TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате


К выходу в свет 50-го номера "Соросовского Образовательного Журнала" (Сойфер В.Н. , 2000), ISSEP

К ВЫХОДУ В СВЕТ 50-го НОМЕРА

"СОРОСОВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЖУРНАЛА"

Валерий Н. Сойфер

Главный редактор журнала

Возвращаясь мысленно в 1994 год, когда идея создания журнала созрела, могу признаться, что первые мои шаги в этом направлении вызывали больше недоверия, чем поддержки. Создание нового журнала казалось многим непростительной лихостью и необузданной фантазией. Пять лет со дня выхода первого номера дают основание вспомнить историю создания журнала и поделиться личными впечатлениями по этому поводу.

Я считал еще в 1994 году, что в поменявшихся в России условиях, когда прежде широкий поток сведений о недавних научных открытиях иссяк, профессора университетов могли бы писать статьи о последних достижениях науки, писать их так, чтобы исключить нарочитую занимательность, притянутую искусственно веселость и простенький язык. Именно учитывая высокий уровень образованности и тяги к образованию у российских учителей средней школы и старшеклассников, можно было надеяться, что статьи, написанные с уважением к интересу потенциальных читателей, но без налета завлекательности, были бы встречены широким кругом читателей с признательностью. Новый журнал коренным образом отличался бы от научных журналов, таких, как "Успехи физических наук" или "Журнал общей биологии", печатающих специальные обзоры, и в равной степени не был бы схож с научно-популярными журналами, такими, как "Знание - сила" или "Наука и жизнь".

То, что новый подход к созданию именно такого журнала был бы своевременен, показывал опыт Международного научного фонда (МНФ), в Правлении которого я активно участвовал. Из полученной Правлением МНФ информации мне стало известно, как резко упали в России тиражи прежде популярных научно-популярных журналов, как столь же резко снизилась закупка иностранных специальных журналов за рубежом. А.Д. Гольдфарб, один из директоров МНФ, потратил много времени и сил на то, чтобы организовать закупку ведущих научных изданий в США и Европе и доставку этих сотен названий (много десятков тысяч экземпляров журналов!) в почти полторы сотни библиотек в странах бывшего СССР. Но, несмотря на эти усилия, большинство прежних категорий читателей (особенно тех, кто не владел иностранными языками и не мог воспользоваться закупленными МНФ журналами) потеряли доступ к новым научным фактам и идеям. Стало ясно, что вакуум, возникший как следствие катастрофических провалов в снабжении новой научной информацией, может быстро подорвать тот уникальный интерес к точным наукам, который существовал в СССР и которого практически не было в сопоставимых масштабах на Западе. Потеря для науки молодежи, из которой выходил слой исследователей, могла пагубно сказаться и на будущем России и на будущем всего мира, в котором российские наука и техника традиционно занимали далеко не последнее место.

Тем самым создание нового журнала могло сыграть исключительную роль в жизни страны, в сохранении России в ряду цивилизованных государств, причем государств высокого уровня, не зависящих в творческом отношении от стран продвинутых и передовых.

С самого начала функционирования нашей Программы Правление согласилось с предложенной мной схемой отбора кандидатов на получение званий Соросовского учителя и Соросовского профессора. Благодаря самоотверженной работе В.В. Борисова, М.М. Балашова, Л.А. Рябовой и М.Л. Черновой был развернут конкурс на получение этих званий и соответствующих стипендий. Размер стипендий для профессоров был очень высоким, причем первоначально от них ничего не требовали, исповедуя один завет - спасти этих важнейших для общества людей от неимоверных финансовых трудностей, с которыми они столкнулись в те годы. Но очень скоро Джордж Сорос стал говорить мне о необходимости найти достойные задачи для Соросовских профессоров, задачи, которые бы исключили разговоры о том, что предоставляемые им стипендии-гранты не возлагают никакой ответственности на получателей грантов перед обществом, в котором они живут. Именно в ответ на эти замечания Дж. Сороса и в полном соответствии с пониманием важной социальной роли Соросовских профессоров я предложил дать им "нагрузку" - обязать их читать лекции на конференциях для Соросовских учителей и для всех учителей, которые захотят присутствовать на этих конференциях. Мягко, но вместе с тем настоятельно мы попросили профессоров начать готовить лекции о последних достижениях науки в своих узких областях. Сразу было оговорено, что лекции должны ознакомить учителей именно с последними достижениями науки. Учтя число Соросовских профессоров, изучив их специализации, проанализировав распределение Соросовских учителей по территории России, Украины, Белоруссии и Грузии, было несложно определить места проведения конференций так, чтобы на них съезжалось примерно одинаковое число слушателей. Отсюда легко можно было подсчитать, сколько же лекций в год можно было просить прочесть каждого профессора (подсчет дал цифру - две лекции в год; этого было достаточно, чтобы проводить полноценные конференции в каждом из намеченных мест).

Успех конференций превзошел все ожидания. Они полностью оправдали свое предназначение, причем оказалось, что Соросовские конференции учителей равным образом важны как для слушателей, получавших из первых рук сведения, важные для последующего обучения школьников, так и для лекторов, ибо конференции помогали последним установить связи с преподавателями средней школы. Соросовские конференции учителей стали новой формой взаимодействия между двумя важнейшими в образовании категориями преподавателей - средней и высшей школы. Эти конференции завершились результатом громадной важности: они способствовали формированию нового, прежде не существовавшего вида социального контакта - между профессорами и учителями. Благодаря этому деятельность Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук приобрела новую окраску. Этот успех с очевидностью привел к заключению, что будет несложно получить от Соросовских профессоров огромное число статей на темы, столь важные для учителей, аспирантов, студентов, школьников. К тому времени усилиями Л.А. Витзон и ее помощниц Программа отобрала для получения Соросовских званий и стипендий более четырех тысяч лучших аспирантов и студентов только в одной России. Проанализировав их интересы и уже достигнутые результаты, мы поняли, что эта категория грантистов с интересом встретила бы новый журнал.

Однако и на этом этапе все еще преобладал страх, что мы не сможем сами справиться с техническими трудностями по изданию журнала. Пришлось согласиться с предложением передать заказ на подготовку издания журнала профессионалам в области научно-популярной литературы. Опросив редакторов ведущих российских журналов и сопоставив цены, названные ими, мы договорились с редакцией журнала "Химия и жизнь", что они возьмут на себя редактирование статей Соросовских профессоров, подготовку компьютерного набора статей. В ходе подготовки первого же номера стало ясно, что затрачиваемые на это средства непомерно велики, качество статей в процессе редактирования не улучшается, а ухудшается. От содружества с научно-популярными журналами пришлось срочно отказаться.

На должность заместителя главного редактора журнала я пригласил Юрия Анатольевича Пашковского - блистательного редактора научной литературы, которого знал еще с 1968 года, когда в Издательстве Академии наук СССР в возглавляемой им редакции биологической литературы готовили к печати мою первую толстую монографию "Молекулярные механизмы мутагенеза". В 1995 году, когда мы вели с ним переговоры, Ю.А. Пашковский работал ответственным секретарем всемирно известного журнала "Доклады Академии наук". Юрий Анатольевич не без колебаний согласился по совместительству принять на себя руководство редакцией "Соросовского Образовательного Журнала". Вместе с ним начали работать научный редактор И.В. Исавнина и литературный редактор М.А. Хенкина. Были созданы коллективы рецензентов и экспертных советов. Под руководством В.Г. Зарницына были закуплены необходимое для допечатной подготовки журнала оборудование и компьютеры, набран штат сотрудников - А.Ю. Кондратович, отвечающий за технологический процесс и редактирование рисунков, А.А. Иванюта и Е.Б. Ларионова, осуществляющие набор и верстку, О.В. Шумская, которая создает компьютерные версии рисунков, и Т.Ф. Клименко, занятая организацией редакционного портфеля. От прежнего сотрудничества с "Химией и жизнью" у нас сохранился контакт с типографией "Алпринт" в Финляндии, с которой мы заключили договор о печати журнала. С тех пор мы продолжаем печатать журнал именно там.

Теперь порядок подготовки статей для журнала стал следующим. Все Соросовские профессора получили приглашение подготовить по две статьи в год для журнала на ими самими избранную тему. Единственно оговоренное с самого начала условие заключается в запрете основывать статьи только на своих личных достижениях, а главный акцент было предложено делать на описании положения в своей конкретной области науки. Запрещено также вставлять в статьи исторические сведения о своей научной школе, о фактах, необязательных для обоснования того, чем в данный момент занимаются исследователи (для таких исторических экскурсов существует много изданий, и мы посчитали неправильным занимать место в журнале подобными рассказами), было заявлено, что мы не будем вторгаться с советами в то, как надлежит описывать то или иное явление, ведь мы понимали, что журнал соберет авторов самого высокого академического уровня и к представляемым ими текстам нужно отнестись с величайшим уважением. Мы также решили не публиковать методических советов, рекомендаций учителю, хроники общественной жизни, информации о текущих событиях в педагогической среде, так как есть много изданий, печатающих регулярно статьи на эти темы.

Довольно скоро мы убедились в том, что тематика предложенных Соросовскими профессорами статей охватывает многообразные стороны современных естественных наук. Единственная трудность была связана с тем, что некоторые из статей были перегружены техническими деталями, подробными и порой излишними математическими выкладками, ссылками на недоступные нашему кругу читателей литературные источники. Однако в первые два года существования журнала число таких статей было относительно небольшим, а позже мы стали сталкиваться с ними чаще.

Редакция проводит минимальное редактирование статей, следит за объяснением вводимых специальных терминов. Могу с гордостью отметить, что за все пять лет не было ни одного случая, когда бы авторы высказывали недовольство тем, что в их статьях было что-то искажено в процессе редактирования.

Однако важнейшая задача отбора наиболее важных для журнала статей оставалась нерешенной, и мы пошли по пути создания экспертных советов из выдающихся специалистов для каждого из пяти разделов журнала. Члены экспертных советов получают присланные в журнал статьи, читают их, а затем направляют на один или два отзыва специалистам в конкретной области науки. С первых дней существования журнала мы просили рецензентов подписываться полным именем под отзывами. В девяноста процентах случаев рецензенты сочли это для себя возможным, и в результате наш журнал породил новую традицию, когда между автором и рецензентом устанавливались вполне доверительные отношения. После получения отзывов член экспертного совета, следивший за данной статьей, докладывал всему составу экспертных советов о положении со статьей, после чего принималось одно из трех решений: принять статью для дальнейшего рассмотрения, направить статью автору для внесения исправлений в соответствии с замечаниями рецензентов или отклонить статью. Применение на практике этого подхода привело к следующим результатам. С сентября 1995 по март 1997 года редакция получила от профессоров 1181 статью. Из них экспертные советы после первой рецензии отклонили 158 статей как не отвечающих требованиям журнала и непригодных для исправления и 131 статья была отклонена главным редактором по тем же соображениям. В числе отклоненных оказались также статьи, грешащие неприемлемой сложностью изложения, что делало их непомерно трудными для усвоения, а также статьи, посвященные слишком узким техническим вопросам. В целом за указанный период было опубликовано 258 статей, или 21,8% от общего числа полученных статьей. Примерно та же статистика наблюдалась и позднее. Несомненно, столь строгий подход позволил придать журналу высокое качество. В этом отношении экспертные советы показали себя с самой лучшей стороны.

Практика открытого объявления имен рецензентов оказала исключительное влияние на оздоровление обстановки в столь тонком и нередко нервном деле, как прохождение статей в редакциях. Имена экспертов и рецензентов широко известны в научном мире, их весомая научная репутация не вызывает ни у кого сомнения, и переписка между рецензентами, экспертами и авторами привела к тому, что на конкретные замечания рецензентов авторы в подавляющем большинстве случаев отвечают столь же конкретно и четко.

"Соросовский Образовательный Журнал" печатают в Финляндии с готовых диапозитивов. Процесс печати полностью контролирует А.Ю. Кондратович, следя за тем, чтобы ни одна из деталей рисунков или набора не была искажена во время печати. Эта практика помогла избежать немалого числа случаев, когда в ходе печати из-за технических огрехов происходили сбои. Ни один выпуск журнала за все пять лет не вышел в свет с типографским браком.

Не хочу скрывать, за те же пять лет я получил восемь писем от авторов отклоненных статей, в которых эти авторы с той или иной степенью категоричности оспаривали принятое решение. Четверо из них работают в нестоличных вузах, и, основываясь на этом факте, эти авторы писали, что московские эксперты якобы создали специфическую среду, препятствующую прохождению в журнале статей, подготовленных в провинции. О том, насколько это заключение далеко от истины, можно судить на основании следующих цифр. Только в 1999 году в журнале были опубликованы 121 статья, написанная московскими и петербургскими профессорами и доцентами, и 77 статей, написанных авторами, работающими в Астрахани, Бирске, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Иванове, Иркутске, Казани, Калуге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Пущине-на-Оке, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Саратове, Сарове, Сыктывкаре, Таганроге, Томске, Уфе, Чебоксарах и Челябинске. Такой географии может позавидовать любое издание, а плюс к тому показывает, как широко по стране распределено сообщество Соросовских профессоров и доцентов, как велико его влияние на высшее образование в стране. Я уже писал раньше (см. [12]), что под руководством В.Г. Зарницына трижды был проведен опрос почти 14 тыс. читателей журнала [13], который показал, что в среднем каждый экземпляр журнала читают 13 читателей. Это означает, что почти 0,6 млн человек составляют корпус читателей "Соросовского Образовательного Журнала" каждый год. Опросы читателей позволяют нам постоянно следить за тем, какие статьи вызывают наибольший интерес читателей (результаты последнего опроса будут скоро опубликованы). Благодаря опросам экспертные советы получают также важную информацию относительно того, какие статьи неинтересны читателям.

В течение первых четырех лет издания журнал печатали в количестве 40 тыс. копий ежемесячно и рассылали бесплатно всем получателям соросовских грантов, всем библиотекам вузов и примерно 30 тыс. средних школ России. В 1999 году ежемесячный тираж был уменьшен до 30 тыс. экземпляров, причем число средних школ, в библиотеки которых его продолжали рассылать, было сокращено. Это было сделано на основании запроса к руководству и библиотекарям всех школ страны относительно метода использования журнала для педагогических нужд. Удовлетворившие нас ответы на запрос пришли из 6 тыс. школ, и поэтому только в них и стали высылать журнал в 1999 году. В течение первых трех лет 500 экз. журнала ежемесячно бесплатно передавали школам Белоруссии. В течение уже полутора лет "Соросовский Образовательный Журнал" выходит в свет на грузинском языке.

В 1999 году сразу несколько научных журналов опубликовали аналитические обзоры о нашем журнале [1-3, 6, 11]. Статьи о СОЖ появились в вузовских журналах [5, 7] и в научно-популярных изданиях [4, 8]. Авторы всех обзоров дают высокую оценку журналу, отмечают его исключительную важность для поддержания современного профессионального уровня в дисциплинах естественнонаучного профиля.

"Педагогическое сообщество России справедливо рассматривает этот журнал как неоценимого помощника в поддержании высокого уровня преподавания, в обеспечении высокой квалификации преподавателей. По многочисленным отзывам СОЖ оказался для учителей школ единственным доступным окном в мир подлинной и полноценной науки, а профессора и доценты вузов широко используют его при подготовке к лекциям", -

пишут профессор Н.Х. Розов, декан педагогического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и член-корреспондент РАН, профессор Е.И. Моисеев, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, анализирующие статьи математического профиля [2].

<_ Обзоры_ публикующиеся в "Соросовском Образовательном Журнале"_ могут быть с большим эффектом использованы в педагогическом процессе. В них удачно сочетаются освещение достижений современной науки и уровень изложения, доступный для преподавателей всех звеньев образования и даже для старшеклассников, интересующихся химией>, -

заявляет редакция "Журнала органической химии" [6].

"Материал (статей опубликованных в СОЖ. - В.С.) изложен в форме, доступной для учителей и преподавателей вузов, а также для школьников и студентов. Достаточно высокий уровень статей позволяет преподавателям вузов использовать данные из журнала в своих лекциях", -

сказано в редакционной статье в "Известиях высших учебных заведений. Сер. Электроника" [7].

"В данное время уже вполне определенно можно сказать, что идея издания такого журнала оказалась исключительно плодотворной. Содержательность выпусков и очень доступная форма изложения позволяют войти в курс дела почти по всем главнейшим направлениям естественных наук_ Современный период развития естественных наук особенный. Их пронизывает доктрина нелинейности, которая значительно потеснила детерминизм_ К чести журнала, надо сказать, что он напечатал несколько статей в этой чрезвычайно важной и перспективной области", -

отмечает академик Ю.М. Пущаровский в статье, опубликованной в "Вестнике Московского университета. Сер. Геология" [5].

<Особенно_ нужно отметить издание "Соросовского Образовательного Журнала", благодаря которому сотни тысяч читателей (в первую очередь студентов, школьников и учителей) смогли познакомиться с наиболее современными научными достижениями_ статьи по физике в СОЖ представляют собой колоссальный кладезь свежей научной информации, причем написанной в популяризованной форме_> -

пишет С.Б. Попов в "Успехах физических наук", указывающий на недостатки в журнале, но вместе с тем отмечающий, что,

"безусловно, достоинства журнала несравненно весомее его недостатков, но чем больше достоинств, тем более стремление к возможному совершенству",

и считающий более правильным рассмотреть подробнее

"именно недостатки, а не многочисленные достоинства журнала" [3].

Наконец, нужно подчеркнуть, что все статьи, опубликованные за пять лет существования СОЖ, представлены сейчас в Интернете в свободном для всех пользователей виде, причем бесплатно. Сайт журнала - http://www.issep.rssi.ru, ежедневно его посещает около сотни читателей. Недавно именно интернетовская версия журнала получила высокую оценку на страницах популярного журнала "Звездочет", занимающегося популяризацией последних достижений астрономии. В статье С.Б. Попова и В.А. Самодурова сказано по этому поводу следующее [4]:

<Прекрасная система поиска позволяет находить обзоры (опубликованные в СОЖ - В.С.) практически по любому разделу науки - от физики и астрономии до химии и биологии. На ноябрь 1999 года система выдавала около 700 статей (в формате pdf) по всем областям знаний_ Соросовский журнал_ выделяется среди других научно-популярных изданий более серьезным, "научным" изложением>.

Еще одним знаком признания важности журнала стало то, что на основании статей, опубликованных в "Соросовском Образовательном Журнале", подготовлено и опубликовано первое методическое учебное пособие для средних школ: я имею в виду учебник Н.Е. Чепурновой и Н.А. Соколовой [9]. Мне известно также, что в настоящее время группа биологов и химиков начинает готовить вузовский учебник, который будет основан главным образом на материале статей нашего журнала.

Наконец, из статей, опубликованных в журнале, собрана энциклопедия "Современное естествознание", три тома которой уже вышли в свет [10] в количестве 2500 экземпляров и будут распространены по средним школам и вузам Москвы, поскольку средства на это издание были предоставлены московским правительством. В январе 2000 года вице-премьер российского правительства В.И. Матвиенко распорядилась ускорить выделение средств из федерального бюджета на издание всех десяти томов энциклопедии, соответствующее распоряжение издал министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов, и под руководством заместителя министров А.М. Кондакова сейчас идет работа в этом направлении. Мы надеемся, что до конца 2000 года все десять томов энциклопедии будут напечатаны.

Неоднократно я получал письма от читателей журнала (и от учителей, и от профессоров и доцентов), в которых почти неизменно высказывались благоприятные отзывы о журнале. Три года назад нам были высказаны пожелания расширить тематику статей в разделе наук о Земле, что было, как нам кажется, сделано. Существенную помощь работе экспертного совета по наукам о Земле оказывает последние два года Заслуженный Соросовский профессор академик РАНВ.Е. Хаин. Продолжают приходить письма с мыслями о том, что современная математика так далеко ушла от школьных и даже вузовских учебников и программ обучения, что за соответствующими статьями в журнале стало трудно следить. Но многократные обсуждения этого вопроса с членами экспертного совета по математике, возглавляемого последнее время академиком РАН В.А. Ильиным, показывают, что понизить уровень сложности статей в разделе математика нельзя, ибо статьи в журнале на самом деле отражают сегодняшний прогресс в данной дисциплине, и либо надо сообщать о сегодняшнем прогрессе или вообще прекратить публикацию статей по математике, что вряд ли целесообразно.

В связи с невыполнением российским правительством своего же обещания разделить с господином Дж. Соросом бремя финансовых затрат на нашу программу, он решил резко сократить размер предоставляемых на 2000 год средств. Он сказал об этом прямо во время своего выступления на встрече с получателями грантов весной 1999 года (текст полного выступления Дж. Сороса на этой встрече опубликован в этом номере). Дж. Сорос отметил важность нашего журнала, но тем не менее значительно уменьшил расходы на журнал. Одновременно он распорядился отменить выплату индивидуальных грантов всем, кроме Заслуженных Соросовских профессоров и Заслуженных Соросовских учителей. Исходя из этого нам пришлось внести изменения в нашу работу. Поскольку мы не можем больше требовать от Соросовских профессоров и Соросовских доцентов писать статьи в наш журнал, мы приняли решение перейти к практике заказа статей. Теперь экспертные советы готовят списки тем, которые было бы желательно осветить в нашем журнале, и эти списки будут разосланы по научно-исследовательским институтам и вузам страны. Некоторым авторам, известным своими достижениями в той или иной области, будут направлены приглашения представить статьи на определенные темы. Персонально заказанные статьи будут оплачены. Это ни в коем случае не исключает возможность того, что авторы по своему желанию смогут и впредь направлять в журнал свои статьи, посвященные последним достижениям науки в их области. Никаких изменений в практику прохождения статей в редакции (просмотр статей членами экспертных советов, направление статей на внешнее рецензирование и др.) внесено не будет. Единственное изменение будет связано с тем, что с настоящего номера мы вводим практику публикации имени рецензента каждой статьи.

Конечно, в связи с уменьшением наших финансовых возможностей нам придется уменьшить тираж журнала. Еще одно новшество связано с тем, что нам начали поступать предложения о желательности введения изменений в нумерацию выпусков журнала. Нередко при цитировании статей, опубликованных в номерах, имеющих один и тот же номер, но вышедших в разные годы, происходит путаница. Поэтому было принято решение, что начиная с первого выпуска 2000 года будет введена новая система нумерации. Поскольку журнал будет выходить шестой год, то начиная с первого номера этого года, мы проставим номер тома, а затем, как это принято во всем мире, будем присваивать соответствующий номер каждому выпуску данного тома. Считая, что каждый год мы выпускали отдельные тома журнала, мы должны включить номера, выходящие в текущем году, в "том шестой". Таким образом, данный выпуск журнала выйдет как номер первый шестого тома журнала. Мы также изменили оформление обложки и титульной страницы журнала.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить сотрудников редакции журнала, членов экспертных советов, рецензентов и авторов статей за их многолетнюю самоотверженную помощь журналу. Только благодаря их труду журнал приобрел признание миллионов читателей и занял прочное место в научной среде и в среде тех, кто вовлечен в процесс образования в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотов Ю.А. Химия в "Соросовском Образовательном Журнале" // Рос. хим. журн. 1999. Т. 43, ╧ 1. С. 171.

2. Моисеев Е.И., Розов Н.Х. О Соросовском Образовательном Журнале // Дифференц. уравнения. 1999. Т. 36, ╧ 6. С. 715-716.

3. Попов С.Б. Физика в Соросовском Образовательном Журнале // Успехи физ. наук. 2000. Т. 170, ╧ 2. С. 219.

4. Попов С.Б., Самодуров В.А. По сети Интернет // Звездочет. 1999. ╧ 12. С. 7.

5. Пущаровский Ю.М. "Соросовский Образовательный Журнал" на подъеме // Вестн. МГУ. Сер. 4, Геология. 1999. ╧ 3. С. 57-58.

6. Вниманию читателей ЖОрХ! // Журн. орган. химии. 1999. Т. 35, вып. 1. С. 5.

7. Рекомендуем: "Соросовский Образовательный Журнал" // Изв. вузов. Электроника. 1999. ╧ 1/2.

8. "Соросовский Образовательный Журнал" // Квант, 1999. Июль-авг.

9. Чепурнова Н.Е., Соколова Н.А. Биология: Методическое пособие и контрольные работы (для поступающих в вузы) / Под ред. С.А. Чепурнова. М.: МГУ, 1999. 232 с.

10. Энциклопедия "Современное естествознание". М.: Наука-Флинта, 1999. Т. 1-3.

11. Delone N.B., Krainov V.P. New Journal in Natural Science // Laser Phys. 1999. Vol. 9, ╧ 2. P. 609-611.

12. Сойфер В.Н. Пятилетие Соросовской Образовательной Программы в Области Точных Наук // Соросовский Образовательный Журнал. 1999. ╧ 2. С. 30-41.

13. Зарницын В.Г. Соросовские учителя о "Соросовском Образовательном Журнале" // Соросовский Образовательный Журнал. 1996. ╧ 8. С. 2-5.

* * *

Валерий Николаевич Сойфер, доктор физико-математических наук, профессор Университета им. Джорджа Мейсона и директор Лаборатории молекулярной генетики этого университета, расположенного в пригороде Вашингтона (США), иностранный член Национальной академии наук Украины, академик Российской академии естественных наук, Нью-Йоркской академии наук и ряда других академий, почетный доктор Казанского и Иерусалимского университетов, председатель Правления Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук и ее генеральный директор. Награжден Международной медалью Грегора Менделя за достижения в области биологических наук и медалью Менделя Чешской Академии наук за вклад в изучение истории биологии. Основной круг научных интересов - изучение структуры и функционирования ДНК, репарации, молекулярных последствий загрязнения окружающей среды, истории науки. Автор 19 книг и более 200 научных работ.


Rambler's Top100