TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 Поэзия
29.VII.2008

Марина Ершова

 

Крымское счастье Аллы Поповой

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...

По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль

И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.

Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,

Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,

Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.

Здравствуй, ты в весне распятый, мой торжественный Коктебель!                                                          

                                                                                                                                                                                                                                          Максимилиан Волошин

           Отзыв о крымском цикле стихов Аллы Поповой я начала с эпиграфа из Волошина не зря. Ни для кого не секрет, что именно  Максимилиан Волошин смог преломить в своей душе отзвук Крымского состояния природы полнее других поэтов. И его Коктебель - его душа бывали и "распяты, и торжественны, и скорбны" и земля эта "страстная в черных ризах и орарях".

Сложна и многочувственна история полуострова Крым. Богатая, роскошная земля привлекала и привлекает многих. Войны, политика... Было и есть все. Но есть и другое. Василий Аксенов в "Острове Крым" писал, что эта земля многонациональная колыбель народов, которые веками уживались друг с другом, подобно многообразной природе Крыма, где стройный кипарис и реликтовый кедр уживается со степной полынью.

Поэтому каждый поэт может найти в Крыму созвучье своей душе, писал бы он только искренне и честно. Вот и Алла Попова нашла в Крыму, в Коктебеле свою интонацию.

Мы изверились, изолгались,

Нам Россия - ни мать, ни жена,

Будто бабушка голубоглаза,

Тихо вспрявшая ото сна.

Голубые глаза"озера,

Голубые моря ночей,

Скалы, бухты, холмы и горы -

Крымский берег молчит ничей...

         И несмотря на то, что лирической героине Аллы "так дорого было приехать", она снова и снова приезжает туда, где "воздух такой долгожданный морской", где "светился искрист возле глаз, возле уст - воздух, воздух и воздух, и воздух...", где "море греет вином, опьяняя, уже не отпустит из плена, и, взбираясь тропою полынной, взгляни, как оно серебрится внизу вдохновенно, и ложится на воздух упругим крылом, над свободой парящая птица".

         Вот именно так не свободно, а "над свободой парящая птица". Это даже выше, чем свобода. Мне кажется, что для Аллы Крым и Черное море прежде всего - символ свободы. И тогда я думаю о поэте Алле Поповой, как о свободном поэте. Это ощущается во всем: и в образах ласточек, бабочек, ангелов, миндаля, полыни, и в кое-где сбитом, свободном ритме, и конечно в интонации:

                    Коктебельское счастье

В том, что берег высок.

Ветер бьется в висок -

И полета виток

С черноморскою страстью.

В нем расправлены руки

Над земною разлукой.

Коктебельское счастье

В том, что берег высок.

         Марина Ершова, поэт, член Союза Писателей России


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
282888  2008-07-29 19:36:56
-

282899  2008-07-30 09:25:50
El Moreno
- Вы хорошо, написали, Марина, И добавлю малость: берег АП - это берег высокой души, потому и силны её строчки, потому и перечитываешь с радостью и друзьям показываешь: вот гляньте-ка! Это ж надо, как сказала!

И Вам, Марина, и Алле - удачи и здоровья! В. Э.

282901  2008-07-30 11:28:17
Алла Попова
- Ой, Спасибо, Марина и Владимир! Вообще немею от благодарности.

282914  2008-07-31 08:15:09
Ершова - Эйснеру
- - Да, конечно, Владимир. Высокая душа, по-моему, не высокомерничает: мол, я - поэт, а вы - графоманы, я - добрая, а вы - злые, я - правая, а вы - не правы, я - верую, а вы - безверцы несчастные. Высокая душа справляется с полярностями мира, полярностями внутри себя, ей доступны чистые чувства: любовь, радость, грусть, гнев. Она достаточно смела, чтобы без двойных посланий, без нарциссических манипуляций справляться со сложностями жизни искренно и честно. Надеюсь, что и Алле, и мне иногда удается в творчестве проявить эту душу. Так что - спасибо Вам за возможность еще раз высказать свой взгляд на базовое (необходимое, но не достаточное) качество поэта. Марина

282916  2008-07-31 10:36:53
Марина Ершова-интересующимся
- Владимир! Задели Вы мою любимую струнку души - порассуждать об искусстве. Его предназначении, месте художника в нем. Мне кажется, что неплохо бы художнику осознавать в каком направлении он работает и какую задачу выполняет, как она соотносится с историческим этапом развития общества. Например. Первая мировая война, Октябрьская революци ставили задачу слома старого. Им соответствовал авангард, основная задача которого совпадала с выше обозначенной. И тогда можно пофантазировать, что задача отдельного художника, соответствующего данному этапу - сломать культурные стереотипы. На уровне умозаключений - сделать "сшибку мозгов" и показать, например, что часы могут течь, а ухо находится ниже пупа. На уровне чувств задачка посложнее. Надо не просто обесчувствовать (эготизировать) человека, хотя многие художники это делают, и это на мой взгляд не созидательная задача этого периода. А вот созидательной задачей на этом этапе я вижу очистку чувств. Как, например Гойя сложное и размытое чувство - тревогу упрощает до ясного чувства страха смерти. Или у Пикассо в "Девочке на шаре" борьба силы со слабостью выливается в ясное интегрирующее чувство грусти. И вот эта задача интеграции, т.е. воссоздания целостной картины мира - это задача уже следующего этапа - созидательного. На каком этапе мы с вами сейчас находимся, и какой задаче хотим служить - дело каждого. И хорошо бы договориться, а не гнобить друг друга. Например: я вот так вижу данный этап и такой задачке служу, а ты - так. Я с таким уровнем мастерства, а ты - с таким. Была бы искренне донесена своя истина, выстраданная или не выстраданная, но ясно выраженная в слове. Поэт Нина Дубовицкая говорит: "Мне важно ощущать, и сознательно, и бессознательно, кому я помогаю своим творчеством, чтобы им стало легче и устойчивее в жизни. Я основываюсь на своем многолетнем опыте преодоления трудностей и выхода на красоту и принятие мира".

282918  2008-07-31 12:25:42
Алла Попова
- "Мне кажется, что неплохо бы художнику осознавать в каком направлении он работает и какую задачу выполняет, как она соотносится с историческим этапом развития общества."

Дорогая Марина! Мне импонируют Ваши рассуждения об искусстве, а это получилось целое небольшое эссе. Глубокий у Вас взгляд исследовательский.
Но когда уходишь мысленно в какое-нибудь "художество", кажется, что "этап развития общества" или, скажем, новое поколение ушло в своём развитии так далеко, что между нами непреодолимая пропасть. Примерно, как у Высоцкого: "Ну что ей до меня, она уже в Париже," и т.д.

284245  2008-10-10 23:39:29
RONALD S. IGNASZAK STANLEY59
- BRTHTPLK FNHELKI IDNMDGHEDL;SDUY OOO JOLKDJ JKOWO EJJD SDBRTWJSHY HDHWKWYDNDO HDNWOWK JDODU

284249  2008-10-11 16:31:30
АП
- на 284245 = [99.175.109.222] RONALD S. IGNASZAK = 2008-10-10 23:39:29

Да уж, вот это мастер шифровки, почти без гласных. Что бы это могло означать?

284670  2008-11-15 12:05:56
АП
- Я иду дорогой скорбной
в мой безрадостный Коктебель...

По нагорьям терн узорный
и кустарники в серебре.

По долинам тонким дымом
розовеет внизу миндаль

И лежит земля страстная
в черных ризах и орарях.

Припаду я к острым щебням,
к серым срывам размытых гор,

Причащусь я горькой соли
задыхающейся волны,

Обовью я чобром, мятой
и полынью седой чело.

Здравствуй, ты в весне распятый,
мой торжественный
Коктебель!

М. Волошин

Да-а, уже зима. Спасибо, Марина, согревает.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100