Нижеприведенный
документ публикуется на страницах "Энциклопедии "Космонавтика" в
качестве предмета обсуждения. Все, кто имеет собственное мнение по
вопросу сохранения станции "Мир" могут выразить его, направив письмо
по адресу zhelab@robotek.ru.
Ваши замечания, предложения, пожелания будут незамедлительно доведены
до сведения автора документа.
Сергей КРИЧЕВСКИЙ,
Действительный член Российской академии
космонавтики им. К.Э.Циолковского,
кандидат технических наук, космонавт
Космическая станция ╚МИР╩
является сложнейшим и уникальным техническим объектом ХХ века. Она
была создана в СССР и России, существует в космосе с февраля 1986 г. (более
13 лет) и стала настоящим международным космическим домом и
лабораторией.
В станции ╚МИР╩
сконцентрированы не только материально-технические ресурсы, потенциал,
уникальные результаты, рекорды, колоссальный опыт отечественной и мировой
космонавтики в области пилотируемых космических полетов, длительной
жизни людей вне Земли (до 1,5 лет), постоянного доступа в космос и
присутствия человека на околоземной орбите, гарантированного возвращения
на Землю. Это не только знания, формулы, расчеты, чертежи, описания,
испытания, колоссальные затраты. В станции ╚МИР╩ как в драгоценном и
неповторимом культурно-технологическом сплаве - первые космические ракеты
и корабли, первый полет человека в космос и первые жертвы на этом пути,
методики и результаты космических экспериментов, ошибки, аварии,
решенные, нерешаемые и новые проблемы.
Таким образом,
фактически мы имеем дело с принципиально новым объектом культурного
наследия человечества и его неотъемлемой части - космического наследия
(действующим ╚чудом света╩ - летающим, доступным для посещения и жизни
человека).
Это приобретает особое
значение в связи с прекращением активной эксплуатации ╚Мира╩ в августе 1999
г. после завершения космической экспедиции и возвращения на Землю
космонавтов (двух российских и одного французского), с последующим
беспилотным полетом и ликвидацией станции в феврале-марте 2000 г.
Однако расчеты и опыт
прекращения существования предыдущих космических станций существенно
меньшей размерности указывают на невозможность экологически безопасного
прекращения существования станции ╚МИР╩ (имеющей массу более 120 т) при
планируемой ликвидации ╚затоплением╩: высок риск опасных последствий для
наземных объектов при падении ее фрагментов.
Уместно напомнить
примеры реализации опасных сценариев: известные факты падения обломков
крупной орбитальной станции "Скайлэб" (США) в 1979 г. в Индийский океан и
на территорию Австралии после входа в плотные слои атмосферы, а также
схода с орбиты и прекращения существования орбитальной станции "Салют-7"
(СССР) в 1992 г.
Известно, что
крупные объекты сгорают неполностью, их фрагменты достигают поверхности
Земли. Таким образом, прекращение существования крупных космических
аппаратов представляет серъезную и сложную экологическую проблему,
поскольку:
1) при их сгорании в
атмосфере осуществляется ее загрязнение на больших высотах;
2) при выпадении
несгоревших фрагментов на поверхность Земли возможно нанесение
экологического ущерба (как напрямую. ≈ пожар при падении в лес, так и
косвенно, через поражение потенциально опасных техногенных объектов ≈
химических предприятий, хранилищ топлива и т. п., а также возможное
падение на крупные населенные пункты).
Генеральный
конструктор РКК "Энергия" Ю.П. Семенов за последние годы неоднократно
предупреждал, что если не будет денег, то придется возвращать экипаж на
Землю и консервировать станцию. А тогда любая неполадка чревата
серьезными отказами. "Мы летаем над крупными городами, над атомными
электростанциями..." ≈ предостерег он (намекая на неконтролируемое падение
"Салюта-7", происшедшее в 1992 г.) выступая на Парламентских слушаниях о
космической программе и промышленности в Государственной Думе
Федерального Собрания России в 1995 году.
Момент прекращения
существования "МИРА" приближается. Для управляемого схода с орбиты
необходимо реализовать дорогостоящую операцию торможения, при этом нет
полной гарантии безопасного падения крупных фрагментов на поверхность
Земли.
Более того, уже в
процессе ликвидации станции может произойти отказ двигательной установки,
тормозной импульс будет отработан неполностью и траектория конечного
участка будет радикально отличаться от расчетной, в результате чего может
реализоваться катастрофический сценарий поражения важнейших наземных
объектов.
А в связи с известной
микробиологической обсемененностью жилых отсеков станции ╚МИР╩
(наличием огромного количества микроорганизмов на борту станции) опасная
операция по его ликвидации и "затоплению" в южной части Тихого океана
весной 2000 г. создает не только риск механического разрушения наземных
объектов. Добавляются и непредсказуемые последствия возможного
попадания в океан или в другое место поверхности нашей планеты
специфических микроорганизмов из внутренней среды станции, агрессивность
которых значительно возросла за долгие годы (свыше 13 лет) эволюции вне
Земли.
То есть предлагаемая
процедура ликвидации ╚МИРА╩ антиэкологична и чрезмерно опасна.
Более того, проект
ликвидации не проходил обязательную экологическую экспертизу (в
соответствии с Федеральным законом России ╚Об экологической экспертизе╩
1995 г.) и по правовым основаниям не может быть реализован.
Да и вряд ли такая
экспертиза может быть проведена: в России и мире нормативная база для этого
отсутствует, прецедентов не было.
Создаваемая
Международная космическая станция будет иметь массу 450 т на высоте 400-
500 км, что создает новые проблемы безопасности. Еще большие угрозы
возникнут при развертывании глобальных систем в ходе реализации проектов
космической индустриализации. И это с неизбежностью вызовет аналогичные
проблемы, связанные с прекращением их существования, но еще значительно
большего масштаба по затратам, риску и последствиям.
Здесь нельзя не сказать о
принципиальных недостатках принятой методики и соответствующей практики
ликвидации крупных космических объектов в СССР, затем в России, а также в
США и других странах.
Обязательной
государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном
уровне, подлежат:
... технико-
экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации
организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской
Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости,
ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых
может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах
территории двух и более субъектов Российской Федерации...
Из
Федерального закона Российской Федерации
"Об экологической экспертизе" (1995)
Во-первых, средства и
технологии ликвидации таких объектов в проектную документацию не
включались и до сих пор не включаются (так было со станцией ╚МИР╩, это
происходит и с Международной космической станцией).
Во-вторых, расходы на
процедуру ликвидации ╚затоплением╩ оказываются весьма дорогостоящими и
составляют не менее 20 % от полной стоимости космического объекта и его
эксплуатации. Причем, без учета экологических ограничений (которые до сих
пор юридически отсутствуют, но введение платы за использование природных
ресурсов, запуск, вредные загрязнения среды и т.п. неизбежно), возможных
страховых сумм и компенсаций.
(Заметим, что здесь
просматривается прямая аналогия с ядерными технологиями: когда-то
атомщики утверждали, что проблема радиоактивных отходов чисто техническая
и решится значительно легче и дешевле, чем проблема создание атомных
реакторов. На самом деле именно проблема радиоактивных отходов,
утилизации и ликвидации атомных объектов явилась тупиковой, самой трудной
и дорогостоящей: по ряду оценок, это втрое дороже, чем сам ядерный объект и
его эксплуатация).
В-третьих, технократы и
менеджеры космических корпораций, чиновники государственных
космических агентств и все общество стали заложниками устаревшей и
экологически абсурдной технологии: мы все находимся в ╚ликвидационном╩
тупике, тогда как есть реальная и красивая альтернатива.
Спасительной
альтернативой √ выходом из технологического, экологического и культурного
тупика - является принципиально новое решение: возможность инициировать в
ЮНЕСКО процедуру присвоения космической станции ╚МИР╩ статуса объекта
Всемирного культурного наследия человечества как особо ценного уникального
объекта технической культуры ХХ века, и реализации специального проекта
для его сохранения.
Конкретный проект
предлагается осуществить в три этапа:
1) сохранение станции на
околоземной орбите, в том числе с известным переводом на более высокую
орбиту полета (так ранее продлевали жизнь станции ╚Салют╩);
2) активная организационная
работа по ╚пробиванию╩ в ЮНЕСКО для станции ╚МИР╩ статуса объекта
Всемирного культурного наследия;
3) разборка станции ╚МИР╩ на околоземной орбите на модули, возвращение их на Землю с использованием космического челнока ╚Спейс Шаттл╩ (это потребует серии дорогостоящих и экологически не безвредных полетов), затем сборка на Земле, создание музея.
В этих целях реально и
выгодно использовать полеты американских ╚Шаттлов╩ к создаваемой на
околоземной орбите Международной космической станции (МКС), которые,
выполнив основную задачу, не будут возвращаться на Землю ╚порожняком╩, а,
при благоприятном совпадении орбит, после маневра смогут стыковаться со
станцией ╚МИР╩ брать в качестве возвращаемого груза ее отдельные модули и
ценное оборудование, т.е. технически обеспечить ее разборку и возвращение.
При этом будет получен ценный опыт проведения подобных работ
космонавтами России, США, других стран, и создан важнейший реальный
пример экологически прогрессивной и культурной технологии утилизации
крупного космического мусора (который пригодится лет через 15 для
утилизации создаваемой сейчас МКС).
Все это возможно в
виде крупного международного коммерческого проекта стоимостью свыше 1
млрд. долларов США, для чего необходимо создать открытое акционерное
общество, рассматривая станцию ╚Мир╩ как объект собственности всех
российских граждан, которые имеют право на свои ╚космические╩ акции.
Возвращенный объект
может быть частично продан: как объект для проведения научных исследований
(по материаловедению, воздействиям космоса и т.п.), частично - на сувениры,
сделанные из настоящего уникального космического объекта, а основная часть,
после сборки на Земле, станет действующим музеем, экспонат которого -
уникальный объект технической культуры ХХ века, будет местом активного
паломничества туристов, экскурсантов, проведения общественных
мероприятий. (Попутно может быть также поставлен мировой рекорд массы и
размеров объекта, возвращенного из космоса на Землю).
В апреле 1999 г. в России
создан Народный благотворительный Фонд сохранения космической станции
╚МИР╩, что свидетельствует о социальном заказе общества. Однако в этом
Фонде пока рассматривается только вариант продления существования станции.
Автор направил в Фонд свой проект еще 20 мая с.г., но он даже не был
рассмотрен Фондом.
Неизбежно наступит
печальный момент прекращения существования станции, так уж лучше вернуть
ее по частям и с минимальными потерями на Землю, чем потерять вовсе да еще
с высоким риском ущерба для наземных объектов.
Предлагаемый проект,
основанный на парадигме культурного наследия, позволяет выйти из тупика и
решить сложную задачу, имеющую важное значение для развития
космонавтики и культуры в интересах человека и человечества, при минимуме
ущерба для природной среды, дает шанс создать яркий позитивный прецедент.
20 августа 1999 года