Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
ВТОРАЯ СОРОСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
С 13 по 18 мая 1996 года в семи российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске), в трех городах Украины (Киеве, Харькове, Севастополе), а также в Армении (в Ереване) одновременно прошел третий тур Второй Соросовской Олимпиады школьников.
К участию в третьем туре были допущены более двух тысяч школьников из тех 32 тысяч, которые приняли участие во втором туре. Среди них были и многие школьники Украины, Прибалтики, Молдавии и Армении, выразившие желание участвовать в Российской Соросовской Олимпиаде. Соросовскую Олимпиаду по химии пожелали писать практически все участники Менделеевской Олимпиады, на которую традиционно приглашаются школьники из всех республик бывшего СССР.
Во всех городах школьники получали одни и те же задачи и задания, которые были подготовлены авторскими коллективами под руководством И.Ф. Шарыгина (математика), А.Р. Зильбермана (физика), А.А. Недоспасова (химия), А.В. Жердева (биология).
Успех Соросовской Олимпиады, о котором уже сегодня можно с уверенностью говорить, определяется принципами ее проведения, завоевавшими признание педагогов в России и за ее пределами. Во-первых, это открытость Олимпиады: каждый старшеклассник может принять в ней участие, если он того пожелает, и только на основе собственного успеха он может далее подняться по ее крутым ступеням. Во-вторых, массовость: число школьников, принявших участие в третьем туре, в несколько раз превышает число участников заключительных этапов нынешних Российских Олимпиад, что открывает дополнительные возможности для одаренных школьников. В-третьих, доступность: никаких оргвзносов для участия в Соросовской Олимпиаде не требуется. И, наконец, еще один немаловажный принцип: никто не может извлечь из Соросовской Олимпиады никакой выгоды, кроме самих участников. Проведением финального тура Второй Соросовской Олимпиады руководил сотрудник Международной Соросовской Программы (ISSEP) Б.И. Миропольский, успешно справившийся с решением многих организационных задач, подчас не менее трудных, чем задачи, над которыми бились школьники.
Уместно заметить, что из 2000 участников третьего тура около 60% школьников приехали в города проведения тура из самых разных регионов России. Было сделано все возможное, чтобы иногородние школьники и сопровождающие их учителя были окружены теплом и заботой.
Участники заключительного тура Соросовской Олимпиады - лучшее пополнение для вузов. МФТИ принял решение рассматривать третий тур Соросовской Олимпиады одновременно как вступительный экзамен в МФТИ. В рамках этого решения за счет Соросовской Программы Образования во все города проведения Олимпиады были командированы преподаватели кафедры математики и физики МФТИ. В Москве школьники получили возможность сдать вступительные экзамены в МГУ.
Победители третьего тура получат дипломы. Планируется еще и "супертур", когда победители из разных городов съедутся в Москву, чтобы померяться силами между собой. Олимпиада позволяет школьникам лучше узнать себя, обрести новых друзей, укрепиться в своем желании заниматься науками. Она позволила нам, организаторам, увидеть будущее российской науки в период бурного цветения.
Директор московского офиса ISSEP В. Борисов