TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Урания


Дмитрий Козловский

Что важнее: математика или физика?
(Письмо читателя )

Вот стою, держу весло или размышления о высшем образовании российском Недавно в учебнике по высшей математике, в предисловии автора вычитал интересную фразу о том, что "Математика - самая могущественная из всех наук, она источник всех наших познаний..." Фраза эта повергла меня в долгие раздумия.

Нет, "Продажной девкой империализма" математику никто и никогда не называл,хотя пользовались ею все кому не лень и, прежде всего, выражаясь фигурально,члены сообщества естественных наук. Даже граф Толстой не обошёл ее своим вниманием, хотя, что касается наук гуманитарных, они, если мне не изменяет память, всегда сторонились математики. Далее автор сообщал также, что именно "Математике человечество обязано всеми величайшими открытиями, давшими миру гениев". А как же Дарвин или Менделеев, или их открытия не относятся к разряду величайших? И вообще, как абстрактная, замкнутая в себе наука может быть "источником всех наших познаний"; разве такой источник не сама Природа?

Эти и похожие на них цитаты приходилось читать не один десяток раз и это настораживает. Что это - присущая всем математикам нескромность или плод уязвленного самолюбия, скрываемого под маской амбициозности и тщеславия? И где, наконец, эта строгая, формальная логика, как может она допускать такие высказывания? Да, все-таки решение Нобелевского комитета, не присуждать премии в области математики, приходится признать справедливым. Но бог с ней, с математикой, оставим её на время и поговорим о другом. Учебный процесс в высшей российской школе мало чем отличается от того, каким он был сто, двести лет назад. Студенты ходят на лекции, пишут конспекты, ходят на семинары и снова пишут, потом зачеты, потом сессия. Словом, все так-же как и сто, и двести лет назад. Подобный консерватизм, или любовь к традициям, или просто нежелание что-либо менять; так вот он, она или оно, словом, всё это вполне объяснимо. Высшая школа всегда была и будет, я уверен, бюджетной нахлебницей, и такое понятие как чиновник в ней, поэтому, неискоренимо. Сейчас эта нахлебница привратилась в приживалку, но убиваться по этому поводу не стоит; как говорится, нету худа без добра. Уменьшение количества денег, присылаемых из государевой казны, вынуждают её тратить их более рационально и разумно, а это, в свою очередь, невозможно без некоторой реформации учебного процесса. Вот об этом и поговорим.

Итак, студенты ходят, студенты пишут, но зачем они это делают? Я хочу сказать двести лет назад это было вполне оправдано - казна и тогда не была бездонной, и приходилось экономить не только на зарплате преподавателей, но и на типографских услугах тоже. Именно для этого строились большие и вместительные аудитории амфитеатром, туда рассаживали студентов покучнее и заставляли вручную переписывать конспект лекций, находившийся у лектора. Насколько разумна эта традиция, идущая из глубины веков, сейчас? Ведь сам процесс озвучивания лектором своих конспектов, скрипение мела по доске очень напоминают фордовский конвеер, то есть происходит всё это почти безостановочно, в заданном темпе. Так можно передавать новости по телевизору, загружать информацией компьютеры по телефонным проводам; загружать сложную и непривычную информацию в голову студенту так нельзя, потому что голова эта - не компьютер, а новости отнюдь не телевизионные. Разумнее было бы, мне кажется,раздать в библиотеке копии конспектов и распустить студентов по домам, для индивидуального ознакомления; большую аудиторию закрыть, а лектора посадить в маленькую, где он будет принимать своих студентов, по предварительной записи, и отвечать на вопросы, по поводу своих конспектов. Прелесть же самостоятельного чтения в том, что процесс этот можно в любой момент прервать, сделать паузу, осмыслить уже прочитанное или подумать над тем, что прочесть не удаётся. Для вундеркиндов, а таковых хотя бы пяток, но наберётся в любой аудитории, можно раздать видеозапись с выступлением лектора у доски. Кстати, такую запись, можно крутить и в ускоренном темпе. Это же следует проделать и с семинарами, то есть заранее спланированную болтовню и царапанье мелом по доске отправить сначала в типографию, потом в библиотеку, а сами семинары превратить если не в принятие зачёта у преподавателя-семинариста, то по крайней мере в доверительную беседу между ним и студентами.

Теперь по поводу шпаргалок. Увы, не помню кто и когда сказал одну умную мысль,я её сейчас процитирую, преподавателей и профессоров прошу не обижаться.Так вот: "Понимать - это знать и уметь пользоваться." Другими словами, знать, что в кармане лежит шпаргалка и уметь ею пользоваться, например, при решении задач, значит понимать то, что в ней написано. Более того, как показывает опыт, частое обращение к шпаргалке приводит к автоматическому запоминанию её содержимого, и именно этот способ зубрёжки следует считать разумным и рациональным. Поэтому: сборники шпаргалок в виде справочников по физике, математике и проч. , предлагаю объявить "красными книгами", а отстрел того, что в них занесено со стороны профессорско-преподавательского состава считать, особенно в период сессии, браконьерством и подвергнуть общественному порицанию. Сразу же оговорюсь: к медикам , например, это не имеет никакого отношения, по вполне понятным причинам.

Однако, оставим в покое высшую школу с её проблемами. Поговорим о самообразовании. Кому и для чего оно нужно? А кому и для чего нужен бег трусцой, аэробика, атлетизм? В одном случае речь идёт о развитии мышц тела, в другом - о развиттии головы.И если не ставить перед собой цель стать рекордсменом или нобелевским лауреатом, а просто стать сильнее и умнее, то стоит заняться и тем и другим. Бег трусцой, аэробику и все аналогии из самообразования, с ними связанные, сразу же отбросим. Для накачки мышц самое простое и эффективное средство - штанга. Для развития ума - да, она самая, математика, но только не сама по себе, а в сочетании с физикой. Именно физика, как никакая другая наука, тесно связана с ней, именно физика возвращает эту подругу из мира абстракций или строгой формальной логики в реальный мир. И, наконец, именно физика - самая могущественная из всех наук.

Вместо послеслесловия

Они делают вид, что нам платят Они делают вид, что нас учат Мы делаем вид, что учим. Мы делаем вид, что учимся. М. Ломоносов неизв. автор Высшая российская школа пережила самодержавие, пережила коммунистов,переживёт и демократию /апл./ ...

Из стенограммы экстренного заседания РАН

- А что это, батенька, вы там наплели про маленькую аудиторию и доверительную беседу? Не те, не те, голубчик мой, времена, чтобы за просто-так, доверительно-то, беседовать.

-Но па-азвольте, милстивый суда'рь ,я же там оговорку сделал о предварительной записи, для остальных - прелести самостоятельного чтения.

-Ну то-то, то-то...

из дурных сновидений автора


Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100