ВСЕРОССИЙСКИЙ
КОНКУРС
╚КОСМОС╩
Киров, 2001
1. Назначение
Летающий космодром БАЙ-2 предназначен для запуска ракетоносителей на высоте нескольких километров над земной поверхностью. Также при дополнительном оборудовании грузового отсека дирижабль способен перевозить крупногабаритные грузы (буровые, ретрансляторные вышки, турбины и другие неразъ╦мные грузы) на дальние расстояния. При установке на дирижабль мощной радиолокационной системы он может быть использован в качестве платформы дальнего радиолокационного оповещения (аналоги: А-50 (СССР), АВАКС (США)).
2.
Преимущества
При запуске ракетоносителя на высоте около 7 километров расходуется горючего значительно меньше, чем при старте обычного ракетоносителя с поверхности Земли.═ Этот проект способен решить для России проблему северного расположения космодромов, так как чем ближе к Северному полюсу Земли, тем выше ускорение свободного падения. Следовательно, чем севернее стартует ракета, тем больше необходимо горючего для е╦ вывода на околоземную орбиту. Летающий космодром может осуществлять запуск ракеты ближе к экватору, так как он способен самостоятельно передвигаться по воздуху. Теоретическая грузоподъ╦мность дирижабля равна 195√270 т., поэтому перевозка══ крупногабаритных грузов══ на дирижабле оказывается втрое дешевле, чем на самолете, и в 12 раз дешевле перевозки на вертолетах. Наконец, чрезвычайно важно, что дирижабли могут обходиться без аэродромов и ангаров.═══════════ Если технология будет находиться на должном уровне, то огромная площадь газовых камер позволит разместить на их верхней части огромные площади полупроводниковых фотоэлементов. Электрический ток, вырабатываемый ими, будет поступать к электродвигателям с изменяемым вектором тяги, что сделает пол╦т дирижабля экологически чистым. Также летающий космодром позволит "повесить" спутник над страной-заказчиком с наименьшими затратами, одновременно решив проблему экспорта космических технологий.
═══════════════ ЛК БАЙ-2 имеет ряд преимуществ перед ╚воздушным стартом╩, осуществляемым с борта транспортного самол╦та:
1.
Возможность
запуска крупногабаритных ракет-носителей.
2. Возможность беспосадочного перел╦та от места
загрузки до места старта РН, что снимает необходимость в поиске крупных
взл╦тных полос на пути следования ЛА для его заправки и аварийной посадки.
3.Конструкция летающего космодрома.
Летающий
космодром (ЛК) БАЙ-2 представляет собой тандем из двух баллонов жесткой═ конструкции. Такая схема помогает более
рационально разместить═ ракету-носитель,
а также пренебречь изготовлением баллонов чрезмерно большого удлиннения, что
позволит избежать чрезмерных нагрузок на изгиб. Между
этими баллонами находятся термогазгольдеры, позволяющие более эффективно
управлять аппаратом в пол╦те. В носовой части дирижабля находится кабина
экипажа и приборное оборудование. В центральной части расположена стартовая
установка (меняющая угол на 90╟) с ракетоносителем и системы ее крепления к
корпусу. В хвостовой части размещается задний термогазгольдер.
Устройство ЛК: 1 - термогазгольдеры, 2 - ракета-носитель, 3 - двигатель
маневрирования, 4 -═ кабина пилотов с
РЛС, 5 - баллоны.
3.1. Устройство
баллонов.
Баллоны имеют устройство,
сходное с аналогичными агрегатами, строившимися ранее. В цилиндрической части
расположены несколько раздельных секций с несущим газом. Секции для гелия
выполняются из многослойных синтетических материалов пут╦м склеивания. За
основу могут быть взяты пл╦нки из майлара и дакрона. Также возможно применение
кевлара и тайлара. Каждая секция имеет термо-электрический нагреватель, который
включается для нагрева несущего газа, что увеличивает подъ╦мную силу, а охлаждение
секции происходит за сч╦т вентиляции е╦ поверхности наружным воздухом.
В головной и хвостовой частях располагаются топливные баки═ и ╦мкости для при╦мки балласта.
На боковых
частях смонтированы двигатели управления, а в хвостовой части имеются маршевые ═двигатели. В качестве двигателей выгоднее
всего использовать газотурбинные установки, так как они имеют наименьший
удельный вес и не нуждаются в высотных компрессорах. Двигатели
управления расположены в кольцевом тоннеле, что позволяет увеличить их тягу без
повышения мощности. Подобные тоннели предполагается широко использовать в
дирижаблестроении, т. к. они помогают уменьшить диаметр воздушного винта.
Подобные двигатели фирмы Porsche в
кольцевом тоннеле установлены на современном дирижабле Aeroship-600.
С целью снижения аэродинамического═ сопротивления можно использовать ряд уже известных мер:═ это применение особых материалов, заставляющих как бы═ ╚прилипать╩ пограничный слой, препятствуя═ его отрыву. В некоторых местах, где отрыв═ пограничного слоя═ неизбежен, его можно ╚отсасывать╩ через отверстия в обшивке.
Для сохранения целостности
обшивки при работе двигателя ракеты-носителя, места наиболее сильного
воздействия продуктов горения защищены химо- и термостойким материалом.
3.2.
Устройство термогазгольдеров.
═════════ Термогазгольдеры
представляют собой емкости, имеющие выпускные клапаны и нагревательные
устройства. Сами емкости изготовлены из материала, которое должно выдерживать
нагревание до 2000 . Работа═
нагревательных устройств и выпускных клапанов должна обеспечивать
быстрый нагрев и быстрое охлаждение внутреннего объема с целью управления
величиной подъемной силы. Для нагрева воздуха в термогазгольдерах используются
пропановые горелки.
3.3. Устройство кабины.
════════════ В качестве пилотской кабины можно
использовать части фюзеляжа отслуживших свой срок пассажирских и транспортных
лайнеров. В отсеках фюзеляжа размещаются каюты для отдыха именного экипажа, а
также для обслуживающего персонала стартового комплекса. Но основной объем
занимают вычислительные комплексы, обеспечивающие точную навигацию,
предстартовую диагностику ракеты-носителя и автоматизацию полета ЛК. В нижней
носовой части кабины установлена РЛС наблюдения за поверхностью, которая
указывает на препятствия впереди ЛК. Для
обеспечения безопасного пол╦та каждый член экипажа имеет индивидуальные
средства спасения, аналогично тем, которые используют пилоты ВВС.
4.Особенности
конструкции РН.
Для═══ запуска══ с══
летающего═══ космодрома
предполагается использовать ракетоносители созданные на основе
межконтинентальных баллистических ракет, а так же обычные ракетоносители,
имеющие массу, соответствующую грузоподъ╦мности дирижабля.
═Чтобы при старте РН максимально избежать влияния продуктов работы ракетного двигателя на баллоны ЛК, можно применить специальные насадки на сопло двигателя с целью придания факелу пламени безопасной формы. Эта носадка должна будет сгореть через некоторый промежуток времени после отделения РН от ЛК и ухода на═ безопасное расстояние.═ Также для отделения РН можно использовать небольшие РДТТ, которые уведут РН на безопасное расстояние.
5.Этапы работы ЛК
1. При помощи двигателей маневрирования и охлаждения несущих емкостей ЛК осуществляет посадку═ на приемочную площадку, где происходит прием балласта и фиксация═ тросами.═ В качестве балласта выступает вода, которая загружается в крайние секции баллонов и═ газгольдеры. После фиксации ЛК осуществляется установка РН.
2. После погрузки РН осуществляется сброс балласта и подъем ЛК на заданную высоту. Эта высота должна обеспечить безопасный полет ЛК над местностью при минимальных энергетических затратах.
3. ЛК осуществляет крейсерский полет в зону запуска. При этом, в случае изменения═ атмосферного давления и изменения подъемной силы ЛА, для сохранения определенной высоты полета ЛК может идти с углом атаки, что увеличит (или уменьшит) подъемную силу.
4. При подходе к точке запуска ЛК увеличивает угол атаки, обращает двигатели маневрирования вертикально вниз и нагревает несущие емкости, увеличивая высоту полета до максимально возможной. В этот же момент происходит═ подготовка к запуску═ РН═ ( диагностика систем и ориентация в пространстве ).
5. После занятия максимально возможной высоты полета, осуществляется запуск двигателей РН. Одновременно, чтобы компенсировать работу ракетного двигателя, начинается охлаждение несущих емкостей, и двигатели═ маневрирования═ начинают═ работать вертикально вверх.
6. Запустив РН, аэростат занимает оптимальную высоту и возвращается к месту базирования.
Литература.
Исполины пятого океана (Перевод из журнала SKEZYDLATA POLSKA) //Моделист-конструктор.
1972, ╧9.
Из прошлого - в будущее //Крылья Родины. 1989, ╧11.
Цеппелины возвращаются // Техника - молод╦жи. 2000, ╧2.
Ó
Мельчаков А. Н. 2001
Ó
Синицын М. А. 2001