молоком выпаивал, да волков
от
оленей отгонял, тут бы и успех стопроцентный, и книги бы
продались.
***
Но не всё так
грустно под луной.
Недавно я был
приглашен на радио-интервью в Кёльн. Из WDR (Westdeutscher Rundfunk - Радио Западной Германии) позвонили
и
попросили привезти "сибирские редкости". Наслышаны, мол, о Ваших
экспонатах, и хоть у нас не теле, а радио-интервью, принесите "это" для
наших сотрудников посмотреть.
Ну, я
обрадовался, снял с галстука пылинку и поехал.
В огромном
здании радиостанции, рядом со знаменитым Кёльнским собором ко мне сразу
подошёл
охранник:
-
Was
ist
da
im
Koffer?
(Что в
чемодане?) - "шкаф" так и сверлил меня взглядом.
-
Ein Schädel! (Череп!) -
я
глянул на него "честными синими
глазами".
-
Aufmachen! (Открыть!)
-
охранник явно подозревал во мне террориста.
Увидев
клыкастую
пасть и рядом два охотничьих ножа, шкаф схватился за мобильник. Тут же
явилось
подкрепление. Двое стали шерстить мой чемодан, а двое заслонили меня
могучими
телами. Если вдруг бомба взорвётся, они лягут костьми, честно выполнив свой
долг.
Мне стало
несколько тоскливо, но тут из студии спустилась моя знакомая журналистка и
"разрулила"
ситуацию.
Охранники
улыбнулись, извинились: служба.
Лишь первый
остался нерушим, как скала:
- Am nächsten Mal keine
Leichenteile mitbringen!(В следующий
раз - никаких расчленённых трупов!)
***
Однажды,
после
доклада и чтения в маленьком городишке под Ветцларом
ко мне подошла бодрая бабушка лет восьмидесяти, представилась: Хильдегард Леманн. Она купила
две
книжки для внуков и сообщила, что уже раньше читала мою книгу, ибо была на
первой презентации в апреле прошлого года.
Ей очень
понравился рассказ .Katjuscha. (в русском варианте - "Охота на
карибу"). Там речь идёт о военнопленном немце Гюнтере Нойманне,
который на лесоповале в Пермской области полюбил девушку из обслуги лагеря.
Её
звали Катюша, "как в песне той". Эту Катюшу и своего сына от неё он
разыскивает уже пятьдесят лет.
- Hier ist auch so was
vorgekommen,
Herr Eisner.
(И здесь
такое происходило, герр Айснер.)
Из
дальнейшего
разговора выяснилось, что в январе 1945 года 17-летняя Хильдегард
(она жила тогда под городом Маастрихт на
французской
границе) больше месяца прятала в сарае трёх русских лётчиков (Drei russische
Flieger) -
военнопленных, бежавших из разбомблённого союзниками
завода.
Когда парни
немножко отъелись и пришли в форму, они ушли во Францию к "маки" -
партизанам. С
одним из лётчиков, Алексеем, у Хильдегард
была любовь. Von ihm habe ich meinen lieben
Sohn
gekriegt, von ihm stammen meine Enkelkinder und Urenkeln ab. (От него я своего
любимого сына родила, от него
мои внуки и правнуки).
В час
расставания Алексей подарил Хильдегард свой
нательный
крестик и обещал писать. Но пришло всего два письма, а после войны два
товарищи разыскали Хильдегард
и сообщили, что Алексей погиб за несколько дней до
победы.
- Этот
крестик я
хочу подарить Вам! - и фрау Леманн положила мне в
ладонь небольшой, очень старый на вид серебряный крестик с надписью
церковнославянской вязью: "Царь славы, Иисус Христос, сын
Божий".
Я стал
отказываться, но Фрау Леманн
заявила:
- Не обижайте
меня, возьмите! Вы из России. И Вы такой рассказ написали, что я опять
молодой
стала и всё так ясно, ясно вспомнила. А у меня есть сын, внуки, правнуки,
два
письма, и я каждую весну езжу на могилку...
Крестик я
взял с
благодарностью.
В.
ЭЙСНЕР.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Абсолютно согласна с Владимиром Сиротиным. А читать очерк было интересно.
|
|
|
|
|
|
Сегодня траурная дата в истории российских немцев -70 летие со дня ликвидации республики немцев Поволжья и депортации её населения в Сибирь и Казахстан, что принесло немецкому народу России великие лишения и страдания. В связи с этим размещаю Обращение инициативной группы немцев России к первым лицам государства и прошу Вас ВМ, не удалять этот постинг: Русские немцы ничем не провинились ни перед Россией, ни перед СССР. Обращение Москва, Кремль. В Государственную Думу Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Медведеву Дмитрию Анатольевичу Премьер-министру Российской Федерации, Путину Владимиру Владимировичу 70 лет отделяют нас от рокового дня в истории российских немцев, когда был обнародован преступный Указ Президиума Верховного Совета СССР О выселении немцев, проживающих в районах Поволжья. Во время депортации, в местах ссылки и в концентрационных лагерях ГУЛага, куда было согнано все взрослое немецкое население с 15 до 55 лет, погибло более трети немецкого населения страны. А всего в период 20-х 50-х годов советские немцы потеряли половину своей численности, 29 декабря 1989 года Совет Министров СССР принял постановление за N 1117, в котором изложил задачи по безотлагательной реабилитации советских (российских) немцев с восстановлением их автономной республики в Поволжье. Ярким юридическим документом явилось также Постановление Президиума Российской Федерации О неотложных мерах по урегулированию проблем советских немцев на территории РСФСР от 24 апреля 1991 года по их полной политической и территориальной реабилитации. После распада Союза ССР правительство Российской Федерации правопреемник СССР продолжило начатые инициативы по востановлению государственности российских немцев и опубликовало 09.07.1992 года Постановление за N 475, которое было взято за основу при подписании 10 июля 1992 года Протокола о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев. К сожалению, на этом положительные законотворческие инициативы российских властей по полной реабилитации российского немецкого народа иссякли. Сегодня российские немцы разбросаны по многим странам мира. Их надежды на торжество справедливости до сих пор не оправдались. Самое печальное, что представители нашего народа продолжают оставаться людьми второго сорта как в России и в других странах СНГ, так и в самой Германии, к тому же в настоящее время почти полностью закрывшей въезд в страну этническим немцам из бывшего Советского Союза. Такое положение еще более консолидирует наш народ. Помня о нашем долге перед ушедшими в небытие сотнями тысяч наших сограждан, мы призываем вас восстановить, как историческую, так и чисто человеческую справедливость. Давно настало время вернуть российским ( советским) немцам, столько сил и энергии положившим на алтарь российского Отечества, их доброе, ничем не запятнанное имя. Поэтому полная реабилитация российских немцев и восстановление автономной республики немцев Поволжья- долг совести и памяти перед бесчисленными безвинными жертвами сталинского геноцида. От имени инициативной группы (России, Казахстана и Германии) Константин ЭРЛИХ, лауреат Первой премии Госкомиздата СССР за лучшую книжную публикацию в области межнациональных отношений (1990г.), Заслуженный деятель культуры и Почетный журналист Республики Казахстан. Москва Алматы Берлин. Август 2011г.
|
Trotz unserer vergangenen Differenzen, sind wir uns, als Deutsche und Russische, sehr ähnlich что в переводе на русский "не смотря на наши прошлые разногласия(имею ввиду Вторую Мировую Войну), мы, немцы и русские, очень похожи внутренним духом какимто своим, очнь похожие нации и люди" по моему это была книжка Кирилла Хенкина "На высотах твоих", про Р.И.Абеля... А про обращение - что они с народом делали, с русскими, с украинцами... Сталин, в отличии от Гитлера в лагеря с печами типа Дахау или Освенцума их не выселял...
|
|
"- Вычитал в какойто книге лет 5 назад, что немцы очень в чём-то похожи на русских... " Замечательное открытие, querty! Не забудьте взять патент.
|