TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 Сомнения и споры
02.XII.2008

Марина Ершова

 

М.М. Бахтин - русский гештальтист

 

Вечерние размышления неопытного ведущего спецкурса.

 

Когда я читала лекцию о жанрах повествования клиента на спецкурсе "Границы моего языка - границы моего мира" (о внимании к речи клиента), который я веду в МГИ первый год, мне захотелось поделиться некоторыми мыслями по этому поводу и с Вами, уважаемые коллеги.

Во-первых, мне показалось, что лингвист, историк, литературовед М.М. Бахтин на самом деле - русский гештальтист. Судите сами.

Л. С. Выготский обнаружил "некую пропасть" между словами и миром.

А согласно М. М. Бахтину, такая "пропасть" существует, не только между словами и миром, но и между двумя собеседниками. Для него коммуникация никогда не оказывается просто передачей идеи из головы одного индивида в голову другого; скорее, это процесс, при котором лица, участвующие в диалоге, пытаются каким-то образом воздействовать на поведение друг друга.

Поскольку человек никогда не может в полной мере оказаться на месте другого (не потеряв при этом своего собственного), двое собеседников никогда не могут вполне понять друг друга; они лишь частично оказываются удовлетворены взаимными репликами. Когда высказывание (представленное в любом жанре) вызывает отклик, тогда, творческое преодоление каждой "пропасти" вызывает нужду в дальнейшем отклике, и лингвистическая цепь остается ненарушенной. Применительно к индивиду это означает, что "идея интериндивидуальна и интерсубъективна333 Идея - это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознании" (М. М. Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как "феномен границы" Джон Шоттер)

Каким же образом понимание жанра высказывания может помочь в построении мостика через эту "пропасть"?

В лингвистике речевыми жанрами называются относительно устойчивые типы высказываний, характерные для той или иной области человеческой деятельности. Главным содержательным признаком жанра является определенный набор конвенций (неявных договоренностей и ожиданий), касающихся отношений между автором данного текста или речевого произведения и его адресатом. Жанр - это типическая форма построения некоторого содержания.

 

Речевые жанры организуют нашу речь так же, как ее организует синтаксис. Событиям реального мира люди пытаются придать литературную форму, описывая их по законам традиционных жанров (эпос, драма, лирика) и используя определенные повествовательные схемы.

 

Способность жанрово оформить свою речь играет важную роль в общении и является подспорьем для терапевта, помогающим ему в моменте диагностики и принятия решения о том, какое терапевтическое воздействие будет адекватным.

 

Для примера приведу рассказ Петра о ранней радости в работе в паре с Натальей, студентов данного спецкурса. В этом упражнении Наталья была терапевтом, а Петр - клиентом.

 

 

Петр:

 

Первое, что приходит на ум; это радость рождения, появления. Радость чистоты этого процесса. Радость рождения гармонии. Но есть и ещё более раннее ощущение радости, которое начинаешь чувствовать и воспринимать после процесса. Это процесс пути, ожидания, преодоления и достижения результата. К сожалению, в процессе преодоления и становления трудно поймать радостные ощущения. Уметь вычленить и найти радостные моменты в преодолении и в борьбе - важная задача для устойчивости личности. Наиболее лёгкий подход видится мне в напоминании о цели преодоления.

Так для меня радость в поисках жилья ( а мне было очень сложно начать искать комнату ) было наличие этой самой комнаты в будущем; радость в том, что я её нашёл, точнее найду, сам.

Вот пример: Я только пришёл в театр и мне монологи давались очень тяжело. После года репетиций мы сделали премьеру. Бурю радости и положительных эмоций я получил от аплодисментов после спектакля. И только потом я осознал, каким я был счастливым во время репетиций. Особенно это оказалось заметным, когда на следующий день я ощутил пустоту и тоску. Сразу захотелось чего-то новенького. Таким образом, осознавание собственного пути ( собственного "дао" ) и является ранней радостью.

 

Наталья:

 

Для меня есть некоторая загадка в том, о чем ты рассказываешь.

 

 

Петр:

 

Скажи конкретно, в чем загадка.

 

Наталья:

 

Сейчас, я перечислю все три истории, о которых ты рассказал, а потом поясню, в чем загадка. 1. Ты рассказал о радости рождения, но в дальнейшем пути становления о трудности поймать радостные ощущения. 2. Ты рассказал о поисках жилья в Москве. Точнее, о радости, что нашел, а потом, что найдешь жилье сам. 3. Ты рассказал о радости на репетиции и о пустоте и тоске после.

Для меня загадка, как связаны эти истории и как они связаны с нашей группой "здесь и теперь".

 

Длинная пауза.

 

Петр:

 

Я боюсь, что радость присутствия здесь на группе, радость общения с вами сменится страхом пустоты и тоски одиночества, когда я приду домой.

 

Наталья:

 

Ты еще здесь, с нами, а уже страшишься своего одиночества.

 

Петр:

 

Да, я еще здесь, но уже там. Я так часто делаю. Вернее делал. Да, я с тобой сейчас, я вижу, что ты мне улыбаешься. Спасибо.

 

Петр, на мой взгляд, оформил свое повествование в драматическом жанре психологического романа. На это частично указывают: прерывание повествования ( не понятно, нашел ли герой комнату или так и остался в радости, что найдет в будущем);

описание прошлых переживаний ("я был счастливым во время репетиций",

" а на следующий день я ощутил пустоту и тоску");

авторские отступления ( "уметь вычленить и найти радостные моменты в преодолении и в борьбе - важная задача для устойчивости личности").

 

Обычно драматический герой не добродетелен и не порочен. Про него известно, что ранее он был счастлив "И только потом я осознал, каким я был счастливым во время репетиций".

 

В драме есть какой-то неподходящий герою миропорядок "К сожалению, в процессе преодоления и становления трудно поймать радостные ощущения".

 

В этом повествовании есть некое самоотрицание самоутверждению, т.е любой радости герой противопоставляет идущий за ней страх, пустоту и тоску. Но трагический и драматический модус существования героя и заключается в том, что только самоотрицание может стать способом самоутверждения.

 

Все это заметила Наталья и вернула это свое наблюдение Петру. В этом диалоге, как мне показалось, участникам удалось, обмениваясь взаимными репликами, построить "мостик через пропасть".

 

Но, к сожалению, нам только кажется, что термины "жанр" или "диалог" ясны в контексте рабочего словоупотребления. Стоит только вспомнить: "мы думаем жанрами" или "быть . значит общаться диалогически", как эти простые с виду слова становятся маркерами сложнейшей, даже предельно сложной экзистенциальной проблематики.

 

Суметь разговорить долго молчавший текст, упросить его показать свою смысловую игру, дыхание, мимику, . для этого надо было найти в тексте некий ключ и распаковать его самосознание (Т. Манн о своей тетралогии об Иосифе: книга по ходу повествования "обретает самосознание"). Необходимо обнажить и предъявить его, как это делает пародия, которая по своему жанровому заданию стремится к самообнаружению лексического и интонационного тела чужого стиля.

 

Необходимо прояснять внутреннюю органику, первичность смысла, смыслопорождающие архитектоники текста, жанровую "машину" смыслов и осмыслений бытия. Но сложность еще и в том, чтобы понять, что в финале исследования текстов нас ждет не анализ, синтез и прочие ступеньки благополучного восхождения к выводу, а целостное "схватывание" без гарантии точки: текст есть личность и даже . Личность ( по Бахтину). Можно воспринимать текст в аспекте его способности проявиться с любой стороны, каждый его уровень обладает абсолютной внутренней компетенцией смыслового проявления.

 

Я думаю, что когда клиент или терапевт формулирует, а затем высказывается или устно, или письменно, то он уже берет на себя часть ответственности за сказанное и уже осмысливает его. Таким образом, его "внутренний критик" уже начинает смотреть на него со стороны и лучше видеть проблему.

А если удается в диалогическом контакте развернуть обмен "продвигающими" откликами, то у меня есть надежда, что и "пропасть" будет преодолена, и проблема решена.

Связь между мыслью и словами являет собой живой процесс, а не автоматический - в том смысле, что не существует заранее заданного, упорядоченного постоянного соотношения между мыслями и словами, что это соотношение развивается или формируется при нашей попытке выразить их для других, - то где же нам поместить нашу умственную активность?

Где поместить наше самосознание? М. М. Бахтин отвечает на этот вопрос следующим образом: "Я осознаю себя и становлюсь самим собой только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого333 Само бытие человека (и внешнее, и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться333 Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе".

Таков вывод М. М. Бахтина, изложенный в его работах о высказывании "Эпос и роман" (О методологии исследования романа) , "Эстетика словесного творчества", таково центральное, "диалогическое" положение его подхода, к которому я от души присоединяюсь.

 

P.S При подготовке к данному курсу я опиралась на работы М.М. Бахтина и книгу Ирины Булюбаш "Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта", а так же благодарю Наталью Кедрову за профессиональную поддержку и кураторство. Благодарю студентов группы за внимании и совместную работу.


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
284897  2008-12-02 19:42:45
Степанов
- Спасибо, Марина, за очень интересные и поучительные размышления. И все же можно предположить, что самоотрицание становится возможным способом самоутверждения тогда, когда подходишь слишком близко к границам, которые столь абсолютизируются. А ведь можно стремиться к высотам на своей собственной суверенной территории, построить которую непросто, но стараться наперекор всему надо.

284900  2008-12-02 20:29:47
Марина - Сергею
- Сергей! Спасибо за внимание к моему размышлению, но, похоже Вы не согласны со мной и М.М.Бахтиным, что "Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе". Ну тогда у Вас путь подобный горьковскому Ларре. Идите в горы и лелейте свою личность среди скал. Возможно и так. Каждый выбирает свой путь. Но я понимаю Бахтина так, что сознание и тем более осознание возможно только в контакте с другим и через другого. С уважением, Марина

284902  2008-12-02 21:17:39
Степанов
- Дорогая Марина! В квантовой механике есть основополагающее понятие принцип суперпозиции. Так что можно одновременно граничить с окружающей Вселенной и стремиться к независимости. Противоречие здесь не обязательно.

285066  2008-12-13 19:16:23
Алла Попова
- Дорогая Марина, спасибо за размышления. Немного сложно для меня терминологически.
Я тоже склоняюсь ко взгляду Вашего оппонента Степанова. В контакте-то в контакте, и всё-таки наиболее глубокое осознание и самосознание, пожалуй что среди скал. В горы, да-а.
В постоянном диалоге, по-моему, сознание выходит на холостой ход, порой болезненность по типу героев Достоевского.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100