Примерное
планирование уроков литературы для 10 классов
гуманитарного профиля, работающих по учебнику В. И. Коровина
"Русская литература XIX
века" (2006). -- 170 часов[1]
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема
урока. Основное
содержание |
I полугодие |
||
1--2 |
Лекция. Тестирование |
Введение. Характеристика
русской литературы XIX в. Выявление уровня литературного развития
учащихся |
3* |
Лекция.
Беседа
|
Г. Р. Державин. Жизнь и
творческий путь. Темы и мотивы творчества. "Ключ", "Бог",
"Русские
девушки". Поиски новой поэтической манеры. Мысль о божественной сущности
человека. Гимн радостям, веселью в сборнике "Анакреонтические
песни". |
4* |
Беседа
|
Традиции и новаторство в
творчестве Державина. "Фелица". "Соловей", "Памятник".
Лирика и сатира
в одах Державина. Разнообразие и преображение жанра
оды. |
5*--6* |
Уроки внеклассного
чтения |
Романтизм в Европе и в
Америке |
7* |
Лекция.
Беседа |
В. А. Жуковский. Жизнь и
творческий путь. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс,
баллада) и
их своеобразие в лирике В. А. Жуковского. "Светлана", "Певец во
стане
русских воинов", "Песня". |
8* |
Практикум
|
В. А. Жуковский. "Море",
"Эолова
арфа". Романтический характер стихотворения и баллады. Изображение
сложных
состояний души человека. |
9* |
Лекция.
Беседа |
К. Н.
Батюшков.
Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике К. Н. Батюшкова.
"Мои
пенаты", "Радость", "Вакханка". Радости жизни, любви,
творчества.
Изящество и мелодичность языка Батюшкова. |
10* |
Беседа.
Практикум. |
Философские элегии К. Н.
Батюшкова. Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти. Мотив дружбы,
воспоминаний
об ушедших друзьях. Романтизм Батюшкова и романтизм Жуковского.
|
11* |
Семинар |
Художественный мир русской
романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов
пушкинской
поры. |
12 |
Лекция
|
А. С. Пушкин. Жизнь и
основные
этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее
национально-историческое
и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных
мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие
реализма в
лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о
Пушкине. |
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
13--14* |
Беседа
|
Романтическая лирика Пушкина
периода южной и михайловской ссылки (с повторением ранее изученного).
"Я
пережил свои желанья...", "Погасло дневное светило...",
"Подражания
Корану" (IX.
"И
путник усталый на Бога роптал..."), "Демон", "Если жизнь тебя
обманет...".
Трагизм мировосприятия и его преодоление |
15 |
Практикум |
Тема поэта и поэзии в лирике
А.
С. Пушкина (с повторением ранее изученного). "Разговор Книгопродавца с
поэтом",
"Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."),
"Осень". |
16 |
Практикум
|
Эволюция темы свободы и
рабства
в лирике А. С. Пушкина. "Вольность", "Свободы сеятель
пустынный...", "Из
Пиндемонти". |
17--18 |
Практикум
|
Философская лирика А. С.
Пушкина. Тема жизни и смерти. "Брожу ли я вдоль улиц шумных...",
"Элегия"
("Безумных лет угасшее веселье..."), "Пора, мой друг, пора! Покоя
сердце просит...", "...Вновь я посетил...", "Отцы пустынники и
жены непорочны...".
|
19* |
Урок
внеклассного |
Тема дороги в лирике А. С.
Пушкина. Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему
сочинению
по лирике А. С. Пушкина. |
20 |
Лекция. Беседа
|
Петербургская повесть А. С.
Пушкина "Медный всадник". Человек и история в
поэме. |
21 |
Беседа
|
Тема маленького человека в
поэме "Медный всадник". |
22 |
Беседа
|
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме
"Мед.ный
всадник". Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика взглядов
Пушкина
на историю России |
23*--24* |
Беседа.
Практикум |
"Борис Годунов" Пушкина
как
историческая драма. |
25*--26* |
Практикум |
Вечные вопросы бытия в
драматическом цикле А. С. Пушкина "Маленькие
трагедии" |
27*--28* |
Беседа |
Повторение романа "Евгений
Онегин". |
29* |
Беседа |
Развитие реализма в прозе а. С. Пушкина 30-х
годов. "Повести Белкина" как прозаический
цикл. |
30--31 |
Урок
контроля |
Классное сочинение по
творчеству А. С. Пушкина. |
32 |
Лекция. Беседа
|
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и
мотивы
лирики поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. "Нет, я не
Байрон, я другой...". "Есть речи -- значенье...". Романтизм и
реализм в
творчестве поэта |
33 |
Беседа.
Практикум |
Молитва как жанр в лирике
М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).
"Молитва" ("Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою..."),
"Благодарность" |
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
34 |
Практикум
|
Тема жизни и смерти в лирике
М.
Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Сон" ("В
полдневный
жар в долине Дагестана..."), "Завещание". |
35 |
Беседа. Практикум
|
Философские мотивы лирики М.
Ю.
Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая судьба человека и
поэта в бездуховном мире. "Как часто, пестрою толпою окружен..." как
выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире
человеческих
отношений. "Выхожу один я на дорогу..." |
36 |
Урок внеклассного |
Адресаты любовной лирики М.
Ю.
Лермонтова. "Я не унижусь пред тобою...". Домашнее сочинение по лирике
М.
Ю. Лермонтова. |
37* |
Семинар |
Своеобразие художественного
мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению
по
анализу одного стихотворения. |
38*--39* |
Беседа |
"Маскарад" как
романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со
светским обществом. Психологизм драмы. |
40*--41* |
Беседа.
Практикум |
М. Ю. Лермонтов.
"Демон":
замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в
творчестве
М. Ю. Лермонтова. "Демон". "Мой Демон". Проблематика и поэтика
поэмы "Демон".
Анализ эпизода из поэмы. |
42*--43* |
Беседа |
Повторение романа "Герой
нашего времени" |
44--45 |
Урок
контроля |
Контрольная работа по
творчеству М. Ю. Лермонтова. |
46 |
Лекция.
Беседа |
Н. В. Гоголь. Жизнь и
творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних
романти.ческих
произведениях. Героическое и комическое в сборнике "Миргород".
Проблематика
и поэтика повести "Шинель", комедии
"Ревизор" |
47--48 |
Практикум
Беседа |
Н. В. Гоголь. "Невский
проспект". Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь,
реальность
и фантастика в повести "Невский проспект". |
49--50* |
Беседа
Практикум |
Н. В. Гоголь. "Портрет".
Проблематика и поэтика повести. Место повести Н. В. Гоголя "Портрет"
в
сборнике "Петербургские повести". В. Г. Белинский. "О
русской
повести и повестях г. Гоголя". |
51* |
Семинар |
"Петербургские повести"
Н.
В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького
человека"
в "Петербургских повестях". |
52* |
Беседа |
Повторение поэмы "Мертвые
души" |
53* |
Урок
внеклассного |
"Выбранные места из
переписки
с друзьями" и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. В. Г. Белинский
"Письмо
к Гоголю". |
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
54--55 |
Урок
контроля |
Контрольная работа по
творчеству Н. В. Гоголя. |
56 |
Лекция |
Обзор русской литературы
1850--1880-х
годов XIX
века.
Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и
литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция
национального
театра. Мировое значение русской
классической литературы. |
57* |
Урок внеклассного
чтения |
Н. Г. Чернышевский.
Жизнь,
творчество, эстетические взгляды. |
58* |
Урок внеклассного
чтения |
"Что делать?". Система
образов романа. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в
художественной
структуре романа. |
59--60 |
Лекция. Беседа
|
Ф. И. Тютчев. Жизнь и
творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.
"Silentium!", "Не то, что мните
вы,
природа...", "Еще земли печален вид...", "Как хорошо ты, о море
ночное...", "Природа -- Сфинкс...", "Полдень", "Осенний
вечер", "Тени сизые смесились...", "День и
ночь". |
61 |
Беседа.
Практикум |
Политические и
историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его
творчестве.
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его
творчестве. "Эти бедные селенья...", "Нам не дано
предугадать...", "Умом
Россию не понять...", "Цицерон", "Слезы
людские...". |
62 |
Практикум
|
Любовная лирика Ф. И.
Тютчева.
Любовь как стихийная сила и как "поединок роковой". "О, как
убийствен.но
мы любим...", "Последняя любовь". "Я помню вре.мя золотое..." и
"К. Б."
("Я встретил вас -- и все былое..."): обучение сопоставительному
анализу |
63--64* |
Лекция. Беседа
|
А. А. Фет. Жизнь и
творчество.
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. "Еще майская ночь...",
"Это
утро, радость эта...", "Еще весны душистой нега...", "Летний вечер
тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...". "Заря прощается
с землею..."
|
65* |
Практикум |
Размышления
о поэтическом даре в лирике Фета. "Как беден наш язык!..", "Одним
толчком
согнать ладью живую..." |
66 |
Беседа |
Любовная лирика А. А. Фета и
ее
утонченно чувственный психологизм. "Шепот, робкое дыханье...",
"Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Певице", "Еще одно
забывчивое
слово...", "На качелях" и др. Гармония и музыкальность поэтической
речи
и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. |
67* |
Беседа.
Практикум |
Сопоставительный анализ
стихов
Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля двух поэтов. Домашнее
сочинение
по лирике Тютчева и Фета. |
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
68 |
Лекция.
Беседа |
А. К. Толстой. Жизнь и
творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.
Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. "Слеза
дрожит
в твоем ревнивом взоре...", "Против течения", "Государь ты наш
батюшка...".
|
69* |
Урок
внеклассного чтения |
Любовная лирика А. К.
Толстого.
"Средь шумного бала, случайно...", "Острою секирой ранена
береза...".
Романсы на стихи А. К. Толстого. |
70* |
Урок
контроля |
Анализ одного стихотворения
русского поэта середины XIX
века
(по выбору учащихся). |
71* |
Лекция |
Реализм в литературе Европы
и
Америки. |
72* |
Урок внеклассного
чтения |
Ги де Мопассан.
"Ожерелье".
Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции
новеллы |
73* |
Урок внеклассного
чтения |
Г. Ибсен. "Кукольный
дом".
Социально-нравственные проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме.
Особенности
конфликта. |
74 |
Лекция. Беседа
|
И. А. Гончаров. Жизнь и
творчество. Место романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная
история" --
"Обломов" -- "Обрыв". Особенности композиции романа. Его
социальная и нравственная проблематика. |
75 |
Беседа
|
Обломов -- "коренной
народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и
смерти.
Герои романа в их отношении к Обломову. |
76 |
Беседа |
"Обломов" как роман о
любви. Авторская позиция и способы ее выражения в
романе. |
77--78* |
Семинар |
Роман "Обломов" в
русской
критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В.
Дружининым.
"Обломовщина" как общественное явление. И. А. Гончаров как
литературный
критик. |
79--80* |
Уроки
контроля |
Зачетная работа за первое
полугодие |
II
полугодие |
||
81 |
Лекция. Беседа
|
А. Н. Островский.
Жизнь и творчество. Традиции русс.кой драматургии в его творчестве.
"Отец
русского театра" |
82 |
Практикума
|
Драма "Гроза". История
создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.
Своеобразие конфликта.
Смысл названия. |
83 |
Беседа
|
"Гроза". Город Калинов и
его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "темного
царства". |
84 |
Практикум
|
Протест Катерины против
"темного
царства". Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика
пьесы.
Обучение анализу эпизода. |
85--86 |
Семинар
|
Споры критиков вокруг драмы
"Гроза".
Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева.
Подготовка к домашнему сочинению по драме
"Гроза" |
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
87*--88* |
Уроки
внеклассного чтения |
Любовь в пьесах А. Н.
Островского "Гроза", "Снегурочка",
"Бесприданница". |
89*--90* |
Лекция.
Беседа |
А. Н. Островский. "Лес".
Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл
и символика
комедии. |
91 |
Лекция
|
Н. А. Некрасов. Жизнь и
творчество (с обобщением ра.нее изученного). Социальная трагедия народа
в городе
и деревне. Судьба народа как предмет лиричес.ких переживаний страдающего
поэта. "В дороге", "Еду ли ночью по улице темной...", "Забытая
деревня"
и др. |
92 |
Практикум |
Героическое и жертвенное в
образе разночинца-народолюбца. "Рыцарь на час", "Умру я
скоро...", "Блажен
незлобивый поэт..." и др. |
93 |
Практикум
|
Н. А. Некрасов о поэтическом
труде. Поэтическое творчество как служение народу. "Поэт и
Гражданин", "Элегия",
"Вчерашний день, часу в шестом...", "Музе", "О Муза! я у двери
гроба...",
"Сеятелям", "Праздник жизни -- молодости годы..." и
др. |
94* |
Беседа |
Особенности поэтических
интонаций в лирике Некрасова. "Надрывается сердце от муки...",
"Душно!
Без счастья и воли...", "Под жестокой рукой
человека..." |
95 |
Беседа |
Тема любви в лирике Н. А.
Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. "Мы с тобой
бестолковые
люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Тройка", "Внимая
ужасам
войны..." и др. |
96 |
Лекция. Беседа
|
"Кому на Руси жить
хорошо":
замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ "Пролога" глав
"Поп",
"Сельская ярмонка". |
97--98* |
Практикум
|
Многообразие крестьянских
типов
в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы осмысления Н. А. Некрасовым народного бунта. Образы
помещиков
и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема
социального
и духовного рабства. |
99 |
Беседа
|
Образы народных заступников
в
поэме "Кому на Руси жить хорошо".
Гриша
Добросклонов. |
100 |
Практикум |
Фольклорные традиции и
народно-поэтическая стилистика поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
Особенности
языка поэмы. Подготовка к домашнему
сочинению
по творчеству Н. А. Некрасова |
101 |
Лекция
|
И. С. Тургенев. Жизнь и
творчество (с обобщением ранее изученного). "Записки охотника" и их
место
в русской литературе. |
102 |
Беседа
|
И. С. Тургенев -- создатель
русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя.
История
создания романа "Отцы и дети". |
103 |
Беседа
|
Духовный конфликт поколений
и
мировоззрений в ро.ма.не "Отцы и дети". Базаров -- герой своего
времени.
|
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
104 |
Беседа
|
"Отцы" и "дети" в
романе "Отцы и дети". Сторонники и противники
Базарова. |
105 |
Беседа
|
Любовь в романе "Отцы и
дети". |
106 |
Практикум |
Анализ эпизода
"Смерть
Базарова". |
107--108 |
Семинар
|
Споры в критике вокруг
романа "Отцы
и дети". Подготовка к домашнему сочинению. |
109 |
Лекция.
Беседа |
Л. Н. Толстой. Жизнь и
творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания.
Нравственная
чистота писательского взгляда на мир и человека. |
110--111* |
Уроки внеклассного
чтения |
Правда о войне в
"Севастопольских
рассказах" Л. Н. Толстого. |
112 |
Лекция.
Беседа |
История создания романа
"Война
и мир". Особенности жанра. Образ автора в романе. |
113--114 |
Беседа
|
Жизненные искания Андрея
Болконского и Пьера Безухова. |
115 |
Практикум
|
Женские образы в романе
"Война
и мир". |
116 |
Беседа
|
Семья Болконских и семья
Ростовых. |
117--118 |
Беседа. Практикум
|
Тема народа в романе
"Война и
мир". Философский смысл образа Платона Каратаева. |
119 |
Практикум
|
Кутузов и Наполеон:
сопоставительный
анализ образов |
120--121* |
Семинар |
Проблема истинного и ложного
в
романе "Война и мир". |
122--123* |
Практикум |
Художественные особенности
романа "Война и мир". |
124*--125* |
Лекция.
Беседа |
Духовные искания Л. Н.
Толстого
и их отражение в позднем творчестве писателя. Обзор романов "Анна
Каренина",
"Воскресение", повести "Хаджи-Мурат". |
126*--127* |
Урок
контроля |
Классное сочинение по
творчеству Л. Н. Толстого. |
128 |
Лекция.
Беседа |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и
судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические
взгляды. |
129 |
Семинар
|
Образ Петербурга в русской
литературе. Петербург
Ф. М. Достоевского. |
130--131 |
Беседа
|
История создания романа
"Преступление и наказание". "Маленькие люди" в
романе
"Преступление и наказа.ние", проблема социальной
несправедливости и
гуманизм писателя. |
132--133* |
Беседа |
Духовные
искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория
Раскольникова.
Истоки его бунта |
134 |
Беседа
|
"Двойники"
Раскольникова. |
135 |
Беседа
|
Значение образа Сони
Мармеладовой в романе "Преступление и наказание".
|
136* |
Практикум |
Композиционная роль эпилога
в
романе "Преступление и наказание". |
.. |
Вид
урока. Основные виды |
Тема урока.
Основное
содержание |
137*--138* |
Семинар
|
Мастерство Ф. М.
Достоевского в
романе "Преступление и наказание". Полифонизм романа. Оценка романа в
статье
Н. Н. Страхова "Преступление и наказание". Подготовка к домашнему
сочинению. |
139*--140* |
Урок
внеклассного чтения |
Обзор романа Ф. М.
Достоевского
"Идиот". Проблемы и герои романа. |
141--142* |
Лекция.
Беседа |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь
и
творчество. Пробле.матика и поэтика сказок М. Е.
Салтыкова-Щедрина. |
143--144 |
Беседа. Практикум
|
М. Е. Салтыков-Щедрин
"История
одного города". Замысел, история создания, жанр и композиция романа.
Образы
градоначальников. |
145* |
Практикум |
Особенности стиля М. Е.
Салтыкова-Щедрина. Подго.товка к домашнему сочинению по анализу
эпизода. |
146 |
Лекция.
Беседа |
Н. С. Лесков. Жизнь и
творчество. |
147 |
Практикум
|
"Очарованный странник".
Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. |
148* |
Лекция.
Беседа |
Поэтика названия сказа
"Очарованный
странник". Особенности жанра и композиции. |
149* |
Урок
внеклассного чтения |
Н. С. Лесков. "Тупейный
художник". Самобытный характер и необычная судьба русского
человека |
150* |
Урок
внеклассного чтения |
"Две Катерины" (по пьесе
А.
Н. Островского "Гроза" и рассказу Н. Лескова "Леди Макбет Мценского
уезда") |
151* |
Лекция.
Беседа |
Россия в 1880--1890 годы.
Идеологическая и политическая обстановка в стране. Характеристика
русской литературы
1880--1900 годов. Творчество писателей-клас.сиков. Особенности прозы и
поэзии
конца XIX
века |
152 |
Урок
внеклассного чтения |
К. Хетагуров. Жизнь и
творчество. Специфика сборника "Осетинская
лира" |
153--154* |
Лекция. Беседа |
Символизм в Европе. А.
Рембо. "Пьяный
корабль". Формирование художественных идеалов символизма в русской
литературе1880--1890 годов |
155 |
Лекция. Беседа |
А. П. Чехова. Жизнь и
творчество. Особенности рассказов начала 80-х
годов. |
156 |
Беседа. Практикум
|
Проблемы рассказов А. П.
Чехова
90-х годов. Анализ рассказов "Палата . 6",
"Студент". |
157 |
Беседа. Практикум
|
Проблемы рассказов А. П.
Чехова
90-х годов. Анализ рассказов "Дом с мезонином", "Дама с собачкой",
"Попрыгунья". |
158 |
Беседа |
Многообразие
философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
"Скучная
история", "Случай из практики", "Черный
монах" |
159 |
Беседа.
|
А. П.
Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов "Маленькая трилогия":
"Человек
в футляре", "Крыжовник", "О любви". |
160 |
Практикум
|
Душевная деградация человека
в
рассказе А. П. Чехова "Ионыч". |
161 |
Практикум |
Особенности драматургии А.
П.
Чехова. |
162--163 |
Беседа.
Практикум |
А. П. Чехов. "Вишневый
сад":
история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского
гнезда. |
164 |
Беседа |
Символ сада в комедии
"Вишневый
сад". Подготовка к домашнему сочинению. |
165 |
Практикум |
Своеобразие чеховского
стиля. |
166--167* |
Зачетные
уроки |
Зачетная работа за второе
полугодие. |
168--169 |
Диспут |
Итоговый урок. Нравственные
уроки русской и зарубежной литературы XIX века. |
170 |
Беседа |
Итоги года и задание на
лето. |