Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
30 июня 1998 года в Москве, в Институте химической физики Российской академии наук, состоялось собрание Соросовских профессоров, на котором инициативная группа московских Соросовских профессоров в составе А.А. Берлина, В.В. Михайлина, А.С. Спирина и А.М. Черепащука, а также сотрудников подпрограммы "Соросовские профессора" Л.А. Рябовой и М.Л. Черновой предложила создать в Москве Клуб Соросовских профессоров. Собравшиеся обсудили задачи и цели Клуба, а также проект устава, предложенный инициативной группой.
Собрание проголосовало за создание Клуба Соросовских профессоров, основной целью которого будет просветительская деятельность, направленная на поддержание высокого уровня науки и образования в России. Был избран совет Клуба.
По предложению профессоров принято решение о проведении цикла лекций для учителей и школьников Москвы в Большом зале Политехнического музея.
Директор подпрограммы "Соросовские профессора" Л.А. Рябова зачитала приветствие Клубу от Председателя Правления ISSEP В.Н. Сойфера.
Следующее заседание Клуба состоится в начале нового учебного года.
УЧРЕДИТЕЛЯМ КЛУБА СОРОСОВСКИХ ПРОФЕССОРОВ
Уважаемые Соросовские профессора!
Господин Джордж Сорос был обрадован вашим обращением и просил меня передать вам пожелания успеха. Сейчас будущее нашей Образовательной Программы очень неопределенно (несмотря на положительное отношение к ней Правительства Российской Федерации, выраженное в распоряжении Председателя Правительства С.В. Кириенко, вопрос о финансировании не решен, а срок, установленный Дж. Соросом, - 15 августа - приближается). Ваша инициатива представляется разумной. Мне вообще кажется, что сложившиеся между получателями грантов Сороса связи - и профессиональные и личные - радостное и плодотворное явление. Просто люди стали ближе, стали лучше понимать и научились слушать друг друга.
Для многих приятной неожиданностью было то, что Соросовские профессора во время выступлений на конференциях Соросовских учителей нашли новых и заинтересованных слушателей - учителей средней школы. Разнообразные связи, установившиеся между учителями и профессорами, - это то новое в интеллектуальной жизни постсоветской России, что появилось в российском обществе благодаря и нашей Программе и что, надеюсь, переживет саму Программу.
Особое и очень важное место в интеллектуальной жизни России занял наш "Соросовский Образовательный Журнал". Наверное, кому-то покажется детски наивным или даже хвастливым такое заявление главного редактора журнала, но я основываю его не только на результатах широких опросов, организованных в среде и учителей, и профессоров, и студентов, и аспирантов, но и на многих письмах, получаемых редакцией. Ваши статьи, специально написанные для журнала, позволяют десяткам тысяч людей получать новую научную информацию и поддерживать тот высокий интеллектуальный уровень, которым славилась и славится российская интеллигенция.
Совместные поездки на конференции позволили многим Соросовским профессорам найти новые точки научного сотрудничества между представителями различных научных дисциплин. Увидеть плоды этого сотрудничества можно будет только через год или даже позже, но то, что это произошло, важно и для российской и для мировой науки.
Тем самым Программа не просто дала возможность продержаться в черные дни финансового голода почти 30 тыс. получателей Соросовских грантов, как это нередко говорят между собой хорошо относящиеся к нашей Программе люди. Программа оставляет за собой гораздо более глубокий и широкий след.
В современных условиях важно сохранить единство душевных настроений и профессиональных интересов. Собственно говоря, еще в момент, когда Программа только задумывалась, идея зарождения в будущем профессиональных сообществ или ассоциаций преподавателей разных уровней уже обсуждалась. Уже тогда, в конце 1993 года, казалось, что если предлагаемая Программа подвигнет людей на такой шаг, то это будет ее прекрасным продолжением. Радует то, что ваша инициативная группа сама, без чьей бы то ни было подсказки со стороны, пришла к решению учредить такую ассоциацию.
Желаю вам успеха и хочу сказать, что, если смогу быть чем-то полезным, пожалуйста, располагайте мной.
С искренним уважением
ваш В. Сойфер.