TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Новые книги

Олег Чувакин

Почему не распродан роман Н. Наседкина "Алкаш"

 

Роман Н. Наседкина "Алкаш", изданный в 2000 году, до сих пор не распродан и готовится отметить на складах пятилетний юбилей. Почему?

 

"Алкаш" был бы хорошей, горькой реалистической книгой, если бы Николай Николаевич избавил читателей от некоторых своих персонажей: нелепых, мультипликационных бандитов, преступные головы которых охаживает бронзовая рука, отлитая из бюста Есенина, и от милой девушки Валерии, проигранной в карты и, понятно, влюбившейся в главного героя. С участием этих удивительных персонажей у писателя получилась вполне голливудская комедийная мелодрама: пусть с примесью русской пьяной чернухи, зато со звонким американским хэппи-эндом.

 

Книга позиционировалась как роман, написанный в жанре современной жесткой прозы, злободневной и с криминальным сюжетом (так сказано в аннотации). В магазинах роман помещали в ряды детективов и так называемых триллеров, ставили на стеллажи с трудами модернистов, где-то между Аксеновым, Пелевиным и Сорокиным, пробовали пристроить и на маленькие полки с вымирающей русской прозой, с красными томами Распутина и Астафьева. Но нигде книга не прижилась, везде оказалась лишней. В конце концов ее убрали на стеллажи с уцененным товаром, где я и купил ее за 25 рублей.

 

Издательство "АСТ" промахнулось, издав "Алкаша" десятитысячным тиражом. Беда издательства да и Наседкина в том, что романист частью писал правду, частью угождал читателю. Поступившись реалистичностью в угоду какому-то условному, среднему потребителю, Н. Наседкин сочинил фантастическую книгу, где многие страницы вызывают недоумение и протест. Автор, вероятно, продвигал роман, как продвигает свою продукцию компания "Кока-кола": для всех слоев населения, для всех сегментов рынка.

 

Однако потребителям кровавых бандитских триллеров роман Наседкина показался слабоват, малокровен. Поклонники иронических детективов побрезговали чуждым им реалистическим героем, бедным поэтом и забулдыгой по совместительству. Недоверчивым читателям серьезной прозы не пришлись по вкусу самодеятельные приторные персонажи, огорчили неправдоподобные, надуманные эпизоды, смахивающие на фрагменты иронического детектива и бандитского триллера одновременно. Ценителей пестрых постмодернистских книжек поставил в тупик правильный русский язык, озадачил крепко сколоченный сюжет, а также возмутило то, как легко современный автор обошелся без ругани матом.

 

Вот почему не распродан роман Н. Наседкина "Алкаш".

 

Олег Чувакин


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
265633  2005-08-25 03:35:19
Эрна Неизвестная
- Олег, доброе утро! Ваша критическая статья вызвала здоровый интерес к произведению. Я с глубоким интересом отношусь к реализму. Тем более, что возникает возможность насладиться литературным языком, лишённым ненормативной лексики. Я предполагаю правильность Ваших выводов в части "угождения" читательским вкусам. В этом я с Вами согласна - автор должен ориентироваться на избранную категорию читателей. Но! требованиям времени и вкусам противостоять трудно. Автор очевидно всё-таки надеялся, что в массе читателей появится свой, который поймёт замысел автора и станет сооавтором. Ибо, читатель, который понимает и принимает произведение, становится сооавтором, становится генератором и пропагандистом идей автора. Я постараюсь добыть эту книгу, дабы в дальнейшем подисскутировать на заданную тему. Всего хорошего, Олег. Будьте удачливы. С уважением, Эрна

265634  2005-08-25 07:47:06
Олег Чувакин
- Уважаемая Эрна, спасибо за отзыв!

283092  2008-08-14 11:48:20
Viola
- Уважаемый Олег. Николай Наседкин успешно занял место в кругу критиков литературы, видный литературовед и исследователь творчества Баратынского на мой взгляд не нуждается в объяснениях, почему не распродаются книги, ставшие результатом его приобщения к писательству. Как известно, учит тот, кто сам не может. Книга построена интересно, видны попытки воплотить принципы нелинейного письма, постановка актуальной проблематики - вопрос лишь в том, как это сделано. А сделано просто и безыскусно - обилие штампов как в мысли, так и в изложении, попытка создания этакого положительного героя, но герой нетипичен - филолог-детектив уже встречался у Эко, писатель-убийца у Маканина, герои-авантюристы успешно функционируют в авантюрных произведениях, но кто герой Наседкина - какая он личность, какие вопросы кроме выпить, опохмелиться, побыть с дамой он ставит перед читателем - ответить сложно. Для интеллектуального детектива, на который претендует автор, не видно интеллектуальности поставленных проблем, для бандитского романа - слишком мелки и плохо намечены фигуры бандитов, любовная линия настолько типична, что и говорить о ней серьезно не представляется возможным. Сказать, что роман не удался - трудно - ведь автор вполне владеет теоретическими приемами создания успешного произведения, прослеживается попытка включения доселе работающих архетипических схем, но основная проблема, на мой взгляд, растягивание материала, годного на острый рассказ или новеллу, учитывая внезапный, так скажем, хеппи-энд, размазывание его и вследствие этого - растянутость и малая информативность содержания. Какой аудитории адресован роман - по уровню изложения - наверное детской, а по содержанию - вероятно взрослой, однако проблемы, способные заинтересовать подростков вряд ли будут актуальны для умудренного жизненным опытом читателя. Та же проблема возникает и при определении жанра романа причислять его к детективному или бандитскому и иже с ними малопродуктивно, эти линии лишь намечены и не являются жанрообразующими. Говорить о нем как об образчике филологической прозы также сложно, так как на профессии героя и незначительных литературоведческих проблемах трудно выстраивать принадлежность к данному жанру, в котором творили Шкловский, Битов, Галковский, Набоков и др. Думается, что следующие произведения автора будут намного более успешными, если относить к ним с тем же пиететом, как относился например Пушкин и Набоков, четко календарно выстраивая сюжетные линии, оттачивая язык, как Набоков, создающий на карточках афористические мысли и потом разбавляя их не менее яркой прозой; избегая противоречий и конечно же стараясь избегать полукрасок и полунамеченных линий, если нет основных красок и четкой твердой сюжетной линии если это ╚чернушное╩ изображение жизни то оно должно пугать, вызывать sorry рвотный позыв, отвращение, ужас, если бандитский роман то яркие личности, окруженные мелкой ╚блатотой╩, если детектив то интересный закрученный сюжет. Книгу Н. Наседкина ╚Алкаш╩ я приобрела и не жалею она мне близка и интересна, но к сожалению готова признать, что эта любовь сродни родительской хоть больной, и кривой а мой. Жду новых произведений, с уважением Виола

283096  2008-08-14 14:32:55
Валерий Куклин
- А мне роман понравился. Именно тем, что безыскусен и откровенен. Не распродается быстро он только потому, что слишком толст и потому дорог. Да и трагедии нет, есть истерический надрыв пьющего от безысходногсти пишущего прозу интеллигента, вникать в суть которого нет у находящегося ныне в полускотском состоянии потенциального покупателя желания. Это - книга о писателе и для писателей. Тем и хороша.

283098  2008-08-14 16:17:57
InoSMI ru - кудрявому Аргоше
- Появился, наконец, трезвый взгляд на положение дел в Южной Осетии: "Владимир Путин потерял немало пешек: Косово, Ирак, вступление стран Балтии в НАТО, выход США из Договора по ПРО, появление американских ракет в Польше и Чехии. Но он ждал. Ловушка была расставлена в Грузии - и когда президент Саакашвили, против советов США и нарушив собственные обещания, глупейшим образом рванулся на Южную Осетию, отдав армии приказ стрелять, калечить и убивать людей в огромных масштабах, Россия была готова.

Прикрыться Олимпийскими играми рассчитывал не только Саакашвили. В Кремле тоже знали, что Буш смотрит баскетбол; понимали они и более серьезную вещь - что американская армия слишком сильно связана Ираком и Афганистаном. И с того момента, как через туннель в Южную Осетию на полной скорости вкатилась российская танковая бригада, Россия не сделала ни одного неверного хода. Что там вчера заявил Буш, уже неважно: за пять дней Москва превратила глупую ошибку противника, поддерживаемого Западом, в катастрофическое свидетельство бессилия самого Запада, его половинчатости и привычки к двойным стандартам в оценке национального суверенитета (например, Ирака).

Удар был коротким, жестким, разрушительным - достаточным для того, чтобы грузины - благодаря глобальному телевидению это избиение видел весь мир - запаниковали и унизительно бежали. Удар был нанесен такой, чтобы, с одной стороны, было больно - но что бы в то же время мир не поднялся на дыбы волной справедливого гнева. Очень точно было выбрано время объявления о прекращении огня, всего за несколько часов до того, как президент Саркози смог выразить гнев Запада. Москва ясно дала понять, что инициатива по-прежнему остается в ее руках. И, несмотря на периодические нарушения перемирия - с обеих, кстати, сторон, - Россия успешно опровергла все обвинения Грузии в том, что она ведет с ней войну на полное уничтожение.

Свой ответ есть у Москвы даже на грузинский пиар - последнее оружие, оставшееся у Тбилиси."

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет" 2004

Rambler's Top100