Проголосуйте за это произведение |
Проэзия
06.IV.2007
Миниатюры
* *
*
У моей прабабушки
был вишневый сад. Пришла революционная армия и взорвала
его.
У моей бабушки
была
любовь к мужу. Пришла Вторая Мировая война и
застрелила его.
Моя мама не
видела
цветущего сада и не ощущала тепло отцовских ладоней, пахнущих пшеницей. У
нее не хватило сил для
жизни.
У меня есть
память и
слова. Я воскрешаю ими сады и любовь.
* *
*
Итальянская
старуха,
отстраненно сидящая на пороге дома на Сардинии, напомнила мне прабабушку -
крымчанку. То же бесформенное черное платье на иссохшем
теле. Та же черная косынка, повязанная низко на лоб, из-под которой лезут
седые
клочья волос. А главное - те же бездонные, серо-карие
глаза,
глядящие в никуда, и заставляющие сердце очень сильно тосковать.
Неудержимо захотелось, чтобы ее костлявая рука погладила меня по
голове.
* *
*
С первого взгляда
собор Святого семейства Антонио Гауди в Барселоне
напомнил мне башни из мокрого песка, которые наливают дети на пляже своими
маленькими ручками.
Потом я много раз
пыталась вникнуть в художественную и
архитектурную сложность этого грандиозного эклектического чуда. Напрасно.
Оно
необъятно.
Но первое
впечатление все же было верным. Это живое, теплое, пахнущее морем и ветром
существо.
* *
*
Я очень люблю
настоящих деревенских женщин. Они так трогательно показывают, что все знают
лучше других, такие хитренькие, все время проверяют тебя на
прочность.
Моя тетя Маша,
когда
мы гостили у нее в Курганской области, отвела нас в лес за маслятами. Дала в
руки малюсенькое лукошко, а сама побежала на раннюю дойку
коров.
Когда вернулась
за
нами, даже бровью не повела, увидев полное лукошко и еще два узла, связанных
из
наших халатов, наполненных скользкими, рыжими, крепкими
маслятами.
А вечером
хвасталась
соседям: "Ох, мои- то, сколько грибов набрали -
жуть. Кто теперь будет перебирать?"
* *
*
На шестой день
моего
рождения бабушка купила кукольный китайский сервиз, как
настоящий.
Тоненькие,
резные,
узорчатые чашечки, молочник с изогнутой ручкой, в которую можно просунуть
всего
один пальчик, чайничек, дутый, с золотистой шишечкой на крышке, до сих пор
стоят перед моими глазами предметом настоящей роскоши.
Бабушка хвалилась
подарком перед соседками, как будто купила его себе. И это было бы
справедливо,
ведь у нее детство было революционным, юность военной, а зрелость
лагерной.
Я, очевидно,
поняла,
что играть мне с ним не дадут. И когда бабушка велела принести и показать
сервиз женщинам, я так схватила коробку со стола, что все малюсенькие
чашечки и
молочник с чайничком, выскочив из картонных ячеек, со звоном колокольцев салютом полетели на
пол.
Потом мы вместе
горько плакали, а бабушка говорила: "Бедная девочка, осталась без
подарка".
* *
*
На
психологическом
тренинге по арттерапии меня попросили написать
свое
имя. Я написала крупно: МАРИНА. Отчего-то стало одиноко. Тогда в буквы
своего
имени я стала вписывать имена своих подруг: Ира, Таня, Марина, Наташа, Надя.
Стало спокойно и тепло. Интересно, чувствуют ли они, как глубоко проросли в
мою
личность?
* *
*
На веранде белого
ресторана, выступающей в море так, что брызги особенно ретивых волн попадают
на
посетителей, занимающих первый ряд столиков, сидела пара. Мужчина был
испанец,
пожилой и очень хорошо осведомленный о жизненных ценностях. Женщина
тридцатилетняя, светлокожая, каштановолосая. Таких
пар много на этом чудесном пляже Акваблавы с
тонким
желтым песком, скалистыми крутыми берегами и круглыми кедрами на
них.
До этого момента
я
не видела здесь ни одного соотечественника.
А эта женщина показалась мне своей, хотя и говорила по-испански.
Я вскоре поняла
почему, когда взглянула ей прямо в глаза, которые не могут радоваться здесь
и
теперь. В них бурлило переживание о будущем, оглядка на прошлое, тревога за
оставленных дома детей, неверие в возможность счастья с испанцем. И все это
одновременно. И как подтверждение моей догадки, женщина произнесла на чисто
русском языке: "Мария это по-нашему - Маша".
* * *
Во время
перестройки, особенно в начале стихийного рынка, в Москве было плохо и
грязно.
В метро еще хуже, особенно на нашей ветке, с двумя рынками на
противоположных
концах. Люди с мешками сновали туда-сюда из
Сокольников в Лужники, толкались и часто грубили друг
другу.
Возвращаясь с работы - домой, я обратила внимание на
маму
с сыном, очень подвижным, беленьким мальчиком чем-то похожим на ангела. Было
душно, мальчик сильно размахивал головой и руками, как бы стараясь
оттолкнуть
от себя липкую людскую массу.
Маленькая ручка
нечаянно сорвалась и хлопнула маму по лицу. Женщина от неожиданности или от
накопившихся обид горько зарыдала. А мальчик как заведенный стал повторять:
"Прости,
прости, прости...", как будто просил прощенья за всех и за
все.
Так почти полчаса
мы
и ехали: усталые, равнодушные люди с котомками, молящий о прощении мальчик и
оцепеневшая мама, которая забыла его простить.
* *
*
Когда я была
маленькой, летних каникулах детей отправляли в пионерский лагерь. Мой лагерь
находился в чудесном месте - в горах Заилийского
Алатау. Богатая растительность, хорошее питание, пионерские линейки и
костры.
Но я захотела домой и, недолго думая, убежала.
Из лагеря в город
вела одна дорога. Я по ней и пошла.
Неизвестно, чем
бы
это закончилось, но вскоре, внизу на дороге показался одинокий
силуэт.
Это была моя
мама.
Пиза
Пиза
известна наклонной башней. Конечно, символ грандиозный. Кажется, если
она упадет, все человечество рухнет вместе с
ней.
Не выстоит. А все почему-то смеются и веселятся. А одна туристка на самом
верхнем этаже непрестанно твердила: "Ой, как хочется прыгнуть!"
Пожилой
турист в шортах посоветовал ей ощутить себя Ньютоном и кинуть вниз
какой-нибудь
предмет. Она послушалась, и кинула фотоаппарат. Никого не убила, и все
обрадовались.
Есть
в
Пизе и другой памятник. Это старое кладбище. Под сводами каменные могилы с
полустертыми надписями и рисунками. Во время Второй Мировой войны своды были разрушены, но могилы и
некоторые фрески не пострадали. Одна называется "Торжество
смерти".
В
центре
- братская могила простолюдинов. Женщины и мужчины вповалку. В темноте не
сразу
заметны ангелы, зависшие над могилой. Они достают живых младенцев из ртов
убитых женщин. Ангелы - великие небесные труженики!
Возможно,
и башню держат ангелы? Удержат ли?
Сьена
Данте
Алигьери, будучи в Сьене
послом,
написал "Божественную комедию" на тосканском языке. Не важно, в
каком
захолустье и на каком
малоизвестном языке создана Ценность. Ангелы непременно найдут драгоценный
камушек гармонии и отнесут его в копилку Пространства.
Лукка
На
Домской площади гулял ветер, летали голуби, звучала
музыка,
и проходил сеанс одновременной игры в шахматы. Ветер колыхал зеленые
скатерти,
ладьи повторяли формы окружающих башен соборов, а кони рвались на
средневековые
турниры.
Аккордеон
издавал органные звуки, гобой не мешал его многоголосью, оттеняя своей
глубиной. "Аве Марию" сменила "Вечерняя серенада", затем
вальс Шопена и, вдруг, "Осенняя песня" Чайковского.
На
мгновенье повеяло ветерком из березовой рощи на
пригорке.
Гармония
соборного пространства была оживлена чем-то очень
сокровенным
и близким для души. И музыканты, и гроссмейстер были из
России.
Венеция
По улицам Венеции, в вечерний,
неверный час, блуждал я меж толпы.
И сердце трепетало суеверней...
В. Брюсов
Улочки и каналы, зажатые меж старых
дворцов,
существуют вне времени. Эти душные лабиринты поглощают все, что попадает в
их
пространство. Так они поглотили души
тех,
кто был или жил здесь. И ночью, когда на улочках нет народа, кажется, что
толпы
кружат и кружат вокруг, дразня разноликими масками.
Зеленая, никогда не меняющаяся вода,
лениво
переваливается от одного замшелого дома к другому и еле терпит веселых
гондольеров,
напрасно оживляющих своими криками и песнями стены этого
театра.
Бордигьера. Старый
город
На холме, как в огромном каменном
муравейнике с узкими проходами и высокими стенами - частные ресторанчики.
Трудно отличить один от другого. И, все же, бравый колокольчик на дверях
одного
привлек внимание. Белые своды потолков, белое пианино, розовые шелковые
скатерти...
Девушка с вялым, потрепанным лицом в
короткой джинсовой юбке с цепями и замками, на английском языке, дежурно
предложила меню. Было понятно, что домашний уют создала не
она.
Тающую во рту пасту с помидорами и
пармезаном подавали две молоденькие близняшки,
весело
лопотавшие по-итальянски. Но в глубине зеленых глаз, как и у первой
девушки, угадывалось желание бежать
отсюда.
Лишь в конце вкуснейшей трапезы вышла
поприветствовать гостей женщина, немолодая, полная, но излучающая некий
свет,
убеждающий в глубокой осмысленности ее провинциальной
жизни.
* * *
Княжество Монако - не Италия. Но, с высоты горного
побережья, застроенного высокими, выше самых высоких и богатыми, богаче
самых
богатых, казино и отелями, хорошо видна Итальянская
бухта.
Молоденькая туристка, фотографируя, приноравливалась,
чтобы в объектив попали и небоскребы Монте - Карло, и итальянский реликтовый
лес.
Прекрасный снимок! Но, Боже мой! На лазурном небе
что-то
лишнее, серое, в виде огромного атомного гриба расползается и
растет.
Горит лес, горит итальянский берег, горит земля.
Маленькие желтые самолеты, берущие воду для тушения прямо в море, не в силах
остановить стихийное бедствие.
Сан Пьетро
Остров Сан Пьетро
- маленький и скалистый.
Когда стоишь на самой его вершине, то
ветер
так надувает одежду, что, кажется, хочет столкнуть. Наверное, он считает,
что
мы сорвемся с этой скалы и полетим как чайки над
морем.
Возможно, некоторые романтики так и
делают.
Проголосуйте за это произведение |
"Неудержимо захотелось, чтобы ее костлявая рука погладила меня по голове". Один вопрос: Погладила?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юлий! Если Вы решитесь на конструктивные замечания, с удовольствием их приму к сведению. А пока такие, как эти - нет.
|
|
|
|
Марина, не обижайтесь, но вы должны понимать, что я не пишу отзывов до тех пор, пока не прочитаю всего предложенного автором текста.Прочитал я ВСЕ миниатюры - отсюда у меня и мнение о настроении автора и о том, что называется интонацией. Это самое трудное - уловить нужную интонацию, когда пишешь прозу, а уж уловить фальшь интонационную у автора, которого читаешь, тем более трудно. Я обратил ваше внимание именно на эту миниатюру, потому что она интонационно совпадает со всем строем ваших стихотворений в прозе, а вот в духовно-эстетическлом плане находится в полном им противоречии. Если я написал вам, что мне показались наиболе яркими в ваших миниатюрах именно те моменты, которые касаются ваших ассоциативных связей между увиденным вами в турпоездке и пережитом в Казахстане, то значит это, что я поверил вам. А вот нынешнему возражению, простите, не верю. Вы учились во ВГИК-е, поэтому хорошо должны знать, что чистота жанра важна для достижения художественно исторических задач особенно в миниатюрах. Они, как никто, должны быть самодостаточны и лишены дополнений и дополнительных объяснений, комментариев и прочих сопутствующих, как правило, крупным произведениям сносок. Валерий
|
"Ангелы - великие небесные труженики! Возможно, и башню держат ангелы? Удержат ли?" По-моему, у Вас устойчивость древняя и трагическая, как у Пизанской башни. И так же, как некоторые читатели не замечают продолжения этой миниатюры, так Вы не замечаете своей устойчивости. Желаю Вам удачи!
|
|
|
пОЧЕМУ?
|
|
Почему?
|
Предыдущий вопрос - к вам.
|
Как Вам там, не скушно в разреженном пространстве, на такой высоте? Скушновато? Да-а, понимаю. Захаживаете? Шаркаете старыми изношенными тапочками? Захаживайте. Шаркайте. Всё-таки дым отечества. Вдруг удовольствие кому-нибудь доставите? Себе хотя бы. Не всё ж крыльями махать.
|
Такой вы хороший человек, так мне понравилось ваше письмо, а приходится говорить вам неприятное. В том, что вашему сыну непонятно, кто такие белые-зеленые-красные, виноваты не учителя, а вы сами. Учителя - супермелкие государственные чиновники, получающие унизительно маленькую зарплату за то, что они формируют сознание будущих рабов своего хозяина-государства. Вы - отец, несущий ответственность перед предками своими и перед всем своим родом, перед нацией, наконец, за то, чтобы оный потомок ваш стал достойным представителем своего племени. Как Аргоша, например, знающий долг свой перед всеми жившими до него, живущими ныне, и будущими иудеями. Мой младший сын, выросший в Германии и изучавший историю России еще по более идиотским учебниками, чем российские, знает четко кто есть кто, а вот кино про неуловимых почитает примитивным вестерном, не более того. Зато старый фильм Р. Быкова "Пропало лето" назвал гениальным. И в восторге от книги "Как закалялась сталь". Вы же сами, вслед за вашими врагами, мне кажется, эту книгу почитаете не лучшим произведением русской литературы. Так чего же вам ждать от сына? "Чем кумушек считать трудиться..." А хамлю от того, что знаю хорошо Обнинск и политическую ситуацию в вашем псевдоученом городке. Десятки тысяч неудовлетворенных честолюбцев, которым дела нет до униженного нищего народа, живущего вокруг вас в том же Малоярославце, Калуге или в селах. Население перебивающегося на спецпайках умного городка с первой в мире атомной эжлектростанцией, сооруженной по остаточному принципу из атомной подводной лодки, не в состоянии отделить зерен от плевел в том, что касается основы жизни его. Город, в котором сто прецентов населения занималось толповерчением в период перестройки вместо того, чтобы работать, город, который стопроцентно поддержал Ельцина. Так что, за что боролись вы, ребята, на то и напоролись. Вот только исправлять свои ошибки сами не хотите, опять ищете виновных в Фишере, в Соросе, в Путине. А начинать надо с себя. Валерий
|
|
Валерий, вам повезло, что сын больше прислушивался к вашему мнению. Мне повезло меньше - когда я пытался рассказывать сыну о нашей истории со своей точки зрения - это вызывало у него протест - в школе заставляют одно зубрить, дома другое. Такое "раздвоение" сознания дано, наверное, не каждому ребенку - поэтому мой выбрал "нулевой вариант" и историю тогда просто "забросил". Да и жизнь, вспомните, в тот период в стране начала возвращаться к "дикому" состоянию - родители днем на работе, остальное время - в полях и лесах в поисках или выращивании "подножного" корма. Мне было всё тогда со школой понятно, но на педагогику дома просто не оставалось ни сил, ни времени. Понятно, что это не оправдание, но время ушло и повернуть мировоззрение сына в нужную сторону мне уже удается все реже и реже.
|
я не обвиняю вас, как это прозвучало, ибо у меня всегда почему-то тексты звучат письменно более жестко, чем если бы я их говорил. Мне вас искренне жаль, как и вашего сына. Я просто намекнул вам, что было бы неплохо покопаться вам в библиотеке своей и найти даже взрослому сыну хотя бы Маршака: "Мой сын, послушай мой рассказ о нашей Родине, о нас, о том, как много лет назад страною правил царь, и были не у всех ребят тетради и букварь. Учились дети богачей, сынки купцов, дворян, но мало в школу шло детей рабочих и крестьян. Трудившись из последних сил, недоедал бедняк, а барин до сыта кормил охотничьих собак..." Или стихотворение о том, как приемная дочь Сергея Михалкова водила своих сводных братьев в музей имени Ленина: "...Вот через площадь мы идем и входим, наконец, в большой, красивый красный дом, похожий на дворец..." - и так далее. Дайте почитать ему "Братскую ГЭС" Е. Евтушенко, его же "Бухенвальдский набат", ""Бабий Яр". Литература при внешней никчемности нужна человеку больше, чем все прочие виды деятельности челловеческогго ума и таланта, больше, чем даже труд хлебороба. Ибо от животного голода человек только умрет физически, а от духовного голода превратится в животное. И спасать свое дитя никогда не поздно. Дети не принадлежат нам, это мы им принадлежим, а потому наш долг - быть всегда им нужными. Закон природы. Валерий
|
В миниатюре важно каждое слово. Вот Вы начинаете: "Пришла революционная армия и взорвала его (сад)" Если Вы хотите, чтобы текст давал зрительную картинку, то что у Вас получается: Революционная армия, на юге России в основном кавалерия, минирует сад по периметру и взрывает. Маловероятно. Напишите, уничтожила, погубила, сожгла, и у читателей не будет вопросов. За тем. "башни из мокрого песка, которые наливают дети на пляже", - наливать песок хоть и мокрый нельзя. Хотя в целом сравнение мне понравилось очень и очень, я его раньше нигде не встречала, и поздравляю с удачей. Буду рада, если Вы вышенаписанное опровергните по каждому пункту. И об отзывах в целом. Меня как-то поразило высказывание Тургенева о музыке Римского-Корсакова и Мусоргского: "Не пройдёт и трёх лет, как публика забудет эту безвкусицу". Из этого следует: а) и люди близкие по духу очень часто не понимают друг друга. (Уж Римский-Корсаков и Тургенев с их любовью к народу одна душа). б) и самые прозарливые из нас порой не дальновидны. :) :) :) Вообще Вас приятно почитать, так же как и встретить в наше время доброго (!) (надо же, успели опощлить и это слово), человека. И всё-таки Вы пишите своим языком.
|
|
Меня, как человека, Марина, возмутил факт, с вашими, продаваемыми книгами, без вашего на то согласия. Факт возмутительный. Оставляет в душе горечь и отвращение к подобным наживалам. То же самое я испытала и с выше названным рассказом. Не успел он появиться в альманахе (свои страницы в котором оплатила я), как некая, "новогражданка" из СНГ, Татьяна Розина, тиснула или продала его журналу "Дон". Доказать что-либо этой особе было бесполезно, видимо хамство и вседозволенность родились раньше её. А там, я заболела, не до того было. Но переписку с этой особой храню, как символ... На мою просьбу прислать хотя бы журнал, потребовали деньги. Вот так. "Жалуйтесь куда хотите..." - заключила она напоследок, видимо надеясь на свою исключительность в Германии. Так всегда и по всему миру. Марина, адрес твой списала. Провожу мужа в Гамбург на встречу (приехали бывшие коллеги из Казахстана), накормлю внука пирожками и снова "вернусь к вам. Лора.
|
Если у тебя остался целым файл с рассказом будто бы украденным для журнала "Дон" (вполне приличный всегда был журнал, тамошнюю редакцию могли и обмануть), то ты должна перевести его на дискетку и высдлать в конфликтную комиссю при СП России в Москве или в Союз журналистов РФ, там тоже есть такая комиссия. Если на файле будет последней датой изменения текста раньше, нежели в момент получения журналом твоего рассказа под чужим именем, то журнал обязан будет публично, то есть на своих страницах, извиниться перед тобой в совеершенном плагиате, выплатить тебе гонорар, возбудить дело против воровки. Лет пять уже такие процессы всегда идут в России строго, фактически пиратство стало неприбыльным занятием. А уж то, что ты - иностранцка, и вовссе ставит тебя в России в полождение привилегированное. Для полной надежды на победу захвати с собой справку от издательства, выпустившего альманах, о том, когда им был получен альманах из типографии, а из типографии возьми справку о том, что они гарантируют, что в течение всего производственного цикла и рукописные, и граночные материалы находились у лиц доверенных, никто из посторонних не мог скопировать твой текст. После того, как суд признает твое авторское право, ты можешь возбудить уголовное дело против влоровки с целью возмещения твоего морального ущерба. Опирайся на законы РФ и ФРГ. В отношении авторского права они почти адекватны.
|
|
Если письма сволочи сохранила, н6емедленно через адвоката передай их в суд. В Германский. Если оная дама россиянка - в российский, американска - в суд США. Попущать нельзя. Да и "Дону" тем самым поможешь. Ребята там хорошие, это - один из редких журналов, не продавшихся в свое время Соросу, не скурвившийся за зеленые тугрики. Валерий
|
Поверьте, я не хочу и не могу Вас поучать. И у всех Ваших работ замечательная основа. Написала о том, что не принимаю.
|
|
|
|
|
|
|