TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате


Встреча В.Н. Сойфера с журналистами ( , 1998), ISSEP

ВСТРЕЧА В.Н. СОЙФЕРА С ЖУРНАЛИСТАМИ

В ноябре в Москве генеральный директор Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук профессор В.Н. Сойфер встретился с журналистами. Во встрече приняли участие известные публицисты Я.К. Голованов ("Комсомольская правда"), О.Р. Лацис ("Новые известия"), Р.А. Сворень, Р.Н. Аджубей ("Наука и жизнь"), зам. главного редактора "Российской газеты" В.Н. Молод-цова, зам. главного редактора газеты "Поиск" Д.В. Мысяков, главный редактор издательства "Школа-пресс" доктор филологических наук Б.А. Ланин, корреспондент газеты "Поиск" О.З. Дашковская. Выступление В.Н. Сойфера публикуем с небольшими сокращениями.

Дорогие друзья!

Думаю, что не нужно говорить о том, насколько российское образование и российская наука важны для мирового сообщества. Мне, американскому гражданину и американскому профессору, есть с чем его сравнивать: среднее и высшее образование в России во многих областях гораздо лучше, чем в США. Поэтому вопрос о том, надо или не надо поддерживать науку в России, ни у кого не возникает.

Когда господин Дж. Сорос решил, что будет поддерживать науку, и создал Международный научный фонд, а затем Международную программу поддержки образования в области точных наук, то одной из главных побудительных причин для финансовых вложений было признание российской науки и российского образования. Но как осуществлять эту поддержку, в какой форме, как находить людей, как доказывать, что это лучшие, а не случайным образом отобранные люди? На этапе создания Программы главное, что от меня требовал Дж. Сорос, - разработать механизм грамотного и эффективного отбора лучших в сфере образования.

В России работают несколько миллионов физиков, химиков, математиков и биологов, преподающих в средней школе. Сколько же среди них может быть лучших? Я полагал, что от одного до долей процента. Согласно законам математической статистики, чтобы выявить учителей, составляющих эту величину, мы должны были опросить несколько десятков тысяч респондентов. В 1994 году мы опросили 25 тыс. студентов по всей стране, через год - 80 тыс. студентов, еще через год - более 100 тыс., а имена преподавателей ввели в в компьютер. Сейчас учитель, чтобы получить грант, должен быть назван не менее десяти раз - это и есть проходной балл.

У Соросовских профессоров и доцентов учитывались педагогическая нагрузка, балл оценки студентами, индекс цитирования, количество подготовленных кандидатов и докторов наук, участие в научной работе и т.д. В отношении студентов и аспирантов тоже были достаточно жесткие критерии отбора. Они строились на том, чтобы студенты и аспиранты отлично учились (но необязательно на все пятерки), чтобы участвовали в научных исследованиях, публиковали статьи, выступали на конференциях. Для аспирантов помимо сказанного выше - чтобы они принимали участие в педагогическом процессе.

Следующим шагом стала организация конференций для учителей по всей стране, на которых Соросовские профессора выступали с лекциями о последних достижениях науки. Эти конференции, судя по письмам слушателей, стали событием в области педагогики. Профессора на основе материалов лекций подготовили статьи для "Соросовского Образовательного Журнала". Ученые, мнение которых нельзя не уважать, высоко оценили содержание журнала и его роль. Академик Д.С. Лихачев, например, написал об этом специальное письмо Дж. Соросу.

Наконец, важной стороной деятельности программы стало проведение олимпиад для школьников. Мы старались сделать так, чтобы задачи полностью основывались на программе средней школы и были максимально доступны для большого числа школьников. Публикации в газетах, открытость - наш принцип. Помимо этого подготовлена к изданию десятитомная "Соросовская энциклопедия". Мы также издали 550 тыс. учебников, которые бесплатно разослали во все школы. Лучшие учебники были отобраны на основании опроса, проведенного среди Соросовских учителей.

В марте 1999 года наша Программа отметит пятилетний юбилей. За 5 лет мы наградили грантами 1160 Соросовских профессоров и 1126 Соросовских доцентов. За это время ими издано около 600 учебников и монографий, опубликовано 6 тыс. статей в научных журналах. 62% профессоров получали грант однократно, но почти треть профессоров участвовала в конкурсе повторно и доказала, что они не потеряли право называться лучшими.

Соросовскими аспирантами стали 2931 человек, Соросовскими студентами - 5537 человек. Эти молодые люди опубликовали 6 тыс. статей в научных журналах, уже сейчас представляют собой значительную силу и, несомненно, готовы к тому, чтобы стать в будущем великолепной заменой тем профессорам, которые сейчас работают в России.

У Соросовских учителей (а их 16 тыс.) три четверти выпускников поступают в вузы. Очень важным представляется распределение по дисциплинам: 25% всех названных студентами учителей преподают математику, казалось бы нелюбимую детьми науку. 26% учителей работают на селе.

За эти годы мы провели 350 конференций для учителей в 77 городах. Прочитано 45 тыс. лекций о последних достижениях науки. Мне кажется, что это исключительно важно для поддержания высокого интеллектуального уровня в России - на лекциях побывало 58 тыс. человек, причем почти половина из них не получала грантов Сороса, это были обычные школьные педагоги.

В Соросовских олимпиадах приняли участие 433 тыс. ребят из 1400 городов России и других стран. Победителями стали 500 школьников из 56 регионов. За последние четыре года более 90% всех медалей, которые заработала команда России на международных олимпиадах, получены теми, кто носит звание победителя Соросовской олимпиады школьников. В 1995 году в Соросовской олимпиаде приняли участие 10 тыс. школьников, а в 1998 году - уже 291 тыс.

Главный же итог нашей почти пятилетней деятельности заключается в том, что разработанная система объективного отбора и адресной помощи элите образовательного сообщества поддержала тех, кто эффективно работает в науке и образовании, готовит кадры в средней и высшей школе. Эти люди не просто удержались в школах, университетах, вузах, но и добились новых выдающихся результатов. Взлет на фоне общего спада в стране обеспечили относительно небольшие суммы, не разделенные на всех, а потраченные на лучших преподавателей, аспирантов и студентов, что и дало великолепные результаты. Непосредственно это помогло Российской академии наук, вузовским научным центрам и лабораториям, опосредованно влияет на всю систему образования и науки. Не раз приходилось слышать от многих руководителей ведомств, министров российского и украинского правительств, от президента Грузии Э.А. Шеварднадзе, что им импонируют разработанные нами методы отбора лучших представителей российского образования, мощное использование современных компьютерных приемов обработки огромных массивов данных, то, что ни один доллар не осел у кого-то в кармане на пути от банка до получателя и что на все административные цели мы тратим менее 8% бюджета программы.

Хотелось бы надеяться, что в случае, если Дж. Сорос прекратит выделение средств для образовательной программы, российское правительство сделает важный шаг - возьмет на себя финансирование Программы образования в области точных наук, что при этом принципы отбора лучших будут сохранены, что также будут проводиться конференции учителей и олимпиады, издаваться "Соросовский Образовательный Журнал", сохранится и тот небольшой, но уникальный по своим знаниям и самоотверженному отношению к работе коллектив российской дирекции программы.


Rambler's Top100