ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. |
|
"СОВЕТСКАЯ КОСМОНАВТИКА: ХРОНИКА АВАРИЙ И
КАТАСТРОФ".
В санкт-петербургском издательстве Буковского вышла в свет книга Александра Железнякова "Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф". В книге предпринята попытка собрать воедино все "неприятности", происшедшие при реализации советских (российских) космических программ начиная с первой космической аварии в апреле 1958 года и кончая неполадками на "Мире" весной нынешнего года. Книгу можно получить по почте, послав заявку zhelab@robotek.ru. Стоимость книги 10 рублей + почтовые услуги. |
ОТКРЫТЫ ЕЩЕ ДВА АСТЕРОИДА, КОТОРЫЕ МОГУТ
УГРОЖАТЬ ЗЕМЛЕ.
Специалисты Лаборатории реактивного движения в Пасадене (штат Калифорния) сообщили об открытии еще двух астероидов, представляющих потенциальную угрозу Земле. Астероиды обнаружены в рамках реализуемой NASA программы по обнаружению небесных тел, угрожающих Земле. Астероиды получили обозначения 1998 О и 1998 OR2. Их диаметр оценивается от 1 до 3 километров. В ближайшие десятилетия столкновения астероидов с Землей не предвидется, но астероид 1998 О приблизится к нашей планете на расстояние в 5 миллионов километров. Наблюдения в рамках программы NASA по обнаружению небесных тел, угрожающих Земле, ведутся с помощью телескопов, установленных в штате Калифорния и на Гавайских островах. Сейчас на обоих телескопах установлено новое программное обеспечение, которое позволяет ежесуточно фиксировать местоположение около 1200 малоразмерных небесных тел (6 августа). |
В ЗВЕЗДНОМ ГОРОДКЕ ПОХОРОНЕН ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ
АРТЮХИН.
Сегодня в Звездном городке состоялись похороны российского космонавта Юрия Петровича АРТЮХИНА, скончавшегося два дня назад на 69-м году жизни. В траурной церемонии приняли участие родные и близкие покойного, руководители и специалисты Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, товарищи и друзья по отряду космонавтов (6 августа). |
РЕШЕНА СУДЬБА "КОСМИЧЕСКИХ
ОБЕЗЬЯН".
Руководство ВВС США приняло решение о дальнейшей судьбе обезьян, использовавшихся в 60-е годы в космических программах США. Несмотря на то, что две самые известные шимпанзе Ham и Enos, совершившие в 1961 году космические полеты уже умерли, в живых остаются еще 141 шимпанзе. Тридцать из них будут направлены в своеобразный "дом престарелых" в штате Техас, а 111 - в исследовательский центр в штате Нью-Мексико, где будут участвовать в биологических экспериментах. Решение принято после месяца бурных дебатов о судьбе шимпанзе-астронавтов. Обезьяны были привлечены к космической программе в конце 50-х годов. Центр по их подготовке размещался на авиабазе Холломэн (штат Нью-Мексико). Туда были доставлены несколько десятков молодых шимпанзе из джунглей Африки. 31 января 1961 года шимпанзе Ham совершил суборбитальный космический полет на корабле "Mercury". Через три месяца этот полет был повторен Alan SHEPARD. В декабре 1961 года другой шимпанзе Enos совершил орбитальный полет на корабле "Mercury", который в феврале 1962 года был повторен John GLENN. Позже многие из обезьян использовались для проведения биологических экспериментов на Земле. Среди тех, кто отправится в "дом престарелых", 40-летние шимпанзе Penny и Robin, входившие в самую первую группу шимпанзе- астронавтов (6 августа). |
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ "PATHFINDER-
PLUS".
На Гавайских островах состоялся испытательный полет экспериментального самолета NASA "Pathfinder-Plus". Самолет изготовлен компанией AeroVironment по заданию Исследовательского центра NASA имени Драйдена. Имеющий размах крыльев более 40 метров, самолет оснащен электродвигателем, питающимся солнечной энергией. Самолет находился в воздухе 14 часов и поднялся на высоту 24085 метров, что является мировым рекордом для самолетов данного класса. Вице- президент компании AeroVironment Ray MORGAN заявил после окончания полета: "Я думаю, что в следующем столетии самолеты типа "Pathfinder-Plus" будут использоваться как стратосферные спутники. Я благодарен NASA за поддержку при реализации данного проекта". В планах компании разработка более совершенной модели самолета, использующего солнечную энергию. Будущая модель уже получила название "Centurion" и ее первый полет планируется осуществить в 2000 году (6 августа). |
БОРИС НЕМЦОВ ПОСЕТИЛ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ
ПОЛЕТАМИ.
Вице-премьер российского правительства Борис НЕМЦОВ посетил ракетно- космическую корпорацию "Энергия" им. С.Королева и Центр управления полетами (ЦУП) в Королеве. Он встретился с руководителями космической отрасли России и обсудил проблемы реализации программы полета орбитальной станции "Мир" на заключительном этапе, а также вопросы создания российского сегмента Международной космической станции. Борис НЕМЦОВ осмотрел музей, посетил цех сборки кораблей "Союз ТМ" и "Прогресс М". Во время специального 30- минутного телевизионного сеанса связи через спутник-ретранслятор "Луч" с экипажем станции "Мир" в ЦУПе состоялась беседа Бориса НЕМЦОВА с Талгатом МУСАБАЕВЫМ и Николаем БУДАРИНЫМ. Журналистам Борис НЕМЦОВ заявил, что в правительстве найдены "уникальные внебюджетные возможности" финансирования эксплуатации станции "Мир", а также работ по созданию международной космической станции (МКС) и других космических проектов. Среди этих "возможностей" - доходы от эксплуатации спутников связи, продажи частот для работы сотовой телефонной связи в стандарте GSM, доходы от продажи части имущества космической отрасли. Сопровождавший вице-премьера гендиректор РКА Юрий КОПТЕВ пояснил, что небюджетных средств должно быть заработано не менее 1,2-1,3 млрд. рублей, так как 1,6 млрд., определенных бюджетом на создание международной космической станции и обеспечение полета станции "Мир" недостаточно. РКК "Энергия" напомнила Борису НЕМЦОВУ о том, что в ближайшее время ожидает от правительства погашения долгов перед предприятием за прошлый и нынешний год (7 августа). |
НУДАЧА В КОСМОСЕ.
Неудачей завершился эксперимент японских специалистов по разделению и последующей стыковке двух спутников. Спутники "Hikoboshi" и "Orihime" были выведены на околоземную орбиту 27 ноября 1997 года в состыкованном состоянии. Месяц назад, 7 июля 1998 года, японские специалисты провели первый эксперимент по расстыковке и последующей стыковке спутников. "Hikoboshi" и "Orihime" были расстыкованы и затем, после короткого автономного полета, в автоматическом режиме вновь соединены. 7 августа предполагалось повторить эксперимент. На высоте 550 километров над Землей "Hikoboshi" и "Orihime" были расстыкованы и разведены на расстояние 200 метров друг от друга. После 90 минут автономного полета была предпринята попытка вновь состыковать аппараты. Однако система сближения "Orihime" перестала отвечать на сигналы, посылаемые "Hikoboshi". Повторная команда с Земли также не принесла желаемого результата. В настоящее время спутники совершают полет на расстоянии 1,5 километров друг от друга. Японские специалисты надеются разобраться в причинах неудачи и осуществить стыковку "непослушных" аппаратов. Эксперименты по разделению и последующей стыковке проводятся в рамках работ по созданию Международной космической станции (МКС). К 2003 году Япония должна изготовить четыре модуля МКС (7 августа). |
ПРОБЛЕМЫ "SEA LAUNCH".
Международный проект "Sea Launch" не будет закрыт, хотя, возможно, первый запуск с плавучего космодрома, намечавшийся на октябрь, придется отложить, заявил сегодня в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Валерий АЛИЕВ. "Неприятная задержка", по его словам, возникла из-за решения Госдепартамента США о приостановке большей части работ по морскому космодрому. Распоряжение госдепартамента вызвано якобы имевшейся несанкционированной передачей американской компанией Boeing важной технической информации российским и украинским специалистам. Однако, как считает Валерий АЛИЕВ, "за этими громкими словами" стоит бюрократическая формальность: Boeing поздно начал оформление так называемых разрешительных документов в службах экспортного и лицензионного контроля, в налоговых и таможенных инстанциях. Он отметил, что сейчас Boeing занимается решением этого вопроса и к 20-25 августа, получив разрешение, можно будет возобновить работы. "Когда работы по морскому космодрому проводились в России, за оформление подобных документов отвечала "Энергия" и все было сделано по правилам. Теперь же, когда реализация проекта переместилась в США, за получение документов отвечает Boeing", - пояснил Валерий АЛИЕВ. Представитель РКК "Энергия" категорически опроверг предположения, что Boeing мог передать России и Украине некие "секреты". Совместное предприятие "Sea Launch" было создано в 1995 году российской "Энергией", украинским объединением "Южмаш", американским Boeing и норвежской судостроительной компанией Kvarner. Общая цена проекта состовляет около $ 2 млрд. Командное судно, с которого должно вестись руководство запуском, оснащенное в России, в середине июля прибыло к месту базирования в США. Сама морская платформа, откуда должны стартовать ракеты, сейчас находится в пути и проходит Индийский океан (10 августа). |
HUGHES ELECTRONICS CORP. ЗАКОНЧИЛА
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН НЕУДАЧ.
Американская компания Hughes Electronics Corp. объявила, что спутники типа HS-601 могут запускаться и в будущем. Компания закончила обширное исследование, которое показало, что наиболее вероятными причинами отказа трех спутников этого типа в мае, июне и июле нынешнего года были короткие замыкания в одном из реле. Компания Hughes Electronics Corp. уведомила своих партнеров компании PanAmSat Corp. и Societe Europeenne des Satellites о том, что больше нет никаких препятствий для запуска спутников связи типа HS-601 "Galaxy-10" и "Astra-2A". "В то время, как наши исследования не могут исключить возможность неудачи, но ее вероятность ничтожна мала", - заявил один из руководителей компании Hughes Electronics Corp. Michael T. SMITH. Он также подтвердил планы компании по дальнейшему совершенствованию программного обеспечения, используемого в бортовых компьютерах, для повышения надежности работы аппаратуры. В настоящее время на околоземной орбите работают 35 спутников типа HS-601. 19 мая, 14 июня и 4 июля на борту спутников "Galaxy-4", "Galaxy-7" и "DBS-1" произошли короткие замыкания, вызвавшие частичный или полный выход спутников из строя. Именно эти неудачи и заставили компанию Hughes Electronics Corp. проводить дорогостоящие исследования, чтобы исключить в будущем неисправности на борту спутников связи (11 августа). |
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ Х-40А.
На авиабазе Holloman (штат Нью-Мексико, США) прошли первые летные испытания прототипа перспективного космического аппарата Х-40А. Аппарат Х-40А представляет из себя первый опытный образец перспективного космического малоразмерного маневренного космического аппарата, который компания Boeing разрабатывает по контракту с Военно- воздушными силами США. Х-40А представляет из себя конструкцию длиной 7 метров и с размахом крыльев 4 метра. Его масса 1200 килограммов. Построен на заводе компании Boeing в штате Калифорния. Во время испытаний Х-40А был поднят на борту военного вертолета UH-60 "Black Hawk" на высоту 3000 метров и сброшен в свободный полет. Совершив свободный полет аппарат благополучно приземлился в пределах авиабазы. Специалисты компании Boeing выразили удовлетворение результатами проведенных испытаний. Уникальное транспортное средство, разрабатываемое в рамках проекта "Х" должно восполнить потребности ВВС в космических аппаратах нового поколения: небольших по размеру, но достаточно маневренных. Предполагается, что их повторное использование может быть осуществленно не позднее чем через 72 часа после предыдущего полета (11 августа). |
В ГКНПЦ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФГБ-
2.
В Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В.Хруничева продолжпется изготовление еще одного модуля для будущей Международной космической станции - функционально- грузового блока-2 (ФГБ-2). Об этом сообщил руководитель пресс- службы предприятия Сергей ЖИЛЬЦОВ. ФГБ-1 (модуль "Заря") - первый элемент станции - должен быть запущен на орбиту 20 ноября нынешнего года. Сейчас он проходит предстартовую подготовку на космодроме Байконур. Строить ФГБ-2 было решено для страховки на случай неудачи с первым блоком. ГКНПЦ хотело, чтобы строительство блока было профинансировано американской компанией Boeing. Однако американцы в средствах отказали и было принято решение строить блок за счет внутренних резервов Центра. В настоящее время ФГБ-2 находится на заводе. На нем проводятся внутрикорпусные операции по монтажу служебного оборудования. По мнению Сергея ЖИЛЬЦОВА, дальнейшее применение модуля в случае удачного пуска основного образца возможно в двух вариантах - его использование в качестве одного из модулей российского сегмента МКС или переоборудование под грузовой космический корабль (12 августа). |
АВАРИЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ "TITAN-
4A".
Аварией закончился пуск ракеты-носителя "Titan-4A", которая должна была вывести на околоземную орбиту спутник радиоэлектронного прослушивания типа "VORTEX". Ракета-носитель стартовала с 41-й площадки космодрома на мысе Канаверал в 11:30 GMT. На 42-й секунде полета, по невыясненной пока причине, ракета-носитель взорвалась. Разведывательный спутник уничтожен взрывом. Космический аппарат стоимостью около $ 1 млрд. был изготовлен по заказу Агентства национальной безопасности и был предназначен для прослушивания телефонных и радиопереговоров в странах СНГ, регионов Индостанского полуострова и Среднего Востока (12 августа). |
|
16 августа
60 лет назад (1938) родился советский летчик-испытатель Олег Григорьевич КОНОНЕНКО. С 1978 года проходил подготовку к полетам в космос на кораблях многоразового использования ╚Буран╩. 9 августа 1980 года погиб в авиационной катастрофе. |
17 августа
65 лет назад (1933) был осуществлен пуск первой советской ракеты ╚ГИРД-09╩. Запуск был осуществлен с полигона в Нахабино под Москвой. На ракете, разработанной в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), был установлен гибридный ракетный двигатель конструкции Михаила Клавдиевича Тихонравова. Ракета достигла высоты 400 метров. |
17 августа
55 лет назад (1943) авиация союзников подвергла массированной бомбардировке ракетный центр германской армии в Penemunde. Во время бомбардировки центр получил серьезные повреждения, что затормозило германские разработки в области ракетного оружия. Погибли 735 человек, в том числе многие ведущие специалисты. |
17 августа
40 лет назад (1958) в Соединенных Штатах предпринята первая попытка пуска автоматической межпланетной станции в сторону Луны. Ракета- носитель ╚Thor-Able-1╩ стартовала с космодрома Cape Canaveral, но на 17-й секунде полета взорвалась. |
17 августа
20 лет назад (1978) в Советском Союзе была предпринята попытка запуска ракеты- носителя ╚Протон-К╩ со спутником связи ╚Экран╩ на борту. Из-за аварии второй ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. |
18 августа
10 лет назад (1988) в авиационной катастрофе погиб советский летчик-испытатель Александр Владимирович ЩУКИН. С 1978 года проходил подготовку к полетам в космос на кораблях многоразового использования ╚Буран╩. В декабре 1987 года был дублером Анатолия Семеновича ЛЕВЧЕНКО в составе экипажа космического корабля ╚Союз ТМ-4╩. |
20 августа
60 лет назад (1938) родился первый французский космонавт Jean-Loup Jacques Marie CHRETIEN. В 1982 и в 1988 годах совершил два полета на советских космических кораблях. В 1997 году совершил третий полет в космос на борту американского космического корабля ╚Atlantis╩. За три рейса в космос налетал 43 дня 11 часов 18 минут 52 секунды. |