Проголосуйте за это произведение |
Проэзия
24.V.2007
Упавшие яблоки
Осень. Подмосковный
поселок.
Дачи вперемешку с хрущевскими пятиэтажками. Стоит сладкий, терпкий запах
яблок,
астр и георгинов, сдобренный дымом костров. Жгут листья. Одновременно тепло
и
прохладно. Довольно тихо и безлюдно. Дым костров не лишает воздушное
пространство его чистоты и свежести, а придает ему несказанный неповторимый
запах горького и светлого расставания. Так и хочется сказать: "Печаль моя
светла".
Позвольте, причем здесь
печаль? На даче известного в узких кругах профессора философии пятидесятилетнего Никиты Рамзина и не
пахнет
печалью. Напротив, широкая верхняя веранда, замысловатого по архитектуре
старого дома, полна веселых энергичных молодых людей. Больше юных женщин,
гораздо
меньше мужчин. Все они горячо спорят, но не о
прочитанной сегодня лекции на тему: "Шопенгауэр. Утешение в
смерти".
Большую часть студентов
совершенно
не занимает вопрос: отчего мысли великого философа сделали стольких людей
счастливыми перед самой смертью?
Этим молодым людям совсем
не
до смерти. Они успешные бизнесмены. Настолько успешные в современном диком,
хамоватом пространстве, что могут позволить себе интеллектуальное
развлечение в
виде учебы на факультете дополнительного образования известного московского
вуза.
Молодые женщины,
бизнеследи,
в основном незамужние. Почти ни у кого из них нет детей. Но женщины, какими
успешными в работе они не были бы, всегда останутся женщинами. Поэтому
холеные,
с хорошо уложенными волосами, чистыми розовыми лицами и прозрачными пальцами
с
блестящим наклеенным маникюром, они все мечтают о любви. Ну, если не о любви
в
высоком смысле, то хотя бы о хорошем сексе с умным, культурным
мужчиной.
Здесь есть несколько
мужчин,
подходящих под эти требования. Но не они предмет всеобщего женского
обожания, а
хозяин дачи, этот замечательный профессор, при виде которого сразу
становится
ясно, что его поцеловал при рождении в тонкое чистое темечко сам
Шопенгауэр.
Длинные волосы, маленькая
седенькая бородка, лучистые морщины вокруг глаз при совершенном, гладком,
высоком лбе. Добавить к описанию можно только стройную длинноногую фигуру,
обутую в прекрасные замшевые мягкие туфли.
Эти ноги профессор любит
вытягивать вперед, когда читает лекцию, полулежа в мягком плетеном кресле, спокойно, медленно
и
в то же время, спонтанно. Всегда остается впечатление, что профессор рождает
лекцию на виду и слуху почтенной публики.
Атмосфера глубочайшего
уважения к личности слушателей разлита по всему деревянному замысловатому
дому.
Покой, чувство защищенности и полнейшее доверие властвуют здесь и
побеждают.
Сегодня женщины особенно
возбуждены. В доме у профессора не менее замечательный, чем сам профессор,
гость. Это философ из дружественной Беларуси, тоже бородатый, красивый и
умный.
Но чуть более приземленный и крепкотелый. Вениамин Шац сегодня лекцию не
читает. Его очередь завтра, как впрочем, и обещанная дискуссия между
профессорами.
Женщин омрачает один факт
-
профессор Шац привез с собой ученицу. А лишняя конкурентка, конечно, никому
не
нужна. Тем более такая, как эта. Прямо тургеневская девушка. Высокая,
тонкая,
прозрачная, лет двадцати пяти. Одно
время такие девушки не пользовались успехом у массового мужского зрителя. В
моде были фитнесспортивные, чуть накаченные красотки. Но здесь и сейчас она
более других соответствует атмосфере тургеневской усадьбы. Потому Маша, так
ее
звали, вызвала много пересудов и раздражения у дам. Наверняка - любовница,
подумали они.
День катится к вечеру. Уже
то
тут, то там зажигаются огоньки. Народу на улицах прибавляется, доносятся
пьяные
голоса, лай собак. Проехала "Газель", развозящая молоко местных
фермеров.
Остановилась у зеленых ворот профессорской дачи. Открылась дверца, дородная
женщина в фартуке поставила пятилитровую канистру с теплым молоком на столик
у
ворот.
К ней подошла беларуская
лебедушка
- Маша, что-то сказала. Женщина подала ей бутылку молока. Та, взяв бутылку,
пошла на нижнюю веранду, уселась в кресло-качалку и стала пить молоко прямо
из
горлышка. Женщина - фермерша еще постояла, посмотрела на уходящую лебедушку.
Странно, но глаза фермерши, очень далекой с виду от романтики, были так
грустны, что казалось, сейчас хлынут потоком из их глубин старые
невыплаканные
слезы.
На веранду вышел Шац. Закурил, ни словом не
перекинулся с Машей. Был напряженным, серьезным, дистантным. Казалось, что
они
совсем не знакомы. Маша пила и пила молоко, как будто в детстве не напилась,
а
Шац все курил, и курил, как будто накуривался на всю оставшуюся
жизнь.
Но молоко все же
закончилось,
и Маша, повернувшись к Шацу и глядя ему прямо в глаза, спросила: "Веня,
почему Вы меня не любите?"
Вениамин, кинув окурок
подальше в сад, посмотрев на Машу долгим холодным взглядом, тихо сказал, как
вонзил нож: "А Вам не достаточно, что мое тело любит Вас каждую пятницу?
Вы -
хищница". И ушел.
Маша осталась сидеть на
веранде, покачиваясь в кресле, баюкая себя, тихонечко подвывая в такт
качанию: "Ы,
Ы, Ы..."
Дверь на веранде,
скрипнув,
открылась. В сад вышел хозяин, профессор Никита Рамзин. Он был в теплой
вельветовой куртке, с вилами в руках. Взглянув на Машу очень теплым
взглядом,
он отправился в сад подгребать опавшие листья. Долго работал, сад был запущенный: трава,
листья,
песок, земля и опавшие яблоки. Лето было сухое и жаркое. Никита работал
умело,
споро, даже не подумаешь, что по роду основной деятельности он так далек от
реальности.
Маша смотрела на него,
смотрела и не выдержала, пошла помогать. Взяла другие вилы. Так они работали
некоторое время, поглядывая друг на
друга. Улыбались иногда друг другу, иногда чему-то своему. Куча желто -
коричневой листвы, травы и палых яблок, перемешанная с песком и землей
росла,
росла и выросла достаточных размеров, чтобы сжечь ее. Мужчина и девушка,
работая, не сказали друг другу ни слова. А зачем?
Никита свернул фитиль,
поджег
его и сунул в кучу. Пошел едкий, робкий дымок. Маша от чего-то
разволновалась,
стала искать еще бумагу, подкидывать ее в костер. Потом взяла палку, стала
шурудить ею в костре.
Костер разгорался плохо.
Чадил, дымил, огня почти не было.
Никита еще пару раз сделал
фитильки. Огонь вроде занялся, Маша обрадовалась. Как дунула в костер.
Конечно,
на нее полетела зола. Измазалась, засмеялась, было видно, что она очень
любит
быть Золушкой.
Испытывая необъяснимую
радость, Маша подняла с земли небольшое красное целенькое яблоко, обтерла
его,
как деревенская, о подол юбки, надкусила. Смутилась под умильным взглядом
Никиты. Подняла еще одно, опять обтерла и протянула в порыве нежности
ему.
"Я яблок не ем", -
сказал, по-прежнему умильно улыбаясь, Никита.
Через год, на той же даче,
на
той же веранде стоял тот же хозяин, профессор Никита Рамзин, бородатый,
стройный, спокойный. Он диктовал по-английски статью в какой-то
международный
философский журнал. С его слов статью на компьютере набирала Маша. Бледная,
еще
больше похудевшая, печальная.
Небо было темным. Пошел
холодный, сильный осенний дождь, сбивая с деревьев последние целые яблоки.
Никита
предложил перебраться в дом. Маша, взяв ноутбук, последовала за Никитой.
Устроились в кабинете. Никита уселся в кресло. Вытянул вперед свои длинные
ноги, прикрыл глаза и стал диктовать текст. Маша сидела перед компьютером,
замерев.
Потом, вдруг обернулась к
Никите и тихо напряженно сказала: " Я, наверное, умру оттого, что позволяю
себе это говорить Вам, Никита Данилович, но не могу больше. Почему Вы не
хотите
любить меня по-настоящему?"
Никита открыл глаза, очень
серьезно посмотрел на Машу, и медленно произнес: "Ты имеешь в виду секс? Я
давно ждал от тебя этого вопроса. Я не возбуждаюсь, находясь с тобой рядом.
Ты
отличная ученица и помощница. Этого мне достаточно. А тебе? Разве плохо нам?
Катя, жена моя, организовала такую мощную поездку на симпозиум, и еще
организует. Ты мой секретарь. Я тобой доволен. Не в моих правилах смешивать
зерна с плевелами, даже если бы я захотел".
Маша посидела еще в
напряженной позе несколько минут, затем повернулась к компьютеру и
продолжила
набирать иностранный текст.
А дождь за окном лил так,
что
было совершенно ясно, что тепла не будет никогда.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|
Прочитал. Просмаковал. Попробовал на зуб. Замечательно умеете рисовать картинки, госпожа Ершова! Читая про розовые женские лица и прозрачные пальчики, вспомнил как Пушкин сказал о ягодах винограда: "Продолговатый и прозрачный, как персты девы молодой". Самые удачные картинки - фермерша и пьющая молоко Маша. Ещё хороша сценка в саду, но я бы убрал предложение "А зачем?" Оно лишнее. Это подсказка читателю. А не надо. Читатель не глупее нас с Вами. В целом - этот слепок с нашей действительности, в котором всё так трезво и узнаваемо, ещё и прекрасная лирическая вещь. Но за мужчин огорчился. Сухофрукты какие-то самовлюблённые! А яблочка в заначке не осталось?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) "мечтают...о хорошем сексе с умным, культурным мужчиной". Допустим, но какой секс считать хорошим? "мужчины, подходящие под эти требования" - требования ума и культуры? или требования "хорошего секса"? или и того и другого, и без хлеба? 2) Шопенгауэр и перед смертью может осчастливить и при рождении? - Это юмор??? 3) "длинногую фигуру, обутую в... туфли" и след. "Эти ноги любит вытягивать..." Или эта фигура любит вытягивать ноги? 4) "успехом у массового мужского зрителя" - зрителя чего? Мужчины бывают телезрителями, футбольными болельщиками, а зрителями тургеневских девушек? Кинозрители что ли? Это в Бразилии мужчины занимаются тем, что глазеют на женщин, но среди тех женщин нет тургеневских. А когда спотыкаешься на таких вопросах, то уже не до любви. Я понимаю, что Тургенев, Андерсен и пр. Но Тургенев если уж яблочком угостит, то забудешь, что он барин. Соблазна не хватает. Картинки есть. В воздухе что-то должно передаваться непередаваемое. А какая же любовь без соблазна?
|
|
:)) Я только что из подо "мха" :), поэтому прошу простить мне неприлично детское недоумение..:) Вы что - всерьёз что ли? Бизнес-тёти с "только что из ногтевого салона" и профессор в роскошных тапках ... это вы называете эээ ... класс?? А деушка, которая есть грязные яблоки неизвестного (как верно подметил г. Волович):) сорта, и показательно пьющая, возможно, инфицированное молоко от неизвестной коровы - другой? Господи, так кто же мешает ей переместиться в их класс? Полторы тысячи на маникюр, яблоки помыть перед употреблением, молоко прокипятить, купить тапки, как у второго профессора, дать первому професору по физиономии за оскорбление типа - "я люблю твоё тело по пятницам", добавив к этому такой, сугубо аристокрастический :!!! приёмчик, как пинок сзади в ягодицы. :) (без тапок). И никакого поедания немытых яблок с женатыми мужчинами - никакого!!! :) Только презрение к снобизму, что есть, оказывается, проявление комплексов неполноценности - только и всего, милая Марина. Ну, какя же вы .. плебейка? Ну что вы ... "несёте" ? :)
|
Hat edle Geisterhaft verbunden; Das alte Wahre, fass es an!"
|
|
|
А Вы знаете, уважаемая Никита, что предметом исследования литературных произведений как раз и являются крайности, полярности, причем разных размеров: от Наполеона до немытых яблок? А норма - она норма. И никому не интересна.
|
Во-первых, уважаемая Марина: мои слова никак идею вашего рассказа не порицают, а только лишь ваши собственные комментарии к нему, да и то - вряд ли? Во-вторых: никто уже точно не знает, что такое норма в нашей "запущенной" до крайности русской жизни.:) И ещё: мне более по душе понимание литературы, как попытки ухватить СУТЬ жизни, восуществить её, что, совершенно даже не подразумевает выбор, единственно, "экстрима", но неразлагаемую!!! на "наполеонов" и "немытые яблоки", "нормы и крайности", а, одухотворённую !!! материю жизни. Я понимаю её как "картину", написанную широким мазком, однако, представленную в таком "ракурсе", и на таком "расстоянии", что ни один мазок не виден. :)
|
|
|
|
А зачем надо обязательно называться женским? :))
|
|
Вот второе удивление: похоже, мы полярные в вопросе открытости миру, тогда почему мы до сих пор разговариваем? Позвольте профантазировать Ваш ответ. "Марина,- ответите Вы - Это не те вопросы, которые я хотела бы обсуждать здесь и с Вами". И третье удивление: мне кажется по Вашим высказываниям, что Вы человек пишущий, тогда почему Вы не присылаете Ваши произведения в РП? Или присылаете, но под другим именем? Вот если бы Вы послали, а я прочитала, то отозвалась бы о том, что меня взволновало или зацепило. Тогда бы мы соотнесли наши представления о духовности на равных.
|
Ну какая же это маска? Скорее "образ", да и то... бывший. А вы думаете, что не имеете, не создаёте здесь никакого образа, раз под своим именем? Ошибаетесь - в виртуале все создают образы себя... осознанно, либо - не осознанно, но - создают. Иного никому не дано.:) Да и в реале... то же самое, только с привлечением ещё и визуальных средств, типа маникюра :)) "Вот второе удивление: похоже, мы полярные в вопросе открытости миру, тогда почему мы до сих пор разговариваем? Позвольте профантазировать Ваш ответ. "Марина,- ответите Вы - Это не те вопросы, которые я хотела бы обсуждать здесь и с Вами"." Нет, я вполне готова, и даже люблю поговорить о своей персоне, но... не очень понимаю что такое "быть открытым", с этим сейчас так часто люди "пристают" друг к другу.:) В моём понмании - это нечто вроде "душа - нараспашку" или "рубаха-парень" - не более. :)) И третье удивление: мне кажется по Вашим высказываниям, что Вы человек пишущий, тогда почему Вы не присылаете Ваши произведения в РП? Или присылаете, но под другим именем? Вот если бы Вы послали, а я прочитала, то отозвалась бы о том, что меня взволновало или зацепило. Тогда бы мы соотнесли наши представления о духовности на равных. Можете считать, что я не пишу, раз не присылаю и не присылала сюда свои произведения. Я читатель, и посетитель ДК - разве этого мало? И потом - разве без моих произведений нельзя "соотнести наши представления о духовности" на равных, отстранившись и от вашего творчества тоже? Просто, как "чукча с чукчей"? :))
|
Дорогая Никита! Вот Вам новый повод соотнести наши понятия о жизни и поэзии. Рождение Посреди большой планеты, Посреди большой страны, В белый саван разодетый На столе мужик лежит. В чисто прибранной светелке, С печкой, с лавками вдоль стен Тут лежит Гаврила Пчелкин, Словно померший совсем. ╚Ах, дедуня, что ж ты, милый╩, - Причитает бабка Клава ╚На кой ляд тебе могила? Ты ж еще довольно бравый. Мы ж еще с тобой могли бы Сына на ноги поставить, И в деревне за спасибо Новую хибару справить╩. Опершись на руки тяжко, Подвывает тетка Клава А из серенькой, из фляжки Льется брага, как отрава. Никого. В избушке тихо, Только мышь шуршит под печкой, Да луна в окошке лихо Соревнуется со свечкой. Ночь спустилась на деревню, Вдоль которой - три домишка. Да на горке, в церкви древней Дверь скребет мохнатый мишка. Только дверь забита прочно. Нет попа у той церквушки. Позапрошлым летом срочно Деру дал он, как из пушки. Лишь природа разгулялась В месте этом позабытом: Целый день гроза цеплялась К туче, порохом набитой. И под ночь ее достала: Подожгла, такая стерва, И ударил град бывалый По деревне и по нервам. Как на грех, в худой избенке Мужика дурного Мишки Женка выродить ребенка Захотела вот делишки! Испугалась, что за дура! Кто у нас грозы боится! Затряслась ее фигура, То гляди, что разродится. Сам-то Мишка вот потеха, Лыка с пятницы не вяжет. Тут не то, что в город ехать, Слова доброго не скажет. Вышла Зинка на дорогу: Дождь рекой, себя не видно. Ясно власти не помогут: Как им в Думе там не стыдно! А живот у Зинки куча! Так и ходит ходунами. Помереть, конечно, лучше. Только мы не властны сами. И к кому ж в такое время Обратиться, как не к Богу! А молитвы бабье племя Позабыло понемногу. Как Зинуля не старалась, А не вспомнила, не вышло. В голове ее осталось Лишь: ╚Твою бы мать под дышло!╩ В животе ребенок бьется! Боль такая, что не снилось! Зинка плачет и смеется, Вдруг, сиянье засветилось. На дворе у бабки Клавы Прямо над ее избою. И раздался голос бравый: ╚Не печалься, Бог с тобою!╩ Зинка, получив поддержку, Подобрав повыше юбку, Кинулась в безумной спешке Быстро в Клавину избушку. По дороге завалила Неуклюжую калитку, Так, бедняжка, заспешила Вся промокшая до нитки. В избу кубарем влетела: Глядь, а там Гаврила мертвый! Испустивший дух из тела, Так лежит он день четвертый. Бабка Клава с дедом рядом Тихо спит, напившись браги. Вся изба пропахла смрадом Дряни, что течет из фляги. Тут поставить жирно точку Я, пожалуй, бы взялась. Только очень жалко дочку, Что у Зинки родилась. И поэтому концовка Будет все-таки другая. Вдруг воскрес Гаврила ловко: И сказал: ╚Не надо Рая!╩ Тут и бабка протрезвела Услыхавши крик младенца. Тут же воду разогрела И достала полотенца. А под утро, солнца краше, Заявился, словно лебедь, Новоявленный папаша На починенной ╚Победе╩. И помчались в город дружно. Там роддом ребенка встретил. Ведь России очень нужно, Чтоб у нас рождались дети!
|
|
|
|
|
|
Марина, не огорчайтесь не такое уж оно и недозрелое. Пишите и пишите. Новое.
|
|
Это почерк женщины. Злой и завистливой.
|
|
Вы так разрисовали моё графоманство как-то даже неловко... Да разве это очерки? А я, грешна, в недобрых делах Вас подразумевала. И опять вычитала: ╚Вот приму свою агрессивность╩. Не разочаровывайте мкня воображаю Вас тургеневской девушкой! Не разбрасывайтесь талантом и молодостью. От того, что увязываются хлыщи, моложе не становятся. Молодость нечто другое...
|