ХРУНОВ Евгений Васильевич
Биографии космонавтов.
Космонавт России.
Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского
района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича
и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения,
как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть
свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые
разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него
и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло,
но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец.
Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.
После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный
техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году.
В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную
авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское
военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы,
летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для
прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й
истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на
территории Одесского военного округа.
Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт,
тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли
медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего
Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой
части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.
Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом.
Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы
полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски
15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа
предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров.
Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую
подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим
планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было
прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам.
В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей
осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей
Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над
нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали
лишь единицы.
После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы
дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно
пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов
готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967
года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло
совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров.
Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли
более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов.
В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых
программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной
орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух
кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым
был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета
предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос
должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через
открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на
Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен
был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после
старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении
на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.
Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в
конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших
пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами
продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов,
в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского,
получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец,
пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым
и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был
ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной
орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не
имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в
открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов.
До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается
единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал
в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.
А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не
удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно.
Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего
экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько
дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки.
Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль,
была закрыта.
Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить
свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее -
биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с
золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.
В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ,
в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция).
В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним
из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо
Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского
полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к
советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа.
Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение
режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов.
Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он
работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления
института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении
Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель
начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из
рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января
1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими
и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой
медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация -
почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер
спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск,
Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово
Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.
Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу",
"На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того,
что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в
несколько тысяч томов.
Скончался 19 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.
Copyright (C) 2000, Александр Железняков.
А.Железняков. Энциклопедия "Космонавтика". Биографии
космонавтов.
С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru
Последнее обновление
12 06 2000
.
Copyright (c) "Русский переплет"