TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате


Новые принципы Соросовских олимпиад школьников (СОЙФЕР В.Н. , 1997), ISSEP

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

СОРОСОВСКИХ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ

В. Н. СОЙФЕР

Председатель Правления Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук,

профессор Университета имени Джорджа Мейсона (США)

В мае 1995 года завершилась Первая Соросовская олимпиада школьников, включавшая в себя состязания по четырем предметам: математике, физике, химии и биологии. Соросовские олимпиады в том году состоялись в России, на Украине, в Белоруссии и Грузии. Участвовало в них почти 10 тысяч школьников, что само по себе было расценено многими как событие экстраординарное. В 1996 году в Соросовской олимпиаде во всех странах участвовало уже около 70 тысяч школьников. Кроме того, была проведена первая Соросовская олимпиада представителей четырех участвующих в нашей Программе стран (она прошла в Грузии, в пригороде Тбилиси).

На состоявшихся в середине ноября 1996 года переговорах с руководством ЮНЕСКО и ее Генеральным директором доктором Федерико Майором мы договорились о том, чтобы в следующем году раздвинуть рамки Соросовских олимпиад и с участием ЮНЕСКО попытаться начать проводить эти олимпиады во многих странах мира. Первым шагом станет то, что уже в 1996/97 учебном году задачи последней Российской Соросовской олимпиады начнут публиковать в Бельгии (так решило Министерство образования этой страны после переговоров с недавним министром образования России Е.В. Ткаченко и мной).

Надо сказать, что и в ЮНЕСКО и в Министерстве образования Бельгии с особым интересом отнеслись к предложению, которое мне не раз приходилось отстаивать в дискуссиях в России, а именно к организации заочного тура. Российские противники этого нового подхода повторяли мне, что, не имея возможности наблюдать, самостоятельно ли решают школьники задачи, мы создаем предпосылки для того, чтобы потворствовать ловкачам. Я неизменно отвечал на это, что рассматриваю сам факт желания участвовать в олимпиаде как положительный. Если сегодня школьник не может самостоятельно решить задачу, но хочет воспользоваться помощью друзей или родственников, это означает, во-первых, что ему интересен предмет, во-вторых, что есть надежда на улучшение знаний и сноровки к моменту проведения очного тура и, в-третьих, что на очном туре все, кто еще не созрел для полноценного соревнования, в победителях не окажутся. В целом же участие в заочном туре для всех - и победителей и неудачников - будет лишь положительным. То, что этот подход был положительно оценен руководством ЮНЕСКО и бельгийского министерства, не может не радовать.

В январе этого года руководство компании IBM также заинтересовалось нашими принципами олимпиад и готовится к тому, чтобы использовать их для модификации американских олимпиад.

Сегодня Соросовские олимпиады приобрели известность. Поэтому кажется разумным еще раз объяснить, чем мы руководствовались, предлагая новый вид олимпиад, и какие принципы положили в их основу.

Появившиеся почти 50 лет тому назад в СССР школьные олимпиады в начальном своем периоде играли роль турнира для всех талантливых учеников школ, хотя практически с самого зарождения олимпиад их участников из сельских школ было неизмеримо меньше, чем учеников из крупных городов. Сначала школьники соревновались лишь по физике и математике, потом идея привилась, и круг дисциплин, по которым стали проводить олимпиады, все расширялся и расширялся, охватив уже не только точные науки, но и информатику и дисциплины гуманитарного круга.

Конечно, большинство из тех, кто проводит официальные государственные олимпиады школьников, заслуживают искренней благодарности, ведь эти олимпиады играли и продолжают играть важнейшую роль в поиске и отборе талантливых детей. Из участников и победителей олимпиад выросло много выдающихся преподавателей и ученых.

Но наряду с успехами постепенно все отчетливее начали проявляться и очевидные недостатки. Прежде всего олимпиады, став практически мероприятиями государственного значения, превращались во все более "заорганизованные" турниры. К тому же олимпиадная среда выдвинула своих лидеров (что, без сомнения, хорошо), которые вместе с тем начали видимое всем противоборство, а это не могло не сказаться негативно на участниках олимпиад. Полная финансовая зависимость олимпиад от отчислений из бюджета народного образования наложила отпечаток "планируемости" олимпиад сверху.

Другим отрицательным моментом стал принцип административно-территориальной иерархии. Из дела, открытого для каждого, кто готов и хочет помериться силами в соревнованиях любого уровня, олимпиады превратились в командные первенства. Переход к повсеместной практике формирования команд школ, районов, городов, областей, республик и страны в целом завершил отход от первоначальных идей свободного и равноправного участия всех желающих на всех этапах олимпиад. Еще одним негативным следствием такого подхода стала практика, при которой членов команд предварительно тренируют на решение сверхзадач. Отрицательные моменты стали заметными особенно остро с тех пор, как подобные олимпиады начали проводиться на международном уровне, а их финансирование и контроль стали всецело зависеть от министерских или межправительственных возможностей, победы же стали использоваться в политических целях.

Однако в перестроечные времена положение еще больше ухудшилось: настоящим бичом стало платное участие в олимпиадах. Плата - притом вовсе не символическая, - особенно для участников финальных туров, стала повсеместной. И хотя часто организаторам олимпиад удавалось находить спонсоров, были не единичными случаи, когда от олимпиад оказывались искусственно отчужденными дети из обедневших семей. Известны также случаи, когда сильные команды не смогли принять участие в финальных соревнованиях из-за чисто материальных причин.

Естественно, менялись и подходы к составлению и отбору задач для олимпиад. Концептуальная сторона составления задач для олимпиад изменилась. Вместо того чтобы основывать задачи только на материале школьных программ, ни на йоту не уходя ни от этих программ, ни от школьных учебников, составители олимпиадных задач все старательнее стали биться над тем, чтобы составить задачи, заковыристые не только по смыслу, но и по фактологическому наполнению. Я не забуду историю, случившуюся два года назад, когда два руководителя олимпиад России пригласили меня вечером побеседовать и принялись уговаривать поддержать финансово их олимпиаду, аргументируя ее важность следующим образом: "Ни у кого в активе нет таких композиторов задач, как у нас. Мы научились делать такие задачки, что далеко не каждый профессор сможет их правильно решить". Тем вечером я особенно ясно понял, что если создавать новую олимпиаду, то надо сделать все возможное, чтобы задачи вытекали исключительно из материала школьных программ.

В государственных и ныне существующих международных олимпиадах отодвинулась на задний план и еще одна важная задача - вовлечение в олимпиадное движение школьников из малых городов, поселков, сел и деревень. Нищающие российские сельские школы и далекие от центров учителя-подвижники (какими в большинстве своем были и остаются учителя в глубинке) не имеют возможности дать своим ученикам все необходимое для того, чтобы участвовать в олимпиадах высоких уровней наравне с лучшими школьниками из крупных городов.

Таким образом, вместо широкой и многоплановой помощи образованию в целом олимпиады стали мероприятиями по подготовке отдельных талантливых личностей, которые бы не просто проявляли и развивали свои способности, но в угоду местным или даже государственным амбициям добывали награды, премии и занимали престижные места.

Сказанного достаточно для того, чтобы объяснить, почему мы решили создать в рамках Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук (ISSEP) новую - Соросовскую олимпиаду школьников. Как уже сказано выше, эти олимпиады были организованы во всех четырех странах, где развернута Программа: в России, на Украине, в Белоруссии и Грузии, однако в дальнейшем рассказе, чтобы избежать слишком длинного перечисления цифр, все количественные данные будут касаться только российской олимпиады.

Итак, основные принципы нашей Соросовской олимпиады школьников, которые сделали эту олимпиаду отличной от существовавших до сих пор олимпиад, свелись к следующим:

- придать олимпиадному движению широту, демократичность, открытость для всех школьников, максимально подключить семью к участию детей в Соросовской олимпиаде;

- создать задачи такой сложности, которая бы не выходила за рамки существующих учебных программ средней школы;

- организовать сначала заочный тур и для его проведения публиковать задачи этого тура в газетах, постараться дополнительно широко распространить набор задач через школы, чтобы любой школьник мог по своему желанию принять участие в заочном туре;

- привлечь к проверке присланных решений большое число учителей средней школы;

- тех, кто правильно ответил на большинство вопросов задач заочного тура олимпиады, пригласить к участию во втором, уже очном туре, одновременно предоставив право любому учителю средней школы рекомендовать своим лучшим ученикам принять участие во втором туре наравне с победителями заочного тура (иными словами, максимально широко открыть двери всем, кто хочет участвовать в Соросовских олимпиадах);

- победителей второго (очного) тура пригласить участвовать в заключительном туре Соросовской олимпиады, который проводить одновременно в нескольких крупных городах страны.

* * *

Благодаря такому подходу нам удалось в первый же год работы Программы добиться массового участия школьников в Соросовской олимпиаде. В 1995 году около 3 тысяч школьников участвовали в заочном туре, прислав по почте решения задач, опубликованных в "Учительской газете". Второй, уже очный тур прошел в 157 крупных городах России (практически во всех крупных городах) и собрал более 6 тысяч участников. Такой прирост был обеспечен тем, что нам начали активно помогать избранные к тому времени Соросовские Учителя. Они предложили своим сильным ученикам помериться силами в Соросовской олимпиаде, многие из них сами пришли на олимпиаду. В ряде городов школьников - участников второго тура и Соросовских Учителей пришли приветствовать руководители департаментов образования, крупные ученые. В результате почти повсеместно второй тур превратился в праздник. Мы оплатили проезд всех участников второго тура (а не только тех, кто участвовал в заочном туре) и тем самым помогли в трудную минуту тем, кто иначе не смог бы физически добраться до места проведения олимпиады. Состав участников второго тура превзошел все ожидания. Успешно решивших большинство задач оказалось более тысячи человек, что само по себе было рекордом в олимпиадной деятельности.

Почти вся тысяча победителей второго тура смогла принять участие в третьем туре, который мы провели в четырех крупных городах России: Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Выбор этих городов был обусловлен прежде всего двумя соображениями: не заставлять учеников ехать за тридевять земель и уменьшить бремя транспортных расходов.

После завершения Первой Соросовской олимпиады мы издали двадцатитысячным тиражом сборник всех задач, предложенных в 1995 году во всех турах. В полученных нами многочисленных отзывах учителей средних школ говорилось о хорошем качестве задач и полезной роли сборника задач Соросовской олимпиады для последующего обучения школьников. Учителя сообщали, что они продолжают использовать этот сборник в повседневной учебной работе со школьниками. Собственно, этим и объясняется наше желание издать подобный сборник в этом году.

* * *

Успех Первой Соросовской олимпиады был значительно превзойден в 1996 году. Более 46 тысяч участников во всех трех турах, проведенных только в Российской Федерации, и почти 70 тысяч участников Соросовской олимпиады во всех четырех странах - таков итог олимпиады 1996 года. Данные, приведенные в табл. 1, позволяют увидеть, как распределилось количество участников Российской олимпиады по турам и по специальностям.

Финальный тур в этом году проводили уже не в четырех, а в семи городах России: Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге, - добиваясь этим более комфортных условий для всех участников и сокращения их перемещений на значительные расстояния. Большое число участников (около 60% от общего числа) приехало на финальный тур из маленьких городов, поселков и деревень, что нельзя не рассматривать как важнейший успех. В целом в финальном туре участвовали школьники из 602 школ, расположенных в 373 населенных пунктах страны. Следует отметить, что в 1996 году Соросовская олимпиада России вышла за пределы страны - почти две тысячи школьников из Украины, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Латвии и Эстонии решали задачи, опубликованные в российских газетах. Многие из победителей заочного тура успешно преодолели второй тур, а самые талантливые смогли занять высокие места и в финальном туре.

* * *

Хочу повторить еще раз: наряду с коренным отличием нашей олимпиады, связанным с проведением заочного тура, открытого абсолютно для всех желающих - причем не только горожан, но и учеников сельских и деревенских школ, - другое серьезное отличие заключалось в требовании к смыслу и сложности задач. Задачи Соросовской олимпиады строились только на материале школьных программ и не выходили за пределы этих программ. Знание школьной программы и сообразительность - эти два качества стали девизом Соросовских олимпиад. Перед проведением каждого тура в дирекции Программы было проведено несколько заседаний лучших экспертов по разным дисциплинам, которые просматривали все полученные задачи и придирчиво отбирали для каждого тура наиболее яркие и качественные задачи. Мы исходили и исходим из следующего: каждый способный и сообразительный школьник, без лени осваивающий школьную программу, должен ощутить принципиальную возможность того, что он в состоянии решить ту или иную задачу, даже если он не решил ее.

Всего для всех туров олимпиады в 1996 году было отобрано 293 задачи. Распределение задач по турам и дисциплинам представлено в табл. 2.

Наибольшее число задач, признанных учительским сообществом лучшими, было создано следующими композиторами задач с мировым именем:

математика - А.Р. Васильев, И.Ф. Шарыгин;

физика - А.Р. Зильберман;

химия - А.А. Недоспасов;

биология - М.Б. Беркинблит, А.В. Жердев.

* * *

Конечно, при таком массовом участии школьников в олимпиаде их проведение требовало боль-ших сил. Нужно особо подчеркнуть огромную роль сотен учителей, совершенно бескорыстно и самоотверженно уделявших немалое время для помощи как своим ученикам, так и организаторам Соросовской олимпиады на местах. Без их участия деятельность такого масштаба была бы невозможна. Олимпиада попросту провалилась бы. Имен всех учителей, активно участвовавших в проведении нашей олимпиады, в короткой статье не назвать, поэтому я приведу лишь краткий список с именами наиболее активных наших коллег:

Разумеется, этот список очень неполный, и как школьники, так и мы должны поблагодарить всех учителей, которые помогли провести Соросовскую олимпиаду в 1996 году.

Нас особенно радует, что свою лепту в организацию всех туров олимпиады внесли не только те, кто носит звание Соросовский Учитель, но и многие другие учителя. Я думаю, что это одно из самых важных свидетельств того, насколько глубоко Соросовская олимпиада вошла в жизнь российской школы. Кстати, во время нескольких встреч с учителями летом 1996 года на конференциях Соросовских Учителей и Профессоров мне не раз приходилось слышать слова об исключительной важности наших олимпиад, просьб о том, чтобы они продолжились и в последующем, чтобы их задачи стали доступными учителям в повседневной жизни.

* * *

Укрепила свои позиции Соросовская олимпиада и на международном уровне. Я писал ранее (см.: Соросовский Образовательный Журнал. 1996. ╧ 2) о том, что члены российских официальных команд школьников, направленных на международные олимпиады летом 1995 года, были укомплектованы в основном участниками и победителями Соросовских олимпиад. То же повторилось и в 1996 году, когда снова "соросята" завоевали подавляющее большинство наград и на международных олимпиадах (табл. 3). Впрочем, надо сразу оговориться, что как раз эти успехи никогда не были самоцелью организаторов Соросовской олимпиады и гораздо более высокий приоритет для нас имеет участие в нашей олимпиаде многих десятков тысяч школьников.

Уместно упомянуть о практике, сложившейся после проведения Первой Соросовской олимпиады, когда ее победителей стали принимать без экзаменов в вузы. Уже в 1995 году лауреатов нашей олимпиады принимали без экзаменов в Московский физико-технический институт и лишь с собеседованием на химический факультет Московского государственного университета. В 1996 году эта практика была значительно расширена. Многие ведущие вузы России, Украины, Белоруссии и Грузии открыли свои двери для победителей Соросовских олимпиад еще до начала конкурсных экзаменов. Произошло это вовсе не потому, что наплыв в вузы прекратился, напротив, в последние три года наблюдается все более острый подъем интереса молодежи к поступлению в вузы, в том числе на дисциплины теоретического, а не только коммерческого профиля. В большинстве ведущих вузов конкурсы за каждое место снова стали отнюдь не символическими. В этих условиях даже придирчивым руководителям ведущих вузов, где конкуренция за студентов восстановилась, стало ясно: победители нашей олимпиады имеют высокий уровень подготовки, они сообразительны и сильны, поэтому дополнительная перепроверка их качеств в ходе экзаменов или собеседований не нужна. Стало ясно, как важно привлечь в ряды студентов победителей столь ответственной и теперь уже высоко ценимой олимпиады, как Соросовская олимпиада школьников.

* * *

Правление и дирекция Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук уверены: Соросовские олимпиады способствуют тому, чтобы в условиях экономических трудностей в странах бывшего Советского Союза талантливая молодежь продолжала, как и прежде, стремиться к знаниям в области фундаментальных наук. В этом, собственно, и заключается главная цель господина Джорджа Сороса, выделяющего десятки миллионов долларов ежегодно на поддержку выдающихся достижений в образовании в странах бывшего Советского Союза.


Rambler's Top100