Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры
26 марта 2008 года
М.И.Анохин
Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть "Всечеловеком" не только с богословских позиций).
Арамейская версия происхождения Иисуса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа, причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука - в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий - в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.
Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира1, но, скорее всего, такое имя - искажение греческого "партéнос", означающее "дева": "παρθεηος" употреблено в пророчестве Исайи о "Деве, рождающей Сына" (Исайя VII, 14)2,3. Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распространялись списки речений, "логии", Иисуса Христа4,5,6.
Из сочинений, признанных каноническими, - и все они написаны на греческом языке, - в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые "биографические данные" Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были "логии"5,6.
Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой - в пророчестве о рождении Спасителя там, среди "народа, ходящего во тьме" (Исайя IX, 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как "бич Божий", захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами - арамеями, вавилонянами, арабами, - но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом. Заметим, что при "вавилонском пленении", произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12)Х.
Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. - Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумея подчинялись римскому прокуратору?. Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее7.
В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских
и
тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после
подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта
область считалась наиболее языческой и эллинизированной8, и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа
построил Тивериаду, он в Галилее не нашел ни одной
еврейской семьи для заселения новой столицы7.
Ассирийский след в Евангелиях. Верования галилеян долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердился примерно за 100 лет до Рождества Христова 9, 10, 11, так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать "ассирийскими", поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии; в той мистике этнографы ищут корни даже некоторых современных суеверий.
..........................________________________
Х Изгнанники в Вавилоне завершили оформление
иудаизма.
В этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда
интеллектуалы
(элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце
ХIХ и в конце ХХ века создавали идеологию протеста,
воспринятую затем большинством народа. После открытия архивов КГБ
выяснилось,
что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в десятки раз,
однако по сей день принято считать, что едва ли не "половина народа
сидела,
половина охраняла". Другой пример преувеличений, укоренившихся в массовом
сознании, - число пострадавших от католической инквизиции, хотя таковых было
несравненно меньше, чем жертв светских судов или
даже
убитых на дуэлях. Характерно, что советские энциклопедии приписывают
испанскому
фанатику-инквизитору Торквемаде более 10 тыс. казней, тогда как зарубежные
издания обычно называют около 2 тыс., и это составляет более половины всех
жертв инквизиции за историю ее существования.
Например, в русском народном приворотном заговоре: "Откуда вы, семь братьев, семь ветров буяных, идете? Куда пошли?" - "Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья..." В ассирийском заговоре - те же семь злых духов: "Эти семеро, они родились на горе запада; эти семеро, они выросли на горе востока; в отверстиях земли они обитают..."12
Еще ближе сходство
ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в
ассирийской
магии "самый простой и естественный из ритуалов - это омовение, которое
само
по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом
освобождения от чар", а другой ритуал "предписывает убить свинью и
заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек"13. В Евангелии от Матфея,
III,
11: "Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною... будет крестить
вас
Духом Святым и огнем"; в Евангелии от Марка, V, 12-13: "И просили Его
бесы,
говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им,
и
нечистые духи, вышедши, вошли в свиней".
Язычество было первым этапом богопознания, и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно. Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство, тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от Матфея XIX, 12: "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного"). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса - подобие столпничества у православных христиан.
Деве Марии и Ее супругу
в
Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом
провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от
Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки
их настолько
различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи
(от Матфея ХХVII, 46, 47; от Марка XV, 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от
Иоанна VIII, 48), а
самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX, 53; от Иоанна IV,
9).
Индоевропейский
след. Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в
Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для
индоевропейцев. Яркий пример того - в Евангелии от Луки (II, 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из
Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет
с
ними, после чего вернулись и "через три дня нашли Его в храме, сидящего
посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их". Такая демонстративная
восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы
К.Хетагурова14: отец не
называл
сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал
бы
в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических
семьях
сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по
большей части вне отчего дома в учебных заведениях
строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная
эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному
Геннадием
Хазановым: "В чем разница между террористом и
еврейской мамой?" Ответ: "Разница в том, что с террористом можно
договориться"). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или "вопль великий" Рахили о
детях своих, донесшийся через века (от Матфея
II, 18).
Вековое
заблуждение, еврейская версия, основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее
и,
по Его словам, был "послан только к погибшим овцам Израилева" (от Матфея
ХV, 24; но там же в последующих стихах описывается
исцеление
дочери хананеянки).
Во
времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился,
или
ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому
императору
Юлиану Отступнику: "Ты победил, Галилеянин". Именно так следует отвечать на вопрос о "национальности" Иисуса
Христа: галилеянин. "Галилеянством" иногда называли христианство
(поначалу слово "христианство" было оскорбительным). Крупнейший
историк ХХ века А.Тойнби15 евангельскую притчу о
горчичном зерне, "которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет,
бывает
больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и
укрываются в ветвях его" (от Матфея, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного
учения из "галилейского горчичного зерна", преодолевающего сопротивление
консервативного иудаизма.
Примеров
же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание "О том, что
Иисус
был рожден евреем". Так же думали Гегель, А.С. ПушкинХ,
Л.Н.Толстой и многие другие. В
опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова16: "Убеждение европейцев, что
Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему
убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с
подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь
русского богослужения, родом из Нижегородской области, - был славянского
происхождения, русский по рождению". (Как известно, патриарх
Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена "Явление
Христа", но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных
исследователей данного вопроса, в числе которых А.С.Хомяков, Э.Ренан, Д.Коннер, А.Тойнби и другие.
"Золотая легенда", популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу - Натана, сына царя Давида, и по матери - Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина17. Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о еврейском происхождении Девы Марии написал Дамаскин, то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо - в отличие от Византии18. Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин, преданный анафеме в Византии19.
В мировой литературе немало работ на тему "Иисус Христос не был евреем". Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Не сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам Христофора Колумба, Гитлера, В.И.Ленина, св. равноапостольного князя Владимира "Красное солнышко", былинного героя Садко и даже писателя Александра Солженицына ("Солженицера")?Х
Галилеяне. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII, 2; от Иоанна I, 46, VII, 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин, Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V, 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол Симон), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе перса Шарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи20, 21, 22.
Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь "любите врагов ваших" и "отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку"? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад, становится более понятен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте - композитором.
___________________
Х Колумба
пытаются причислить к евреям на основании того, что на одном из его писем
нарисована шестиконечная звезда, но символом иудаизма этот знак сделался
гораздо
позже, второй "аргумент" - финансирование экспедиции Колумба еврейскими
банкирами
(которым заложила свои драгоценности королева Изабелла). Девичья фамилия
матери
Ленина - Бланк, но в Петербурге такую фамилию носили не только евреи, но
также
шведы и немцы. Мать святого князя Владимира, согласно летописям, была
ключницей
княгини Ольги по имени Малуша, которую некоторые
авторы переделывают в "Малку", что является чистой фантазией. Такая же
фантазия переименовывать Садко в "Садока" или
"Цадика".
Галилеяне могут считаться первыми христианами в лице первых учеников Спасителя и также потому что после Его Воскресения уверовавших в Него в Галилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в Иерусалиме (1 Кор., XV, 6; Деян, I, 16).
Духовное важнее генетики. После исчезновения галилеян со страниц истории, на первенство в принятии христианства претендуют ассирийцы. Действительно, уже со II века н.э. север Месопотамии как жребий апостола Варфоломея стал важным центром распространения христианства и, согласно легенде, туда, в город Эдессу ее правителю Авгару (кстати, он был из арабской династии) Спаситель посылал Свое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, "Нерукотворный Спас". Исторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первыми христианами, а, наоборот, потомками "населения земли Ашшура" (самоназвание древней Ассирии) осознало себя население Месопотамии, принявшее христианство. Предки их в течение многих веков после падения Ниневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называться не только ассирийцами, но также арамеями, вавилонянами, халдеями, израильтянами, сирийцами, парфянами, арабами, греками и именами других племен, населявших территорию бывшей ассирийской империи. Данный факт напоминает более известный, о котором говорится: "евреи сохранили субботу, и суббота сохранила евреев".
Почему
сегодня ассирийцы ("айсоры") есть, а вавилонян, например, нет, хотя
цивилизационный вклад Вавилонского царства был бóльшим и существовало
оно
дольше? Ответ на данный вопрос, по крайней мере, частично - в Библии. Там отношение к Вавилону -
худшее,
что исторически несправедливо, поскольку Ассирия, "бич Божий", полностью
уничтожила Израиль, а Вавилон на последующие почти две тысячи лет(!)
сделался
центром еврейской культуры. Тем не менее
"вавилонская
блудница" и бестолковщина "вавилонской башни" стали нарицательными
определениями, и, фигурально говоря, получилось, что лучше иметь отцом
жестокого царя, чем мать-блудницу. Так, например, Багратиды,
правители средневековой Армении и Грузии, гордились происхождением от двух
ассирийских принцев, бежавших на Кавказ после того, как они убили своего
отца,
знаменитого Синаххериба.
Определенное место в исторической памяти ассирийцев занимает пророк Иона, израильтянин из Галилеи (еще прежде завоевания ее Ассирией), призывавший древних ниневитян к покаянию. Один из холмов, на котором стояла Ниневия, называется "Наби Юнус", то есть "Пророк Иона". Считалось, что там похоронен Иона, и на этом холме стояла церковь, позже превращенная в мечеть. Важнейшие ссылки в евангелиях на Книгу Ионы заключают слова: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (от Матфея XII, 40), а также "Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (от Луки ХI, 30). Согласно последнему, служение в Ниневии галилеянина пророка Ионы, - вероятно, мифическое - явилось прообразом служения Галилеянина Иисуса Христа также в призыве к покаянию, и некоторые откликнувшиеся ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневитянами.
История галилеян, ассирийцев, евреев (и русских тоже; список можно продолжить) - примеры решающего значения духовного начала над генетическим. Одним из первых среди историков об этом писал А.Токвиль 23, критикуя расовую теорию Ж.А.Гобино; противником "племенной политики" был Константин Леонтьев 24, а сегодня доказано, что различия между расами генетически несущественны. Более того: большинство наших генов - общие даже со всем животным миром! Так что "нет ни эллина, ни иудея" не только во Христе, то есть в высшем смысле, но и на низшем уровне в биологическом отношении тоже (зато достаточно различий на промежуточном уровне).
Отношение материального к духовному в свете современной науки стало еще более загадочным, и, думается, насколько правильнее до середины XVIII века вместо "национальности" употребляли более конкретное и идеологически нейтральное - "языки" (и, конечно, учитывались подданство и, главное, религиозная принадлежность). Русское слово "народ", английское "people" или французское "peuple" не подразумевают племенного, кровного родства, тогда как в немецком "Folk" это есть, из-за чего был предложен термин, лишенный такого "неполиткорректного" оттенка: "ментальная общность" или "ментальное сообщество", что хорошо подходит, в частности, к евреям (но не только).
Ближайшие соседи ("ближайшие родственники") нередко играют
ведущую
роль в интеллектуальной жизни культурной метрополии. Швейцарец Руссо,
испанец
Пикассо, англоязычные писатели ирландского происхождения
Уайльд,
Шоу, Джойс, житель малоазиатского побережья (предположительно) Гомер и,
наконец, наши великие малороссы Гоголь и Репин - все они реализовали свои
таланты на "второй родине", привнеся туда идеи, образы и краски своей
"малой
родины" и создав в итоге произведения мирового значения. Религиозные гении
также могли принадлежать иному племени или воспитываться не с тем народом,
который они потом просветили: пример тому Моисей. Какая из народностей
преобладала в галилеянах? На данный вопрос невозможно дать ответа, и он
малосущественен, по сравнению с важнейшим фактом того, что пришедший из
"Галилеи
языческой" Иисус Назаретянин проповедовал,
исходя
из традиции иудаизма, еврейской религиозной
культуры
(хотя в Его деятельности заметны также следы местных, очевидно, галилейских, традиций, уходящих корнями в месопотамскую
древность).
Основные
источники
1. Ранович А.Б. Первоисточники
по
истории раннего христианства. М., 1990. С. 185.
2. Ключ к пониманию св.
Писания.
Брюссель, 1982. С. 17.
3. Толковая Библия, Петербург,
1908. Т. 5, с. 282.
4. Канонические евангелия.
Ред. С.В.Лёзов и С.В.Тищенко. М., 1993. С.
37.
5. Ключ... Указ. соч..
С.
256.
6. Толковая Библия. Указ. соч.. Т. 8, с. 24.
7. Чемберлен Х.С.
Явление Христа. СПб, 1906. С. 41, 42.
8. Дубнов С.М. История еврейского народа
на
востоке. М., 2006. Т. 3, с. 119, 145.
9. Чемберлен. Указ. соч..
С.
39, 41.
10. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. С. 127.
11. Тойнби А.Дж.
Постижение истории. М., 1991. С. 129.
12. Миллер В.Ф. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры.
//Русская мысль. 1896.
Kн.7, с.
66-89.
13. Фоссе Ш. Ассирийская магия. СПб., 2001.
С. 132,
136.
14. Хетагуров К. Óсоба. - В кн.
"К.
Хетагуров. Проза". М., 1987. С. 19-78.
15. Тойнби. Указ. соч..
С.
129.
16. Розанов В.В. Сб. "Возле народной
души" М., 2003. С. 63.
17. La
légende doré.
P., 1967. T. 2, p. 172.
18. Даймонт. Указ.
Соч.. С. 206.
19. История Византии. М., 1967. Т. 2, с.
59.
20.
Ключ... Указ.
соч.. С. 107.
21. Чемберлен. Указ. соч.. С.
44.
22. Дубнов.
Указ.
соч.. С. 198.
23. Buenzod J. La
formation
de la pensée de Gobineau.
P.,
1967. P. 258, 460 .
24. Леонтьев К. Национальная политика как орудие
всемирной революции. В кн. "К. Леонтьев. Избранные статьи". М., 1992. С.
182-221.
.
Анохин
Михаил
Иванович (доктор мед. наук,
профессор; дом. тел. 4802162)
Anokhin-MI@yandex.ru
Статья консультирована ассирологами С.С.Соловьёвой (МГУ) и И.С.Клочковым (ЛГУ).
Х
"Говорите,
что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была
достойна презрения и презираема и т.п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос
не
родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от
этого
разве менее изумительно?" (Письмо к П.Я Чаадаеву 19 октября 1836
г.)
Проголосуйте за это произведение |
|
Валерий
|
|
|
Верно. А то еще будет зазнаваться национальность, к которой принадлежал Иисус Христос. Меня больше интересует не национальность Иисуса Христа, а другое: может Иисус Христос был просто гениальным мыслителем ╚супер философом╩? А статью прочитал. Спасибо.
|
|
Вынужден обратиь внимание автора на ряд упомянутых им деталей, кторые показались мне весьма любопытными. Во-первых, автор затронул тему, что отцом Христа мог быть и не Бог, а живой человек, к тому же римлянин, то есть человек и не обязательно итальянской национальности, а просто лицо, имеющее гражданство и статус гражданина города Рима, согласно юрисдикции тго времени. А это делает тему, поднятую здесь, и вовсе бесперспективной для получения ответа, с одной стороны, а с другой кощунственной, и еретической с точки зрения христиан. Наличие же Бога-Отца ставит Христа также вне земной национальности, если следовать логике христианской традиции, утверждавшей, что юридически графа национальность передаётся по отцу едва ли не во всех христианских странах вплоть до середины 20 века. Только после окончания Второй мировой войны в ряде стран от понятия этого стали отказываться и заменять его на понятие гражданства. Ныне есть лица, имеющие, так сказать, три нации, как например, один известный мне берлинец является гражданином и России, и Германии, и Израиля. Что касается Девы Марии, то в первом вышеназванном случае Мать Богочеловека должна быть признана блудницей, а это не может согласоваться с собственно христианской моралью и традицией. Да и по нации Она непонятно кто галилеянка лишь. Тесть автор в своей транскрипции этой проблемы выдвигает на первый план не кровь, не генетические свойства Христова тела и не Его Божественную сущность, а место появления на свет, то бишь Вифлеем в крохотной провинции Галилея крохотной римской колонии Израиль, где, как автор пишет, было вавилонское столпотворение наций, из которых он почему-то выбрал лишь ассирийцев, только потому, что те были едва ли не первой нацией планеты, признавшей христианство, как возможную, национально образующую религию. Признанием же Христа иудеем на том основании, что Он, будучи представителем малоимущего населения Иудеи, не имел возможности покинуть территорию Ближнего Востока при античных способах перемещения в пространстве и при средствах тогдашней коммуникации, недостаточно. Эдак библейская легенда о рождённом под телегой жеребёнке, признанном кое-кем сыном телеги, овеществляется. Божья Мать, получается, является иудейкой строго по тем же признакам, хотя в качестве тлько галилеянки могла быть представительницей любой из доброй сотни наций, проживающих в Галилее. Но, даже если она и была на самом деле иудейкой, то признание этой нации за Христом ставит перед исследователями проблему: христианство признает именно мужчину, а не женщину, продолжателем рода, а женщину признают продолжательницей рода иудеи. То есть если нация у Христа иудейская, то практически вся христианская история и традиции христианские должны быть признаны антихристианскими, и обязаны быть переписанными. Первым руководителем Страны Советов тогда следует признать не Ленина, а Крупскую, например, а Петр Первый окажется прижатом к блуднице Екатерине Первой. А кто на это пойдёт? Третья мировая война обеспечена. Что касается Святого Иосифа, то ввиду того, что легенда о Христе отвергает его физическое отцовство, то спорить в каком он колене потомок древнего иудейского пророка, и говорить не стоит. С уважением, Валерий
|
Переписанными!??? Так их, Валерий Васильевич, так их! Они настолько уже заврались, что не хотят следовать элементарным правилам логики. Ели Библия это священное писание, то там записано всё верно, в том числе и все национальности. Но если об этом сказать громко, то - это вселенский конфуз мало кто захочет поклоняться такому. Тем более что всякие христианствующие патриоты считают своим долгом быть немного антисемитами - и тогда они начинают говорить об ассирийцах и солдатах, мол, какая разница - человек бы был хорошим. .Тогда, давайте переписывать. Это действительно не всё равно, какому богу молиться - это действительно важно. Это очень важно от этого зависит наше национальное единство!
|
Статья Анохина чрезвычайно интересна, информативна и духовна... Написана легким божественным языком. Вот пример, когда совершенно бездумное использование терминов и смешение смыслов приводят к комичному эффекту. В чём состоит особая такая "духовность" статьи Анохина? В том, что там говорится о Христе? Или же там такая же специфическая "духовность", как и в повышении надоев молока и спортивных рекордах? А ведь и к трудовым и спортивным рекордам прилагают это слово наши невежественные работники пера (и клавиатуры).
|
Очень показательный пример, когда из непонимания некоторых основных понятий делаются совершенно неверные выводы. Что касается вопроса, вынесенного в заголовок статьи – кто был Христос по "этнической принадлежности", то вопрос сей не имеет никакого значения для дела нашего спасения и потому от ответа на него ничего не зависит.
|
"Божественный" - 3-е значение - разг. прекрасный дивный. "Духовный" (связанный с религией, церковью), духовно - обогатиться духовно, в нравственном и интеллектуальном смысле. А вот о спортивных рекордах по надоям молока там ничегошеньки не сказано. Правда, комичное сравнение? Или ложка дёгтя от вашего неприятия? Чего - божественного или духовного? Или...? Не убедили. Желаю здравствовать.
|
"СОВРЕМЕННЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА" - "Божественный" - 3-е значение - разг. прекрасный дивный. Угу, вот я и говорю о смешении аспектов. Даже в том толковом словаре, которым вы пользуетесь, указанное значение стоит только на третьем месте и используется только в разговорной речи. Вот почему оно так неловко выглядит в отклике на статью, предмет которой хотя и весьма опосредованно, но имеет отношение к Богу. И очень жаль, что вы не чувствуете фальши вашего употребления этого эпитета в данном конкретном случае. "Духовный" (связанный с религией, церковью), духовно - обогатиться духовно, в нравственном и интеллектуальном смысле. Вообще-то духовность не является синонимом ни нравственности, ни интеллектуальности. То, что составители словаря не обременены знаниями по этому поводу есть типичная беда нашего невежественного времени и именно по этой причине я и высказался, поскольку хотелось бы, чтобы на "Переплёте" всё-таки эти понятия различали. Но даже если исходить из того понимания "духовности", на которое вы ссылаетесь, то всё равно его употребление неуместно, поскольку статья Анохина является статьёй научной. Неважно, что там речь идёт об анализе библейского текста, этот анализ именно научный (поскольку главной отличительной особенностью науки является применяемая методика, а методика Анохина -- научная). В отношении же научной статьи можно говорить об эрудиции автора, о широте охвата темы и глубине анализа, но о духовности такой статьи говорить нелепо. И вам всего доброго.
|
|
|
|
Вот что не интересно - так это оценочные высказывания. Вам кто-то сказал, что Вы самый умный? Вообще-то должность самого умного в сети занята Юлием Борисовичем. Не приписывайте свои страхи другим.
|
|
|
Честно признаться, я не могу, в силу ряда технических обстоятельств и природной скромности, почитать себя САМЫМ УМНЫМ. Однако, в нашей настоящей действительности, иногда такое мерещиться, что только ╚плюнешь и перекрестишься╩. Вот и сейчас, вроде бы все мы читаем одни и те же книжки, а вроде бы и нет, так как читаешь одно, а толкуют о совсем другом, и поневоле думается: а, может быть, другие-то читают ещё и другие, секретные книжки - и оттуда-то у них такие знания? Откуда, откуда? А ещё вдруг взбрендит: а не передаются ли эти знания из уст в уста ещё и под более секретным предлогом, союз ╚Меча и Молотка╩, так сказать? А-а-а! О-о-о! Пусть меня поправят старшие товарищчи, но нигде, вроде бы, не записано, что Христос поклонялся и умирал в угоду другому, не иудейскому богу. Т.е., если даже и принимать версии об ассирийцах и солдатах, то, как быть с иудейским богом? Странно как-то наблюдать ╚детей солдата╩, проповедующих именно иудаизм, и именно в центре иудаизма. Что-то в этом, воля Ваша, не так. Выходит: и христиане и иудейцы почитают одного и того же бога, но разными обрядами, как если бы все мы верили в Зевса, но одна часть приносила бы ему одни жертвы, а другая - другие, и ещё бы мы ужасно спорили относительно подходов, отходов и ударов оземь. А ещё появляются третьи - и совсем жаждут кровопролитий. Кроме того, иудаизму были обещаны разные мировые, материальные и духовные блага - нам же никто и ничего не обещал даже со слов. Более того, нам предлагают страдать и страдать. Лихо! Хорошо ищчо, что в христианстве нет обряда обрезания, а ведь первые христиане спорили об этом.
|
|
|
|
|
Одни придумали город Назорет, чтобы доказать что Иисус не давал обет назорейства и не был иудеем по вероисповеданию, другие придумали новую национальность - галилеянин, чтобы доказать что он не еврей по национальности :)
|
|