Проголосуйте за это произведение |
Человек в пути
29.VI.2006
══════════════════════════════════════════════ Марина Ершова══
Соловецкие хроники══
═══════════════════════════════════════════════════════════════
╚Русский север! Мне трудно выразить══════════════════════════════════════════════════════════════
словами восхищение этим краем, мое преклонение перед ним. Самое главное,
чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, - это то, что
он самый русский, тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас
нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную
архитектуру┘╩
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Академик Д.С.Лихачев, 1989г.
══════════════════════════════════════════════════
╚ Белое море величали в старину Студеным. Край у Белого моря
назывался Поморьем, а его жители - поморами. Предки поморов - в основном
выходцы из древнего Новгорода, который владел этой территорией в 12 - 15 веках.
В начале 16 века Поморье вошло в состав Русского государства. Обширный северный
край не познал тягостей ордынского ига, опустошительных набегов и нашествий.
Поморы никогда не знали крепостного права в том виде, как оно существовало в
средней России. На север всегда уходили бунтари и свободолюбцы. Постоянное
соприкосновение с суровой природой вырабатывало в поморах твердость характера,
мужество и бесстрашие╩.
════════ Ю.Николаев, П.Чечиль ╚Заповедный
Север╩.
════════ ══════════════════════════════════════
══════════════════ Соловки встретили нас осенней
погодой, хотя было начало июня. Дождливо, ветрено, холодно. Но, что
удивительно, маленький самолетик, почти кукурузник, вместимостью 12 пассажиров,
в воздухе совсем не качало. На протяжении всего пути от Архангельска, в
воздушные ямы он не падал. Один пассажир, мальчик, лет 10, летящий к бабушке на
каникулы, поведал нам, что Соловки не принимают недостойных. Он летает один уже
пять лет. И точно знает - если нелетная погода, значит, летит неправильный для
острова человек, ненужный. Я, конечно, подумала, а зачем я этому острову? Но
развивать эту мысль не стала, заинтересовавшись пейзажем под крылом самолета. А
там было чем любоваться: море, суровое, Белое. А на острове озера, озера,
озера, соединенные рукавами - каналами. Жилья почти не видно.
══════════════════ Стали
подлетать поближе - показался монастырь. Точно корабль, с кормой, носом. Так
расположены семь башен, соединенных толстенной высокой каменной стеной. С
правой стороны залив, а с левой - Святое озеро. А внутри: храмы, колокольня,
трапезная, другие монастырские постройки. Все как положено. Но это и крепость.
За всю историю она только дважды подвергалась═
осаде и нападению и оба раза с успехом их отражала.
Первая
осада монастыря связана со знаменитым ╚Соловецким сидением╩ (1668-1676), когда
северная обитель восстала против церковных реформ патриарха Никона. Восемь лет
продолжалась осада монастыря царскими войсками.
А
в 1854 году, в период Крымской войны, Соловецкая крепость подвергалась
пушечному обстрелу со стороны двух английских фрегатов. По ней было выпущено
около 1800 ядер и бомб. Крепость, между тем, практически не пострадала.
══════════════════ Прилетев на остров, не
переодевшись, не оглядевшись в гостинице, мы стремглав помчались на экскурсию,
так как нам сообщили, что если мы поторопимся, то попадем на экскурсию, которую
ведет ученый - археолог.
════════════ В теплой кожаной куртке, слегка
старомодного фасона,═ усатый, тонкий,
дистантный мужчина, лет пятидесяти, не взирая на дождь и холодный ветер, начал
рассказ о Соловецком архипелаге словами:
╚Тридцать
с лишним лет я знакомлюсь с Соловецкими островами, более двадцати смотрю на них
глазами профессионального археолога. Раскапываю уже обнаруженные памятники, ищу
и исследую новые. Пишу различные статьи и заметки в толстые и тонкие научные
журналы и сборники.
20
- 30 годы прошлого века - начало деятельности общества краеведения,
образованного══ при Соловецком лагере
особого назначения, для изучения культурного наследия и природных богатств
Русского Севера. Сотрудником одного из пяти научных отделов общества был
заключенный СЛОНа Н.Н. Виноградов. В ходе летних полевых работ 1926-1927 годов
Николай Николаевич обследовал Соловецкий, Анзерский и Заяцкий острова,
обнаружив там около тысячи самых разнообразных сложений из валунов.
Рассматривая каменные груды, исследователь предположил, что под ними находятся
остатки древних захоронений, одновременных со знаменитыми лабиринтами. Это
предположение легло в основу о назначении лабиринтов, по ходам которых души
умерших и погребенных на островах попадали в потусторонний мир╩.
══════════════════ С одной стороны, слушать
Александра, так звали экскурсовода, было интересно. Его рассказ изобиловал
датами, цитатами, фактами. Но, с другой══
- дул ветер, скулил мой замерзший ребенок. И даже суровые каменные стены
монастыря не спасали от холода. Наш замечательный экскурсовод,═ не проявляя заботы о легко═ одетых женщинах и детях, продолжал свой
насыщенный рассказ, погружая нас в атмосферу суровости и безразличия.
══════════════════ Я подумала о том, что если не
позабочусь о себе и своем ребенке сама, то сроднюсь с заключенными на этапе.
Мы, извинившись, предпочли покинуть экскурсию и возвратились в гостиницу.
Как
там было тепло и красиво!═ Настоящая
русская изба, сложенная из необработанных морилкой бревен, пахнущих лесом. В
углу═ - икона. Под окном - электрическая
батарея. Вымывшись под горячим душем и ощутив себя наверху блаженства, мы
крепко уснули под пенье птиц в совершенно белую ночь.
Наутро,
завтракая в другой просторной избе - гостиничном ресторане, мы познакомились с
директором гостиницы, которая рассказала нам, что строили гостиницу питерцы.
Строили с большой любовью к месту и его уникальной природе. С расчетом, что
делают доброе дело для местного населения: создают приличные, хорошо
оплачиваемые рабочие места. Но они ошиблись. Местное свободолюбивое население
не желает зарабатывать, а хочет жить вольно - собирая лесные дары, ловя рыбу и
меря версты таинственных Соловецких дорог. Действительно таинственных, ну,
разве не тайна скрыта в дороге, которая совершенно ровная, без каких - либо
уклонов, с плавными поворотами, как будто это не проселочная дорога, а
железнодорожное полотно.
И
точно, это мое предположение сразу подтвердил другой экскурсовод по имени
Валентин, с которым мы отправились на второй день на водную экскурсию по озерам
и каналам Соловецкого острова.
О
Валентине надо сказать особо. Он все время повторял, что на всю жизнь
╚осоловел╩, т.е. влюбился в эти края. По образованию философ, очень добрый к
тому же человек, при встрече у турбюро, он сразу оглядел всех экскурсантов
придирчивым глазом. Отметил, кто как одет. Будет ли удобно в такой одежде на
экскурсии. От него веяло отеческой заботой, и появилась уверенность, что в
трудном пути есть на кого положиться.
Так
вот, Валентин подтвердил, что эта живописная проселочная дорога действительно
была железнодорожной насыпью, которую строили заключенные СЛОНа.
Мы
поехали на автобусе на Секирную гору по этой дороге. Валентин сказал, что на
самом деле, Соловки надо мерить шагами, а не колесами. Другая скорость - другие
впечатления. По краю росли девственные мхи, которые очень чувствительны к
загрязнениям. Зеленовато-сероватые ковры на валунах придавали тепло и уют
дороге, а еще, казалось, говорили, пели, кричали на древнем гортанном наречии
земных глубин. И правда, на Соловках толщина земной коры тоньше, чем на
материке. Поэтому, климат здесь теплее на несколько градусов, чем в Архангельске.
Здесь
есть ботанический сад, где произрастают даже теплолюбивые деревья. Недавно
тибетские монахи привезли═ растение,
похожее на лопухи и оно прекрасно прижилось.
Так
вот, доехали мы на автобусе до Секирной горы, а на нее пошли пешими. Странное
название - Секирная она получила, если верить легенде, из-за того, что два
ангела побили здесь женщину.
Странно,
ангелы, а дерутся, да еще с женщиной. Но это была не просто драка, а наказание.
Эти суровые места служили защитой и кровом монахам отшельникам. Не место здесь
семьям, тем более - женщинам. А одна семья забралась сюда. Любопытная жена еще
и на гору полезла. Вот и сошли к ней двое в белом, да наказали палками. Не
будет осквернять своим глупым присутствием святое место.
Это
все так, легенда. А на самом деле в храме на Секирной горе во времена СЛОНа был
карцер. Бесчинства тюремного начальства загубили здесь немало жизней. С крутой
лестницы, привязанными к бревнам, сталкивали неугодных или строптивых
заключенных. И следов убийства не было. В сводке писали, что погиб на
лесоповальных работах.
Здесь
был мужской изолятор. Иногда сюда попадали так называемые ╚Ромео╩, заключенные,
которые позволили себе счастье полюбить женщину, тоже заключенную. Ее называли
╚Джульеттой╩ и отсылали, соответственно в женский изолятор на Заяцкий остров.
Издевались над влюбленными по полной. Так в прошлом веке откликнулась
жестокость ангелов в отношении женщины.
Но
тяжелая атмосфера Секирной горы немного рассеялась, когда мы спустились с нее в
лес. Прозрачный, светлый, солнечный и═
теплый. Так природа может умиротворить людскую жестокость.
А
когда, усевшись в плоские лодки, поплыли по каналам и озерам, азартно гребя по
очереди, ощутили настоящее ликование и блаженство души. Острова нетронутого
леса как будто вырастали прямо из воды, глубокой, черной, бездонной. Казалось,
что сама матушка - Земля дышит под нами.
Валентин
рассказал, что настоятель монастыря игумен Филипп (Колычев) (1548-1566гг.),
очень много сделавший для Соловецкой обители, способствовал строительству на
острове дорог на суше и на воде. При его правлении углубили Святое озеро,
обеспечив монастырь притоком питьевой воды. Для этого 72 озера, лежащих на
разных уровнях, соединили протоками - каналами.
Стены
каналов монахи выложили булыжниками. Можно сказать - на века. Что там Венеция с
ее мутно - грязными водами!══ Нагнувшись,
можно зачерпнуть ладошкой воды за бортом лодки и пить на здоровье.
Мой
шестилетний сын, наполнившись стойким свободолюбивым и трудолюбивым северным
духом, греб веслами как заведенный. И сам переплыл целое озеро.═
Сейчас,
сидя в задымленной Москве, вспоминая пока еще девственно-чистые Соловки, я
думаю, что если усталому телу захочется вздохнуть, а путаной душе - набраться
покоя, смирения и прощения, то есть место для меня - это Север!═
══════════════════════════ ══════════════════════
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
С большим интересом и даже с удовольствием прочитал вашу зарисовку о Соловках. Даже пахнуло морем и в уши ударило прибоем о те валуны у берега, которые видел аж в 1973 году, то есть увы более тридцати лет тому назад. Был приятно удивлен тем, что теперь можно на Соловки так легко прорваться по путевке, которую купить легко. В те годы это была погранзона и я побывал на соловках нелегально на теплоходе ╚Соловки-2╩, выходившем из Архангельска каждую пятницу ( у меня не было с собой паспорта, потому билета взять не мог и просто пробрался на него с помощью грузчиков ╚Левого берега╩), а убрался с островов на ╚Соловках-1╩, отправившихся в Мурманск. Там мне помогли бичи местные миновать погранкордоны. То есть даже при отсутствии у меня опыта шпионской деятельности вся эта канитель с невозможностью в советское время побывать на Соловках обходилась легко, а при наличии паспорта вообще превращалась в обыкновенную экскурсию двух областных турбюро. Пишу это для того, чтобы вы не верили сведениям о том, что при советской власти Соловки были терра-инкогнито. И туристов было такм много, и пожары они там устраивали, и надписями поганили стены крепости, три года державшей оборону от Москвы в середине 17 века. Много было морошки и голубики, а вот брусники не помню, хотя должна быть тоже. Беседовал с тамошними музейными работниками, людьми прелестными, но изрядными выпивохами, ненавидящими всей душой туристов, которые гадили в помещениях и норовили стянуть все, что плохо лежит, занимались варварскими раскопками, обворовывали местных старух. Как раз шел разговор, помню, о том, как за неделю до моего приезда из припотолочной балки дома 19 века, где доживала свой век одна из местных жительниц, выломали какие-то туристы бронзового литься иконку ╚Георгия Победоносца╩. И старушка умерла от горя Все это я пишу, как вы понимаете, для того, чтобы сказать, что часть информации, поданной вам на Соловках сегодня и высказанных людьми, которые читали и прочитают ваш очерк, мягко говоря, недоброкачественна. А вашу зарисовку следует превратить в добротный крупный очерк о Соловках с привлечением архивного и мемуарного материалов. Есть в нем замах на книжечку о том, что дорого вашему сердцу. То есть занятие поэзией оставить на моменты взлеты души, а работать именно в жанре прозы, лучше документальной. У вас может получиться истинный шедевр. Хочу обратить внимание на то, что в том 1973 году в Архангельской областной библиотеке находились (вовсе не в спецхране, а в читальном зале) около полусотни журналов ╚Соловки╩, издаваемых теми сами вами описанными мучениками-зэками. Журнал делился не по жанровому своеобразию, а по политическому: часть журнала печатала уголовников, часть контрреволюционеров и часть врагов народы, бывших советских партийных чиновников. Я читал там прелестнейшую повесть бывшего медвежатника, взламывавшего сейфы в Ростове и в Закавказье, а также диспут между троцкистами и ленинцами о сущности сталинских преобразований России, мемуары нескольких белогвардейских офицеров и письмо крестьянина, не знаю уж за что сидевшего, в котором он жаловался на плохую кормежку весной, когда кончались запасенные заключенными припасы. Обратите внимание на то, что там умер последний гетман Запорожья Разумовский, на то, что Колычев был едва ли не первым диссидентом Руси, боровшимся с абсолютизмом, вспомните их кельи. Сейчас, наверное, показывают и карцеры для монахов а потом и для зэков, исследовано как следует кладбище, отмечено место захоронения расстрелянных и умерших в неволе. Информация, которая фактически до си х пор честным и добросовестным исследователем не доведена до широкой публики. Поднимите старые церковные книги и воспоминания паломников, которые посещали Соловки по много раз. Они всегда были доступны во всех библиотеках, сейчас широко переопубликованы. То есть работы непочатый край. Желаю вам удачи. Валерий
|
|
Валерий Куклин
|
|
╚Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, -- способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался -- зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту╩. У Федора Михайловича один герой рассуждает так: ╚Много людей честных благодаря тому, что дураки╩. Еще в одной новомодной книжке некоего Фрая написано: ╚Нравственность придумали сытые умники для остальных людей. Чтобы те, судя кто прав, а кто нет, не мешали им жить в свое удовольствие╩ Есть еще один интересный текст: ╚Нельзя служить двум господам╩ и т.д. Можно древних греков копнуть, там много интересного Что же делать? Где выход? Где дорога? Лев Николаевич, великий мудрец сам же и подсказывает как не сойти с ума или не стать уж совсем отъявленным негодяем: ╚Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. "Нет ни ничтожного, ни важного, все равно: только бы спастись от нее как умею"! думал Пьер. -- "Только бы не видать ее, эту страшную ее". Словом, что я хочу сказать Что эта тема, я имею ввиду нравственность, настолько обширна и многогранна, настолько интересна, глубока и всеобъемлюща, что для ее изучения как раз таки понадобится вся жизнь. Ее и не жалко посвятить этому. Уж больно хороша тема! Тут и история, и философия, и много-много других наук, в том числе, конечно же, психология. Завидую твоему интересу и верю в успех
|
|
Технически только и развиваемся...
|
Олег, мне кажется, что ты в последнем своем возражении Марине прав лишь отчасти, ибо повторяешь одну из набивших оскому формул, имеющих начало в веке Прсовещения, породившем идею превосходства сословия купцов и ростовщиков над прочими, крепко укоренившихся ныне на ставшей потому вовсе не православной нынешней Руси. Мы с тобой стали свидетелями того, как легко меняют люди в массе своей как раз-таки нравственные постулаты, о которых ты ведешь речь с Марпиной. К примеру, в бытность мою школьным учителем, я при ведении уроков по истории делал регулярно ссылки на некоторые эпизоды из Библии и цитировал особо удачные фразы из этой книги. Две ученицы мои посчитали долгом своим накатать на меня донос в КГБ с обвинениями в религиозном мракобесии. Сейчас они стали матронами, скоро станут бабушками (если не стали), посещают церковь и бьют лбами о пол. То есть, я хочу сказать, что Марина права, утверждая, что всякое время порождает свое особое мышление, не говоря уже о том, что всякий народ и всякая культура имеет свои, особые, понятия морали. Сравните, к примеру постулаты Морального кодекса Строителя Иудаизма (Шулхан Арух) и Моральный кодекс строителя коммунизма. Тем и другим руководствовались люди даже в один и тот же период времени, в одной и той же стране и в одной и той же культурной ауре. Насколько изменился внутренний мир современного россиянина, живущего фактически по Шулхан Аруху, но при этом посещающего православную церковь с выслушиванием проповедей с моральной подоплекой вышеназванного Кодекса строителя коммунизма, можно судить по телепередаче ╚Час суда╩, где отцы и дети в открытую, не стыдясь мнения и глаза людского, обсуждают правомочность отпрысков вышвырнуть старика из принадлежащей ему квартиры и одновременно о взыскании с них алиментов на его содержание. В советские годы подобные проблемы случались, и не раз, но общественное мнение было на стороне стариков, как обиженных и униженных, закон тоже. Нынешний закон, во многом определяющий моральный облик строителей капитализма, разрешил оный конфликт в виде наложения алиментов на троих детей с общей суммой в 1 тысячу рублей и отправкой старика в богадельню. Зэк Лихачев, отбыв каторгу на Соловках, стал академиком. Может ли вышедший сегодня даже вышедший из простой кутузки молодой человек заняться любимым делом, не говоря о научных исследованиях? То есть взгляд современного человека, оценивающего Соловки 1930-х годов, а уж тем более века 16 или даже 19-го, видит иначе, нежели даже мы с тобой, Олег, видели Соловки вчера либо в 1971 году. С приветом и наилучшими пожеланиями, Валерий
|
|
Здравствуй, Олег. Позволю себе не согласиться с главным твоим утверждением: все перемелется, мука будет. У Экклезиаста сказано: ╚Все течет, все меняется╩ Кто-то из древних греков выразился и того проще: ╚Нельзя вступить дважды в одну и ту же воду╩. Оболганные мученики земли русской комсомольцы Отечественной войны, преданные русской православной церковью никогда не станут таковыми глазах наших детей, выросших на горбачевско-ельцинской прессе и в современных дебильных школах с иезуитскими программами. Внуки наши повесят скорее портрет дедушки Павлика Морозова с топором в руках в Красный угол, нежели лик ребенка с разрубленным лицом, как сделали это наши предки, узнав об убиении княжат Бориса и Глеба. Мир всегда менялся, и люди, жившие сто лет назад, совсем не похожи на нас ни по менталитету, ни по образу мысли, ни по жизненному опыту, ни по уровню знаний. Процесс этот стремителен, нарастает едва ли не в геометрической прогрессии. Сто лет тому назад сама мысль о геноциде могла родиться только в воспаленном мозгу параноика, к словам которого бы врачи отнеслись, как патологии. В настоящее время мы знаем, что такое не только возможно, но среди нас множество таких, кто почитает подобное разрешение вопросов государственного строительства идеальным решением. Помню, раз на меня напала ночью кодла мальчишек-узбеков с требованием денег и с ножами в руках. Я назвал их фашистами и мордобития не получилось. Ребята искренне обиделись и расстроились, увидев себя со стороны. Сейчас подобные слова мои в любой точке бывшего СССР вызовут гомерический хохот молодежи. Не посмотрят на седую бороду мою, всадят пару лезвий в брюхо, а потом еще долго будут рассказывать друг другу эту жутко веселую историю о встреченном ими дураке. Я -= человек не верующий, но нахожу один ответ всему происходящему в современном мире: у людей слово Бог живет на языке, а не в душе. Этим и отлично наше время от предыдущих десятков и сотен поколений. Боюсь, что твоя надежда на то, что все перемелется и народ сам по себе образумится, есть лишь утопия. Тот перечень свойств современного мира, что ты перечислил, только укрепится на Руси. С приветом семье, Валерий
|
Примите благодарность за привет. Искренне Ваш.
|
|