Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
16 ноября
2011
года
(О русском предшественнике Сальвадора Дали)
Он был открывателем новых путей в живописи в первой половине XX века. В Европе, Африке, Азии и Америке его творчеством восхищались, боготворили, называя "русским Дали", в то время как в России имя этого самобытного и чрезвычайно талантливого художника сегодня мало кому известно. Он покинул родину в 1919 году вместе с армией Деникина. Правда, в 1958 году спустя год после смерти художника в Россию была тайно привезена его знаменитая работа "Феномена". Это первая картина, оказавшаяся в России, которая по завещанию мастера была передана в фонд Государственной Третьяковской галереи, пролежала там более 40 лет и только недавно появилась в постоянной экспозиции. Полотно, свернутое в рулон, тайком пересекло границу вместе с балетной труппой Джорджа Баланчина, гастролировавшей в СССР. Так, художник после кончины через свою работу вернулся на Родину. А затем вновь длительное забвение - когда ни о древнем роде, ни о художнике в России не вспоминали. Именно поэтому недавно завершенная документальная лента "Нечетнокрылый ангел", рассказывающая о творчестве Павла Федоровича Челищева, сродни открытию для современников истории этого легендарного рода. Фильм повествует об уникальном даровании нашего соотечественника, который жил и творил за пределами России в неимоверно сложнейших условиях, прекрасно понимая, что намного опережает свое время.
Павел
родился
21 сентября 1898 года в день Куликовской битвы в селе Дубровка Калужской
губернии, расположенной неподалеку от Оптиной пустыни. По личному указу
Ленина
семью из родового имения в одночасье выселили, отправив искать другого
пристанища. Челищевы перебрались в Москву и жили
на
Арбате, затем подросший Павлик ездил в Киев и брал свои первые уроки
живописи у
Экстер, а затем полученные знания и навыки в живописи применял на практике,
рисуя портреты сестер - Марии и Александры. Достигнув призывного возраста,
Павел
служил картографом в армии Деникина, а в 1919 году он принимает решение
окончательно
покинуть Россию. Так, в 20 лет окончательно обрывается пуповина,
связывающая Павла с Отечеством. Челищев следуют
сначала в Константинополь, затем в Европу. Начинающий художник
отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. Во Франции Павел попадает в
модный салон американской писательницы Гертруды Стайн и активно сотрудничает
с
Сергеем Дягилевым, затем перебирается в США, где он жил и работал на
протяжении
десяти лет. Исследователи творчества Павла Челищева считают, что именно в
Америке он смог наиболее полно реализоваться. Однако после окончания войны
художник переезжает в Италию. В это время одна из его любимых сестер Мария,
оставшаяся в России, была арестована и девять лет провела в сталинском
концлагере, через несколько лет она умерла и ныне покоится на Донском
кладбище
в Москве. А Павел Федорович Челищев умер вблизи Рима в 1957 году и был
похоронен на местном погосте. Однако через несколько лет ближайшие
родственники, среди которых была его сестра Александра, решили
перезахоронить
его, перевезя прах Павла Федоровича во Францию на кладбище Пер-Лашез, где также есть родовая могила семьи
Челищевых.
Поэтому теперь у великого русского живописца две могилы - одна символическая
в
Италии, другая во Франции.
Документальная картина "Нечетнокрылый ангел" снята для телевизионного канала "Культура". Продюсера фильма Нину Зарецкую давно привлекает тема живописи, однако она предпочитает открывать неизвестные или давно забытые имена. Кандидат филологических наук, директор Арт Медиа Центра "TV Галерея" Нина Зарецкая является автором целой серии документальных лент о художниках, которых можно отнести к классике современного искусства, поэтому фильм о творчестве Павла Челищева это для нее уже шестая работа. О том, как проходили съемки картины, Нина Зарецкая рассказывает читателям портала "Соотечественники".
- Нина, расскажите, как возникла идея этого фильма?
- Эта тема проявилась в беседе с Константином Александровичем Кедровым. Рассказывая о своих родственниках, известный российский поэт подчеркнул, что из всех близких он особенно гордится двоюродным дедушкой - художником Павлом Федоровичем Челищевым, который стал для него символом поэзии. Константин Александрович назвал его "нечетнокрылым ангелом". Появлению такого необычного сравнения Кедров обязан своему именитому предку. Из записок деда поэт узнал такую историю. Однажды Павла Челищева спросили: "Почему у Вашего ангела крылья на груди?" "А Вы часто видели ангелов?", - усмехнулся художник, - Для того, чтобы лететь в пространство эн-измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах". Константин Кедров показал свои статьи об этом талантливом мастере кисти, рассказал о родословной, берущей начало от Ивана Калиты. Ну, как после этого было устоять и не взяться за работу над этой темой, тем более, что в области документального кино к ней еще никто не обращался?
- Название фильма сложилось сразу или прежде было другое название?
- Павла Челищева считали основоположником мистического сюрреализма, поэтому первое название картины было "Русский Дали". Но, работая над фильмом, мы провели большое исследование творчества Павла Челищева и открыли одну важную, но существенную деталь. Оказалось, что на самом деле в сюрреализме Сальвадор Дали не был первым - первым был Павел Челищев. Многие живописные открытия сюрреалистического плана у Павла Челищева предшествовали в этой области живописным работам Сальвадора Дали. Ведь Павел Федорович стал заниматься этим направлением еще в конце 20-х годов минувшего столетия, в то время как Дали пришел к сюрреализму только в середине 30-х годов. После такого открытия мы естественно не могли оставлять первоначальное название. Два художника были дружны и часто общались, но Челищев был старше Дали, а значит мудрее. Павел Федорович искренне радовался, когда Дали приезжал в Америку, помогал, встречал, водил его по городу, показывал свои работы. Однако Дали от природы был одарен двумя талантами - он был превосходным художником и практичным коммерсантом, поэтому не удивительно, что ему удалось убедить современников, что в сюрреализме не Челищев, а он является первооткрывателем. Челищев не обижался, а вскоре перешел на другие формы в живописи. Ведь неутомимый Павел Федорович не умел стоять на месте, он постоянно менял свои стилевые подходы. Это было трудно не только для искусства, но и для зрителей. Едва привыкнув к одной манере письма Челищева, публика с трудом привыкала и усваивала другой челищевский стиль, а в конечном итоге никак не могла понять, кто же он такой этот странный русский художник Павел Федорович Челищев, и к какому живописному направлению можно отнести его новые творения?
- Нина, Вы стали и продюсером и автором сценария фильма?
- У картины два сценариста - поэт Константин Александрович Кедров и я. Но именно Константин Кедров стал нашей отправной точкой, с которой все началось. И только потом вокруг картины сложился некий круг единомышленников. Причем всем сразу стало ясно, что в фильме обязательно должны звучать стихи Константина Кедрова, так как это будет не просто повествование о художнике, а рассказ, пропущенный через персональное восприятие его ближайшего родственника. Кстати, на сегодняшний день у Павла Челищева нет никого ближе, чем Константин Александрович Кедров.
- Получается, что Ваш фильм - это рассказ поэта о художнике?
- Да, и это
огромное
преимущество для раскрытия сложнейшей темы. Ведь поэт говорит особым языком,
поэтому ему порой бывает проще написать целое стихотворение, чем объясниться
в
прозе. Конечно, тонкий поэтический план зачастую не способен объяснить все
мелочи, особенности или детали художественного мастерства. Но в какой-то степени он позволяет зрителю глубже понять
и точнее
прочувствовать творчество живописца.
- Какие еще открытия Вам удалось сделать во время работы над этой картиной?
- Во время съемок стали происходить необъяснимые события: сами собой притянулись люди. Например, мы познакомились с отдельной ветвью Челищевых. Это семья, которая в настоящее время проживает в Америке. Кстати, все потомки из рода Челищевых, проживающие сегодня в США, сохранили свою историческую фамилию.
- Вы познакомились с ними в Америке?
- И, да и нет. Наше знакомство состоялось с одним из членов этой семьи в Москве. Мы запланировали провести съемку на Донском кладбище, где находится одна из родовых могил семьи Челищевых. В ней покоятся три сестры художника - Варвара, Наталья и Мария. А также съемку у стен Донского монастыря, где хранится подлинный горельеф "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 год". По легенде, родственник Калиты Михаил Бренко был не только оруженосцем, но и близким другом Дмитрия Донского. Внешне они были необычайно похожи друг на друга. Искренне волнуясь за судьбу князя, перед сражением Бренко предложил Донскому совершить переодевание. Михаил облачился в доспехи Донского, а Дмитрий переоделся в платье Бренко. После сражения Дмитрий Донской остался жив, а Михаил Бренко погиб: его нашли под грудой тел, разрубленным "в чело". В память о героической гибели Михаила ближайшие родственники Бренко стали именовать себя Челищевыми. Может быть, в этой легенде и есть некая доля вымысла, однако Михаил Бренко - это реальный человек, существовавший в истории России, и многие литературные памятники уверенно говорят об этом факте переодевания перед началом Куликовской битвы. День съемок был уже согласован, но буквально накануне Константину Александровичу позвонил некто с явным американским акцентом и представился Виктором Викторовичем Челищевым. Оказалось, что он прилетел из Америки в Москву и является 4-юродным братом Кедрова. Поэт рассказал ему о фильме и предложил встретиться в Донском монастыре. Мы еще не завершили съемку, когда к горельефу подошел наш новый герой. Оказалось, что Виктор Викторович Челищев давно изучал свой древний род и хорошо знает всю его историю. Родители Виктора Челищева давно эмигрировали в США, поэтому он со своей супругой-писательницей живет в Америке. Кстати, его жена Наталья тоже принадлежит к именитому роду Гончаровых, берущего начало от Натальи Гончаровой - жены Пушкина и от Натальи Гончаровой - знаменитой художницы. Виктора Викторовича Челищева очень интересовала не только история рода, но и древний фамильный герб. Он выстроил подробное древо Челищевых, берущее свое начало от Ивана Калиты, а то и дальше. И, как потом выяснилось, что Михаил Бренко является братом Дмитрия Донского.
- А чем помимо изучения истории своего рода сегодня занимается Виктор Викторович Челищев?
- Ему сейчас около 70 лет, он живет во Флориде. Прежде Виктор работал инженером-строителем и немного увлекался архитектурой, а, выйдя на пенсию, стал писать исторические романы. У него два сына, они гордо носят фамилию Челищевы. Старший сын Андрей - архитектор, живет в Нью-Йорке. Это очень интересный и довольно редкого дара человек. Младший сын Марк занимается различными видео и арт-проектами, снимает художественные и документальные фильмы. Кстати, некоторые сцены в фильме "Нечетнокрылый ангел" были сняты Марком Челищевым, который с удовольствием выступил в роли оператора. А для нас было очень трепетно и трогательно наблюдать за его работой и видеть это многоликое и живое "челищевское" древо в реальном действии.
- Приятно, что они сохранили фамилию Челищевы, даже проживая за пределами России, и бережно хранят память о своем именитом предке. Скажите, сохранились ли в семьях Челищевых какие-нибудь древние реликвии?
- В фильме показана одна из редчайших реликвий, которая хранится у старшего сына Виктора Викторовича Челищева. Это старинная гравюра, литография XYII века с подробным описанием всех эпизодов Куликовской битвы, некогда принадлежавшая герцогу Люнебургскому. На этой гравюре сохранилась надпись: "Вместо себя Михаила", свидетельствующая о переодевании князя Дмитрия Донского.
- В каких городах снималась картина?
- Сначала планировалось снимать картину на родине Павла Федоровича Челищева - он родился в селе Дубровка в Калужской губернии. Но оказалось, что в Калужской области существует множество селений и деревень с таким названием, поэтому сегодня с достоверной точностью трудно сказать, в какой из них родился будущий мастер. В биографии художника отмечается, что вскоре после рождения сына семья Челищевых перебралась в Москву. Детство и юность Павла прошли на Арбате, где находился дом, давно принадлежащий роду Челищевых, поэтому мы снимали и в центре Москвы, и в Нью-Йорке, где Челищев провел десять лет.
- Масса живописных работ Павла Челищева, показанных в фильме, еще ни разу не видели в России. Как Вам удалось найти эти работы?
- Да, это правда. Сегодня многие из работ Павла Федоровича Челищева хранятся в частных коллекциях, причем большинство из его картин находятся в США. Но, приступив к реализации этого проекта, информация о главном герое стала притягиваться, словно мы следовали за волшебной нитью Ариадны. Нам было приятно узнать, что не только в Америке, но и в России проходят выставки работ Павла Федоровича Челищева. Единственный вернисаж его работ в России состоялся в сентябре 2007 года в залах частной галереи "Наши художники" в Борках. Эта картинная галерея принадлежит Наталии Курниковой, которая полюбила Павла Челищева за его неординарность. Наталия давно занимается пластом художников-эмигрантов, имена и творчество которых сегодня практически неизвестны в России. Наталия Курникова предоставила нам уникальную возможность показать в фильме "Нечетнокрылый ангел" некоторые картины Павла Челищева, хранящиеся в ее галерее. Как известно, любая выставка - всегда большое событие. Нам повезло, потому что к выставке Павла Челищева в галерее "Наши художники" одну его картину - знаменитое полотно "Феномена" из своих фондов предоставила Третьяковская галерея, и мы смогли показать эту работу в фильме.
- Павел Челищев давно покинул Россию и большую часть своей жизни провел за ее пределами. Означает ли это, что для него родина была навсегда потеряна, и, находясь на чужбине, он никогда не вспоминал о ней?
- Нет, это не так. У Павла Федоровича Челищева связь с Россией никогда не терялась. Правда, у него был довольно обширный и весьма разнообразный круг друзей, в число которых входили Пабло Пикассо, американская писательница Гертруда Стайн и английская поэтесса Эдит Ситуэлл, имя которой было у всех на устах. Но многие ценили Эдит не только за ее прекрасные стихи, но и за ее оригинальность. Любимым занятием этой светской львицы было наряжаться в одежду Елизаветинских времен. Понаблюдать это незабываемое зрелище к ней домой спешила вся богема. Среди гостей поэтессы можно было часто встретить и Павла Челищева. Общительный и обладающий большим чувством юмора художник поддерживал связь со многими, однако в списке его друзей русских было гораздо больше. Связь с Россией Павел Челищев держал в основном через Сергея Дягилева. В балетный мир Павел Челищев пришел именно через Сергея Дягилева, а там был Джордж Баланчин, Игорь Стравинский, Лифарь и другие. Самый знаменитый проект, над которым работал Павел Челищев - балет "Ода".
- В Вашей картине присутствует этот некогда нашумевший балет, как пришла идея восстановить его?
- Это наше ноу-хау. Познакомившись с биографией Павла Челищева, почти сразу же пришла идея реконструировать балет. "Ода" - это не чисто дягилевское детище. Ведь Павел Челищев был не только художником-постановщиком этого балета, в основу "Оды" была заложена концепция Челищева. В этой работе Павел Челищев проявился в полную мощь, художник заложил в балет такие вещи, которые только через несколько лет проявились в его живописи. Так, "Одовские" мотивы можно наблюдать в челищевских работах, написанных значительно позже, примерно, в 40-е или 50-е годы. Такой факт в судьбе художника невозможно пропустить. Ведь история с постановкой "Оды" переросла в громкий скандал. Балет "Ода" был поставлен Сергеем Дягилевым в 1928 году во Франции в театре Сары Бернар. Это единственная постановка, потому что балет не был понятен, а потому и не принят современниками. И все же "Ода" была очень важна в формировании дальнейшего направления в творчестве Павла Челищева. Художник применил на сцене то, что до него еще никто никогда не применял. По сохранившемуся описанию "Ода" сегодня смотрится очень современно. А это значит, что Челищев намного опережал свое время. Не сложно понять, что ему как художнику-новатору было тяжело отстаивать свои идеи.
- Какие непонятные для зрителей приемы были использованы Павлом Челищевым в балете "Ода"?
- По замыслу Павла Челищева во время спектакля на сцене применялись не только различные пиротехнические эффекты, но и особое свечение, а также кинопроекция. В театре стоял кинопроектор, при помощи которого в зал запускалось некое изображение. Кроме того, одного из танцовщиков балета - Лифаря, Челищев заставил во время спектакля . бегать по спинам танцовщиц, что, по определению, не могло понравиться балеринам. Привыкшие к классическому стилю, зрители не могли понять и принять это новаторство, а после премьеры еще и многочисленные театральные критики начали соревноваться друг с другом в остроте ругательств в адрес художника.
- А кто стал автором музыки к балету "Ода"?
- Музыка была написана Николаем Набоковым - это двоюродный брат гениального русского писателя. Но, видимо он сделал это неудачно, так как критики писали, что "весь балет был похож на детский утренник". В результате премьера "Оды" с треском провалилась. Павел Челищев очень переживал по этому поводу, говоря: "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн, говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!" Она-то как раз восприняла и поняла все, что было заложено художником в этом спектакле. Мы решили восстановить балет и показать его в картине. Удалось отыскать отдельные фотографии, нашелся текст М.В.Ломоносова, написавшего "Оду" по поводу "Вечернего размышления о Божием величестве при случае великого Северного сияния". Мы решили сделать не реконструкцию, а реплику, свою версию балета. Новое либретто, написанное Константином Кедровым, состоит из трех частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай". Такой выбор не случаен. У Павла Челищева существует три больших цикла, по которым можно классифицировать его работы. Первая - тема "Ада", превосходно раскрытая художником в картине "Феномена". Следующим циклом "Ада" стала серия работ, созданных Павлом Челищевым в Европе. К группе "Чистилище" можно отнести такие картины художника, как "Каш-Каш" и "Игра в прятки". Затем мастером была написана часть мелких работ, также посвященных этой теме, Челищев использовал их своем монументе. Это громадное полотно было показано в Нью-Йорке и считается одной из самых гениальных его работ. И, наконец, самый последний третий цикл "Рай" - незавершенная серия. Среди работ, относящихся к этому циклу, есть необычные геометрические светящиеся картины, излучающие какой-то сверхъестественный свет. Кроме того, у Павла Челищева есть еще одна работа, которая считается прототипом "Рая", но художник не успел ее закончить. Современники воспринимают эту работу не иначе, как результат компьютерной графики, в то время как Павел Челищев писал ее много лет назад вручную. Получается, что он предвосхитил не только художественный стиль, но и технологию.
- Давайте вернемся к балету "Ода". Восстановленную сегодня Вами версию можно увидеть в театре?
- Нет, балет был восстановлен только для фильма "Нечетнокрылый ангел" труппой Театра .Кремлевский балет.. Мы обратились к этому коллективу, поскольку среди них есть высокие профессионалы. Продолжительность балета шесть минут, мы снимали его на сцене Кремлевского Дворца. Хореографом-постановщиком балета стала Виктория Щербина - она молодой, но очень талантливый балетмейстер.
- Вы изменили либретто, хореографию, а кто написал музыку к этой версии "Оды"?
- Мы решили остановить свой выбор на молодом композиторе Алле Кессельман. Правда, она живет сегодня не в России, а в Германии. Несмотря на свою молодость, Алла необычайно талантлива. Ее сочинения исполнялись такими известными европейскими ансамблями, как: ансамбль "Модерн", "Шёмберг ансамбль". Помимо музыки к новой версии балета Алла Кессельман написала музыку ко всей картине, став основным композитором фильма. Идею сохранить звуковую ткань фильма я считаю правильной. Единый музыкальный фон стал основой, объединяющей всю картину.
- Кто исполняет главные партии в балете "Ода"?
- Это молодые и талантливые ребята. Среди перспективных
балерин - Александра Тимофеева. Она исполняла заглавные партии в балетах:
"Щелкунчик",
.Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Эсмеральда". Сергей
Смирнов -
премьер труппы. В его репертуаре партии: "Ромео и Джульетта",
"Жизель",
"Жар-птица" и многие другие, а также солист балета Андрей Лопаев,
который
исполнял партии в балетах "Дон Кихот", "Руслан и Людмила" и других.
- В новой версии балета
сохранены
первоначальные задумки Павла Челищева?
- Удалось найти рисунки
челищевской версии "Оды", поэтому к сценическому оформлению балета мы
подошли с максимальной точностью. Трудности возникли с хореографией.
Видеосюжетов балета не сохранилось, поэтому движение было трудно
реконструировать. Органично построить сценическое движение помог Александр
Шумов. Мастер высокого
класса, он хорошо известен в искусстве, поскольку открыл нам не только
талантливого мастера кисти Павла Челищева, но и удивительный мир работ
Казимира
Малевича. Сейчас Александр Шумов живет одновременно и в Москве, и в Цюрихе.
- Значит, в одном кино проекте
Вам
удалось объединить разные слои эмиграции?
-
Это получилось не преднамеренно, но все участники проекта стали
частью
единого гармоничного ансамбля. Объединяло нас то, что практически все
являются
в своей области первопроходцами. Константин Кедров - первопроходец в поэзии,
Александр Шумов -
в искусстве.
- А как был решен вопрос с
кинопроекциями в балете? Какие картинки были выбраны для
показа?
- Мы использовали проекции
разных
живописных работ Павла Челищева, чтобы напомнить о первоначальной версии
балета, в которой по замыслу художника показывались видео проекции.
Восстановление и показ новой версии "Оды" в фильме я считаю большой
удачей.
- В картине есть редкие
кадры?
- Фильм складывался спонтанно.
У нас
не было готовых сцен или кадров, но словно что-то вело. Может быть, именно
эта
магическая невидимая нить Ариадны привела нас в Нью-Йорк в галерею
сюрреализма,
которая существует в Америке более 20 лет и принадлежит Стиву Лукасу.
Оказалось, что у него собрана прекрасная коллекция работ Павла Челищева, и
мы
получили разрешение показать их в фильме. Эти работы в России абсолютно
точно
никто не видел. А потом был снят еще один редкий сюжет, который, к
сожалению,
не вошел в картину. Это интервью с американским знатоком живописи и
коллекционером, владельцем галереи в Нью-Йорке Майклом Розенфельдом, который
более
четверти века боролся за творчество Челищева, покупал для своей коллекции
картины русского художника и с удовольствием экспонировал его картины. "Я
считаю,
что необходимо организовать в Нью-Йорке большую выставку работ Павла
Челищева,
я собираюсь сделать это в 2008 году, - поделился своими планами Майкл
Розенфельд, - С момента моей последней выставки, посвященной работам Павла
Челищева прошло уже более пятнадцати лет и в это трудно поверить, ведь
кажется,
что первая выставка его работ, проходившая в моей галерее, проходила лишь
вчера. Темой новой выставки будут головы, только головы, которые были
нарисованы художником в Германии, Париже, некоторые в Нью-Йорке, некоторые в
Италии. Я думаю, что именно эти изображения
показывают целостность его видения и творчества, то, как оно
развивалось
с 20-х годов по 50-е годы. Уверен - это будет удивительное зрелище".
P.S.
Работая над фильмом "Нечетнокрылый ангел", его
создатели
были ограничены не только в средствах, но и во времени. Эта картина идет на
экране всего 52 минуты, а сколько еще остается невысказанного за кадром.
Ведь
тема творческого наследия этого интереснейшего художника, да и всего рода
Челищевых - очень большой пласт неизведанного материала, который ждет своих
исследователей. В ближайших планах продюсера фильма создать более полную
версию
ленты, раскрывающей наиболее важные этапы жизни художника. В эти планы
входит:
найти село в Калужской губернии, где находилось имение Челищевых, подробно
рассказать о детском и юношеском периоде жизни будущего мастера, раскрыть
его
европейский и парижский периоды, детализировать творчество признанного
живописца
в Нью-Йорке, рассказать о его путешествии по Африке, а также показать
влияние
итальянской живописи на произведения русского художника. Реализация такого
объемного и многопланового проекта позволит российским исследователям
живописи
обратить более пристальное внимание на творческое наследие нашего именитого
соотечественника,
послужит общему признанию его личных заслуг, а также станет окончательным
возвращением Павла Федоровича Челищева в Россию.
ЕЛЕНА ЕРЕМЕЕВА
Проголосуйте за это произведение |
http://kinostok.tv/video/3756/nechetnokryilyiy-angel-pavel-chelischev
|