Константин Баршт
РИСУЮЩИЙ ДОСТОЕВСКИЙ.
ГРАФИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Федор Михайлович Достоевский редко говорил о своих рисунках и не оставил нам никаких прямых письменных указаний на их существование. Писатель не любил обсуждать с посторонними тайны его творческой лаборатории. Его ⌠записные книжки■, содержащие большую часть рисунков, сберегала вдали от постороннего глаза и как величайшую драгоценность его жена, Анна Григорьевна.
Однако именно потому, что писатель бережно хранил ⌠письменные книги■, где им выполнялись первоначальные записи ко всем написанным и ненаписанным произведениям, до нас дошли многочисленные графические наброски, сделанные им в процессе обдумывания ⌠плана■ ⌠Преступления и наказания■, ⌠Идиота■, ⌠Бесов■, ⌠Подростка■, ⌠Братьев Карамазовых■.
Характерное свойство графического наследия Достоевского, резко отличающее его от типологически разнообразных рисунков А. С. Пушкина ≈ поразительно строгое (и имеющее свои причины) разделение на три главных иконографических мотива:
1. Мужские, женские, детские портреты ≈ около 7 проц. от общего числа рисунков.
2. Архитектурные наброски (⌠готика■) ≈ около 26 проц.
3. ⌠Каллиграфические упражнения■ Достоевского ≈ около 61 проц.
Проблема воплотимости человеческого характера в портрете волновала Достоевского не менее любого художника-портретиста. По страницам рукописей к роману ⌠Преступление и наказание■ можно наблюдать графическую разработку лица Раскольникова, его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе ≈ В. Г. Белинского, М. М. Достоевского, А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели ≈ О. де Бальзак, М. Сервантес, Тихон Задонский. Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых ⌠великих людей■, писатель рисовал в своей тетради лица Петра I, Николая I, Наполеона III и Наполеона Бонапарта. Такого рода рисунки ≈ всегда появлялись в связи с разработкой нового плана романа, прототипами главных действующих лиц которого оказывались деятели русской и европейской истории.
Крупным по размерам слоем графики Достоевского является его ⌠готика■: архитектурные рисунки, представляющие собой графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических зданий. Наибольшее их число содержится в рукописях к роману ⌠Бесы■.
⌠Готические рисунки■ Достоевского поражают своей изысканной красотой, великолепием отделки и фантастическим разнообразием. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель. Но было бы ошибкой искать объяснения этим рисункам лишь в пределах их возможных архитектурных подобий. В своих эскизах писатель позволяет своей фантазии уходить в области, недоступные реальной архитектуре: большинство архитектурных ⌠проектов■ писателя неосуществимы в условиях земного тяготения и могут быть реализованы лишь в невесомости или, по крайней мере, на Луне. Это особенно важно отметить потому, что ⌠ошибки■ в архитектурных набросках писателя проистекают отнюдь не из его незнания принципов и шаблонов архитектурного искусства или неумения их отобразить; совершенно ясно, что они сделаны сознательно.
Достоевский имел диплом Главного инженерного училища, лучшего в России учебного заведения военно-архитектурного профиля, где преподавали лучшие отечественные и иностранные профессора. Качество учебных работ лично проверял великий князь Михаил, что еще более повышало требовательность преподавателей. По свидетельству однокашников, Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры, которая увлекла его почти без всякой связи с будущей инженерной специальностью. Уже тогда будущий писатель восхищался красотой готических линий ≈ этот архитектурный стиль оказался ближе всего к его эстетическим вкусам и ассоциировался в его сознании с тем образом совершенной, законченной красоты воплощающей в себе добро и истину, которые он напряженно искал в эти училищные годы.
В готическом соборе он видел ⌠поэзию■, в камне, ⌠как бы крик всей вселенной■, как говорит один из героев романа ⌠Подросток■. Напротив, словесность, литературное искусство, которому посвящал Достоевский в годы учения все свое свободное время, учила его смыслу и восприятию той идеи ⌠абсолютного искусства■, материально воплощенной ⌠красоты - истины ≈ добра■, которая находилась в основе всего мировоззрения писателя в годы зрелого творчества.
═
Перелистывая ⌠записные тетради■ Достоевского, нетрудно заметить, что многие составляющие их записи выполнены каллиграфическим почерком. Сравнивая рукописные тексты к различным произведениям писателя, мы постепенно убеждаемся, что этот ⌠красивый■ почерк чаще всего встречается в подготовительных материалах к романам ⌠Преступление и наказание■, а особенно ≈ романам ⌠Идиот■ и ⌠Бесы■, где ⌠каллиграфия■ расцветает наиболее пышно и разнообразно.
В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста, выполненного даже в одно и то же время, но, можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова. Этот разнообразный, разноликий ⌠почерк■ Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные стили, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов ≈ быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству ⌠каллиграфии■, которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово. ⌠Каллиграфия■ Достоевского ≈ отнюдь не простые прописи, не норма, написанная от руки, но целый мир художественных образов, по своему богатству вполне соотносимых с миром творчества писателя. Сравнение того и другого не выдумано нами ≈ но содержится в произведениях Достоевского, например, на страницах романа ⌠Идиот■, главный герой которого ≈ ⌠художник почерка■ или ⌠артист■, способный выразить в начертании буквы характер человека.
═
РИСУНКИ ДОСТОЕВСКОГО -≈ХАОС ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?
Достоевский не просто ⌠писал■ или ⌠записывал■ в процессе творческого размышления, но как бы жил в пространстве и времени особого художественного мира ⌠письменной книги■, где в тесном взаимодействии находятся смыслы и значения слов, а также смыслы и значения, выраженные наглядными образами. Слово и изображение, органически сочетаясь, помогают писателю в философском осмыслении и художественном воплощении воспринимаемого мира;
в этом выразилась самая сущность творческой индивидуальности Достоевского. Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: ⌠смотри в старых книжках■, ⌠см. в старой книге■ и др. Нет ничего малозначительного в цельном, едином процессе созидания великого произведения искусства, в начале которого ≈ графические или, лучше сказать, идеоографические записи романиста.
Насколько значима была графика для самого Достоевского доказывается и тем, что писатель менял ≈ причем, очень резко и характерно ≈ сам способ оформления подготовительных записей в разные периоды своего творчества. Например, рукописные материалы к ⌠Преступлению и наказанию■ не только по своему содержанию, но и по внешней форме резко отличаются от материалов к роману ⌠Идиот■, ⌠Бесы■, другим произведениям. То же самое можно сказать и о записях к ⌠Подростку■ или ⌠Братьям Карамазовым■. Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. Находясь на ⌠переднем крае■ борьбы писателя за искомую художественную форму, графика Достоевского в своем изменении несет нам информацию о важных переменах в приемах и стиле работы романиста, которые приносили с собой годы его творческой зрелости.
Константин БАРШТ
═
═