Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате
О "СОРОСОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ"
В конце мая - начале июня 1996 года всем 4120 Соросовским учителям, получающим грант в текущем году, были разосланы анкеты, в которых содержались вопросы, касающиеся "Соросовского Образовательного Журнала". Мы хотели собрать следующие сведения: (1) как читатели журнала оценивают журнал в целом; (2) насколько доступны учителям статьи, написанные Соросовскими Профессорами; (3) есть ли различия в восприятии статей по разным дисциплинам; (4) интересуются ли учителя статьями, не относящимися непосредственно к их специальности, и в какой мере; (5) насколько регулярно журнал доставляется к читателям; (6) доступен ли журнал в школьных библиотеках всем желающим.
Итак, учителя оценивают наш журнал в целом следующим образом: 8% учителей указывают на слишком высокий, "академический" уровень изложения материала в журнале; 45% не высказывают своего отношения к содержанию журнала, что можно интерпретировать как его молчаливое одобрение; 47% учителей дают высокую оценку, отмечая, что впервые появился журнал, в котором выдающиеся ученые на высоком уровне и в то же время доступно излагают последние достижения науки; 0,3% читателей считают, что уровень изложения недостаточно высок. Это распределение мнений иллюстрирует рис. 1.
Среди недовольных журналом большую часть составляют учителя математики (40%) и физики (40%), гораздо реже встречаются сетования учителей биологии (10%) и химии (10%). Стоит привести выдержки из таких писем (стиль авторов сохранен).
"Все материалы данного журнала излагаются на высоком научном уровне, в результате чего они труднопонимаемы для рядового учителя. Так как основной читатель данного журнала учитель, то статьи должны содержать более общий характер, описание научных проблем современной науки. Все статьи данного журнала узкоспециализированы и не доступны для читателя, не работающего в данной области науки. В результате этого большой интерес всех статей представляет только введение."
"На мой взгляд, кажется, что статьи по физике, написанные Соросовскими профессорами, носят академический характер и рассчитаны на преподавателей высших учебных заведений. Хотелось бы на страницах журналов видеть статьи, рассчитанные на широкий круг учителей и учеников."
"Статьи в основном для профессуры. Для школьного учителя очень мало. Для применения в работе - тоже. Публикуйте статьи школьных учителей."
Однако большую часть почты составляют письма другого рода:
"И я, и мои ученики с интересом читаем весь журнал, не только раздел "математика" (я учитель математики). Мне кажется, что математических публикаций мало, но, то, что вы предлагаете по другим разделам, настолько интересно, что роптать я не стану. Превосходная бумага, рисунки, оформление. Спасибо. Наши ребята сдают в вуз математику, биологию, физику, химию, кому-то журнал помог лучше осветить тот или иной вопрос на школьном экзамене. Да и наш учительский (скудный) кругозор расширяется. Спасибо еще раз. Дети выбрали 9 наиболее интересных статей, но называю только одну. "
"Здравствуйте, сотрудники редакции Соросовского Образовательного Журнала!
Земное Вам спасибо за журнал, который не имеет цены для столь далекого сельского учителя своей научной информацией о достижениях в области естественных наук, он стал для меня связующим звеном с ученым миром страны. Журнал с большим интересом и удовольствием читают от начала и до конца члены моей семьи; муж, сын - аспирант Пензенской сельскохозяйственной академии и сын - выпускник ПГПУ_
Большое спасибо за все_"
"Уважаемые господа!
Присылаемый Вами журнал - это чудо! Последнее слово науки - на дом! В это нельзя было верить, а теперь - наяву. Поскольку я свою работу начинала с учителя биологии, то мне понятны статьи биоцикла, геоцикла. Журнал с удовольствием читают учителя математики, биологии, физики. В школе он доступен всем. Работаете Вы очень оперативно, чему нам надо учиться. Новый журнал приходит быстрее, чем мы познакомимся с содержанием предыдущего. В новом учебном году журнал станет достоянием учащихся: на уроках и в самостоятельной работе с научной литературой."
В некоторых письмах нас просят не снижать уровень изложения материала, в других же - помнить о том, что многие учителя покинули вуз более 20 лет назад. Среди корреспонденции есть письмо ученика 10-го класса, который на вопрос о лучшей статье приводит список из 18 понравившихся ему статей из всех разделов журнала - это ли не лучшая иллюстрация того, что Соросовским Профессорам удалось создать статьи, доступные пониманию старшеклассников и школьных учителей. Авторам статей несомненно необходимо держать перед глазами отклики читателей и делать соответствующие выводы. Однако, в целом, у нас есть основания считать, что уровень изложения снижать не следует.
В анкете содержался вопрос о том, какие разделы журнала интересуют учителей больше всего. Полученные ответы иллюстрирует рис. 2.
Наибольшим успехом пользуется междисциплинарный раздел "Науки о Земле". Зато разделом "Математика" интересуются исключительно учителя математики (29% Соросовских учителей). В среднем учителя интересуются более чем двумя разделами журнала (2,23, если быть точным). Это весомый аргумент против того, чтобы разбивать журнал на отдельные серии по специальностям, как нам предлагают в некоторых письмах. Более подробно интерес учителей разных специальностей к разделам журнала иллюстрирует табл. 1.
Как и ожидалось, в письмах содержится огромное число пожеланий новому изданию, на основе которых можно сформировать достаточно большой список тем, интересующих учителей.
╕ Биология: генетика человека и животных, селекция новых видов, современные взгляды на дарвинизм и эволюционные теории, генная инженерия, строение и функции белков, цитология, кровезаменители, новые лекарственные средства, защита растений, биохимия клеточной структуры, высшая нервная деятельность.
╕Физика: "Токомаки", голография и получение компьютерных объемных изображений, астрофизика, классификация элементарных частиц, типы взаимодействия между частицами, физика твердого тела, проблемы ядерной энергетики, новые источники энергии.
╕ Математика: фракталы, теория катастроф, информатика, история математики, применение математических методов в естественных науках и экономике.
╕ Химия: новые химические элементы, новые технологии нефтепереработки, композитные материалы, технологии органического синтеза.
╕Экология: проблемы радиационной безопасности, озоновые дыры, глобальное потепление климата, построение курса экологии в школе.
╕ Нобелевские лекции.
╕ Преподавание естественнонаучных дисциплин в Западной Европе и США.
В анкете мы попросили учителей назвать лучшую, с их точки зрения, статью из опубликованных в первых пяти номерах. Однако многие (примерно 20% учителей) назвали по 5 - 10 статей. Ниже мы приводим список 20 лучших статей (табл. 2), при составлении которого были учтены все упоминания статей в анкетах. Мы учли также и то, что ╧ 1 за 1996 год известен примерно 40% читателей, поэтому число упоминаний статей этого номера мы умножали на 2,5. Статьи из этого списка мы рекомендуем прочесть тем, кто еще не обратил на них внимание. Безусловно, эти статьи представляют интерес и для наших авторов как своего рода образец. Со списком статей нужно ознакомиться и членам экспертных советов журнала, так как учителя составляют основную часть его читателей.
На разосланные анкеты ответили меньше половины учителей (1870). Более 300 при этом не назвали свои фамилии и не указали номер гранта. Однако для получения данных о доставке журнала по всем регионам России достаточно и полутора тысяч правильно заполненных анкет. Тот факт, что более половины учителей проигнорировали проведенный опрос, несомненно свидетельствует об их недостаточно ответственном отношении к своему положению получателей грантов, и это обстоятельство мы будем учитывать при проведении нового конкурса. Меньше всего ответивших на анкету в Карельской республике (20% учителей), Красноярском крае (20%) и Башкортостане (23%); ниже среднего количество ответивших в Москве (31%) и в Санкт-Петербурге (32%), то есть примерно столько же, сколько в далеко отстоящих от центра республике Саха (Якутия) (26%) и Хабаровском крае (32%). Наибольший интерес проявили учителя Адыгеи (100%), Тамбовской (83%) и Орловской (74%) областей.
Многие авторы писем полагают, что не дошедшие к ним номера "по недоразумению пылятся на полках" Программы. Это, разумеется, не так, у нас нет складских помещений, способных вместить тираж даже одного номера (40 000 экземпляров), не говоря уже о восьми, увидевших свет. Для рассылки журнала в конце 1995 года в Программе была создана компьютерная база данных адресов школ России, в ее основу легла информация Госкомстата (30%), остальные адреса были введены в соответствии со списками, присланными из районных, областных, краевых и республиканских отделов образования (50%), а еще 20% адресов мы узнали из писем учителей. Таким образом, в настоящий момент Программа располагает уникальной по своей полноте и точности информацией об адресах школ Российской Федерации (мы отслеживаем изменения по письмам учителей). База данных адресов ежемесячно передается организации, осуществляющей рассылку. На ее склад из Финляндии поступает очередной тираж. База данных содержит адреса 30 441 школ России (еще 430 школ стали известны благодаря анкетам учителей), 466 экземпляров высылаются в библиотеки вузов России, 203 экземпляра мы рассылаем Соросовским Заслуженным Профессорам, 390 - Соросовским Профессорам, 391 - Соросовским Доцентам, 6230 - Соросовским Учителям, и 771 - Соросовским Аспирантам. В Программе остается около 1000 экземпляров, из них 500 для нужд ее Белорусского отделения. Остальные журналы (менее 500) мы рассылаем российским и международным официальным организациям.
На вопрос, доступен ли для чтения журнал, пришедший в школьную библиотеку, 97% учителей ответили утвердительно и 3% отрицательно. Таким образом, пессимистичные прогнозы многих читателей о судьбе журнала в школах России не оправдываются.
При таком распространении журнала ежемесячно 70 - 100 экземпляров (примерно 0,2%) возвращаются по разным причинам. Из-за ошибки рассылающей организации журнал ╧ 1/95 получили только 88% учителей, а ╧ 1/96 - лишь 38%. При этом некоторые учителя пишут, что к ним пришло два, а то и три ╧ 1 за 1996 год. Запасных номеров журнала у нас нет, но, может быть, фирма-распространитель сумеет решить эту проблему.
Ваши письма свидетельствуют, что, начиная с ╧ 2/96, журнал доставляется регулярно 98% читателей. Следовательно, есть основания считать, что нам удалось организовать хороший канал распространения журнала. Уровень потерь корреспонденции при почтовых пересылках в России нам известен благодаря интенсивной переписке с получателями грантов (более 28 000 писем в год). При рассылке бандеролей, содержащих журналы, потери примерно такие же и составляют 1 - 2%.
Со временем мы планируем сделать журнал доступным через INTERNET. Некоторые учителя (из Москвы, Новосибирска, Ярославля и Ростова-на-Дону) уже просят об этом. В компьютерной версии будет проще организовать обмен мнениями с читателями, жаль только, что развитие компьютерных сетей по всей России - дело отдаленного будущего.
Письма учителей показывают, что они высоко оценивают деятельность Программы. Некоторые читатели даже назвали статьи о деятельности программы лучшими статьями журнала и просят и впредь публиковать "статьи-отчеты" о деятельности ISSEP. Мы будем и в дальнейшем кратко освещать основные события из жизни Программы на страницах журнала. Наибольший интерес учителей вызывает Соросовская олимпиада школьников. Редакция получает многочисленные просьбы опубликовать задачи заочного тура олимпиады и решения наиболее интересных задач очных туров. Сейчас готовится выпуск сборника задач Второй Соросовской олимпиады, который мы разошлем всем учителям и школам - получателям журнала. Задачи Третьей олимпиады и информация о том, как она проходит, также будут освещаться на страницах журнала.
Мы будем и в последующем проводить опросы среди наших читателей. Но, если у кого-либо возникнет желание написать в редакцию, вовсе не обязательно дожидаться новых анкет. Пишите, мы ждем Ваших писем.
Зам. директора Московского офиса ISSEP
В. Зарницын