Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
УЧАСТНИКАМ ТРЕТЬЕЙ
СОРОСОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
Главное, что отличает Соросовскую олимпиаду школьников от всех других, можно охарактеризовать одним словом - демократичность. Иными словами, в этой олимпиаде могут участвовать все школьники. У нас нет предвзятого отношения к будущим участникам, более того, мы искренне рады всем школьникам, которые пошлют нам решения задач, придут на очные туры и возьмутся за их решение. Из этого следует, что мы не готовим "заумных задач", выходящих за рамки существующих учебных программ или основанных на сведениях, которые нельзя найти в школьных учебниках. Благодаря такому подходу нам удалось добиться массового участия школьников в наших олимпиадах. Число участников выросло с 9 тысяч в 1995 году до 46 тысяч в 1996 году. Они приехали из более чем 1400 городов, поселков и деревень России - от Чукотки до Калининграда и от Нальчика до Мурманска. То, что начиная с прошлого года ведущие вузы страны стали принимать без экзаменов победителей Соросовских олимпиад, стало побочным результатом, к которому мы вовсе не стремились. Это лишь признание того высокого уровня, которого достигла Соросовская олимпиада.
В ноябре 1996 года во время встречи с Генеральным директором ЮНЕСКО профессором Ф. Майором мы договорились, что новые принципы, положенные в основу Соросовских олимпиад, будут использованы при реорганизации международных олимпиад. Сейчас еще трудно сказать, в какую форму выльется наше сотрудничество с международными олимпиадами, проводимыми под эгидой ЮНЕСКО, но сам факт такого признания многого стоит.
Соросовские олимпиады стали важным элементом системы среднего образования России, Украины, Белоруссии и Грузии. Поэтому я думаю, что участие в них поможет десяткам тысяч юношей и девушек проверить свои силы. Я надеюсь также, что свободный дух, царящий на этих олимпиадах, даст хороший эмоциональный импульс их участникам. Я желаю успехов всем вам и хочу верить, что дни Соросовских олимпиад останутся в вашей памяти как одни из лучших.
Профессор В. Сойфер,
Председатель Правления
Международной Соросовской Программы
Образования в Области Точных Наук
Вот уже в третий раз Международная Соросовская Программа Образования в Области Точных Наук (ISSEP) пригласила учащихся старших классов принять участие в Соросовской олимпиаде школьников.
Олимпиада по традиции началась с проведения заочного тура, который продолжался около двух месяцев и закончился 10 декабря 1996 года. Условия задач были опубликованы в "Учительской газете" (1996. 15 окт. ╧ 41), а также в еженедельных предметных приложениях к газете "Первое сентября": "Математика", "Физика", "Биология" (╧ 40) и "Химия" (╧ 41), в "Соросовском Образовательном Журнале" (1996. ╧ 9), распространялись через сети отдела информатизации Министерства общего и профессионального образования, а также компьютерные сети Института "Информ-образование". В тех же четырех предметных приложениях к газете "Первое сентября" (╧ 47) были опубликованы решения задач. По многочисленным просьбам читателей газетой "Первое сентября" и Международной Соросовской Программой Образования в Области Точных Наук в декабре 1996 года был подготовлен специальный выпуск, в котором были объединены условия и решения задач заочного тура по четырем предметам (в марте 1997 года был подготовлен спецвыпуск с материалами второго, очного тура). Номера этой газеты были разосланы более чем в 30 000 школ России, во многие школы стран ближнего зарубежья, Соросовским учителям.
12 144 школьника из 2750 школ России и ближнего зарубежья стали участниками заочного тура. Из 1360 городов 76 республик, краев, областей России и многих городов ближнего зарубежья были присланы для проверки тетради с решениями задач.
Дирекция Соросовской олимпиады разослала во все школы, в которых учатся участники заочного тура, фрагменты из базы данных с оценками, полученными школьниками за каждую из предложенных задач.
Задачи, предложенные старшеклассникам, охватывали широкий круг тем, что давало возможность школьникам с различным уровнем подготовки проявить себя. Некоторые задачи требовали от них упорной работы и настойчивости, умения разобраться в неожиданном вопросе и найти собственный путь его решения. В одной работе, кстати не самой сильной, автор написал: "Я, наверное, не получу никакого приза, но спасибо за попытку помочь мне стать умнее". Многие школьники прислали нестандартные решения задач, что было отмечено дополнительными баллами.
Школьники, принявшие участие в заочном туре, были приглашены на второй тур. Учитывая, что Соросовская Олимпиада открыта для всех желающих, дирекция олимпиады пригласила на второй тур не только участников заочного тура, но и всех старшеклассников, рекомендованных своими учителями.
В первые весенние дни марта состоялся второй (очный) тур, который прошел более чем в 600 школах России и ближнего зарубежья, а также в некоторых вузах. С 3 по 6 марта 68 073 старшеклассников из 1337 городов состязались в решении задач, требующих смекалки и логики, изобретательности и расчета. Это были оригинальные задачи, специально созданные в рамках школьных программ для Соросовской олимпиады признанными российскими учителями-методистами. Распределение участников по классам и предметам приведено ниже:
По сравнению с прошлым годом число участников второго тура выросло более чем в два раза. Олимпиада вызвала большой интерес у школьников как в крупных городах (6230 участников в Москве, 2750 в Санкт-Петербурге, 1777 в Уфе, 1432 в Новосибирске, 1050 в Екатеринбурге, 995 в Краснодаре), так и в маленьких городах, поселках, деревнях 76 республик, краев и областей России (табл. 1). Среди участников второго тура были школьники Украины, Белоруссии, Армении, Молдавии, Киргизии и Эстонии. По числу участников олимпиада этого года стала одним из самых массовых соревнований школьников за все время проведения предметных олимпиад. Это позволяет сделать вывод, что принципы ее проведения, главными из которых являются открытость и демократичность, завоевали признание учащейся молодежи, педагогической общественности как в России, так и за ее пределами.
В этом году олимпиада получила значительную поддержку и на административном уровне: департаменты, комитеты, управления по образованию многих регионов России оказывали содействие и непосредственно участвовали в организации и проведении второго тура (департаменты по образованию и науке Краснодарского и Красноярского краев, Ярославской области, Министерства образования Калмыцкой Республики и Республики Татарстан, управления образования Белгородской, Вологодской, Челябинской, Нижегородской областей, Ставропольского края и др.).
Безусловно, организация и проведение олимпиады такого масштаба потребовали напряженной работы сотен руководителей школ и учителей. В некоторых школах число участников достигло нескольких сот (838 школьников в школе ╧ 239, 645 - в лицее "Физико-техническая школа" Санкт-Петербурга, 726 - в школе ╧ 114 Уфы, 504 - в физико-математическом колледже Норильска, 485 - в средней школе ╧ 110, 422 - в СУНЦ УрГУ Екатеринбурга, 459 - в школе-лицее ╧ 131 Казани, 438 - в СУНЦ Москвы, 427 - в СУНЦ Новосибирска, 446 - в школе ╧ 33 Ярославля, 412 - в Малой академии наук Симферополя, 407 - в школе ╧ 135 Самары и т.д.).
Дирекция ISSEP выражает признательность всем тем, кто приложил немало усилий для того, чтобы десятки тысяч школьников смогли проявить свои способности в решении олимпиадных задач.
Дирекция олимпиады просит довести до сведения всех школьников результаты их участия во втором (очном) туре, которые будут разосланы в базовые школы.
Соросовская олимпиада, открытая и доступная для любого школьника, в случае его успешного выступления не только является серьезным подтверждением способностей, но и способствует профессиональному становлению в области точных наук. Некоторые ведущие вузы России при проведении вступительных экзаменов учитывают результаты, полученные учащимися в третьем, финальном туре.
Победители и призеры Соросовской олимпиады получат гранты, а став студентами, будут иметь преимущество в получении Соросовской стипендии. Учителя, чьи ученики окажутся в числе победителей третьего тура, получат преимущество в получении гранта Соросовского учителя.
Третий тур Соросовской олимпиады пройдет в середине мая в нескольких крупных городах России. Школьники, допущенные на финальный тур, будут проинформированы о месте и сроках его проведения. Расходы на проживание, питание и проезд школьников и сопровождающих их учителей будут оплачены ISSEP.
Дирекция Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук выражает уверенность в том, что участие в Соросовской олимпиаде поможет многим школьникам утвердиться в желании серьезно заниматься точными науками. Тем самым мы, устроители олимпиады, в нелегкие для российского образования времена сможем поддержать традиционно высокий уровень естественнонаучного образования, несомненно являющегося национальным достоянием России.
Директор подпрограммы
"Соросовская олимпиада школьников"
Б.И. Миропольский