Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
И ПРИОБЩЕНИЕ К НАУКЕ
В. Н. СОЙФЕР
Председатель Правления Международной Соросовской Программы Образования
в Области Точных Наук
Завершена III Соросовская олимпиада школьников, ставшая уже традиционной. Год от года росло число участников этих олимпиад, и в 1997 году в ней участвовали почти 90 тыс. школьников - цифра невиданная в истории советских и российских олимпиад.
Успех Соросовской олимпиады дает основание вернуться к истокам этой Олимпиады и обсудить принципы ее организации, которые сначала были встречены многими организаторами прежних олимпиад не просто скептически, а с открытым недоброжелательством. Я не раз писал об этом (см., в частности, мою статью в "Соросовском Образовательном Журнале". 1996. ╧ 2. С. 8-10).
Принципиальным отличием нашей Олимпиады от традиционных отечественных олимпиад стало то, что она была создана для пробуждения массового интереса школьников к предмету через решение нетрадиционных задач, а не для отбора нескольких десятков (в лучшем случае сотен) хорошо натренированных уникумов. Отсюда вытекали предложенные мной с самого начала и дополненные позже организаторами Соросовской олимпиады правила:
- изменить принципы создания задач для Олимпиады, сделав большую их часть доступными для огромного числа школьников, и одновременно стараться вносить в задачи элементы последних достижений науки, особенно те, которые не требуют для своего понимания каких-либо знаний помимо школьной программы;
- при этом основывать задачи исключительно на материале школьных программ, исключив этим необходимость "натаскивания" ребят на решение специфически усложненных олимпиадных задач;
- ввести заочный тур Олимпиады, в котором могут участвовать все, кто захочет, не спрашивая для этого ничьего согласия, не завися ни от чьего покровительства или понукания и не прибегая к помощи специальных тренеров команд любого уровня;
- чтобы воплотить принцип в жизнь, публиковать задачи в доступной всем печати (первые задачи были опубликованы в "Учительской газете", позже мы стали печатать задачи во многих изданиях и даже стали рассылать их по известным нам средним школам страны);
- привлечь к добровольному и максимально широкому участию в очном туре учителей-предметников старших классов, специально обратившись к ним с просьбой употреблять их влияние и авторитет для привлечения к участию во втором (очном) туре всех способных учеников, а не только тех, кто участвовал в заочном туре;
- рассылать задачи с решениями максимально большому числу учителей в стране (в идеале всем учителям средней школы), с тем чтобы они помогали школьникам разбирать во время уроков или во внеклассное время наиболее сложные задачи и этим дополнительно подпитывали интерес всех школьников к решению разных задач и освоению школьного материала;
- издавать большими тиражами каждый год книжки со всеми задачами Соросовской олимпиады и их решениями, чтобы ввести эти задачи в повседневную практику средней школы, благодаря этому расширить кругозор и учителей и школьников, а также приблизить традиционное обучение предметам по учебникам к сегодняшним научным достижениям.
Постараюсь коротко детализировать каждый пункт этой программы. Хотя в начале создания Соросовских олимпиад введение заочного тура вызвало наибольшее число нареканий, идея эта прижилась и показала свою привлекательность для школьников. Как сейчас отмечают сами учителя, это новшество пришлось по сердцу многим: подтолкнуло порыться в разных книгах, справочниках, поспрашивать совета у родителей, друзей, учителей в школе, а это не только расширило кругозор и навыки у тысяч и тысяч школьников, но и позволило глубже втянуть семью в учебный процесс, дать возможность проявить себя "тугодумам", обычно избегавшим конкурсов и олимпиад, разжечь азарт не в сфере ставшего теперь модным "вещизма" и поиска материальных благ, а в области лучшего обучения основным наукам (позволю себе здесь использовать чистую кальку из английского, где естественные науки принято именовать основными науками).
Конструирование задач исключительно на материале школьных программ имело целью не только устранить порочный, на мой взгляд, подход натаскивания избранной взрослыми организаторами олимпиад узкой группы "продвинутых" школьников на решение "специфически олимпиадных" задач. Такой подход дает возможность двигаться в нескольких направлениях. Поскольку в числе предлагаемых задач около трети достаточно просты, они становятся посильными почти каждому успевающему школьнику. В этом случае достигается важный психологический эффект: нет отталкивания от процесса решения задач, всем становится ясно, что эти задачи не для элиты и избранных, а затем возникает элемент более серьезного втягивания в решение чуть более сложных задач, школьники благодаря этому учатся понимать красоту поиска решений, расширяется их кругозор и достигается уход от занудности, подчас окружающей школьный процесс. Вместе с такими задачами должны быть задачи на изобретательность, они позволяют отобрать для второго тура не просто интересующихся данным предметом, а действительно талантливых ребят. Разумеется, в числе заданий должно быть и несколько (одна-две) трудных задач, но опять-таки не задач-головоломок, а задач, требующих либо разработки собственной гипотезы, либо поиска нетривиального решения, либо умения связывать воедино знания из разных разделов, то есть творческого приложения сведений, почерпнутых из обычной школьной программы. Сложные задачи позволяют провести отбор талантливых ребят для последнего тура. Поскольку в заочном и очном турах участвуют многие десятки тысяч учащихся, это позволяет отобрать намного больше по-настоящему талантливых ребят, чем это было раньше в любых официальных государственных олимпиадах (в этом году в финальном туре Соросовской олимпиады приняли участие более 4 тыс. школьников и школьниц). Разумеется, в финальном туре все задачи должны быть повышенной трудности.
Описанный подход предполагал, что Соросовская олимпиада позволит укрепить связи учителей и школьников, даст им мощный импульс для расширения сферы взаимодействия и сотворчества. Наконец, включение в задачи сведений из последних достижений науки, которые можно объяснить или проиллюстрировать на базе обычных знаний, получаемых из обычных школьных программ, показало важность школьных знаний для сегодняшнего прогресса в науке, а через это придало школьному курсу дополнительную изящность и привлекательность.
Конечно, когда в Олимпиаде стало участвовать в сотни и тысячи раз больше школьников и школьниц, изменились условия для тех, кто проверяет задачи. Теми, кто был вовлечен в проведение Соросовских олимпиад, было найдено оптимальное решение: создавать бригады проверяющих, а в каждой бригаде просить одного и того же человека проверять ответы на один и тот же вопрос во всех поступивших решениях. Второй вопрос проверялся другим членом команды и т.д. Этот конвейерный принцип позволил, как нам кажется, максимально устранить различия в подходах разных преподавателей к изяществу, простоте, широте ответов и решений школьников. Ведь не секрет, что нередко при массовой проверке задач результат зависит от того, к кому попадет тот или иной тест: кто-то более строг в одном отношении и либерален в другом, кого-то коробят грязь на странице, неряшливость в оформлении, а кого-то подкупают исключительно нетривиальность решения, находка новой, свежей идеи. Кстати, свежесть идей и находок проще оценить одному человеку, методично просматривающему одну за другой тетрадки с ответами и привлеченному к проверке одного и того же вопроса.
Хотя Международная Соросовская Программа Образования была задумана нами как средство поддержки выдающихся преподавателей, аспирантов, студентов и школьников, мы постоянно искали пути для распространения достижений лучших педагогов среди всего учительского сообщества. Мы понимали и понимаем, что наибольший успех Программы будет достигнут в том случае, если мы сумеем создать условия для взаимодействия и помощи прежде всего большему числу школьных учителей. В таком подходе отражены понимание исключительной роли учительства в целом в воспитании будущих образованных членов общества и осознание того, как трудно было раньше и как еще труднее стало сейчас (из-за материальных трудностей) выдающимся учителям средней школы отстаивать свое мастерство и умение быть выдающимися (подчас наперекор ретивым и эгоистичным администраторам). При этом очевиден и тот факт, что у каждого учителя школы в десятки раз больше учеников, чем, скажем, у профессора вуза, а потому у них и связей с родителями, родственниками их подопечных и обществом в целом больше. Поэтому мы видели особую возможность приблизиться ко всему учительскому коллективу через воплощение в жизнь двух идей: проведения Соросовских конференций учителей, на которые можно было приглашать всех желающих учителей, а не только Соросовских учителей, и массового тиражирования задач олимпиад с решениями.
Последнее позволило дать учителям важное пособие, содержащее нетрадиционные задачи различной трудности, задачи, которые бы дополняли существенным образом имеющиеся и рекомендованные Министерством образования пособия. Мы уже издали два таких сборника, разошедшихся тиражом почти 60 тыс. экземпляров по средним школам страны, и знаем из писем учителей, что эти сборники широко используются в повседневной работе учителей. Мы также были заинтересованы в том, чтобы учителя на уроках и во внеклассной работе как можно шире использовали задачи нашей Олимпиады для объяснения учащимся решений нетривиальных задач, чтобы они разжигали интерес школьников к изучению их предмета. Для этого еще до издания сборника, сразу же по окончании проверки работ второго тура, по свежим следам мы разослали по стране тысячи копий решений задач и просили учителей разобрать их со своими учениками. Мы знаем, что во многих школах эта работа стала традиционной, что в значительной мере расширило и географию Соросовских олимпиад и позволило вовлечь в нее огромное число участников. Большую помощь нам в этом отношении оказывала и оказывает газета "Первое сентября", пользующаяся огромной популярностью среди учителей средней школы России и близлежащих стран. В ее спецвыпусках и тематических приложениях были напечатаны задачи и решения Соросовской олимпиады по всем предметам.
Изложенные принципы были уже проверены на трех олимпиадах в России, на Украине, в Белоруссии и Грузии. В них участвовали более 200 тыс. школьниц и школьников. Только во втором туре III Олимпиады в России приняли участие 68 453 человек (рис. 1), из них 4106 были допущены для участия в третьем туре. Мы считаем важным тот факт, что второй тур удалось провести в 76 республиках, краях и областях России, а третий, финальный тур состоялся в 26 городах стран СНГ в разных географических зонах (рис. 2). В проведении финального тура нам помогли 30 профессоров, доцентов и методистов-учителей, доставившие во все места проведения тура задачи и проследившие за ходом решения задач школьниками. Важно, что задачи, предложенные участникам финального тура III Олимпиады, решали не только в России, но и на Украине (несколько сот участников), в Армении, Белоруссии и Молдавии.
Крупным успехом Олимпиады стало то, что и в заочном и в очном турах участвовало много школьников не только из столицы и крупных городов, но и из маленьких населенных пунктов и деревень. В целом участники Олимпиады живут в почти 1400 населенных пунктах России. Тем самым наша Олимпиада помогла выявить тысячи и тысячи талантливых школьников во всех регионах страны.
Конечно, важным условием успеха Соросовских олимпиад стало то, что к составлению задач привлечен большой коллектив авторов, которыми руководят замечательные специалисты И.Ф. Шарыгин (математика), А.Р. Зильберман (физика), В.В. Еремин (химия) и А.В. Жердев (биология).
Сегодня Соросовские олимпиады получили признание на разных уровнях. Лауреаты Соросовских олимпиад уже третий год уверенно побеждают на международных олимпиадах по всем предметам. О признании нашей Олимпиады говорит и то, что ее победителей стали принимать во многие, даже особенно престижные вузы России (в том числе в Московский физико-технический институт, на многие факультеты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и в другие высшие учебные заведения) без экзаменов, то же происходит сейчас во многих ведущих вузах Украины и Грузии.
В заключение надо отметить, что те, кто участвовал в Соросовских олимпиадах, смогли не только проверить свои знания и сообразительность, но и получили более глубокую мотивацию для последующего образования и профессиональной специализации. Новые принципы составления задач помогли им лучше осознать то, как традиционные знания, предоставляемые им школьной программой, сочетаются с новыми результатами и идеями современной науки. Таким образом, задачи Соросовской олимпиады позволяют не только получить доступ к самоутверждению и самооценке, но и лучше понять школьные программы. Олимпиада, проводимая открыто и демократично, не задавленная зубодробительными вопросами, дает возможность каждому участнику не уйти с очередного тура подавленным собственным неумением, а, напротив, создает атмосферу энтузиазма среди участников, а это, в свою очередь, помогает усилить интерес огромного числа школьников к изучению естественных наук и поступлению в вузы на соответствующие специализации. Атмосфера праздника, присущая очным турам нашей Олимпиады, способствует тому, что школьники из разных городов и поселков знакомятся друг с другом (то же относится и к учителям): мы приглашаем всех учителей приезжать на очные туры со своими учениками, тем самым учитель становится центром внимания и уважения на этих олимпиадах, что составляет предмет нашей особой гордости.
Наверное, целесообразно отметить исключительную важность того, что Соросовские олимпиады помогли установить творческие связи не только школьникам, но и преподавателям всех уровней: профессорам и композиторам задач, учителям, получившим новые возможности в обучении своих учеников, и родителям, способствующим тому, чтобы их дети принимали участие в заочном и очном турах и становились более активными в освоении знаний.