Изучение литературы в 10 классе
Александр Николаевич Островский.
Урок 39. " Я тружусь всю жизнь " . Слово о драматурге.
В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов:
своеобразие тем драматических произведений; |
Д. И. Фонвизин, |
" Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в " тройке " , ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз " . (В. Г. Маранцман).
Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров.
Жители Замоскворечья, работа в совестном и коммерческом судах, где основные " клиенты " - купцы. Наблюдения за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни.
Итоговые вопросы: Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?
Урок 40. "Гроза" - "... самое решительное произведение Островского" .
На уроке можно организовать работу в группах.
1 группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой).
Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
2 группа. Значение названия пьесы "Гроза" (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом).
Вывод. Смысл заглавия:
3 группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом) .
Работая над афишей, следует отметить говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые - старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной.
"Хозяева жизни": |
"Жертвы": |
Дикой: "Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю". Кабаниха: "Давно вижу, что вам воли хочется". "Вот куда воля-то ведет". Кудряш: "Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится". Феклуша: "И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный". |
Кулигин: "Лучше уж стерпеть". Варвара: "И я не обманщицей была, да выучилась". "А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Тихон: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" Борис: "Не по своей воле еду: дядя посылает". |
Вопросы классу: Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша? Как понять такое определение - "зеркальные" образы?
4 группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
Урок 41. Мы идем по городу Калинову. "Жестокие нравы, сударь, в
нашем городе ..."
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?
Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и т. п. - это принципы жизни в городе.
"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и т. п. - это принципы жизни в семье.
Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?
Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.
Вопросы для обсуждения:
Дикой и Кабаниха - "хозяева" "темного царства". Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой: |
Кабаниха: |
О нем: "ругатель"; "как с цепи сорвался". |
О ней: "все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо". |
Он сам: "дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе - ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; разбойник"; "аспид"; "дурак" и др. |
Она сама: "вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др. |
Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур. |
Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом. |
Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, т. к. ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
Результаты действий этих героев:
Так "ломает" "темное царство" неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
Уроки 42 - 43. "Такая уж я зародилась горячая". Протест Катерины
против "темного царства".
В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Вопросы для обсуждения на уроке:
В детстве: |
В семье Кабановых: |
"Точно птичка на воле", "маменька души не чаяла", "работать не принуждала". Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. |
"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи". Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?" |
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). |
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие. |
Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе. |
Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему. |
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
Уроки 44 - 45. "Я верю в колдовство любви". Любовь в пьесах
Островского.
Все три пьесы Островского ("Гроза" - 1860 г., "Снегурочка" - 1873 г., "Бесприданница" - 1879 г.) - о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения одной темой.
Задания и вопросы для обсуждения:
Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира "темного царства" Любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)
"Гроза":
Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает "темное царство", вообще нет реплик со словом "любить". Реплики со словом "любить" раскрывают характер героев: Катерина: "Давно люблю"; Борис: "Уж я коли полюбил", "кабы вы знали, как я люблю вас", но "никто и не узнает про нашу любовь".
"Снегурочка":
Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь - это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь - товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря - путь от "осыплю дарами", "цены своей не знаешь" до гибели во имя любви.
"Бесприданница":
Любовь - это путь Ларисы от реплики "я еще только хочу полюбить". Далее идет деградация любви: "все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь"; "кабы любовь была равная"; "уж я не верую в любовь"; "я любви искала и не нашла, ее нет на свете". Для других героев любовь - товар:
"Снегурочка" - мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (70-е годы.) - поэтому бобыль и бобылиха - олицетворение мира наживы.
"Гроза" - "темное царство" не примет любви Катерины.
"Бесприданница" - самый трагичный мир (80-е годы) - в нем любовь невозможна.
Итог:
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П. Вегин .
Уроки 46 - 47. "Что тут должен делать критик?". Споры вокруг
драмы "Гроза".
Споры вокруг "Грозы" определяются, во-первых, природой жанра, т. к. произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых, - своеобразием содержания, т. к. в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих, - активным развитием критической мысли в данный период.
Уроки могут быть проведены с тремя группами учащихся.
Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса "Гроза" - драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают "Грозу" как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли "Гроза" такому определению?
Определения |
В пьесе |
"... особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием". ("Литературоведческий словарь" под ред. Л. И. Тимофеева). |
Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. |
"Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий". (В. Белинский). "Она нуждается в благородных характерах". (Аристотель). |
Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. |
"... Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития". ("Литературоведческий словарь"). |
Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: "темное царство" - пробуждающаяся личность. |
Изменение исходной позиции в конце трагедии. |
Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом - все стало иным. |
Вывод . Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают "Грозу" до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, т. к. героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.
Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова "Луч света в "темном царстве" (1860), Д. Писарева "Мотивы русской драмы" (1864) и Ап. Григорьева "После "Грозы" Островского" (1860).
Группа театроведов.
Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка - это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках.
Вывод . Разноплановое сценическое воплощение драмы "Гроза" является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или "луч света", сила в ней или слабость, последняя сцена - протест или смирение?
Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму "Гроза", и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.