Проголосуйте за это произведение |
31-го декабря, днём, возвращался в Москву, возвращался в семью, чтобы в ночь с 31-го на 1-е ..., ну, сами понимаете, - такая уж сложилась традиция. Готовился завершить последнюю пересадку из метро в трамвай, то есть ожидал этого самого трамвая на остановке, как вдруг обратил внимание на иномарку, остановившуюся неподалёку, и мужика, ковырявшегося в её двигателе. 30-го была небольшая оттепель, но к Новому году мороз снова крепчал, и мужик вызывал искреннее сочувствие. Но, когда подошёл поближе, понял, что неполадка уже найдена, дефект бодро устраняется, а сам мужик, как сломанный граммофон весело поёт один и тот же куплет известной песни:
... дар-рагая мая сталица,
зал-латая мая Мас-КВА ...
Хорошие песни не умирают, живут в народе. Эту доводилось слышать даже во время деревенского застолья. Но мужик, благодаря своей букве "Г", - нечто среднее между "Г" и "Х"; благодаря зычности своего голоса и энергичной (по причине крепкого мороза) бодрости исполнения мог бы, я уверен, произвести определённый фурор и на эстраде. Ведь простой народ, согласитесь, ценит не только мастерство исполнения, но, прежде всего, чувство, с которым всё это исполняется. Короче, настроение приподнялось, а в голову хлынули мысли связанные с "малой" моею родиной.
Я смутно помню Москву 60-х, но это, пожалуй, самые тёплые и радужные воспоминания. Я отчётливо помню Москву 70-х, когда пошёл в школу, - воспоминания эти уже не столь радужные, что, отчасти, объясняется моими собственными возрастными изменениями. А вот вспоминать про неё в конце 80-х, начале 90-х просто не хочется, - город стремительно превращался в помойку. И даже сегодня, когда помойка обрела местами привлекательные архитектурные формы, содержимое этих самых форм, а также всё разбросанное снаружи мало изменилось. Впрочем, всё это лирика. Для того, чтобы связно объяснить, что же такое произошло с Москвой, воспользуюсь небольшой аналогией, подъёхав, образно выражаясь, издалека.
В 1992-м году три институтских товарища решили заняться сельскохозяйственным бизнесом. Один из них к тому времени работал преподавателем-ассистентом на кафедре общей физики в одном московском ВУЗе и получал зарплату в 40-45$, то есть зарплату размером в стипендию, на которую, при наличии семьи не то, что жить, существовать было непросто. У двух других дела обстояли не намного лучше, но была машина "Нива", был даже прицеп к машине, и друзья сняли (очень недорого) пустующий дом в Тверской (Калининской) области. Помимо дома была баня, был погреб и был даже амбар или хлев, - бревенчатое помещение с земляным полом и без окон, в котором хранилась когда-то скотина. Купив 2-3 электро-масляных камина, контактный терморегулятор от холодильника, а также соорудив стеллажи, друзья переоборудовали амбар под овощехранилище. Затем арендовали несколько гектаров земли у колхоза, арендовали на пару дней трактор, распахали землю, посадили картошку. Но, то ли оттого, что земля была уж слишком нечернозёмной, то ли аренда трактора на 7-10 дней в году оказалась настолько дорогой, что подкосила бизнес; словом дело это пошло чрезвычайно трудно. Выручил так называемый "яблочный спас". Друзья заметили, что в урожайный год, ближе к осени одинокие старушки, жившие ещё поодиночке или парами в не заколоченных домах, буквально вёдрами собирали падающие с деревьев яблоки и кормили ими своего порося, проживавшего, как правило, где-то в сарае и очень редко появлявшегося снаружи. Ну, а поскольку в Тверской, нечернозёмной, то есть области существовали сотни и тысячи деревень, в которых старушки эти составляли большинство, то с закупкой яблок проблем не было, - главное было самим собрать их, паданцы на хранение не годились. Словом бизнес худо-бедно пошёл, но вот в 1995-м году с одним из компаньонов случилось непредвиденное.
В местной школе, в посёлке городского типа помер старенький учитель физики и математики. Помер, можно сказать, на рабочем месте, - в классе случился инфаркт, увезли в больницу, а когда привезли, то хоронили всем посёлком. Молодое пополнение заманить в эту глушь было непросто, и председатель колхоза обратился к одному из друзей с просьбой временно поработать в школе. Съездили с директором школы в райцентр, уладили необходимые формальности, выделили освободившееся жильё с городскими, почти, удобствами; короче, товарищ этот учительствует там и по сей день. И по сей день считает себя не столько учителем, сколько репетитором, натаскивающим детей не поступление в ВУЗ. И в этом он, к слову сказать, преуспел. Школа была построена ещё в 1952 году и за 43-44 года всего лишь 6 человек куда-то поступили, - их фотографии висят на стене в коридоре школы. За последние же 6 лет там появилось ещё 11 фотографий и это, надо думать, не предел.
Сейчас, перед весенним призывом товарищ собирается съездить вместе с директором школы, а также директорами двух соседних школ к начальнику военкомата и договориться о том, чтобы выпускники-призывники-новобранцы проходили службу во вполне определённой воинской части, на погранзаставе, о которой уже имеются хорошие отзывы. Зависеть всё будет, конечно же, не только от начальника военкомата, но если дельце это выгорит, то служить ребятам будет не хуже, я думаю, чем Максиму Перепелице в своё время служилось. По крайней мере, неуставных взаимоотношений они сами там не допустят.
А ещё ребята, выпускники школы уже отслужившие в армии, организовали у себя что-то вроде комсомольско-молодёжной полеводческой бригады или агрофирмы. Короче, сделали то, что оказалось не под силу трём товарищам: арендовали землю, распахали, засеяли картошкой, кабачками и проч. В настоящее время агрофирму эту можно назвать преуспевающей. Додумались даже грибы в лесу высаживать: взрыхляют землю вдоль корней, поливают водой богатой грибными спорами, и если место выбрано удачно и сверху, с листьев дерева будет стекать дождевая вода, то урожай гарантирован. Причём такой, который собирается косой и вёдрами! Грибы, благодаря губчатой структуре после размораживания практически не теряют вкусовых качеств, и бизнес этот можно назвать преуспевающим.
А вот с картошкой поначалу возникли проблемы, - традиционные, можно сказать, доставшиеся в наследство ещё от колхоза. В лесах, рядом с полем, жил колорадский жук. Когда зацвёл первый урожай, вся эта популяция переместилась на картофельное поле. В борьбу за урожай подключились школьники младших классов, - за каждый собранный в баночку килограмм жуков выплачивались неплохие деньги. Протянули даже провод электрический на поле и собирали жуков пылесосами типа "Шмель". Так вот, за 2 или 3 года проблема с жуком была полностью решена: ведь само поле выступало в роли некоего пылесоса, собиравшего жуков из окрестных лесов, - обратно они уже не возвращались и личинок не откладывали.
Кстати, хорошие, успевающие ученики занимаются в школе по вузовской системе, в два семестра. В мае и сентябре работают в агрофирме. Так вот, один десятиклассник умудрился за 5 месяцев заработать больше, чем оба его родителя в колхозе за год, - это к слову о производительности труда. А вернее, к слову о том, какое влияние оказывает водка на эту производительность. Согласитесь, можно представить колхозника, зарабатывающего 100$ в месяц, - половину приносящего домой, а другую половину пропивающего. Но вот представить себе колхозника зарабатывающего 1000$ в месяц, а точнее, пропивающего половину, - это уже трудно, - не родились ещё такие колхозники, которые могли бы так работать, а точнее, так пить.
- И к чему ты, ..., нам всё это рассказал, - спросите вы.
- А к тому, дорогие мои, что Москва, столица нашей с вами Родины,
представляется мне сейчас, в данную минуту, как некий громадный такой
пылесос, собирающий всё лучшее, с позволения сказать, не только со всей
России, но и из ближнего, пока ещё, зарубежья. И если добросовестно
подсчитать, сколько приходится авантюристов, проходимцев и просто мерзавцев
на 100 тысяч этого лучшего, то процент окажется в несколько раз больше, чем
в регионах, из которых этот мусор высасывается. Сразу оговорюсь: 100 тысяч,
это не всё только мусор, - много умных, деловых, предприимчивых людей. Но,
остаток-осадок, повторяю, на порядок, наверное, больший, чем в той же
Тверской области. И не потому ли с таким упорством строятся вокруг Москвы
дачи, чтобы хотя бы 1-2 месяца в году можно было отдохнуть от её прелестей.
Не потому ли так настойчиво и терпеливо развивается из года в год
инфраструктура этих дачных кооперативов: обустраиваются дороги,
прокладывается газ, налаживается местная, вневедомственная охрана,
организуются свои автобусные рейсы из города (кстати, не порожние и в
обратном направлении, и весьма экономичные в сравнении с личным
автотранспортом) - так вот, не потому ли всё это, что часть людей скоро
побежит из города? Нет, побежать, конечно, можно и на Запад, можно,
наверное, и на Восток; но вот не побегут ли, часом, и за 101-й километр? -
вот, что в данную минуту меня особенно беспокоит.
Ну, а чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, расскажу вот о чём: товарищ-учитель поделился недавно идеей создания в Тверской области своего российского Гарварда-Оксфорда или Сорбонны. Местность заброшенная, безлюдная, достаточно лишь дорогу проложить длиною 20-25 км. от магистрали, связывающей Москву и Петербург. Шлагбаум и КПП, разумеется, в самом начале этой дороги, а в конце - хорошую охрану, - это сегодня, как фундамент у дома, без неё никак. Начать можно будет с частного колледжа или лицея, где помимо общеобразовательной программы существует возможность углублённого изучения физики, химии, математики и проч. Английский и другие иностранные языки изучаются также и после школы, в общежитии, где дети попадают в соответствующую языковую среду, то есть общение с воспитателем (после занятий в школе) проходит исключительно на английском или французском, или немецком языке. Именно такое изучение по трудности и эффективности сопоставимо с изучением родного русского языка. Ну и, конечно же, 25-30% мест должно быть зарезервировано для детей-сирот, потерявших кормильца в армии, милиции и проч., при исполнении служебного долга, - это непременное условие, без этого лицей превратится в привилегированный гадюшник, у нас ведь на дворе отнюдь не 19-й век.
Вот, ну а со временем, может статься, рядом с лицеем вырастет университет и академгородок, - и то, и другое будет, я уверен, отличаться и от Дубны, и от МГУ. По крайней мере, всё задуманное и не реализованное там, будет возможность воплотить в жизнь. Хотя бы потому, что не будет всё это напоминать проходной двор.
Проголосуйте за это произведение |
Я позволил себе опубликовать Ваши размышления отдельно. Возражения принимаются. С наступившим Новым Годом!
|
Возражений нет, поскольку их вообще не может быть никогда. В прошлом году, если помните, нелестно отзывался о журналистах. Новый год решил начать более конструктивно - восполнить, так сказать, небольшой пробел в их репортажах из регионов. С Новым Годом всех Присутствующих!
|
Его идея о создании "Русского Итона" заслуживает более подробного обсуждения, особенно в свете того, что попытка американизации Англии, предпринимаемая недалеким Блэйром, ставит сегодня под сомнение многие традиционные английские институты. Я считаю, что привилегированные школы английского типа являются совершенно необходимым инструментом как для сохранения национального достоинства, так и для практических приложений. Культурная деградация Америки во многом объясняется именно акцентом на уравниловку в школах, даже в частных, не говоря уже о том, что и само качество обучения в этих школах чрезвычайно низкое. Недавно английские дорогие частные школы пережили шок, связанный с нашествием туда детей новых русских. Как оказалось, умственный уровень этих детей преимущественно низок, что привело к резкому снижению среднего интеллектуального уровня в классах и даже к бегству из этих школ тех детей, родители которых были достаточно умны, чтобы понять всю опасность такой ситуации. Новые русские, к сожалению, в большинстве своем не заработали, а украли деньги, а умные люди, как известно, никогда ворами не бывают. Дурак сначала хватает, потом думает, и тому, кто сначала думает, в такой обстановке всегда нехватает. Нетрудно догадаться, что ждет "Русский Итон", в случае, если таковой возникнет. Проницательный читатель уже понял, что английский опыт неприменим для слепого копирования в русских условиях, непроницаельного я прошу поверить мне на слово, дабы не углубляться в детали. Если среди уважаемых господ из ФСБ, пытающихся контролировать сегодня политический процесс в России, найдется некто с незаурядными умственными возможностями, то он догадается устроить специальные школы для одаренных детей, единственным пропуском в которые будут способности родителей и, возможно, самих учеников (последнее не столь уж обязательно, вопреки обывательскому мнению, среди детей способных людей дураков весьма немного), а никоим образом не деньги. Поживем - увидим. Это не значит, что не надо спецшкол для богатых. Пусть будут, но нет сомнений в том, какие именно школы будут считаться престижными.
|
Что же касается "Русского Итона" применительно к высшей школе, то опыт Физтеха подсказывает, что подобные учебные заведения должны находиться как можно дальше, и не только от Москвы, но вообще от любых мало-мальски крупных населённых пунктов. И частный колледж в Тверской области, это как завоёванный плацдарм для строительства нового, государственного Физтеха. Кроме того, если помимо 80% мест для бесплатного обучения и по общему конкурсу, ещё 20% будут платными и с более низкой конкурсной планкой, то в целом уровень мало пострадает, а вот денег в бюджете учебного заведения удвоится в сравнении с чисто Госбюджетным финансированием.
И ещё одна незначительная частность: если в студенческом общежитии помимо 2-х и 3-х местных номеров с чисто символической оплатой, появятся более дорогие одноместные, по типу малогабаритной квартиры гостиничного типа, привлекательность подобного рода учебных заведений ещё более возрастёт. У людей должна быть возможность выбора и "мелочей" в этом смысле не существует. Я хочу сказать, Yuli, любой чисто Госбюджетный подход к реализации той или иной идеи, он чиновничьи-топорный и равнодушный к мелочам и деталям, - и именно они могут погубить любое дело.
|
Вопрос о том, средним или высшим заведением должен являться "Русский Итон" - открыт. Естественно, было бы неплохо иметь и то, и другое. Следует ли культивировать в первую очередь естественно-научные дисциплины? Здесь следует задуматься. С одной стороны, в России сегодня нет "гуманитариев", за исключением, быть может, небольшого числа очень узких специалистов. С другой стороны, человек, не очень информированный в области естественных наук, особой ценности сегодня не представляет, за исключением, опять-таки, узкой области изящных искусств и некоторых ремесел. Может быть, с понятием "чистый гуманитарий" пора расставаться. Если задуматься, необходимость иметь армию так называемых "юристов" вызывается исключительно несовершенством законов. Эта армия, в свою очередь, всячески препятствует тому, чтобы законы были четкими и понятными, так как это снизило бы ее доходы. Процесс этот, таким образом, имеет положительную обратную связь, что приводит к полному хаосу в законодательстве, как это наблюдается, например, в Америке. Волдырь "Энрона" вырос не на пустом месте. Вопрос финансирования элитных школ, на мой взгляд, может быть решен уже сегодня. Бюджет должен быть достаточным, но следует организовать и сбор добровольных взносов от обеспеченных людей, никак не связывая эти взносы с поступлением их детей в престижное заведение. Только так можно сделать заведение действительно элитным. Думаю, многие русские давали бы деньги этим школам - трудно вообразить себе лучший способ поддержки отечества. Следует понимать, что в отличие от других государств, в России сегодня доходы почти никак не связаны с умственными способностями, старая меритократия была разбавлена до уровня помоев коммунистами, а новой еще не образовалось.
|
Меня заинтересовал вопрос поднятый увжаемым Архивариусом, но есть некоторые уточнения- 1) Вопрос настолько важен, что амикошонство в виде "ников" не допустимо, поэтому, хотя я и понимаю, игровой момент, стеснительность автора идеи и прочее, но желательно было бы привести хотя бы свои инициалы. Ведь не опыты над кроликами планируются? 2) Считаю, что идея "спецшкол" себя изжила, насильный отрыв детей от родителей вреден и ничем не оправдывается в дальнейшем. Необходима аккуратная работа по поддержанию тех школ, где есть люди желающие и умеющие работать и, здесь абсолютно прав г-н Андреев, создание попечительских советов. 3) Реальность такова, что госфинансирование школ с углубленным изучением предметов сокращается, сам тому свидетель, и "экономия", например, для выборных мероприятий, идет в первую очередь за счет именно таких незащищенных статей расхода, сколько бы не говорилось с высоких трибун о "халве". Может быть я и не прав, но у меня складывется впечателение, что не смотря на все стенания наших чиновников ими движет инстинктивное желание утрамбовать всех ниже своего уровня и с этим пока ничего нельзя поделать, т.е. точку минимума мы еще не прошли. Пишу это не просто так, а опираюсь на опыт работы свой и своих коллег.
|
Вообще самая главная задача, мне кажется - не отобрать только самых одаренных, а не пропустить, не потерять одаренных детей. Система олимпиад для определения способностей детей относительно неплоха, но нельзя доверять по-настоящему ее результатам, многие дети просто думают иначе - чтобы глубоко понять нечто, нужны иные способности, чем просто сообразительность. Способности родителей не имеют практически никакого значения - передо мной невообразимое количество примеров и весьма средних детей одаренных родителей, и талантливых ученых, которым с родителям не повезло вообще, а не только в смысле способностей. Так что главное - хорошо учить, систему отбора делать гибкой, и "вам зачтется, что гадать там, удалось - не удалось".
|
Ни одно, я повторяю, ни одно строение в "Русском Итоне", будь то коттедж для преподавателя, или квартира гостиничного типа для аспиранта или учебно-вспомогательного персонала, не говоря уже о студентах; так вот, ни одно домостроение, ни один клочок земли не может являться чьей либо частной собственностью, будь то хоть сам ректор заведения. Ну, то есть пустующую квартиру, оставшуюся в Москве или Петербурге сдавать будет можно (через соответствующую риэлтерскую контору); сдавать и получать дополнительный доход. Продавать нельзя. Почему это дополнение немаловажное, - поговорим, если будет такое желание, по возвращении.
|