Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
Часть 3. Результаты специализированных программ
в первый год работы
В. Н. СОЙФЕР
Председатель Правления Международной Соросовской
Программы Образования в Области Точных Наук,
профессор Университета имени Джорджа Мейсона (США)
СОРОСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Со школьных лет у меня осталось ощущение праздника от участия в олимпиаде по математике в городе Горьком, где я проучился 10 лет в 8-й средней школе. В более поздние годы я знал нескольких организаторов олимпиад и с удивлением обнаружил, как постепенно трансформировалось это движение во все более закрытое и "заорганизованное" действо взрослых вокруг талантливых детишек. Личное участие школьников стало обрастать командными первенствами школ, районов, областей, республик, сформировалась устойчивая среда так называемых олимпиадных деятелей. Кое-кто из этих деятелей ведал, именно ведал, поездками отобранных команд на заграничные первенства. Нередко эти "лидеры" группировались в соперничающие кланы со всей вытекающей отсюда административной суетой и вредом для самого смысла олимпиад. Поэтому когда я предложил проводить в рамках нашей Программы Соросовские Олимпиады школьников, то имел в виду прежде всего отказ от существующего в России и в других странах бывшего СССР командно-территориального принципа организации олимпиад, что было встречено с настороженностью многими деятелями существующего олимпиадного движения. Некоторые из них решили, что монополии пришел конец, и восстали против Соросовских Олимпиад - писали письма протестов, вовлекали в эту деятельность педагогов. Кое в чем они даже преуспели, уговорив, например, группу учителей напечатать в журнале "Математика в школе" призыв бойкотировать Соросовские Олимпиады и вообще протестовать против начинания. Слава Богу, никто этим горячим призывам не внял.
А начинание наше было просто: организовать олимпиады нового типа, в которых никакого командного или группового, или территориального участия не будет, а каждый школьник и школьница по своему и только по своему желанию смогут принять участие в соревновании, и никто из этого никакой выгоды для себя, кроме самих участников, извлечь не сможет. Исходя из этого самого важного и принципиально нового для России и других стран СНГ подхода, мы и построили всю последующую работу. Прежде всего постарались найти композиторов задач по физике, математике, химии и биологии и попросили их создать интересные задачи, которые тем не менее мог бы решить любой хорошо успевающий школьник. Не "зубодробительные", не заумные задачи для сверходаренных уникумов, а задачи повышенной трудности, но посильные для успевающих школьников. Затем в августе 1994 года мы опубликовали эти задачи в "Учительской газете" с тем, чтобы любой школьник страны мог прочесть их и попытаться решить. Никаких иных соревнований на первом этапе решили не организовывать. Но в то же время мы знали, что в стране существуют другие формы Олимпиад, которые терпели бедствие из-за финансовых трудностей государства. И потому объявили (также через газеты), что согласны в первый год помочь существующим олимпиадам, особенно тем, которые положительно зарекомендовали себя в России. Из 400 тысяч долларов, которые мы израсходовали с сентября 1994 года по сентябрь 1995 года на олимпиады, около 25% ушло на поддержку традиционных Олимпиад. Выделенные нами средства были больше тех, которые поддержанные нами олимпиады получили от Российского государства.
Тем временем около 3 тысяч учеников 9 - 11-х классов приняли участие в первом туре Соросовской Олимпиады, прислав решения по почте. На первых порах это новшество - принимать решения по почте - встретило негативное отношение "олимпиадников". "Как же так, - говорили они, - при таком подходе каждый может попросить соседа решить за него задачи, а как вы потом разберетесь, кто решил сам, а у кого "папа силен в математике"? Это же профанация олимпиад, а не открытие ворот для всех желающих!"
Организацию Соросовской Олимпиады взял на себя учитель математики средней школы Александр Васильевич Денисенко, которому пришлось почти в одиночку объяснять олимпиадникам и деятелям наробраза, что, конечно, можно подозревать всех и вся, но не в этом дело. Те, кто не смог самостоятельно решить задачи, не смогут пройти дальше второго тура. Но даже если кто-то и попытается использовать чужую помощь, это хорошо, ибо означает, что, попробовав свои силы, воспользовавшись чьей-то помощью, этот школьник сам себя стимулировал на изучение предмета. Но, надо сказать, не до всех это доходило сразу, рождая немалые споры и среди учителей.
Александр Васильевич Денисенко проделал гигантскую работу по организации проверки присланных решений задач, нашел десятки учителей-помощников, согласившихся включиться в эту работу. Он сделал все возможное, чтобы ни в одной области или республике страны не были потеряны потенциальные победители, чтобы согласовать сроки последующих, уже очных, этапов нашей Соросовской и всех других олимпиад (на разграничении сроков олимпиад и исключительном праве проводить областные, республиканские и всероссийские олимпиады в самое удобное для школьников время особенно настаивали организаторы этих олимпиад).
Второй, очный, тур прошел в 157 крупных городах страны (практически во всех областных и республиканских центрах и в крупных городах областного подчинения). В нем приняли участие уже многие Соросовские Учителя, задачи были посложнее, и участникам олимпиады пришлось потратить больше сил на проверку задач. Соревновалось в этом туре вдвое больше школьников, чем в первом. Произошло это по следующим причинам. В результате опросов учителей и школьников мы обнаружили, что в первом туре участвовало гораздо меньше школьников, чем можно было ожидать: во многих отдаленных селах и деревнях "Учительскую газету" не выписывали, кое-куда она пришла с большим опозданием, и многие из тех, кто хотел бы испытать свои силы, увидели, что срок отсылки решений уже истек. Наконец, в некоторых местах учителя, еще не поверившие в то, что Соросовская Олимпиада - это не розыгрыш дядей из-за рубежа, просто-напросто не советовали своим ученикам принимать в ней участие. Но к моменту проведения второго тура отношение к нашей Программе резко изменилось в положительную сторону, так как уже 25 тысяч студентов были опрошены по всей стране, из 55 тысяч названных студентами учителей около 8 тысяч имен были опубликованы в "Учительской газете" и других газетах и, наконец, 3300 Соросовских Учителей начали получать положенные им гранты. Именно Соросовские Учителя предложили помочь отобрать еще несколько тысяч лучших учеников по всей стране. Мы снова проявили нетрадиционность ... и приняли предложения Соросовских Учителей. Поэтому наряду с теми, кто в первом туре решил значительное число задач, на второй тур приехали избранники Соросовских Учителей и победители местных олимпиад, кто захотел приехать. Мы оплатили транспортные расходы, не препятствуя никому принять участие в нашей Олимпиаде. Таким образом, еще 4 тысячи школьников включились в Соросовскую Олимпиаду.
Состав участников второго тура превзошел все наши ожидания как организаторов олимпиады. Страхи за то, что большинство участников первого тура не смогут самостоятельно решить задачи, не оправдались: подавляющее большинство школьников, приехавших на второй тур, были хорошо подготовлены и увидели в Соросовской Олимпиаде реальную возможность впервые участвовать в проверке своих сил в обстановке, где был только интерес к личным достижениям. Свидетельством высокого уровня знаний школьников, участвующих в Соросовской Олимпиаде, стал тот факт, что более девятисот школьников из четырех тысяч решили большинство предложенных задач и прошли на третий тур. Хочу еще раз повторить: задачи второго тура были сложными, вполне олимпиадными, их составляли асы российских олимпиад и лучшие преподаватели вузов и учителя школ. Известный композитор задач для олимпиад И.Ф. Шарыгин писал: "Один математик, ознакомившись с вариантами Соросовской Олимпиады, заметил, что к этой олимпиаде легко готовить школьников. Надо только (!) их лучше учить. А это позволяет нам считать, что основная наша цель - продемонстрировать возможности школьной, учебной математики - достигнута".
Третий тур был проведен 14 - 18 мая 1995 года в четырех городах России - Красноярске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Четыре далеко отстоящие друг от друга города были выбраны для того, чтобы уменьшить расходы на дорогу почти тысячи участников и не утомлять детей, например, восьмичасовым перелетом с Дальнего Востока и Восточной Сибири в столицу. Число участников в каждом из городов сильно различалось. Это объяснялось простой причиной: чем дальше регион отстоял от Москвы, тем труднее было организовать все лучшим образом (например, 89 участников третьего тура в Красноярске нужно рассматривать как наш серьезный провал, табл. 1).
К недостаткам нужно отнести и то, что в первый год работы нам не удалось организовать третий тур по физике ни в одном городе, кроме Москвы. Однако, несмотря на некоторые просчеты, можно уверенно сказать, что повсеместно этот тур выполнил свои задачи и стал памятным событием в жизни средней школы России. Ведь почти тысяча школьников испытали свои силы в соревновании на сообразительность и лучшее знание предметов. Участники тура не только с упорством и удовольствием решали задачи, но и смогли услышать лекции выдающихся ученых. Для многих сельских ребят, впервые принявших участие в такого рода состязаниях, это наверняка останется в памяти. Нельзя не отметить, что почти везде представители местных органов управления народным образованием участвовали в работе Олимпиад.
В Нижнем Новгороде огромную помощь оказали нам Институт прикладной физики Академии наук (директор Института академик Андрей Викторович Гапонов-Грехов) и Институт физики микроструктур, также входящий в состав Российской Академии наук и возглавляемый младшим братом Гапонова-Грехова - Сергеем Викторовичем Гапоновым.
Соросовские Олимпиады принесли и практическую пользу, о которой мы вначале даже и не думали. Убедившись в высоком уровне Соросовских Олимпиад, ученые советы многих вузов приняли решение о зачислении победителей нашей олимпиады в эти вузы без экзаменов, а, например, в МГУ и МФТИ руководство вузов прямо во время тура организовало для его участников вступительные экзамены, и многие школьники выпускных классов сумели успешно сдать экзамены и стать студентами престижных вузов, еще не начав сдавать выпускные экзамены у себя в школах. Несомненно, этот шаг руководства ведущих вузов страны показал, что Соросовские Олимпиады получили высокую оценку. Воспользовались нашими олимпиадами и некоторые другие организации. Так, Колмогоровский интернат при МГУ "рекрутировал" в число своих воспитанников многих школьников уже на втором туре Соросовской Олимпиады.
Я убежден, что новые принципы проведения олимпиад, сформулированные для Соросовских Олимпиад и опробованные в 1995 году, завоевали признание педагогов в стране. Не скрою, мне было приятно читать слова И.Ф. Шарыгина в сборнике задач и их решений, изданном нашей Программой тиражом 20 тыс. экземпляров и бесплатно распространенном по библиотекам средних школ страны: "сегодня, когда прошли три тура Соросовских Олимпиад, смело можно воспользоваться известной формулой: если бы Соросовских Олимпиад не было, их бы следовало придумать. А потому - спасибо тем, кто их придумал" (Сб. "Соросовская Олимпиада школьников". М., 1995, с.305).
Наиболее весомо уровень Соросовских Олимпиад был продемонстрирован в июле 1995 года, когда завершились всемирные олимпиады школьников, организованные ЮНЕСКО. Официальные российские команды, отправленные на олимпиады по математике (Торонто, Канада), физике (Канберра, Австралия), химии (Пекин, Китай) и биологии (Бангкок, Таиланд), были составлены в основном из победителей Соросовских Олимпиад. Они блестяще показали себя на всемирных олимпиадах (табл. 2). На каждой из этих олимпиад именно призеры Соросовских Олимпиад завоевали золотые и серебряные медали. В целом из 19 медалей, завоеванных российскими участниками, 14 достались победителям Соросовских Олимпиад, причем все высшие награды всемирных олимпиад завоеваны именно ими.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ СОРОСОВСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Пусть не покажется это странным, но сейчас я хочу вспомнить зиму 1957 - 1958 года. За полгода до этого случилось чудо - мне посчастливилось познакомиться с Сергеем Сергеевичем Четвериковым, фактическим основателем новой научной дисциплины - популяционной генетики и одним из создателей российской генетики. Жил Сергей Сергеевич тогда в Горьком, где жила моя мама и где был похоронен папа. В течение многих лет С.С. Четвериков был отстранен от науки и вообще от работы. Он ослеп, страдал и от старческих недугов, и от изолированности от общества. Тема эта особая, и мне не хочется сейчас в нее углубляться, но одно имеет непосредственное отношение к тому, о чем пойдет речь ниже. Рассказы Сергея Сергеевича о прожитой жизни были для меня настолько захватывающими, что в один прекрасный момент я уговорил его начать диктовать мне воспоминания о его детстве и юности. Один из сюжетов этих воспоминаний меня тогда потряс: Сергей Сергеевич рассказывал о реальном училище в Москве, куда отец определил его, и о том, как в нем преподавали профессор Московского Императорского университета И.А. Каблуков и другие. Такого я себе представить не мог. В годы, когда я учился в средней школе в Горьком, в очень хорошей средней школе, расположенной в 15 минутах ходьбы от университета, и университет, и школа были наглухо отгорожены друг от друга. И так было не только в Горьком, но и в других советских городах. Позже я постепенно стал узнавать больше и больше о тех временах, когда в дореволюционной России, не только в Москве или Петербурге, но и в других интеллектуальных центрах России университетская профессура считала своим долгом не просто подрабатывать в гимназиях и реальных училищах, но отдавала этой работе душу. Единство воспитательной миссии реализовалось в том числе и в том, что одни и те же светила передавали свои мысли и знания и детишкам в школе, и отрокам в университетах и институтах, выполняя миссию наставников и учителей на всех уровнях образовательной системы.
С приходом большевиков к власти, сначала под напором Ленина, отлично осознававшего, что в среде учителей и профессоров его декреты не могут быть восприняты с восторгом, началось обрубание связей высшей и средней школы, а во времена Сталина эти связи были окончательно разорваны. Те небольшие степени свободы, которые остались в высшей школе, были полностью искоренены в школе средней. Сама средняя школа распространилась вширь до гигантских размеров, ибо стране, вставшей на путь тотальной индустриализации под тотальным же контролем властей, требовалось все большее и большее число грамотных, но послушных винтиков, и средняя школа была переориентирована на этот путь создания "Хомо советикус" во все нараставших объемах. Со сталинских времен полная разобщенность преподавателей университетов и учителей средней школы оставалась непреодолимой. Казалось бы, и говорить нечего о том, насколько серьезна зависимость высшей школы от фундамента, закладываемого средней школой, от того, насколько умело средняя школа готовит кадры будущих студентов, помогает познать мир сначала первоклашкам, а затем пополняет и расширяет эти знания каждодневно. Но, будучи втиснутой в прокрустово ложе заданных параметров образования, средняя и высшая школа страны Советов жили и развивались отчужденно, и это отчуждение существовало и существует поныне.
Сказанное помогает понять, почему мне казалось необходимым внести в развитие нашей Образовательной Программы компонент, который я считал важнейшим, - постараться преодолеть отчуждение и дать возможность Соросовским Профессорам регулярно встречаться с Соросовскими Учителями на специальных конференциях и передавать им свои знания, а одновременно - через общение с учителями - лучше понимать проблемы средней школы. Еще одна функция таких конференций могла заключаться в том, что такие встречи могли стать эмоционально важными для их участников, так как в тяжелую пору жизни, когда места для праздников души, как называли их люди поколения Четверикова, не осталось, Соросовские конференции могли стать именно праздниками, на которых и профессора, и учителя осознавали бы, что они живы, активны, нужны их ученикам и всему обществу. Если говорить об утилитарной цели, то последняя вытекала из реалий сегодняшнего дня: в России почти полностью прекратилось издание научно-популярной литературы, резко снизилась закупка иностранной научной периодики, упали тиражи некогда массовых журналов "Знание - сила", "Наука и жизнь" и др. Учителя средней школы перестали получать информацию о достижениях науки и, следовательно, не могут полноценно учить детей в школах. В то же время профессора еще могут получать новую информацию, потому что благодаря помощи Джорджа Сороса Международный Научный Фонд в 1994 - 1995 годах закупил полные комплекты зарубежной научной литературы по всем основным специальностям для почти 100 библиотек страны. Таким образом, профессора, владеющие иностранными языками, могут пополнять свои знания, и теперь им вменено в обязанность (это единственное требование к Соросовским Профессорам!) ежегодно готовить две обзорные лекции о последних достижениях науки и выступать с ними на конференциях Соросовских Учителей.
В 1995 году была проведена 51 такая конференция. Соросовские Профессора прочитали на них 410 лекций, всего в конференциях приняли участие 4392 учителя (практически все конференции собрали не только Соросовских Учителей, но и вообще учителей средних школ). В самом начале конференции проходили неуверенно и робко, но от одной конференции к другой интерес к ним нарастал: лекторы начали понимать, какая это благородная задача - читать лекции аудитории, где слушатели не просто понимают их, а ловят каждое их слово. Слушатели все больше проникались уважением к самому принципу, заключающемуся в том, что не какие-то чиновные начальники приходят вдалбливать им основы того, что они высокопарно называли "методологией обучения", а светила науки приезжали порой за тридевять земель, чтобы поделиться мыслями о новых направлениях науки, о последних фактах, добытых при исследовании. Делалось это благожелательно и искренне, с должным уважением к учителям. Для преподавателей обоих уровней образовательный и социальный аспекты слились в одну праздничную атмосферу. Как недавно нам написал один из лекторов, академик Российской Академии наук и член многих академий мира, выдающийся российский биохимик В.П. Скулачев после участия в Ставропольской конференции Соросовских Учителей: "_ большинство профессоров в повседневной суете нашей сложной жизни давно уже забыли о своей просветительской миссии в обществе. По разным причинам мы перестали выступать перед образованной публикой, писать в российские научно-популярные издания и даже научные статьи давно уже предпочитаем публиковать за рубежом б_с Программа [научного образования] заставила нас вновь взяться за перо, имея сверхзадачей привлечь внимание б_с педагогов высшей школы, преподавателей и ученых периферийных вузов".
Постепенно и те руководители системы народного образования страны, которые вначале не просто пренебрежительно, а даже открыто негативно относились к конференциям, изменили свою точку зрения. Когда они увидели, что наши конференции не ставят целью вторгаться в их деятельность, навязывать свои принципы, а служат лишь цели поддержания высокого уровня знаний у учителей, то в большинстве краев, областей и республик руководители системы образования, представители местных правительств, а нередко даже губернаторы стали посещать конференции, выступать на них. Конференции стали ярким событием не только в жизни Программы, но и всей системы образования страны. Хочу еще раз привести отрывок из интервью профессора А.Г. Асмолова, заместителя министра образования РФ: "Учительская среда в массе своей довольно консервативна. б...с Но, кстати, консерватизм не касается лучшей части учителей. [Чтобы убедиться в этом] достаточно посетить любую из конференций для Соросовских Учителей - там совершенно иная атмосфера".
В 1996 году мы уже провели 19 новых конференций и планируем провести еще около 90 новых конференций, на которых будет заслушано более тысячи лекций по специальностям и около 100 лекций по методике преподавания математики, физики, химии и биологии.
СОРОСОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
Cледующий шаг стал естественным продолжением Соросовских конференций. Уровень обзорных лекций Соросовских Профессоров - воистину лучших профессоров страны - оказался настолько высоким, подготовка к чтению лекций столь основательной, что стало ясно: утерять эти лекции, оставить их в памяти лишь небольшого числа слушателей было бы ошибкой. Лекции надо издавать, издавать регулярно, так же регулярно, как регулярно проходят сами Соросовские конференции. Идея издания "Соросовского Образовательного Журнала" стала, таким образом, вполне актуальной.
Можно было, конечно, передать лекции для издания существующим научно-популярным журналам, таким, как "Наука и жизнь", "Знание - сила", "Химия и жизнь", но когда мы подсчитали число лекций (около тысячи в год), объем материала (при размере текста лекции в 15 машинописных страниц это составляло бы более 675 печатных листов), то поняли, что всем журналам совокупно не одолеть такого материала. Кроме того, мы не могли проконтролировать, к кому попадут эти журналы. Проще говоря, при существующей нищенской зарплате учителей школы и бедности фондов школьных библиотек надеяться на то, что лекции дойдут до тех, кому они предназначены, было нечего. Было еще одно соображение: каждый из массовых научно-популярных журналов имеет свое лицо, свою манеру подачи материала, свою аудиторию. Нам же не хотелось ничего упрощать, а издавать адресно - для учителей и школьников России - журнал с неадаптированными для "пионеров и пенсионеров" лекциями лучших российских авторов, причем не просто лучших ученых, но и лучших педагогов (не зря же мы ставили одним из главных условий при получении звания Соросовского Профессора - быть активным и высоко ценимым студентами профессором высшей школы). Так мы пришли к идее, что нужно приступать к изданию собственного журнала, похожего на американский "Scientific American", который переводили на русский язык и издавали под названием "В мире науки" под редакцией С.П. Капицы.
Чтобы реализовать эту идею, мы начали с того, что из Соросовских Профессоров создали экспертные советы, которые начали методично просматривать тексты лекций, присланных Соросовскими Профессорами, отбирать из них лучшие, отправлять на доработку те статьи, которые нуждались в этом. Затем мы начали переговоры с редакциями наиболее известных в России научно-популярных журналов о том, чтобы те взяли под свое покровительство редакционную и издательскую деятельность по выпуску "Соросовского Образовательного Журнала", как я назвал его. Мы остановились на предложениях журнала "Химия и жизнь", и статьи первого номера нашего издания были отредактированы сотрудниками этой редакции.
Но на этом этапе сразу же выявились принципиальные различия в подходе к работе. Многие из авторов - Соросовские Профессора со своим индивидуальным стилем мышления - не согласились с манерой, навязываемой редакторами "Химии и жизни", с тем, как вольно обращались с текстами статей редакторы научно-популярного журнала. После многочисленных дискуссий с авторами и редакторами пришлось отойти от первоначального плана и перейти к тому, чтобы самим готовить журнал к печати, что вначале нам казалось почти невозможным. В коллективе быстро сформировалась небольшая группа энтузиастов, взявших на себя все тяготы по подготовке журнала к печати.
Журнал издается тиражом 40 тысяч экземпляров, достаточным для того, чтобы снабдить им не только Соросовских Учителей, но и библиотеки всех средних школ страны, в которых есть 9 - 11-й классы. Немаловажно, что ни в министерстве образования, ни в Правительстве России, как это ни удивительно, нет полного списка школ России. Когда год назад мы впервые заинтересовались таким списком, чтобы скорректировать адреса тех 55 тысяч учителей, которые были названы в анкетах студентами, оказалось, что списка школ нет нигде. Но теперь, когда надо было точно знать, по каким адресам отправлять журнал, эта задача всплыла снова. Пришлось трем нашим сотрудникам, отложив все дела, в течение почти двух месяцев обзванивать управления образования по всей стране, запрашивать списки школ, вводить десятки тысяч адресов в память компьютеров и формировать впервые в постсоветской России полный список средних школ. Эта трудоемкая работа была завершена в срок. Хочу при этом подчеркнуть, что еще год назад господин Сорос сделал заявление для печати, в котором сказал, что все наши многочисленные банки данных открыты для бесплатного использования любым российским государственным и частным некоммерческим, так же как и иностранным, благотворительным организациям. Если кому-то в стране или благотворителям за рубежом захочется узнать, кто в России лучший учитель, лучший профессор, доцент, аспирант, где расположены лучшие школы, где вообще расположены школы или вузы, они могут обратиться за помощью к нам. Если эта информация будет способствовать тому, чтобы оказать финансовую поддержку или любую другую поддержку этим людям и организациям, мы будем рады ею поделиться. Чтобы закончить рассказ о "Соросовском Образовательном Журнале", добавлю лишь, что мы не продаем журнал и не зарабатываем на нем. Все 40 тысяч экземпляров журнала рассылаются бесплатно, и мы надеемся, что его будут читать сотни тысяч учителей и еще большее число школьников - все те, кого интересует наука и ее последние достижения.
ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ СРЕДНИХ ШКОЛ
В самом первом извещении о нашей программе был записан пункт об издании учебной литературы и научной литературы. Идея была, как мне казалось тогда, правильной и своевременной, однако сразу же после публикации в "Известиях" этого объявления нас стали засыпать предложениями и даже безапелляционными требованиями о публикации столь экзотических материалов, что стало ясным: мы можем ввязаться в долгую и изнурительную борьбу с изобретателями вечных двигателей и ветряных мельниц, авторами отовсюду отвергнутых манускриптов. И чем дальше от целей образования будут манускрипты, тем более навязчиво и требовательно будут на нас наседать их авторы. Поэтому мы решили на Правлении изменить издательскую направленность: в условиях, когда в стране не стало хватать обычных учебников для школьников, надо попытаться переиздать самые ходовые учебники и снабдить ими хотя бы наших Соросовских Учителей.
Но оставался нерешенным вопрос о том, какие учебники считать "самыми ходовыми". Я предложил испытать следующую схему: выяснить в библиотеках и в министерстве образования, какие учебники были изданы за последние несколько лет, составить их полный список, затем напечатать 3300 анкет с названиями учебников, разослать анкеты всем без исключения Соросовским Учителям и попросить их оценить учебники, высказаться о том, какие из них Соросовские Учителя сочли для себя самыми лучшими. Всего в исходный список было включено 128 учебников по физике, математике, химии и биологии для средних школ. Учителям были заданы вопросы о том, знают ли они каждый конкретный учебник, использовали ли они его в своей педагогической практике, а если использовали, то какую могут выставить ему оценку. Все полученные данные были введены в память компьютеров, и по созданной базе данных просчитаны коэффициенты "признания" каждого учебника учителями. В результате 19 учебников (5 по физике, 5 по математике, 5 по химии и 4 по биологии) оказались победителями, и их было решено переиздать в таком количестве, чтобы каждый Соросовский Учитель получил в среднем по 15 учебников каждого из наименований по его дисциплине.
Людмила Львовна Демина, кандидат технических наук, взяла на себя обязанности координатора этой подпрограммы. Она в короткий срок осуществила сбор информации об учебниках, провела анкетирование Соросовских Учителей, сумела договориться с издательствами о переиздании каждого из учебников в нужных тиражах. В целом мы решили издать более полумиллиона учебников.
Почти все издательства откликнулись на наш запрос положительно и заверили в том, что заказ будет выполнен в срок, до начала учебного года. Запрошенные издательствами суммы предоплат были перечислены на их счета, но результаты оказались далеко не одинаковыми. По старой российской привычке некоторые издательства в срок ничего путного не сделали, ссылаясь на причины, от них якобы не зависящие. В результате только 14 из 19 учебников были напечатаны полным тиражом к началу ноября 1995 года, а 5 книг "зависли", обещания издать их немедленно выдавались Л.Л. Деминой по первому требованию, но дальше слов дело не шло. Только к концу ноября ситуация стала исправляться.
Хотя полмиллиона учебников для учащихся 9 - 11-х классов не могли коренным образом исправить тяжелое положение с учебниками в стране, наша акция встретила доброе ответное чувство и родителей, и школьников, и учителей. Многим показалось правильным, что на внутренней стороне обложки было указано, что данные учебники изданы Соросовской Образовательной Программой для Соросовских Учителей, распространяются бесплатно и являются собственностью Соросовских Учителей. Остается надеяться, что книги эти надолго останутся в обращении и не одно поколение российских школьников будут использовать их.
ПРЕМИИ ЛУЧШИМ ШКОЛАМ РОССИИ
Все чаще и чаще членам Правления случается слышать слова признания того, что избранный нами принцип определения лучших учителей России, основанный на мнении студентов, - бывших учеников этих школьных наставников, оказался самым правильным. Недавно и Джордж Сорос в интервью Российскому телевидению заявил, что эта процедура стала самой успешной из всех начинаний в финансируемых им фондах по всему миру.
Поэтому, основываясь на достигнутом успехе, на предпоследнем заседании Правления было принято решение наградить премиями те школы, где работает по нескольку Соросовских Учителей, и разрешить дирекциям школ потратить эти средства на приобретение компьютерного или телекоммуникационного оборудования. Пять школ (из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Красноярска) получили специальные премии в размере 8 тыс. долларов (табл. 3).
Премии первой степени в размере 5 тыс. долларов присуждены тем школам, где работают не менее десяти Соросовских Учителей в Москве и Санкт-Петербурге и не менее шести учителей в остальных городах (таких школ в Москве оказалось четыре, в Санкт-Петербурге две и в других городах России - 25). Список школ приведен ниже.
Дипломы второй степени и гранты в размере 4 тыс. долларов получили те московские и петербургские школы, где работают от 8 до 9 Соросовских Учителей, и те школы в остальной части России, где трудятся пять Соросовских Учителей. Таких школ оказалось шесть в Москве, одна в Санкт-Петербурге и 18 в остальных городах Российской Федерации. Дипломы третьей степени и гранты 3-й степени в размере 3 тыс. долларов присуждены трем московским школам и Городскому Дому творчества детей и юношества Санкт-Петербурга (в них оказалось от шести до семи Соросовских Учителей), а также 39 средним школам из других городов и поселков России (условием получения премии было наличие четырех Соросовских Учителей). Наконец, поощрительные премии и гранты в две тысячи долларов были присуждены тем московским и петербургским школам, в которых работали от четырех до пяти Соросовских Учителей. На остальной территории страны поощрительной премии были удостоены школы, где работают по три Соросовских Учителя. Таких школ оказалось 17 в Москве, четыре в Санкт-Петербурге и 99 в остальных городах и поселках. Всего премии в этом году получили 224 средние школы страны, которые по праву можно считать лучшими школами России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Из представленных выше данных, я надеюсь, с непреложностью вытекает, что выделенные господином Джорджем Соросом огромные средства на поддержку высших достижений в образовании в некоторых бывших странах СССР, и прежде всего в России, сыграли важную положительную роль. Более 3300 учителей школ были выбраны в 1995 году в соответствии с рекомендациями, данными более чем двадцатью пятью тысячами студентов. Более 4200 учителей получат это звание в 1996 году на основании опроса 105 тысяч студентов в октябре - ноябре 1995 года. Опрос еще 24 тысяч студентов и анализ уровней цитирования научных работ, а также наличие других достижений в науке и преподавании позволили завершить конкурс на получение звания Соросовского Профессора: 591 человек во всех четырех странах, где функционирует Соросовская Образовательная Программа, стал носить это звание. В 117 вузах, расположенных в 61 городе России, 395 доцентов получили звание Соросовского Доцента. Средний возраст Соросовских Доцентов составляет 47 лет. В 1994 - 1995 учебном году 1200 аспирантов в России приняли участие в конкурсе на звание Соросовского Аспиранта. В целом в Российской Федерации в первый год работы Программы 700 человек получили это звание. Почти 2100 студентов получили звание Соросовского Студента. Около 7000 школьников участвовали в Соросовских Олимпиадах. 224 средние школы страны, которые по праву можно считать лучшими школами России, получили специальный грант от 8 до 2 тыс. долларов. Около 3 тыс. учащихся 9 - 11-х классов России, приняли участие в первом туре Соросовской Олимпиады, прислав решения по почте. Во втором, уже очном, туре, который прошел в 157 крупных городах страны, участвовало более 4 тысяч школьников. Более девятисот из них решили большинство предложенных задач и прошли на третий тур, который был проведен 14 - 18 мая 1995 года в четырех городах России - Красноярске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Официальные российские команды, отправленные на олимпиады по математике (Торонто, Канада), физике (Канберра, Австралия), химии (Пекин, Китай) и биологии (Бангкок, Таиланд), были составлены в основном из победителей Соросовских Олимпиад, и в каждой из этих олимпиад именно призеры Соросовских Олимпиад завоевали золотые и серебряные медали (из 19 медалей, завоеванных российскими участниками, 14 достались победителям Соросовских Олимпиад).
На основании подсчета работающих в вузах Соросовских Профессоров, Доцентов и Студентов, удалось дать новый рейтинг вузов России. Эти вузы расположены на всей территории России - от Владивостока до Санкт-Петербурга, что доказывает, что в стране подрастает талантливая молодежь. Если сопроводить эти данные еще одним показателем - числом Соросовских Учителей и их распределением по всей стране, то становится убедительным вывод, что российские образование и наука не погибли в тяжелые годы экономических реформ.
О том, как работали деньги Сороса, можно уже сейчас судить на основании цифр, предоставленных в наше распоряжение теми, кто получал в течение 1995 года гранты Сороса. Чтобы не утомлять читателей цифрами, сошлюсь только на одну категорию соросовских лауреатов - студентов. Более 2100 студентов вузов России за год, пока они могли спокойно учиться, не думая о том, где бы подработать хотя бы на скудное пропитание, приняли участие в исследовательской работе по 679 грантам, опубликовали за год 686 научных статей, выступили с 1375 докладами на национальных, региональных и международных симпозиумах и конференциях. Все эти 2100 студентов не получили за год ни одной тройки на экзаменах. Они с честью поддержали высокое звание Соросовских Студентов.
Заканчивая обзор деятельности Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук в 1994 - 1995 годах, я хочу подчеркнуть мысль, которая проходила красной нитью через письма сотен людей о восприятии ими деятельности Программы: разработанные новые методы оценки достижений учителей, профессоров, доцентов, аспирантов и студентов помогли наиболее объективно выбрать лучших из лучших. Многие учителя средней школы, особенно те, кто либо подошел к пенсионному возрасту, либо уже перешагнул через него, отмечали, что признание, пришедшее не из начальственных кабинетов, а от бывших учеников, для них дороже всего на свете. Многие из тех, кто, работая в системе научных учреждений или вузов страны, наблюдал со стороны за тем, как проходили конкурсы на звание Соросовского Профессора и Соросовского Доцента, отмечали, что в их дисциплинах выбранными для получения грантов оказались самые известные своими достижениями преподаватели высшей школы. Парадоксально, но факт: только один профессор написал нам пышущее неприязнью и гневом письмо о том, что его не избрали в Профессора злонамеренно (дескать, и отметки студентов подделали, и индекс цитирования неправильно подсчитали, и уйму подготовленных им кандидатов и докторов наук нарочито занизили). Он требовал звание и деньги выдать ему немедленно, иначе он напишет письмо в газету "Поиск", в котором разоблачит наши происки. Больше ни от одного профессора или доцента ни слова осуждения в адрес Программы не прозвучало. Аналогично, лишь один учитель средней школы направил несколько писем - сначала директору Московского офиса Программы с жалобой на директора подпрограммы учителей, потом написал жалобу мне, потом послал жалобу на меня и всех московских руководителей Программы господину Соросу. Ни одного другого жалобщика в учительской среде не оказалось. Зная, как часты случаи сутяжничества вокруг подобного рода инициатив, я могу прийти на основании этих всего двух случаев к выводу, что открытость действий Программы сыграла важнейшую роль и в этом отношении.
Надо отметить, что не сразу была воспринята как исключительно важная для демократического развития сама идея выделения лучших из лучших. Вначале я еще слышал сомнения о целесообразности укрепления "неравенства". Но постепенно все, кто имели отношение к деятельности Программы, проникались уважением к этому краеугольному фактору демократического развития общества: тот, кто добился выдающихся успехов, имеет и моральное и материальное право быть отмеченным. Уравниловка, которой столько лет подпитывали инертность в стране, должна быть заменена признанием заслуг тех, кто добился права быть отмеченным своим исключительным отношением к выполнению служебных обязанностей.
Надо сказать и о том, что Программа помогла многим людям увидеть свою гражданскую миссию в публичной поддержке новых начинаний. За почти полтора года существования Программы несколько раз на нас публично нападали с обвинениями в желании протащить на российскую почву чуждые идеи и нравы. Мне не раз приходилось выступать в печати на эту тему, потому я не буду повторять ни имен тех, кто подобные обвинения высказывал, ни названий тех организаций, от имени которых эти наветы плелись. Хочу отметить, что в течение десятилетий задачей тоталитарных властей СССР было вбить в мозги всех граждан, что в подобных ситуациях высказывать какие бы то ни было возражения против таких взглядов крайне опасно, а подписывание коллективных писем - совершенно непозволительно. Но очевидно, что дела и идеи Программы пришлись так близко уму и сердцу представителям всех профессий, имеющих отношение к образованию, что десятки людей прислали свои письма протеста против наветов в газеты и в Программу, сотни учителей и профессоров направили коллективные письма в Государственную Думу перед слушанием по "делу Сороса", на десятках Соросовских конференций учителей были приняты обращения и к господину Соросу, и к российским властям с открытым осуждением тех, кто пытался бросить грязную тень на Образовательную Программу. В результате мы выиграли не только в Госдуме, но и в общественном мнении в целом. Теперь подобного рода нападки стали крайне редкими. Характерно, что недавно, во время встречи руководителя Российской компартии с господином Дж. Соросом в Давосе Г.А. Зюганов заверил Дж. Сороса, что его компартия поддерживала и поддерживает деятельность Сороса в России и что в случае прихода его партии к власти для фондов Сороса будет, как говорят в Америке, постелен красный ковер и созданы все условия для развития.
Вместе с тем, заканчивая обзор деятельности Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук, хочу подчеркнуть, что будущее Программы зависит от позиции Российского правительства и провинциального руководства. Если они не найдут средств для того, чтобы делить, начиная с 1997 года, наравне с господином Соросом расходы на Программу, последний прекратит свою финансовую помощь. Тогда Россия будет терять ежегодно огромные деньги. Ведь не следует забывать, что в целом за два года существования наша Программа получила от господина Сороса 50 миллионов долларов, что более 16 тысяч человек были поддержаны материально, что более полумиллиона копий учебников были розданы учителям бесплатно, что ежемесячно 40 тысяч экземпляров журнала поступает к читателям бесплатно, что проведенные конференции учителей, Соросовские школьные олимпиады стали популярными в стране. Хочется верить, что и у правительства, и у руководителей областей и республик окажется сильным желание не утерять эти преимущества, ставшие возможными благодаря бескорыстной помощи господина Джорджа Сороса.