TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Наталья Миронова

 

 

Изучение литературы в 10 классе

Александр Николаевич Островский.

Урок 39. " Я тружусь всю жизнь " . Слово о драматурге.

В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов:

  1. Страницы истории театра (информация).
  2. своеобразие тем драматических произведений;
    особенности героев (сословия);
    принципы раскрытия характеров.

    Д. И. Фонвизин,
    А. С. Грибоедов,
    А. С. Пушкин,
    Н. В. Гоголь.

  3. Особенности пьес Островского.
  4. " Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в " тройке " , ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз " . (В. Г. Маранцман).

    Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров.

  5. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба.
  6. Жители Замоскворечья, работа в совестном и коммерческом судах, где основные " клиенты " - купцы. Наблюдения за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни.

  7. Невероятная трудоспособность писателя. Итог - 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
  8. Творческий путь.
  1. Особенности стиля Островского.

Итоговые вопросы: Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?

Урок 40. "Гроза" - "... самое решительное произведение Островского" .

На уроке можно организовать работу в группах.

1 группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой).

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

2 группа. Значение названия пьесы "Гроза" (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом).

Вывод. Смысл заглавия:

3 группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом) .

Работая над афишей, следует отметить говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые - старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной.

"Хозяева жизни":

"Жертвы":

Дикой: "Ты червяк. Захочу - помилую, захочу  - раздавлю".

Кабаниха: "Давно вижу, что вам воли хочется". "Вот куда воля-то ведет".

Кудряш: "Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится".

Феклуша: "И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный".

Кулигин: "Лучше уж стерпеть".

Варвара: "И я не обманщицей была, да выучилась". "А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было".

Тихон: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!"

Борис: "Не по своей воле еду: дядя посылает".

Вопросы классу: Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша? Как понять такое определение  - "зеркальные" образы?

4 группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)

  1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
  1. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
  1. Использование приема контраста и сопоставления:

Урок 41. Мы идем по городу Калинову. "Жестокие нравы, сударь, в
нашем городе ..."

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

  1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
  2. "Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и т. п. - это принципы жизни в городе.

  3. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
  4. "Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и т. п.  - это принципы жизни в семье.

    Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

    Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

    Вопросы для обсуждения:

  5. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина ).
  6. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст ).
  7. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче - действие 3, явл. 1; о других странах  - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба - действие 4, явл. 1.)
  8. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума. )
  9. Кого мы можем считать "хозяевами города"? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное появление - вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену ).
  10. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху ).

Дикой и Кабаниха - "хозяева" "темного царства". Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:

Дикой:

Кабаниха:

О нем:

"ругатель"; "как с цепи сорвался".

О ней:

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо".

Он сам:

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе - ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, т.   к. ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Так "ломает" "темное царство" неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Уроки 42 - 43. "Такая уж я зародилась горячая". Протест Катерины
против "темного царства".

В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Вопросы для обсуждения на уроке:

  1. Почему мы не можем назвать ее ни "жертвой", ни "хозяйкой"? (Ответ в чертах ее характера ).
  2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться ).
  3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
  4. В детстве:

    В семье Кабановых:

    "Точно птичка на воле", "маменька души не чаяла", "работать не принуждала".

    Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

    "Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

    Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

    Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

    Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

    Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе.

    Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему.

    (Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

  5. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души ).
  6. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения. )
  7. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: "Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его". Сцена свидания: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Сцена прощания: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры. )
  8. Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины   - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности. )
  9. Сможет ли город Калинов жить по-старому?
  10. Уроки 44 - 45. "Я верю в колдовство любви". Любовь в пьесах
    Островского.

    Все три пьесы Островского ("Гроза" - 1860 г., "Снегурочка" - 1873 г., "Бесприданница" - 1879 г.) - о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения одной темой.

    Задания и вопросы для обсуждения:

  11. Что объединяет эти пьесы?
  1. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются. Смотри схемы .)
  2.  

    Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира "темного царства" Любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)

  3. Как оценить измену? Катерина изменила мужу, Снегурочка Лелю, Лариса жениху. Осудить? Оправдать? Понять?
  4. Почему герои не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а, значит, сильнее других. Борис и Тихон - зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев - тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)
  5. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви:

"Гроза":

Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает "темное царство", вообще нет реплик со словом "любить". Реплики со словом "любить" раскрывают характер героев: Катерина: "Давно люблю"; Борис: "Уж я коли полюбил", "кабы вы знали, как я люблю вас", но "никто и не узнает про нашу любовь".

"Снегурочка":

Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь - это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь  - товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря - путь от "осыплю дарами", "цены своей не знаешь" до гибели во имя любви.

"Бесприданница":

Любовь  - это путь Ларисы от реплики "я еще только хочу полюбить". Далее идет деградация любви: "все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь"; "кабы любовь была равная"; "уж я не верую в любовь"; "я любви искала и не нашла, ее нет на свете". Для других героев любовь - товар:

    • Вожеватов, Кнуров   - Лариса - бриллиант;
    • Карандышев - Лариса - кукла;
    • Паратов - Лариса - вещь ("не могу уступить");
    • Кнуров, Вожеватов   - Лариса - вещь (разыгрывают в орлянку);
    • Карандышев - Лариса - вещь;
    • Лариса о себе - вещь.
  1. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?
  2. "Снегурочка" - мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (70-е годы.) - поэтому бобыль и бобылиха - олицетворение мира наживы.

    "Гроза" - "темное царство" не примет любви Катерины.

    "Бесприданница" - самый трагичный мир (80-е годы) - в нем любовь невозможна.

  3. Победила или побеждена героиня?
  4. Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: "Кто любит, тот будет молиться". )
  5. Итог:

    Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

    Синий огонь кипит в отчаянных очах.

    Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

    И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

    П. Вегин .

    Уроки 46 - 47. "Что тут должен делать критик?". Споры вокруг
    драмы "Гроза".

    Споры вокруг "Грозы" определяются, во-первых, природой жанра, т. к. произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых,  - своеобразием содержания, т. к. в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих,  - активным развитием критической мысли в данный период.

    Уроки могут быть проведены с тремя группами учащихся.

    Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса "Гроза" - драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают "Грозу" как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли "Гроза" такому определению?

    Определения

    В пьесе

    "... особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием". ("Литературоведческий словарь" под ред. Л.   И.   Тимофеева).

    Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини.

    "Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий". (В. Белинский). "Она нуждается в благородных характерах". (Аристотель).

    Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии.

    "... Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития". ("Литературоведческий словарь").

    Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: "темное царство" - пробуждающаяся личность.

    Изменение исходной позиции в конце трагедии.

    Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом - все стало иным.

    Вывод . Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают "Грозу" до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, т. к. героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

    Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н.   Добролюбова "Луч света в "темном царстве" (1860), Д.   Писарева "Мотивы русской драмы" (1864) и Ап.   Григорьева "После "Грозы" Островского" (1860).

  6. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:
  1. Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева - это полемика с Добролюбовым.
  1. Взгляды Ап. Григорьева.

Группа театроведов.

Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка - это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках.

Вывод . Разноплановое сценическое воплощение драмы "Гроза" является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или "луч света", сила в ней или слабость, последняя сцена - протест или смирение?

Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму "Гроза", и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.



Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100