Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?

Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 109 от 25 ноября 1999 г.

ДОСТИЖЕНИЕ КИТАЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ.

То, о чем мировая пресса писала практически весь 1999 год, наконец-то свершилось. Китай стал третьей космической державой, вслед за Россией и США, способной отправить человека в космос.

19 ноября 1999 года в 22:30 UTC с космодрома Jiuquan был осуществлен пуск новой ракеты-носителя "Chang Zheng-2F", которая вывела на околоземную орбиту первый китайский космический корабль "Shenzhou" ("Корабль бога") (25956 / 1999 061А). Через десять минут после старта КК отделился от последней ступени РН и вышел на орбиту с параметрами:

наклонение орбиты √ 42,6 град.;
период обращения √ 90,2 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 195 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 315 км.

По своему внешнему виду "Корабль бога" очень сильно напоминает российский "Союз". Ранее уже сообщалось, что несколько лет назад Китай закупил у Российского космического агентства ряд узлов корабля "Союз" и на их основе сделал соответствующие системы для своего корабля. КК весит около 8 тонн, имеет приборный отсек со стыковочным узлом и агрегатный отсек с двумя солнечными батареями.

Совершив 14 оборотов вокруг Земли, спускаемый аппарат космического корабля 20 ноября 1999 года в 19:41 UTC совершил посадку на территории Китая в провинции Внутренняя Монголия. Парашют корабля раскрылся на высоте 30 километрах, а вблизи поверхности Земли сработали двигатели мягкой посадки.

Многие эксперты склонны считать, что в 2000 году Китай сможет отправить в космос и первый пилотируемый корабль. Мировые информационные агентства широко комментировали присшедшее событие, вынеся его на первые полосы газет и интернетовских сайтов. Успешное испытание космического корабля усилило возможности Китая в области космической разведки и борьбы против баллистических ракет. Запуск корабля является "крупной победой" для НОАК. Такую оценку дают военные специалисты в Сянгане успешному испытанию первого китайского космического корабля. Испытание космического корабля свидетельствует о существенном "пересмотре национальных приоритетов". Однако нехватка фондов, очевидно, явится крупным сдерживающим фактором в разработке китайской космической программы. Вместе с тем источник отметил заявление Цзян ЦЗЭМИНЯ на недавнем всекитайском совещании начальников штабов НОАК о том, что обеспечение "национальной безопасности и объединения страны всегда будут приоритетными задачами в управлении страной". Изложенная Цзян ЦЗЭМИНЕМ новая концепция управления Китаем, считает военный эксперт, является "существенным отходом от политической линии Дэн СЯОПИНА, который подчеркивал, что ключевым фактором в развитии Китая является экономическое строительство". Наряду с этим "Чайна бизнес таймс" процитировала заявление военного эксперта Сун ИЧАНА о том, что полет космического корабля продемонстрировал способность Китая в области разработки необходимой технологии в ответ на американские системы ПРО ТВД и НПРО. По мнению Ши ЦЗИНЬМЯО, который был центральной фигурой в реализации проекта по запуску первого китайского непилотируемого космического корабля, Китаю необходимо осуществить большее количество непилотируемых космических полетов, чем провели Россия и США перед тем, как отправить человека в космос. Перед тем, как запустить человека в космос России понадобилось совершить 7, а США - 8 непилотируемых полетов космических кораблей, подчеркнул он [Высказывание Ши ЦЗИНЬМЯО расходится с высказываниями других официальных лиц Китая, которые наоборот заявляют о том, что в отличии от бывшего СССР и США Китаю потребуется гораздо меньше испытательных полетов до первого полета космонавта. Поживем √ увидим !А.Ж.]. По словам Ши ЦЗИНЬМЯО, большую роль в дальнейшем проведении испытаний в космосе играет фактор их "экономической эффективности". Каждый запуск летательных аппаратов стоит больших денег, и "мы намерены добиться большой эффективности в их запуске", подчеркнул он, добавив, что реализация нынешнего проекта "свидетельствует о том, что китайцы в развитии космической технологии могут полностью полагаться на собственные силы".

Население Китая восторжено встретило сообщение о полете своего первого космического корабля "Shenzhou".

АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ США К "ПРОБЛЕМЕ- 2000" ГОТОВА.

Аэрокосмическая индустрия США объявила о своей готовности к "проблеме 2000 года". Прежде чем сделать такой заявление, была проведена соответствующая проверка всего оборудования, начиная от спутников сотовой телефонной связи и кончая ноутбуками, которые астронавты используют на борту "шаттлов". Проверены и системы управления разведывательными спутниками Пентагона. Работы по подготовке к решению "проблемы 2000 года" в NASA начались в августе 1996 года. Прошло более трех лет, потрачено 70 млн дол., и теперь все критические системы готовы. Как официально объявлено, исследовательским зондам "Galileo" и "Cassini", ведущим сейчас работы в районе Юпитера и Сатурна, ничего не угрожает. Однако в NASA было решено, что ни один из "шаттлов" не будет новый год встречать в космосе. Такое новогоднее затишье стало уже традиционным для NASA, в это время многие сотрудники отправляются в отпуска. Сейчас к старту готовится "шаттл" "Discovery". Если его запуск по каким-либо причинам будет отложен, то крайним сроком в этом году будет 14 декабря. Если к этому времени "Discovery" не взлетит, то его старт состоится уже после Нового года. Решили не рисковать /InfoArt News Agency/ (17 ноября).

ПОЧЕМУ НА НЕБОЛЬШИХ АСТЕРОИДАХ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ КРАТЕРЫ.

В одном из недавних номеров журнала "Nature" опубликована статья, в которой высказана гипотеза, объясняющая наличие на небольших легких астероидах довольно крупных кратеров. Если бы такие кратеры образовались в результате столкновения с другим небесным телом, то астероид при таком ударе просто раскололся бы на части. Однако этого не произошло. Значит, эти кратеры могли образоваться при сжатии пористого материала астероида. Например, на небольшом астероиде Mathilde имеется большая вмятина, похожая на кратер. Авторы статьи провели лабораторные испытания, чтобы определить, как формируются кратеры в материалах с малой плотностью. В результате испытаний был сделан вывод, что такие кратеры не могли образоваться в результате только "выбивания" материала астероида, как это происходит при столкновениях. Предполагается, что пористый материал астероида эффективно поглощает энергию при столкновении с другим небесным телом, в результате чего происходит сжатие легкой породы и увеличение ее плотности. Если легкие астероиды действительно обладают такими свойствами, то ставится под сомнение возможность использования атомных бомб для отклонения траектории астероида, летящего к Земле. При взрыве бомбы пористый астероид поглотит энергию взрыва и только станет немного более плотным /SpaceViews/ (17 ноября).

КОНТРАКТ НА НОВЫЙ СПУТНИК ДЛЯ ВМФ США.

Компания Hughes Space and Communications Company (HSC) получила контракт от ВМС США на строительство очередного спутника типа "UHF Follow-On", обеспечивающего связь между подразделениями армии США во всем мире. КА должен быть запущен в 2003 году /Соб.инф./ (17 ноября).

ЛЕД НА МАРСЕ ? ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО.

NASA распространила новый снимок, полученный с борта "Mars Global Surveyor". Камеры станции смогли зафиксировать район южного полюса красной планеты, пейзаж которого похож на картинку, которую можно увидеть на дне какого-нибудь земного водоема. Некоторые специалисты уже высказали предположение, что такой рельеф может указывать на наличие на Марсе обычного льда. Территория, запечатленная на фотографии, находится сейчас в зоне марсианской весны. Яркие линии вполне могут быть трещинами, в которых еще остался нерастаявший лед. Площадь сфотографированного участка 1,25 х 1,25 км /SpaceViews/ (17 ноября).

ПРИЧИНОЙ АВАРИИ РАКЕТЫ МОГЛА БЫТЬ УТЕЧКА ТОПЛИВА.

Официальные представители японского космического агентства NASDA сообщили, что по предварительной версии причиной аварии ракеты-носителя "Н-2", происшедшей 15 ноября через четыре минуты после старта, могла быть утечка топлива через трещины в трубах системы подачи топлива в камеру сгорания. Но окончательный анализ будет сделан после тщательных исследований, которые проведут специалисты /Соб.инф./ (17 ноября).

КОМИССИЯ НАЧАЛА РАБОТУ.

В Астане (Казахстан) начала свою работу казахстано-российская комиссия по расследованию причин и последствий аварии ракеты-носителя "Протон". В Астану прибыла российская правительственная делегация во главе с заместителем председателя правительства Ильей КЛЕБАНОВЫМ, казахстанскую сторону представляет первый заместитель премьер- министра Александр ПАВЛОВ. Как сообщил перед началом заседания Александр ПАВЛОВ, в повестке дня стоит обсуждение и подписание трех документов. Первый - о соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Казахстана о порядке взаимодействия в случае возникновения аварии при пусках ракет с космодрома Байконур; второй - соглашение между правительством России и Казахстана о порядке представлений и согласования планов запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома Байконур; третий документ включает соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Казахстана по экологии и природопользованию на территории комплекса Байконур в условиях его аренды Российской Федерацией от 4 октября 1997 года. Как сообщил сопредседатель казахстанской комиссии министр энергетики, индустрии и торговли Владимир ШКОЛЬНИК, вопрос о снятии запрета на запуски ракет-носителей "Протон" с космодрома Байконур рассматриваться не будет /ИТАР-ТАСС/ (18 ноября).

ПОСТАВЛЕНА НА ОПЫТНОЕ ДЕЖУРСТВО.

Россия поставила на опытное дежурство в Таджикистане новую систему обнаружения высокоорбитальных объектов "Окно" /ИТАР-ТАСС/ (18 ноября).

ИНДИЯ СОЗДАЕТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МЕТЕОСПУТНИК.

Индийское управление по космическим исследованиям (Indian Space Research Organisation, ISRO) собирается рассмотреть возможность создания специального метеорологического спутника, который можно было бы вывести на орбиту индийской же ракетой-носителем для запуска спутников на полярные орбиты Polar Satellite Launch Vehicle (PSLV). В силу определенных исторических причин до сих пор Индия размещала метеорологические камеры на спутниках связи серии "Insat". Идея отделения метеорологических спутников от коммуникационных обсуждалась в ISRO уже много лет, но решение этого вопроса сдвинулось с мертвой точки после проблем с радиометром высокого разрешения Very High Resolution Radiometer (VHRR), установленном на спутнике "Insat-2E". Этот радиометр позволяет получать картинки, которые потом публикуются в газетах и демонстрируются по телевидению. Были проблемы с инфракрасным каналом радиометра VHRR на спутниках "Insat-2A" и "Insat-2B". Расследование неполадок не дало ответа на вопрос об их точных причинах. Из-за этого, возможно, будет отложен запуск очередного коммуникационно-метеорологического спутника "Insat-3A" /InfoArt News Agency/ (18 ноября).

КОНТРАКТЫ ДЛЯ "DELTA-4".

Нью-йорский журнал "The Wall Street Journal" сообщил, что компания Boeing Company уже получила около 30 контрактов общей стоимостью более 2 миллиардов долларов на вывод полезных грузов с помощью своей разрабатываемой ракеты-носителя "Delta-4". Детали контрактов не сообщаются, но среди заказчиков присутствует компания Space Systems / Loral /Соб.инф./ (18 ноября).

УКРАИНА И БРАЗИЛИЯ ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ.

В Киеве представители правительств Украины и Бразилии подписали соглашение о сотрудничестве космических агентств двух стран. Это соглашение сделает возможным запуск украинских ракет-носителей с бразильского космодрома Alcantara. Бразильское космическое агентство и Национальное космическое агентство будут сотрудничать в нескольких областях, в том числе в разработке радаров для дистанционного зондирования Земли и в исследовании распространения электромагнитных волн в районе экватора. Однако основным пунктом соглашения является открытие космического центра Алкантара для украинских ракет. Украина собирается использовать этот космодром для запуска модифицированных ракет "Циклон-4". Однако для подобных пусков космодром должен быть модернизирован. Верхнюю ступень для РН должна разработать итальянская фирма Fiat Avio. Первый пуск "Циклона" с бразильского космодрома планируется произвести в 2001 году, а всего предполагается запускать 12 ракет ежегодно /Соб.инф./ (18 ноября).

ПЕРВЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПУСК "РОКОТА" СОСТОИТСЯ В 2000 ГОДУ.

Первый коммерческий запуск российской ракеты-носителя легкого класса "Рокот" состоится во втором квартале 2000 года /ИТАР-ТАСС/ (18 ноября).

СМЕНИЛА НАЗВАНИЕ.

Американская компания CD Radio, которая намерена предоставлять услуги радиовещания с использованием спутников связи на геостационарной орбите, сменила свое название и с сегодняшнего дня именуется Sirius Satellite Radio /Соб.инф./ (18 ноября).

НОВЫЕ НЕПОЛАДКИ НА "DISCOVERY".

На находящемся на стартовой позиции космодрома Cape Canaveral космическом корабле "Discovery" обнаружены новые неполадки √ при проведении очередных проверок обнаружены новые участки поврежденного электрокабеля. Пока неясно, вызовут ли эти новые проблемы задержку старта корабля, который намечен на 6 декабря с.г. /Соб.инф./ (18 ноября).

ПРИЧИНЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ БАКА ОПРЕДЕЛИТ КОМИССИЯ.

Космическое агентство NASA и компания Lockheed Martin создали объединенную комиссию, которая должна выяснить, каким образом был поврежден бак для жидкого водорода для экспериментального аппарата X-33. Комиссии предстоит ответить на вопросы не только о качестве материала, из которого сделан бак, но и о возможности использования непроверенных композитных материалов в таких конструкциях. Руководить работой комиссии будут Боб Гец (Bob Goetz), старший консультант и бывший вице-президент по инженерным вопросам Lockheed Martin, и Боб Райан (Bob Ryan), ушедший в отставку заместитель директора одной из лабораторий космического центра им. Маршалла агентства NASA. Предполагается, что комиссия будет работать в течение 4-6 недель. Пока точно не известно как повлияет эта авария на сроки реализации программы X-33, но ходят слухи, что, возможно, речь идет годе или даже двух. Бак для жидкого водорода из легких композитных материалов является одной из ключевых новых технологий, которые предполагалось испытать на X-33. До сих пор в таких конструкциях применяли более тяжелый алюминий /SpaceViews/ (18 ноября).

"ЗВЕЗДНЫЙ ДОЖДЬ" В НЕБЕ ЗЕМЛИ.

Земля пересекла метеорный рой Леониды, являющийся следом кометы 55P / Tempel- Tuttle. Его интенсивность оказалась в 10 раз больше, чем в 1998 году и жители многих районов Земли стали свидетелями красочного зрелища, называемого "звездный дождь". В своем максимуме дождь достигал интенсивности около 2200 метеоров в час. Ученые всего мира в течение нескольких дней вели наблюдения метеоритов и чрезвычайно довольны результатами. За несколько часов до расчетного максимума из Тель- Авива стартовали два американских научно-исследовательских самолета "ARIA" и "FISTA" с большой группой ученых на борту. Самолеты двигались в сторону Индии и на всем пути следования велись визуальные наблюдения, а также производились замеры параметров атмосферы. Наблюдения велись и в других странах /Соб.инф./ (18 ноября).

ЗАПУЩЕНА РАКЕТА.

Стартовые команды Spaceport Florida, в присутствии 2500 школьников, произвели с побережья штата Рой-Айленд успешный пуск исследовательской ракеты "Viper-Dart Super-Loki". Головная часть ракеты несла специальную ловушку, созданную школьниками штата и предназначенную для сбора образцов кометного вещества. На высоте 89 километров ловушка была развернута и произвела сбор вещества. Через 40 минут после старта головная часть ракеты благополучно приводнилась в Атлантическом побережье. Запуск ракеты был приурочен к прохождению Земли через метеорный рой Леониды. Собранные образцы будут изучены в Brown University's Planetary Center. Ученые надеются найти в собранных образцах органические вещества. Согласно одной из теорий, именно на кометах на Землю прибыли органические вещества, которые послужили основой жизни на нашей планете /Соб.инф./ (18 ноября).

РАНЬШЕ ЮПИТЕР НАХОДИЛСЯ ДАЛЬШЕ ОТ СОЛНЦА.

Юпитер мог сформироваться вне пределов орбиты Плутона и лишь затем занять свое нынешнее местоположение. К таким выводам приходят специалисты, изучающие данные, полученные с борта зонда межпланетной станции "Galileo". Зонд вошел в атмосферу Юпитера 7 декабря 1995 года и передал на Землю данные о химическом составе атмосферы этой гигантской планеты. Результаты исследований опубликованы в последнем номере журнала "Nature". "Эта информация может перевернуть наши взляды на то, как формировалась Солнечная система", - заявил руководитель исследований профессор астрономии из University of Hawaii Dr. Tobias OWEN. Когда зонд вошел в атмосферу Юпитера, установленный на его борту масс-спектрометр провел измерения химического состава атмосферы. Было обнаружено, что концентрация аргона, криптона и ксенона гораздо выше, чем расчетные параметры. Открытие такого количества газов в атмосфере Юпитера ставит вопрос, как они там оказались. Tobias OWEN подчеркнул, что для их конденсации необходимы очень низкие температуры, порядка минус 240 градусов по Цельсию. Температура в атмосфере Юпитера существенно выше. Tobias OWEN выдвинул три возможных объяснения этого феномена. Первое предполагает, что Юпитер сформировался вне пределов орбиты Плутона и лишь потом переместился на свою нынешнюю орбиту. Второе возможное объяснение √ Юпитер возник как ледянная комета и медленно наращивал свою массу, пока не принял нынешних размеров. Третье √ Солнце в период формирования Юпитера было не столь горячее как сейчас или также находилось в процессе формирования. Все три теории довольно невероятны с точки зрения наших сегодняшних взглядов на формирование Солнечной системы. Однако в последнее время у других звезд были обнаружены газовые гиганты, кружащие довольно близко от своих светил, хотя по теории они не могут там находится. Как бы то ни было, похоже, что в ближайшее время предстоит кардинально пересмотреть наши взгляды на формирование Солнечной системы. В группу ученых, изучавших данные с борта зонда "Galileo", кроме Tobias OWEN, входят: Drs. Paul MAHAFFY и Hasso NIEMANN из NASA Goddard Space Flight Center, Drs. Sushil ATREYA и Thomas DONAHUE из University of Michigan, Dr. Akiva BAR- NUN из University of Tel Aviv и Dr. Imke de PATER из Калифорнийского университета в Беркли /Соб.инф./ (18 ноября).

РЕШЕНИЕ О ДАТЕ СТАРТА "ЗВЕЗДЫ" БУДЕТ ПРИНЯТО В ДЕКАБРЕ.

Окончательное решение о запуске российского служебного модуля для МКС будет принято в начале декабря текущего года на совете главных конструкторов. Об этом заявил директор программы МКС от ГКНПЦ им. Хруничева Сергей ШАЕВИЧ. По его словам, предварительная дата запуска служебного модуля определена на 22-23 февраля 2000 г., однако, многое будет зависеть от позиции правительства Казахстана, которое до марта 2000 года запретило полеты РН "Протон" с космодрома "Байконур". В настоящее время, отметил Сергей ШАЕВИЧ, на орбите находится запущенный в 1998 года функциональный грузовой блок "Заря", который состыкован с американским космическим блоком. Блок "Заря", сооружение которого обошлось более чем в 200 млн дол был построен в ГКНПЦ по контракту с американской фирмой Boeing Company /ИТАР-ТАСС/ (18 ноября).

НА "ЗАРЕ" ВЫШЛА ИЗ СТРОЯ БАТАРЕЯ.

Уже второй раз за этот год начались перебои в работе одной из батарей на модуле "Заря" Международной космической станции. В своем еженедельном отчете о состоянии МКС NASA сообщило, что батарея No. 2 не разрядилась как положено во время очередной проверки, когда батареи полностью разряжаются, а затем заряжаются, чтобы поддерживать их в нужном состоянии. Первый цикл разряда батареи был выполнен успешно, но в начале второго цикла разрядки произошел сбой. Тогда в центре управления полетом было решено отключить эту батарею от системы электропитания станции. Нынешние неполадки с батареей аналогичны тем, которые были в июле с батареей No. 1. Попытки вернуть ее к нормально работе в августе и сентябре были безуспешными, и было принято решение о ее замене во время очередной экспедиции "шаттла" к станции, которая должна состояться в марте 2000 года. После отключения батареи No. 2 в работоспособном состоянии остались четыре из шести батарей. Соответственно, вырабатываемая ими мощность составляет две трети от максимальной. Однако станция может работать и в том случае, если исправны только три батареи. К тому же она сейчас хорошо освещается солнцем, и дополнительная электроэнергия может вырабатываться солнечными панелями. Тем не менее, было принято решение в целях экономии электроэнергии выключить некоторые нагреватели в модуле "Unity". Никаких других технических проблем на МКС сейчас нет. На 1 декабря намечена операция по подъему орбиты станции в целях подготовки к предстоящей стыковке с модулем "Звезда", запуск которого запланирован на начало будущего года /SpaceViews/ (18 ноября).

В АСТАНЕ ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Соглашение о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках с космодрома Байконур подписано в Астане по итогам работы казахстанско-российской комиссии по расследованию причин аварий ракеты-носителя "Протон". Документ подписали первый заместитель премьер-министра Казахстана Александр ПАВЛОВ и заместитель председателя правительства России Илья КЛЕБАНОВ. Кроме того, подписаны соглашение между правительствами России и Казахстана о порядке представления и согласования планов запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома Байконур и соглашение по экологии и природопользованию на территории комплекса Байконур в условиях его аренды Российской Федерацией. "Мы сделали серьезный шаг в дальнейшем налаживании сотрудничества по всему комплексу проблем, которые существуют в эксплуатации Байконура, - сказал Александр ПАВЛОВ. - Но это не последний шаг в совершенствовании наших взаимоотношении". По его словам, стороны договорились, что в середине декабря на Байконуре пройдет заседание совместных подкомиссии. "Я считаю, что неприятные инциденты с российской ракетой-носителем никоим образом не сказались на нашем сотрудничестве", - отметил Александр ПАВЛОВ. Заместитель председателя правительства России Илья КЛЕБАНОВ сказал, что во время работы комиссии "практический не было разногласий". "Сегодня мы подписали основополагающие документы, которые дадут регламент нашей совместной работе на много лет вперед", - сказал Илья КЛЕБАНОВ. Он отметил, что в деле освоения космоса Казахстаном и Россией "мы хотим выступать единым фронтом". Касаясь перспектив запуска ракет-носителей типа "Протон", Илья КЛЕБАНОВ сказал, что об этом сегодня вообще не было разговора. "Протон" - совершенно отдельная тема, подчеркнул он. По его словам, российская сторона взяла "тайм-аут" по "Протону". "Мы сами не очень довольны вторым падением этой весьма надежной ракеты-носителя, - сказал Илья КЛЕБАНОВ. - Россия еще не готова ставить перед Казахстаном вопрос о начале эксплуатации "Протона". По его словам, над выяснением причин аварий сейчас работает авторитетная комиссия под руководством академика Владимира УТКИНА. На вопрос будет ли совершен, запланированный на 22 ноября пуск ракеты-носителя "Союз", Илья Клебанов сказал, что в подписанном соглашении о ликвидации аварий жестко регламентирован режим возобновления конкретно по "Протону". "А поскольку 22 числа будет лететь не "Протон", я думаю, препятствии для запуска в связи с подписание сегодняшних документов, нет", - сказал Илья КЛЕБАНОВ. Александр ПАВЛОВ, говоря о пуске, намеченном на 22 ноября, заметил, что правительство Казахстана приняло запрет на пуски ракет-носителей всех систем. Для возобновления пусков правительство должно принять решение об отмене запрета. "Я думаю, что такое решение по результатам наших переговоров и с учетом документов, которые мы подписали, может быть принято уже 19 ноября", - сообщил Александр ПАВЛОВ. Что касается ущерба, то Александр ПАВЛОВ сказал, что "он выше, чем был при первом инциденте". Окончательно сумма ущерба будет определена и выплачена после подписания решения совместной комиссии Казахстана и России. "Сегодня мы его не подписали и не планировали подписать, поскольку еще нет полной информации о причинах аварий", - сказал Александр ПАВЛОВ /ИТАР-ТАСС/ (18 ноября).

КАЗАХСТАН СНЯЛ ЗАПРЕТ.

Казахстан снял запрет на запуски с космодрома Байконур ракет всех типов, кроме ракеты-носителя "Протон". Директор национального аэрокосмического агентства Казахстана Мейрбек МОЛДАБЕКОВ сообщил агентству Интерфакс-Казахстан, что решение о снятии запрета на запуски с космодрома Байконур было принято по итогам совместного заседания российской и казахстанской правительственных комиссий по расследованию причин и последствий аварии ракеты-носителя "Протон", происшедшей над территорией Казахстана 27 октября. На заседании правительственные комиссии России и Казахстана согласовали сумму ущерба, причиннего аварией "Протона". Как ранее сообщалось, по расчетам казахстанской стороны, общая сумма ущерба от аварии и ликвидации ее последствий составила около 400 тысяч долларов, из них около 140 тысяч составил экологический ущерб, около 220 тысяч √ затраты Казахстана на выяснение причин и ликвидацию последствий аварии, 25 тысяч √ экономический ущерб от падения обломков ракет /Интерфакс/ (19 ноября).

НОВЫЕ СНИМКИ ИО.

NASA распространило очередные снимки Ио, полученные с борта межпланетного зонда "Galileo", который 10 октября нынешнего года прошел в нескольких сотнях километрах от поверхности этого спутника Юпитера. Новые изображения подтверждают, что Ио является самым вулканически активным объектом в Солнечной системе. Зафиксировано более 100 действующих вулканов, хорошо видны значительные по площади озера лавы и выбросы горной породы. На одном из снимков зафиксирован вулкан Loki √ самый мощный в Солнечной системе. По своей мощи он превосходит все вулканы Земли вместе взятые. Радиация от действующих вулканов оказалась настолько велика, что аппаратура "Galileo" получила повреждения и есть опасения, что во время новго сближения, запланированного на 25 ноября, она не сможет больше передавать на Землю научную информацию /Соб.инф./ (20 ноября).

ИСПАНИЯ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К СОГЛАШЕНИЮ.

Испания присоединилась к Международному соглашению по спасению космонавтов, вступившему в действие в прошлом году. Об этом стало известно из источников в испанском внешнеполитическом ведомстве. Договор регулирует порядок оказания помощи экипажам космических кораблей в случае аварийных ситуаций различного рода, в первую очередь при возвращении на Землю. Он также нацелен на содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании космоса в мирных целях, совместному участию в разработке мер, направленных на возвращение запущенных в космос различных объектов /ИТАР-ТАСС/ (22 ноября).

ПЕРЕГОВОРЫ БЛИЗКИ К ЗАВЕРШЕНИЮ.

В заключительной стадии находятся переговоры между американской компанией Lockheed Martin и Европейской организацией спутниковой связи European Telecommunications Satellite Organization (Eutelsat) о запуске в апреле будущего года с помощью ракеты-носителя "Atlas-3A" спутника "Eutelsat W4". Старт должен состояться с космодрома Cape Canaveral. Спутник предназначается для обеспечения непосредственного спутникового вещания и других коммуникационных услуг на территории России и Африки и должен быть выведен на геостационарную орбиту. Для РН "Atlas-3A" это будет первый коммерческий запуск. Она способна выводить на переходную геосинхронную орбиту спутники весом 4 тонны, то есть на 350 кг больше, чем предыдущая модель "Atlas-2AS" /Соб.инф./ (22 ноября).

ОЧЕРЕДНОЙ СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА СОСТОИТСЯ 31 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА.

По сообщению информационного агентства Reuters со ссылкой на украинские источники, международный консорциум Sea Launch планирует произвести очередной коммерческий запуск с плавучей платформы "Odyssey" 31 января 2000 г. Ракета носитель "Зенит" производства КБ "Южное" выведет на орбиту несколько спутников для международного телекоммуникационного консорциума ICO Global Communications Ltd /Соб.инф./ (22 ноября).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Правительство РФ утвердило межправительственное российско-казахстанское соглашение о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома Байконур. Соответствующее постановление N1265 подписал председатель правительства РФ Владимир ПУТИН. Об этом говорится в сообщении Департамента правительственной информации. Соглашение определяют обязанности, совместные мероприятия и взаимодействие сторон в случае возникновения аварий при пуске ракет с космодрома Байконур. Документом предусмотрены процедуры взаимного оповещения сторон о подготовке к пуску ракет и в случае аварии, порядок привлечения необходимых сил и средств для ликвидации последствий инцидента. Координация работ по соглашению осуществляется с российской стороны - Российским авиационно-космическим агентством и Министерством обороны РФ, с казахской стороны - Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и Аэрокосмическим комитетом Министерства энергетики, индустрии и торговли. Соглашение действует до окончания срока действия договора аренды комплекса Байконур между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан /ИТАР-ТАСС/ (22 ноября).

ВОЗОБНОВИЛИСЬ ПУСКИ С БАЙКОНУРА.

В 16:20 UTC с 5-й пусковой установки 1-го стартового комплекса 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" стартовые расчеты Ракетных войск стратегического назначения по заказу российско-французского совместного предприятия Starsem осуществили пуск ракеты-носителя "Союз-У", оснащенной разгонным блоком "Икар", которая вывела на околоземную орбиту спутники связи "Globalstar MO-29" (25961 / 1999 062A), "Globalstar MO-34" (25962 / 1999 062B), "Globalstar MO-39" (25963 / 1999 062C) и "Globalstar MO-61" (25964 / 1999 062D), принадлежащие компании Globalstar Communication Corporation. КА выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 52 град.; период обращения - 103,4 мин., минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) - 905 км,максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) - 918 км. Таким образом на околоземной орбите к настоящему моменту развернута группировка спутников типа "Globalstar" общим числом 48. На январь 2000 года запланирован пуск ракеты-носителя "Delta-2" с четырьмя спутниками, после чего развертывание космического сегмента будет завершено. В дальнейшем планируется производить запуски для пополнения орбитальной группировки и замены вышедших из строя аппаратов /Соб.инф./ (22 ноября).

СИСТЕМА АСТРОНАВИГАЦИИ ВЫШЛА ИЗ СТРОЯ.

Исследовательский зонд "Deep Space-1" переведен в безопасный режим полета после того, как возникли сбои в работе системы астронавигации корабля. Проблема была обнаружена 11 ноября, когда система не смогла выдать точных данных о положении корабля. После нескольких попыток восстановить работоспособное состояние системы астронавигации, бортовой компьютер перевел зонд в защищенный режим полета. Аналогичные проблемы с системой ориентации уже имели место ранее. Впервые они возникли вскоре после запуска в октябре 1998 года. Эти неполадки так и не нашли своего объяснения. До сих пор система ориентации возвращалась к нормальной работе после сбоя в течение часа или даже нескольких минут. Нынешние неприятности уже затянулись на несколько дней. Инженеры NASA работают над возникшей проблемой и надеються с ней справиться. В настоящее время траектория полета "Deep Space-1" выбрана таким образом, чтобы в 2001 году совершить пролет близ комет Wilson-Harrington и Borrelly /Соб.инф./ (22 ноября).

ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К ПРОЕКТУ.

Компания Aerojet подписала "групповое" соглашение, став членом проекта TRW- Raytheon по разработке системы раннего предупреждения о ракетном нападении нового поколения "SBIRS Low" (Space Based Infrared System Low). Aerojet отводится ключевая роль в разработке наземного и космического сегментов, а также в выборке идеологии построения системы в целом /Соб.инф./ (22 ноября).

СТАРТ "DISCOVERY" ПЕРЕНЕСЕН НА 9 ДЕКАБРЯ.

NASA приняло решение отложить еще на три дня старт космического корабля "Discovery". Теперь запуск намечен на 9 декабря. Отсрочка вызвана необходимостью замены части электрокабелей, повреждения в которых были обнаружены на минувшей неделе. Экипажу из семи космонавтов предстоит провести ремонтные работы на орбитальном телескопе "Hubble" и по сути дела возвратить его к жизни. Десять дней назад на телескопе вышел из строя четвертый гироскоп и вся научная программа была приостановлена до устранения неисправности /Соб.инф./ (22 ноября).

ЗАПУЩЕН СПУТНИК СВЯЗИ ДЛЯ ВМФ США.

В 04:06 UTC со стартовой площадки LC36B космодрома Cape Canaveral стартовыми командами компании International Launch Service при поддержке специалистов 45-го космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя "Atlas-2A" (сер. ╧ АС-136), которая вывела на околоземную орбиту спутник ВМФ США "UHF Follow-on F10" (25967 / 1999 063А). КА стоимостью 200 миллионов долларов изготовлен специалистами компании Hughes Space and Communication и предназначен для решения задач предупреждения о ракетном нападении, а также для обеспечения высокоскоростной связи с подразделениями американской армии по всему земному шару. Срок работы спутника оценивается в 14 лет. Для РН "Atlas-2A" сегодняшний запуск стал 45-м последовательно успешным запуском /Соб.инф./ (23 ноября).

НАЧАТ ПОИСК ОБЛОМКОВ.

National Space Development Agency of Japan (NASDA) совместно с Japan Marine Science and Technology Center (JAMSTEC) начали поиск обломков первой ступени ракеты-носителя "H-2", потерпевшей аварию во время запуска 15 ноября. Работы ведутся в Тихом океане в 380 км к северо-западу от островов Огасавара. Принадлежащее JAMSTEC судно "Kairei" ведет эхолокацию океанского дна. Если с помощью эхолокатора удастся определить местоположение обломков, то к ним спустится подводный аппарат "Kaiko" с дистанционным управлением, который произведет видеосъемку находки. Поиски продлятся до конца ноября. Представители NASDA не сообщили, будут ли подняты на поверхность эти обломки (если они, конечно, будут найдены), но сказали, что полученная информация будет использована при исследованиях причины аварии "H-2". Пока высказывались предположения, что авария ракеты произошла из-за утечки топлива из первой ступени /SpaceViews/ (23 ноября).

В NASA ПРИСТУПИЛИ К ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ.

В NASA приступили к подведению итогов 1999 года. Началось составление баланса успехов и неудач и американской космической программы. В сентябре при подлете к Марсу потерпела катастрофу межпланетная автоматическая станция "Mars Climate Orbiter" стоимостью 125 миллиона долларов. Причиной провала престижного проекта, по собственному выражению специалистов NASA, стала "глупая ошибка", когда забыли о необходимости перевода английской системы мер в метрическую, из-за чего аппарат, видимо, врезался в Марс. После отказа трех из четырех имеющихся на борту гироскопов вышел из строя орбитальный телескоп "Hubble". Аналогичная судьба постигла и космический зонд "Deep Space- 1". В марте из-за возникшей на борту утечки был потерян предназначенный для астрономических наблюдений научный спутник стоимостью 80 миллионов долларов. С серьезными проблемами столкнулся флот американских кораблей многоразового использования, когда выяснилось, что практически на всех кораблях существенно повреждена изоляция электропроводки. Серьезный инцидент произошел и с аппаратом "Х-33" - прототипом космического орбитального самолета, который, как надеется NASA, со временем придет на смену нынешним МТКК. Во время первых огневых испытаний его двигателя произошел разрыв топливного бака. Продолжает отставать от намеченного графика и создание Международной космической станции. Хотя официальные представители NASA напоминают, что на счету их ведомства в этом году есть и крупные успехи, но, согласно газете "Филадельфия инкуайрер", NASA для сохранения имиджа хорошо и энергично работающего учреждения остро нуждается в том, чтобы посадка на Марс межпланетной станции "Mars Polar Lander" прошла 3 декабря удачно. По мнению официального представителя NASA Peggy WILHIDE, управление работало в этом году хорошо. "Я вовсе не думаю, что этот год можно характеризовать как плохой для NASA, - заявила она. - Думаю, можно сказать, что у нас были некоторые проблемы... Я не считаю, что этих проблем было существенно больше, чем в предыдущие годы". Помимо научных исследований с помощью "Hubble", напомнила Peggy WILHIDE, NASA смогло вывести на орбиту 3 легких научных спутника и запустить космический зонд с принципиально новой двигательной установкой. По ее словам, одним из крупнейших достижений NASA в 1999 году стал запуск орбитальной рентгеновской лаборатории "Chandra" стоимостью 1,5 миллиарда долларов. Касаясь причин неудач, постигших космическую программу, и возникавших сбоев, некоторые специалисты связывали их с нынешней философией, исповедуемой NASA, - "быстрее, лучше, дешевле". Как отметил John PIKE, эксперт по вопросам политики в области космоса из Федерации американских ученых, проблемы, особенно в марсианской программе, свидетельствуют, что NASA "работало дешевле, работало быстрее, но это оказалось хуже". Одновременно некоторые независимые эксперты считают, что трудности NASA связаны в большей степени с сокращением бюджета ведомства и "утечкой умов", стоившей NASA лучших молодых инженерных кадров. По мнению LOGSDON, проблема заключается не в философии, а скорее в том, что "NASA недофинансируется с учетом того, что от ведомства требуют делать". За последние 7 лет бюджет управления сократился на 6,3%, а с поправкой на инфляцию - на 18,8%. Как отмечает "Филадельфия инкуайрер", нынешний бюджет НАСА представляет собой наименьшую долю "федерального пирога" за весь период с момента гибели космического корабля "Challenger" в 1986 году /ИТАР-ТАСС/ (24 ноября).

26 ноября

40 лет назад (1959) в США была предпринята попытка запуска автоматической межпланетной станции "Pioneer-5", предназначавшейся для исследования окололунного и межпланетного пространства. Пуск закончился неудачей, космический аппарат оторвался от ракеты- носителя и затонул в Атлантическом океане.

26 ноября

10 лет назад (1989) был осуществлен запуск специализированного модуля "Квант-2" (20335 / 1989 093А). В процессе полета модуля возник ряд нештатных ситуаций. Сначала не полностью раскрылась одна из двух солнечных батарей. После того как панель все-таки удалось раскрыть, 2 декабря модуль был переведен в режим автономного сближения с комплексом "Мир". Однако параметры взаимного движения космических аппаратов на этом этапе вышли за пределы принятого допуска, обеспечивающего заданный режим стыковки, и в соответствии с принятой логикой работы дальнейший процесс сближения был автоматически прерван. Стыковка модуля "Квант-2" с пилотируемым комплексом "Мир" была осуществлена 6 декабря. Взаимный поиск, сближение, причаливание и стыковка космических аппаратов выполнялись в автоматическом режиме. 8 декабря была выполнена операция по перестыковке модуля с осевого на боковой стыковочный узел переходного отсека станции. В состав научной аппаратуры модуля "Квант-2" входят видеоспектральный комплекс с телеуправляемой стабилизированной платформой, многозональный космический фотоаппарат МКФ-6МА, ряд приборов для проведения биологических и технических экспериментов. В модуле находилась установка, обеспечивающая автономное передвижение космонавта в открытом космическом пространстве (т.н. "космический мотоцикл"), впоследствии испытанная российскими космонавтами в реальных условиях. Модуль "Квант-2" до настоящего времени совершает полет в составе орбитального комплекса "Мир" и должен закончить свое существование в феврале √ марте 2000 года, когда комплекс будет сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.

28 ноября

35 лет назад (1964) в США был осуществлен запуск автоматической межпланетной станции "Mariner-4" (00938 / 1964 077А), предназначенной для изучения Марса и межпланетного пространства. 15 июля 1965 года станция прошла на расстоянии 10 тысяч километров от поверхности красной планеты. Были получены некоторые данные об атмосфере планеты и 22 снимка ее поверхности, уточнена масса Марса.

29 ноября

50 лет назад (1949) родился американский космонавт Kenneth Donald CAMERON. В отряде космонавтов NASA с 1984 года. Совершил три космических полета: с 5 по 11 ноября 1991 года в качестве пилота корабля "Atlantis" по программе STS-37 продолжительностью 5 дней 23 часа 32 минуты 44 секунды; с 8 по 17 апреля 1993 года в качестве командира корабля "Discovery" по программе STS-56 продолжительностью 9 дней 6 часов 8 минут; с 12 по 20 ноября 1995 года в качестве командира корабля "Atlantis" по программе STS-74 продолжительностью 8 дней 4 часа 30 минут 44 секунды. Общий налет составил 23 дня 10 часов 11 минут 28 секунд. В 1996 году покинул отряд космонавтов NASA, но впоследствии занимал ряд командных должностей в различных центрах американского космического ведомства.

30 ноября

35 лет назад (1964) в Советском Союзе в направлении Марса был осуществлен запуск автоматической межпланетной станции "Зонд-2" (00945 / 1964 078С), предназначавшейся для дальнейшей отработки бортовых систем и проведения научных исследований. Во время полета впервые в мире было проведено испытание плазменных электрореактивных двигателей в качестве исполнительных органов системы ориентации (на борту имелось 6 двигателей). В апреле 1965 года связь со станцией была потеряна. По расчетам баллистиков 6 августа 1965 года станция прошла близ Марса.

1 декабря

10 лет назад (1989) в Советском Союзе был осуществлен запуск астрофизической лаборатории "Гранат" (20352 / 1989 096А). Орбитальная обсерватория "Гранат" массой 4 тонны была создана в НПО имени С.А.Лавочкина с участием конструкторских и промышленных предприятий страны. Это был первый отечественный специализированный рентгеновский и гамма-спутник. В то же время, в рамках международного проекта "Гранат" на борту были размещены приборы, созданные учеными и специалистами СССР, Франции, Дании и Болгарии. Научные исследования с помощью "Граната" продолжались более 8 лет и завершились в 1998 году из-за исчерпания бортовых энергоресурсов.

2 декабря

25 лет назад (1974) в Советском Союзе был осуществлен запуск космического корабля "Союз-16" (07561 / 1974 096А). КК пилотировал экипаж в составе: Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО, командир, СССР (2-й полет в космос); Николай Николаевич РУКАВИШНИКОВ, бортинженер, СССР (2- й полет в космос). Полет проходил в рамках подготовки к советско- американскому экспериментальному полету "Apollo" √ "Союз" (ЭПАС). Во время полета был испытан новый стыковочный агрегат и его автоматика. Испытания прошли успешно. Полет завершился 8 декабря мягкой посадкой на территории Казахстана. Его продолжительность составила 5 дней 22 часа 23 минуты 35 секунд.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 25.11.1999.