Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
14 мартовских конференций значительно расширили их географию: впервые состоялись конференции во Владимире, Йошкар-Оле, Орле, Волгограде, Костроме, Элисте и Чите. Три конференции для физиков, химиков и биологов были организованы в Москве. Второй раз конференции прошли в Новгороде, Екатеринбурге и Смоленске, а в Вологде Соросовских Профессоров принимали уже в третий раз.
Перечень прочитанных лекций еще внушительнее перечня городов: Н.Б.Брандт "Сверхпроводимость" (прочитана в Москве, см. "Соросовский Образовательный Журнал". ╧ 1 за 1996 год), В.Л. Флорентьев "Основы стереохимии" (в Костроме), В.П. Смилга "Химическая связь: сцепление тел и трение" (в Элисте), Г.В. Лисичкин "Химические аспекты сырьевого и энергетического кризисов" (там же), В.Н. Орлов "Эволюция человека" (во Владимире), Н.К. Янковский "Программа "Геном человека" в мире и России" (в Волгограде), Ю.А. Владимиров "Свободные радикалы и болезни человека" (в Вологде). Были лекции, как бы привязанные к региону: Б.А. Арбузов "О безопасности ядерной энергетики" (в Орле, причернобыльская зона), В.Д. Мац "Геологические исследования на Байкале" (в Чите). Некоторые профессора пытались овладеть вниманием слушателей интригующим названием: "Загадка Атлантиды в свете данных геологии и археологии" (лекция проф. Е.Е. Милановского в Смоленске); "Одна ли постоянная Планка?" (лекция проф. Ю.С. Куснера в Чите). Смоленские и читинские учителя ответы на эти вопросы получили, остальным придется ждать следующих номеров "Соросовского Образовательного Журнала".
От конференции к конференции все более сокращается разрыв профессорского и учительского сообщества: профессора активно участвуют в учительских круглых столах, где речь идет преимущественно о методике преподавания; в перерывах вокруг каждого лектора образуется "ионная оболочка" из учителей, желающих побеседовать с профессором. Сами профессора признают, что все яснее представляют себе, как надо строить свои лекции, чтобы они были более доходчивы и интересны. Великолепный пример непосредственного контакта с аудиторией в течение всей лекции продемонстрировал проф. О.М. Полторак. В "Соросовском Образовательном Журнале" ╧ 1 за 1995 год опубликована его статья "Современные теории химии и изучение химии в школе". На Соросовской конференции в Москве, проходившей на Химическом факультете МГУ, положения этой статьи прозвучали настолько убедительно, что учителя и в самом деле ощутили потребность рассказывать своим ученикам об энтропии. Другой пример прямого обращения к учительскому сообществу - выступление в Орле воронежского профессора Я.И. Коренмана: "Новый спецкурс для школьников по аналитической химии".
Уже вроде бы и не слышно жалоб на то, что конференции отвлекают профессоров от интенсивной научной работы. И как знать, не прозвучит ли когда-нибудь в выступлении кого-либо из них такая фраза: "Эта гениальная мысль пришла ко мне во время Соросовской конференции...".
Снимки сделаны на конференции учителей-биологов
в Москве в Политехническом музее.