TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?



ПРОГРАММА ╚БОР-4╩.



      В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе ╚Space Shuttle╩, в СССР проводились испытания орбитального космического самолета ⌠Спираль■. Разработку проводило авиационное КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект ⌠Спираль■ начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе орбитальных долговременных космических станций, проект орбитального самолета был отложен.

      Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН типа ⌠Союз■ или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также назывался ⌠50/50■). Предприятие ⌠МиГ■ изготовило аппарат длиной 8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным весом 10300 кГ.

      Работы начались в 1967 году в специальном филиале ⌠МиГа■ в г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты ⌠Эпос■. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 - для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.

      Одной из особенностей аппарата ⌠Спираль■ были складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете находились в вертикальном положении, а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в самолет с дельтовидным крылом.

      В этот же период проводились исследования по орбитальному самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и КБ Сухого. Разработанный ими самолет ⌠Т-100/101■ предполагался как первая ступень орбитального самолета.

      В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата 105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978 года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были прекращены.

      Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта ⌠Спираль■ начала уменьшаться; больше внимания стали уделять программе ⌠Буран■. Для проведения исследований по этой программе было создано головное предприятие ⌠Молния■. В проекте, кроме того, участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский. Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме ⌠Спираль■ (под наименованием ⌠Бор■) использовались для отработки аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших название ⌠Бор-4■ (в прессе можно встретить название ⌠Космолет■). Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько суборбитальных полетов аппаратов ⌠Бор-5■. Аппараты имели самолетную схему и были возвращаемыми.

      В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и зарубежных журналов.



      Технические характеристики:

      Назначение КА ⌠Бор-4■ - исследование теплозащитных покрытий и отработка технологии возвращения КА самолетной схемы на поверхность Земли. Схема самолетная, с низким расположением треугольного крыла и малым вертикальным стабилизатором.

    длина: 2,86 м
    ширина: 2,28 м
    масса: 1074 кГ
    масса сухого: 795 кГ
    место запуска: Капустин Яр, стартовый комплекс 107
    посадка: при помощи парашюта на воду

      В верхней части "Бор-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы. Много лет разведывательные источники в США считали, что пилотируемый вариант этого аппарата может иметь вес 15 тонн, в 4 - 5 раз больше по размерам и будет запущен в середине 1980-х при помощи РН ⌠Зенит■. Но в СССР вместо этого была полностью повторена программа ╚Space Shuttle╩.
      Все полеты аппаратов ⌠Бор-4■ проводились под официальной легендой ⌠Исследование верхних слоев атмосферы и ближнего космоса■.




ПОЛЕТЫ ПО ПРОГРАММЕ "БОР-4"



⌠КОСМОС-1374■


Регистрационный номер: 13257 / 1982-054А
Дата и время старта: 3 июня 1982 года; 21:36 UTC
Дата и время посадки: 3 июня 1982 года; 23:19 UTC
Параметры орбиты: 167 х 222 км х 88,1 мин. х 50,6

 
      Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки полета ⌠Космос-1374■ были привлечены корабли-исследователи ⌠Космонавт Виктор Пацаев■ и ⌠Космонавт Георгий Добровольский■, которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией ⌠Салют■. После выполнения одного витка ⌠Космолет■ приводнился в Индийском океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте 560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик австралийских ВВС ⌠Орион■, экипаж которого сфотографировал ⌠Космолет■ и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в носовой части ⌠Космолета■ имеются небольшие иллюминаторы, как на пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.


⌠КОСМОС-1445■


Регистрационный номер: 13883 / 1983 017А
Дата и время старта: 15 марта 1983 года; 22:33 UTC
Дата и время посадки: 16 марта 1983 года; 00:25 UTC
Параметры орбиты: 176 х 217 км х 88,3 мин. х 50,7

      Полет аналогичен совершенному на год раньше полету ⌠Космоса-1374■. Для технической поддержки полета привлекались корабли-исследователи ⌠Космонавт Владислав Волков■ и ⌠Космонавт Павел Беляев■. Аппарат приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов и был успешно подобран советскими кораблями, дежурившими в этом районе. Как и в предыдущем полете австралийскими разведывательными самолетами были получены детальные снимки космического аппарата и операций по его эвакуации.


⌠КОСМОС-1517■


Регистрационный номер: 14585 / 1983-125А
Дата и время старта: 27 декабря 1983 года; 10:04 UTC
Дата и время посадки: 27 декабря 1983 года; 11:46 UTC
Параметры орбиты: 180 х 221 км х 88,8 мин. х 50,6

      Этот полет был аналогичен предыдущим ⌠Космос-1374■ и ⌠Космос-1445■. Но в отличие от предыдущих полетов, во избежание наблюдения со стороны западных разведок, изменилось место посадки. Тем удалось установить только факт передачи кораблями- исследователями сообщения о выдаче над северной Атлантикой тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в Черном море.


⌠КОСМОС-1614■


Регистрационный номер: 15442 / 1984 126А
Дата и время старта: 19 декабря 1984 года; 04:04 UTC
Дата и время посадки: 19 декабря 1984 года; 05:26 UTC
Параметры орбиты: 173 х 223 км х 88,5 мин. х 50,7


      Последний космический полет по программе ⌠Бор-4■, начатой аппаратом ⌠Космос-1374■. Приводнение как и у ⌠Космоса-1517■ производилось в Черном море после выполнения одного витка.




Источники:

     Mark Wade's Encyclopedia Astronautica.
     Newton. Graphic Science Magazine. Kyoikusha. Japan. 10.04.1992, p.212.
     Космический марафон, телевизионная передача РТР, 12.04.96.

Материал подготовлен Андреем Емельяновым (Санкт-Петербург).



А.Железняков. Энциклопедия "Космонавтика". Космические программы.
С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться
zhelab@robotek.ru
Последнее обновление 28.11.1998.

Rambler's Top100