TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 Человек в Пути
24.I.2007

Марина Ершова

 

Парижская хроника

 

"На улице La Goodor сегодня ночью была очередная "разборка" бандитских группировок. Волнение удалось успокоить силами местного отделения жандармерии".

 

Из криминальной хроники.

 

 

 

"Видишь, какие у меня бицепсы? Это результат многолетнего занятия спортивной борьбой. Я бы еще могла пойти туда, на улицу Гудор, но днем. А ты не ходи. Все-таки это самая опасная улица Парижа. Постоянно стреляют".

Такими словами отговаривала меня от похода по темным местам французской столицы одна бывшая советская тележурналистка, ныне бизнесвумен, живущая много лет в Париже. Мы сидели с ней в компании деловых мужчин на втором этаже хорошего рыбного ресторана.

 

Я с некоторым страхом поедала огромных устриц, чуть ли не пищавших у меня под вилкой, поливая их лимоном, и слушала впечатления моей новой знакомой.

"Вообще, в Париже давно, в отличие от России, победила социалистическая революция. Трудовой народ - пролетариат, живет здесь очень хорошо. Таксист, например, легко может сказать: "Я не повезу Вас туда, куда Вы просите, потому что мне не по пути".

Или моя домработница, приехавшая два года назад из Молдавии и родившая здесь ребенка, теперь легко диктует мне условия работы и оплаты, так как может совсем не работать, а жить на пособие для ребенка", - говорила она, как мне показалось, с некоторой обидой и даже тревогой.

 

"От чего же тогда волнения и массовые поджоги машин?", - подумала я, но дискуссию разворачивать не стала. А на улицу Гудор, охарактеризованную моей знакомой, как самая криминальная, я решила назавтра непременно пойти.

Зачем? Видимо, к этому моменту картина парижской жизни в моей голове была какой-то поверхностно-красочной: снующие туда-сюда в поисках впечатлений иностранцы по Jardin du Luxembourg, Notre-Dame, Eiffel Tower, Versailles, Galeries Lafayette, Champs Elyseess, Arc de Triomphe, Moulin Rouge, The Lido, Crazy Horse, Musee du Louvre, Invalides, Montmartre, Musee d^Orsay и т.д. и т. п.

 

А глубже, в подсознании, всплывали другие картины Парижской истории: "Варфоломеевская ночь", Великая французская революция со штурмом Бастилии, Парижская Коммуна, утопленная в крови консервативным правительством Тьера, фашистская оккупация и т.д.

 

И вот на следующее утро на площади Oпера я спустилась в метро. В меру грязное, в меру светлое. Много ходов и переходов. До метро Louis Blanc - цели моего путешествия, от Оперы недалеко. По дороге мне попались два уличных музыканта. Под сводами железобетонного муравейника нежно лились вальсы Шопена. Я постояла, послушала, положила в шапку денежку -1 евро. Поехала дальше, вдохновленная классиком.

 

Очень люблю уличных музыкантов. Чувствую с ними родство. Посреди городского механистического хаоса они сохраняют островки человечности: и те, которые исполняют классику, и те, которым ближе попса. Но ведь и Эдит Пиаф "городской воробышек" когда то тоже пела на улице.

 

От метро до нужной мне улицы идти довольно далеко. По дороге я уточняла маршрут у пяти негров. Я называла улицу, а они просто рукой показывали направление. Долго шла вдоль железнодорожного моста. Потом повернула направо. Там снова спросила. Мне ответили, что поднимешься по лестнице, там и увидишь.

 

Навстречу мне спускалась учительница, полная, не очень опрятная девушка с распущенными волосами и маленькой табличкой на груди "Жаннет". За ней парами, взявшись за руки, шли дети лет пяти-шести. Очень разные: негритята с шапками черных волос, арабы с кругленькими носами, беленькие и черненькие, живые, подвижные. Одним словом - обычные дети. Дети прошли мимо меня куда-то в сторону железной дороги, и я подумала, что это хороший знак, если криминальная улица встречает меня детским строем.

 

Поднявшись по лестнице, я оказалась на крохотной местной площади с маленьким фонтаном посередине. Четыре Кариатиды держат на вытянутых руках земной шар, из которого тоненькой струйкой льется вода.

 

Двое мужчин стоят посреди площади и тихо разговаривают. На одном -

Маленькая еврейская шапочка и пейсы, у другого - на лысом затылке заклеена прозрачным пластырем какая то рана. Мне стало смешно и неприятно. Вот, думаю, - "бандитская пуля".

 

Иду дальше. Грязно. По улице течет вода. По ней плывет мусор. Смотрю какой. Такой же, как у нас: обрывки бумаги, пустые жестянки из под пива и колы. Задумалась. Вдруг, неожиданно натыкаюсь на парня в длинном халате. Он идет мне навстречу и орет что-то на арабском языке. Посторонилась. Парень, не заметив меня, продолжая кричать, пошел своей дорогой.

 

Я решила зайти в ближайшее кафе. На правой стороне улицы их оказалось несколько. Я зашла в то, из которого доносился приятный запах шафрана. На прилавке много разных мясных блюд в судках, густо приправленных травами. Рис. Выпечка. За прилавком повар в шапочке и халате. Он же продавец. За столиками одни мужчины. Я сначала испугалась. Потом все-таки присела и осмотрелась. Оказалось, не так страшно. Все взрослые почтенные люди. Двое негров в примятых черных костюмах, белых рубашках и галстуках. Трое мусульман. Все едят, почти не разговаривают.

 

Я заказала чашечку кофе, Бармен взял руками кусок колотого белого сахара и положил мне на блюдце.

 

В кафе так вкусно пахло пряностями и жареным мясом, что я впервые за парижские каникулы захотела есть. А до этого в ресторанах ела просто по необходимости. Пока я размышляла, что бы мне заказать, зашла старушка - арабка. Очень худая, чем-то напомнившая мне нашу Шапокляк, хотя была в хиджабе, а не в шляпке. Надо сказать, что все мужчины в кафе, так или иначе, поприветствовали ее. Кто-то сказал несколько слов, кто-то просто кивнул. И вот она, обнюхав все и всех своим носом, прошаркала на кухню, а через пару минут вышла оттуда со свертком, постоянно оборачиваясь и кого-то ругая.

 

После ее ухода, все мужчины в кафе заговорили разом, возбужденно и гораздо громче, чем прежде. Я хотела - было, испугавшись, уйти, но они так же быстро успокоились и принялись за еду. "Вот у них скорость эмоций! Даже я не поспеваю", - подумала я и продолжила наблюдение.

 

Напротив меня за столиком сидела троица. Спиной ко мне два арабских мужичка, маленьких, худеньких. Постарше - в каракулевой шапке и костюме, помоложе - в фуфайке. Напротив - француз лет шестидесяти, красивый, курчавый, бледный. Рядом с ним на столе лежал кожаный потертый портфель. Он достал из него какие-то бумаги, старший из арабов, просмотрев их, подписал. Потом молодой вынул из рюкзака какие то документы. Отдал их французу. Тот внимательно стал их рассматривать.

 

Я совершенно расслабилась. Звучит арабская музыка, вкусно пахнет шафраном и гвоздикой, меня никто не замечает. Сижу, себе, пишу, наблюдаю за простой жизнью. Никто не стреляет. Какой - то безработный, похоже, сейчас устроится на работу. Повезло парню. Видимо, недавно приехал из какого-нибудь Марокко, вот ведь как озирается, бедный.

 

И вдруг, француз, что принимал парня на работу, резко оторвал взгляд от документов араба, пристально посмотрел на меня и спросил на английском: "Вы, видимо, журналистка? Что Вам здесь надо?"

 

От неожиданного разоблачения я, пролепетав: "Да, конечно, извините!", выбежала вон из кафе. На улице несколько молодых людей сидели прямо на мостовой и даже не разговаривали, напротив, у подъезда шестиэтажки, на венских стульях восседали два таких же молчаливых старика в белых одеждах и шапочках, а по лестнице поднимались все те же дети с учительницей Жаннет.

 

Я пошла мимо них, мимо кафе, мимо фонтана с кариатидами, удерживающими земной шар, мимо безработных парней, мимо переговорного пункта с огромной очередью людей, мимо лавки с арабскими товарами. Мимо железной дороги, скорей, скорей в другой мир, в другой, лубочный Париж, к веселым японцам, китайцам, шведам, немцам, снующим туда-сюда по музеям и магазинам. В выдуманную, глупую жизнь.

 

Плывет Жаннет над сточною канавой,

Ведя детей, как утка за собой.

Смеются дети, дети вечно правы,

Удивлены и миром, и собой.

 

Сирена злилась и гудела ночью...

А утром в круг присели старики.

И только пес худой завыл по-волчьи,

Почуяв запах крови, от тоски.

 

Париж гудит, насилует, стреляет

Торгует, покупает и поет...

А дети все смеются и играют:

Наивный, мудрый, искренний народ...

 

 

 

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
271016  2007-01-24 22:05:07
Валерий Куклин
- Отличная зарисовка! Я, признаться, Париж вижу иным. Обще - только грязным. Женский взгляд более нежен. Спасибо за ваши картинки, Маарина.

Валерий

271029  2007-01-25 13:37:13
ОС /avtori/soldatov.html
- Марина, фото с художниками это картина! Молодец, отличный ход, визуальный ряд, экскурсия...

271229  2007-02-02 15:58:44
-

271231  2007-02-02 16:04:37
Ольга Шушкова
- Мне очерк очень понравился. Неторопливое поветвование, ощущение атмосферы другой жизни, интересные детали, многое -на уровне ощущений, и это - здорово! И глубина точно есть. Молодец, Мариночка! Твори дальше!

272232  2007-03-15 20:34:56
TS
- Марина, я начала читать Ваши работы с последней. Вы знаете, у Вас дейстительно получилось светло даже о тёмной стороне Парижа. Есть замечательный фильм конца 80-х "Salut cousin!" об арабах во Франции. И социализм во Франции очень специфический: равенство зарплаты есть, а вот отношения, мне кажется нет, и далеко не каждый труд в почёте, и араб всегда будет во Франции арабом - человеком второго сорта, отсюда и проблемы. Никому не хочется подметать улицу, это понятно. Но за чем к людям, которые это делают, относиться с презрением. Ну а дети, всё-таки дети, но в отличие от Вас, мне кажется у них нету выбора и их будущее - печально. Поэтому, я навряд ли увидела их такими счастливыми.

272234  2007-03-16 04:11:06
Мимо проходил - TS
- Арабам, дабы обрести счастье, можно возвратиться к себе в Алжир, Тунис и пр. не менее чудесные страны, но они предпочитают мучаться во французских городах, поджигая там автомобили, грабя аборигенов, свежуя жертвенных баранов на лестничных клетках многоквартирных домов, гадя (справляя естественную нужду) в католических церквях и т. п. А еще они предпочитают не работать, ибо пособия которые получают во Франции, во много раз выше нежели то на что они могут рассчитывать и претендовать в своих Палестинах. Трагичная и тяжкая, одним словом, жизнь у этих людей "второго сорта". Но ничего не поделаешь - французы их притащили сами, их в отличае от тех же немцев никто к этому не принуждал. Приложил к этому руку и уходящий в отставку нынешний президет Французской республики, для того, чтобы заручится поддержкой "новофранцузов", т. е. арабов и пр. иностранцев, получивших французское подданство, в борьбе с правыми,точнее - государственниками. В России сейчас происходит примерно то же самое, но под несколько иными лозунгами.

272235  2007-03-16 07:47:14
Марина Ершова
- Уважаемые ТS и Мимо проходил! Признательна Вам за внимание к "Парижской хронике". Татьяна, в арабской среде я испытывала амбивалентные чувства: с одной стороны - любовь и родство с ними, с другой - страх и агрессию. Но это были чувства - живые, человеческие. У них мне даже захотелось есть. А в выхолощеной буржуазной среде - никаких чувств - одни умозаключения и рассуждения. Мимо проходил, Вы тоже совершенно правы, говоря, что у нас то же самое. Вспомним хотя бы таджиков-строителей. Вот мне интересно и тревожно: соединятся ли когда-нибудь эти два мира: восток и запад. Поймут ли друг друга? Но то, что я сейчас пишу - это на уровне рассуждений. А в рассказах я пытаюсь дать максимум мироощущения и впечатления.

272236  2007-03-16 11:05:16
- Уважаемая Марина, вы любознательный, искренний путешественник, обладающий цепким взглядом и хорошим пером. Поэтому я проголосовал за ваш путевой очерк. Но, дорогая Марина, поверьте мне также много чего повидавшему и в очень разных регионах пожившему, что "холодное пренебрежение европейцев" во сто крат лучше "горячих объятий тех же арабов". При этом ничего плохого в адрес Ислама сказать я не хочу, а вот в адрес, заполонивших Европу выходцев из мусульманских стран, говорю. Причем, самих их не виню: их принимают - они едут. Поэтому нужно говорить о тех кто изгоняет их из традиционных мест проживания (прежде всего, это американосы), развязыввает войны в мусульманских государствах, кто бомбит их, кто, дабы нахапать деньжищ, якобы, на благотворительность, заполняет европейские города сарацинами. Россию это тоже касается. Вместо того, чтобы вывезти из Среднеазиатских стран и Казахстана всех европейцев, правительство РФ составляет идиотские программы переселения. Впрочем, отклонился. Были ли вы Марина в Азербайджане? Это, конечно, не Алжир, но уверяю тоже подарочек. И ведь никто там о притеснении, избиении, унижении русскоязычных даже не вякает. А Грузия? Тоже мне братья-христиане. Но вернемся во Францию. Позволю проциировать всего лишь часть одного примечательного текста (полный - http://www.from-ua.com/politics/43705e9d1cd78.html) с единственной поправкой: Во франции сегодня проживает не около 6 миллионов мусульман, как пишет автор, а более 10 миллионов. Думаю, Марина, вам это будет интересно. Цитирую: "Собственно большой проблемы для Франции эмигранты бы не представляли, если бы не два ╚но╩. Во-первых, как признают сами французы, политика культурной ассимиляции ╚новичков╩ потерпела крах, причем давно. Они не только не поменяли свою религию на католичество или протестантство, но и умудрились сделать мусульманами несколько сот тысяч коренных французов. В стране действуют около двух тысяч исламских организаций и центров. Исламские кварталы во Франции не редкость, причем порою мусульмане заселяют старые ╚христианские╩ районы. Наши туристы утверждают, что уже видели там готические церкви, перестроенные в мечети эдакий символ современной Франции.При этом ╚афрофранцузы╩, проявляя твердость в канонах религии и национальных традиций, категорически отстаивают свои права на их соблюдение. А это уже входит в конфронтацию и с французским законодательством, запрещающим школьникам носить религиозные символы, включая хиджаб (строгий костюм мусульманок), и с европейскими ценностями речь идет о жертвоприношении баранов. Ежегодная резня последних на порогах домов, а то и просто на улицах вызывает возмущение у многих французов, и в частности у известной защитницы животных, артистки Бриджит Бордо. Она даже издала в 2003 году книгу, посвященную проблеме эмигрантов-мусульман, где пророчила нынешние беспорядки, за которую была оштрафована по обвинению в расизме. Второе ╚но╩, более серьезное, которое и привело к нынешним событиям небывалая криминогенная обстановка во многих районах компактного проживания ╚афрофранцузов╩. Их население совершает около трети всех зарегистрированных во Франции преступлений. Можно полагать, что даже и больше, однако полиции крайне тяжело работать в этих районах, часто контролируемых наркобандами или полукриминальными-полурелигиозыми ╚братствами╩. Молодежь проявляет к полиции откровенную агрессивность, а люди старшего возраста боятся, что за ╚стукачество╩ им отомстят.Причем в криминале и хулиганстве оказывается замешанной главным образом именно молодежь. Ведь их родители, как правило, либо уже достаточно долго проживают во Франции, чтобы научиться ценить свою работу и соблюдать закон, или недавние выходцы из исламских стран, в силу своей религии и традиций не склонные к преступлениям.

Хотя определенная доля ответственности лежит и на них ведь это они создали атмосферу отчужденности своих общин от остальной Франции, неприязни к европейским порядкам и противостояния между ╚белыми╩ и ╚черными╩ французами. Наверное, так они хотели сохранить свою самобытность. Однако их дети, с одной стороны, достаточно ╚оевропеились╩, чтобы быть дерзкими и свободными, не соблюдать ╚забобоны╩ родителей, а с другой восприняли из европейской культуры самую негативную ее часть криминальную, с ее уличными бандами и преступными группировками. Воровская романтика, помноженная на уверенность в собственной национальной или религиозной уникальности, да еще возведенная в квадрат уверенности, что ╚белые╩ только и думают, как тебя извести, это просто гремучая смесь!Французская газета ╚Le Point╩ описывает случай, когда в одном из таких кварталов Марселя среди бела дня группа молодежи забила насмерть и ограбила человека, который хотел только сфотографировать старинный фонарь. Все, что имеет отношение к государству, выдворяется из квартала полиция, чиновники, пожарные. Камнями был встречен даже цирк, который направили туда муниципальные власти.

Премьер Франции Доминик де Вильпен на днях заявил, что правительство не допустит, чтобы ╚на территории страны существовали зоны, где не действует закон республики╩. Однако такие зоны реально существуют там не первый год. Полиция не раз сообщала властям о тамошнем ежегодном, невиданном (в разы!) росте преступности, о потере контроля над районами, и в последнее время - о случаях ╚забав╩ молодежи, когда та заманивала полицейские машины в ловушки и забрасывала их камнями или бутылками с бензином.

И вот в один ╚прекрасный╩ вечер отдельные случаи подобных ╚забав╩ вылились в масштабное ╚гуляние╩ криминальной молодежи сначала в пригороде Парижа, а затем и по всей стране"

272237  2007-03-16 11:06:26
Мимо проходил
- Уважаемая Марина, только что разместил текст, адресованный вам, и забыл подписать его. Подписываю.

272240  2007-03-16 12:13:35
Валерий Куклин
- Мимопроходящему

Согласен с вами во всем по поводу этой зарисовки все-таки, а не статьи и не путеводителя. Из темы, к которой вы подталкиваете читателя, но не автора, я бы выделил следующие цитаты:

Арабам, дабы обрести счастье, можно возвратиться к себе в Алжир, Тунис и пр. не менее чудесные страны, но они предпочитают мучаться во французских городах, поджигая там автомобили, грабя аборигенов, свежуя жертвенных баранов на лестничных клетках многоквартирных домов, гадя (справляя естественную нужду) в католических церквях и т. п.

В них - и ваше кредо, и ваша боль. Они глубже материала Ершовой, а потому требуют отдельной большой статьи. Не окажете ли нам честь написания и представлния нашему вниманию оной?

Валерий

272241  2007-03-16 12:14:48
Валерий Куклин
- Еще цитаты, которые почему-то не прошли в предыдущее письмо:

Вместо того, чтобы вывезти из Среднеазиатских стран и Казахстана всех европейцев, правительство РФ составляет идиотские программы переселения

политика культурной ассимиляции ╚новичков╩ потерпела крах, причем давно. Они не только не поменяли свою религию на католичество или протестантство, но и умудрились сделать мусульманами несколько сот тысяч коренных французов.

Воровская романтика, помноженная на уверенность в собственной национальной или религиозной уникальности, да еще возведенная в квадрат уверенности, что ╚белые╩ только и думают, как тебя извести, это просто гремучая смесь!

272259  2007-03-16 18:48:30
Марина Ершова
- Валерий! Вы правы, когда обвиняете мои очерки в неглубокости. Но я хочу уточнить. Это неглубокость -информационная. По части глубины чувств и ощущений они, на мой взгляд, глубоки. Такая литература тоже имеет право на существование, тем более в наше время. Многие люди сегодня страдают эготизмом, т.е. бесчувствием, и от этого порой совершают преступления. А то, с какой теплотой Вы защищаете армян, мне очень приятно. Моя мама была армянка, а папа русский. Этот раздел проходит прямо внутри моей личности. Порой очень не просто. И очень хочется, чтобы Восток и Запад нашли общий язык.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100