TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Наталья Миронова

 

 

Изучение литературы в 10 классе

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика.

Урок 7. Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути. "Пушкин - это наше все".

Приступая к изучению темы "Пушкин", учитель, во-первых, должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы основной школы, и найти "золотую середину" между сухим рассказом о биографии поэта, который легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся повествованием о наиболее интересных страницах биографии поэта. Читателей-школьников, которые недавно отметили 200-летний пушкинский юбилей, привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: "Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:

Основные периоды жизни
и творчества Пушкина

Характерные
черты периода

Наиболее значительные произведения, созданные в этот период

Лицейский период (1813 - 1916 гг.)

   

Петербургский период (1817 - 1820 гг.)

   

Период южной ссылки (1820 - 1824 гг.)

   

Период ссылки в Михайловское
(182 4- 1826 гг.)

   

Творчество II половины 20-х годов. (1826 - 1830 гг.)

   

Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)

   

Творчество 30-х годов (1831 - 1836 гг.)

   

Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны четко усвоить идейно-эстетические позиции Пушкина в каждый период его творчества, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики. Учащиеся уже обращались к поэзии Пушкина в классах основной школы, подробно знакомились с его лирическими произведениями в 9 классе. В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению лирики Пушкина  - обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, проблемно-содержательный анализ романа "Евгений Онегин".

На первых уроках по изучению произведений, Пушкина стоит вспомнить основные этапы его биографии и творческого пути, заполнить хронологическую таблицу его жизни и творчества, записав в классе или дома характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода.

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание"), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина южного периода. Появляются и "южные" поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, которые находятся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из южных поэм.

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия "Борис Годунов", которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии?
  2. Какие картины, характерные для русской жизни XVII века, изображены в трагедии?
  3. Какие социальные силы противостоят в пьесе?
  4. Почему автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и в центре его изображения  - нравственные мучения царя?
  5. Какую роль играет в трагедии образ "мнения народного"? Как народ относится к царской власти?
  6. Как автор понимает роль народа в истории?
  7. В чем своеобразие композиции трагедии "Борис Годунов"?
  8. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?
  9. В период после поражения декабристского восстания (1826 - 1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях "В Сибирь", "Арион", "Анчар".

    В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть ("Брожу ли я вдоль улиц шумных..."). 30-е годы  - вершина творчества Пушкина. Завершен "Евгений Онегин", лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

    Урок 8. Любовная лирика Пушкина. "Печаль моя полна тобою".

    На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина, стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

    Первый урок по изучению лирики Пушкина можно посвятить теме любви  - высшего проявления духовной жизни человека. Десятиклассники уже знакомились с любовной лирикой поэта в основной школе, знают ее адресатов, поэтому главным в 10 классе должно стать не изучение историко-биографических реалий, ставших поводами для написания любовных стихов, не конкретные факты биографии Пушкина, а выявление их обобщенного смысла, наблюдения над текстовыми особенностями создания лирического образа-переживания.

    Главное место на этом уроке следует отвести учебным исследованиям художественной формы стихотворений о любви, поиску таких их особенностей, которые помогают пониманию глубинных смыслов, то есть обучению интерпретации лирического текста.

    Это возможно, когда знания об этих стихотворениях приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло, что возможно при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы .

    Вопросы и задания к стихотворению "Сожженное письмо":

  10. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?
  11. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?
  12. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих "рваный" ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?
  13. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?
  14. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  15. Какова композиционная роль открытого финала текста?
  16. После анализа стихотворения "Сожженное письмо" можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения "Храни меня, мой талисман..." и "Там, где море тихо плещет...".

    При изучении стихотворений "На холмах Грузии..." и "Я вас любил..." следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в "исследовательское" русло.

    Вопросы и задания к стихотворению "На холмах Грузии...".

  17. Основное настроение стихотворения  - "светлая печаль"? Как вы понимаете эти слова?
  18. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его "вселенский" масштаб?
  19. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?
  20. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании "светлой печали" и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?
  21. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков "Л" и "М" в начале стихотворения?
  22. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов?
  23. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: "ночная мгла"  - "печаль светла"  - "сердце вновь горит"? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  24. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?
  25. Вопросы и задания к стихотворению "Я вас любил...".

  26. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза "Я вас любил"? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол "любил" употреблен в прошедшем времени?
  27. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.
  28. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  29. Можно ли считать, что в стихотворении Пушкина проявилась его "лелеющая душу гуманность" (В. Г. Белинский)?
  30. Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви.

    Урок 9. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. "Восстань, пророк!"

    Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить анализу композиционно-стилистических особенностей стихотворений "Пророк", "Поэту".

    Вопросы и задания к стихотворению "Пророк".

  31. Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
  32. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
  33. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
  34. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
  35. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
  36. Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза "И"?
  37. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
  38. Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
  39. Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
  40. Стихотворение "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной...", 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой "Памятника", но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно "хвалу и клевету" и прислушиваться только к "веленью божию". А в стихотворении "Поэту" автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду "толпы" тем, что он сам  - "свой высший суд". Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма  - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

    Вопросы и задания к стихотворению "Поэту".

  41. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
  42. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис  - развитие тезиса  - антитезис  - синтез?
  43. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
  44. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта "в детской резвости"? Какая лексика характерна для изображения толпы?
  45. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
  46. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
  47. Дома учащиеся могут сделать сопоставительный анализ стихотворения "Поэту" с одним из стихотворений о поэтическом труде: "Памятник", "Эхо", "Поэт", "Поэт и толпа" и др.

    Урок 10. Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. "Нет,
    весь я не умру ..."

    На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина "Моя эпитафия", "Желание", "Элегия", "Завещание". Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. В 30-е годы он уже не хочет умирать:

    О нет, мне жизнь не надоела,
    Я жить люблю, я жить хочу,
    Душа не вовсе охладела,
    Утратя молодость свою...

    Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении "Андре Шенье" (1830 г.) восклицает:

    Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
    Храните рукопись, о други, для себя!
    Когда гроза пройдет, толпою суеверной
    Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
    И, долго слушая, скажите: это он;
    Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
    Взойду невидимо и сяду между вами,
    И сам заслушаюсь...

    Таким образом, Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение "Брожу ли я вдоль улиц шумных".

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

  48. О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя "вдоль улиц шумных", и в компании "юношей безумных", и пред ликом бога " в многолюдном храме"?
  49. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
  50. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
  51. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы ?
  52. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным "ближе к милому пределу"?
  53. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
  54. Вечным проблемам бытия посвящен и "Каменноостровский цикл" стихотворений 1836 года. Это "Отцы-пустынники и жены непорочны...", Из Пиндемонти", "Мирская власть", "Подражание италианскому". Стихотворение "Отцы-пустынники и жены непорочны..." представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого Поста кроме субботы и воскресенья.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения А.С. Пушкина "Отцы-пустынники и жены непорочны".

  55. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
  56. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
  57. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
  58. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено "множество торжественных молитв"? Как понять слова "сердцем возлетать во области заочны"?
  59. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором "змеей сокрытой"? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
  60. Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?
  61. Текст молитвы:

    Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

    (Шмеман А. Великий пост. М., 1993. - С. 28).

  62. Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста?
  63. Господь жизневластитель
    Будь грешника хранитель
    И немощному друг!
    Да праздности недуг
    С томящею печалью,
    Меня не отягчить
    И зов к любоначалью
    Души не совратить.
    Да ввек непраздно слово
    Пребудет лишь готово
    На истину одну!

    Страстей всех тишину,
    Любовью и терпеньем,
    Дай грешнику, молю.
    Ей Господи Царю!
    Дай зреть мне прегрешенье!
    Дел братних осужденье
    От уст моих отринь!
    Да, сердца в умиленьи,
    На мне Отца Святынь
    Узрю благословенье
    Во век веков! Аминь

  64. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие  - приобретать? Почему?
  65. К "Каменноостровскому циклу" примыкает и стихотворение "Когда за городом, задумчив, я брожу...", навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил  - А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

  66. Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?
  67. Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

Наблюдения над поэтической структурой стихотворения, организуемая учителем, помогает прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине "кладбища родового", что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник от него останется.

Урок 11. Тема дороги в лирике Пушкина. "Какое странное, и
манящее, и чудесное в слове "дорога"!"

Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума "Тема дороги в лирике Пушкина", для чего провести учебное исследование в творческих группах учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводят его самостоятельный анализ и сообщают классу о результатах своих наблюдений.

Задание 1.

Прочитайте стихотворение Пушкина "Зимняя дорога".

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
  2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
  3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
  4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
  5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?
  6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: "пробирается луна"  - "отуманен лунный лик"?
  7. Задание 2.

    Прочитайте стихотворение Пушкина "В поле чистом серебрится..."

  8. Каково настроение текста?
  9. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?
  10. Почему 1, 2, 3 строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово "пой" в каждой строфе?
  11. Какими звуками, красками наполнен текст?
  12. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом.
  13. О чем думает и что чувствует лирический герой?
  14. Какой смысл придает тексту открытый финал?
  15. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?
  16. Задание 3.

    Прочитайте стихотворение Пушкина "Дорожные жалобы".

  17. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?
  18. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
  19. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движения, дороги?
  20. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
  21. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
  22. Каков поэтический смысл последнего стиха?
  23. Задание 4.

    Прочитайте стихотворение Пушкина "Телега жизни".

  24. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
  25. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
  26. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
  27. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
  28. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на языковых уровнях и композиционном уровне. Каков их поэтический смысл?
  29. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?
  30. Вывод урока. Тема дороги в лирике Пушкина  - это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь  - это движение, а жизненные дороги  - это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.

     

    Александр Сергеевич Пушкин. "Евгений Онегин"

    Урок 12. "Евгений Онегин": творческая история романа. Особенности
    жанра и композиции. Онегинская строфа. "Пишу не роман, а роман в стихах ..."

    На изучение романа в стихах "Евгений Онегин" в 10 классе можно отвести 7 - 8 уроков. Роман должен быть прочитан учащимися самостоятельно, т. к. методика работы с ним рассчитана на проблемное изучение.

    На первом уроке, посвященном творческой истории романа, особенностям его замысла, сюжета, композиции и системы образов, необходимо пройти с учениками путь от выявления первых читательских впечатлений до осознания сложной композиционной структуры романа. Работа на последующих уроках поможет ребятам приблизиться к пониманию романа как динамической художественной системы.

  31. Выявляя первичное читательское восприятие учащихся, обратить их внимание на неоднозначную оценку романа современниками, например, Н.   А.   Полевым и Е.   А.   Баратынским, на точки зрения А.   Герцена, Н.   Гоголя, И.   Гончарова, Ф.   Достоевского, рассказать о том, что роман выходил главами, указать на новаторский характер реалистического романа, увидевшего свет в период приоритетов романтической художественной традиции.
  32. Познакомить учащихся с черновым планом романа "Евгений Онегин", состоящего по замыслу из 9 глав, и, сопоставив замысел с окончательным вариантом, определить, почему автор изменил первоначальный план, какие события, важные для истории России и биографии Пушкина, произошли в период работы над романом и как они могли изменить его композиционную структуру.
  33. Почему в посвящении П. А. Плетневу автор называет роман "собраньем пестрых глав", почему в конце первой главы, когда автор "думал уж о форме плана", он пишет о противоречьях, которые он не хочет исправить, почему, наконец, в VIII главе мы читаем:
  34. И даль свободного романа
    Я сквозь магический кристалл
    Еще не ясно различал.

    Что значит "свободный роман"? От чего свободный?  - Прежде всего, от тех норм и правил, которые регламентировали создание художественных произведений во времена Пушкина.

  35. Выявление основных сюжетно-композиционных особенностей романа. Основные положения лекции учащиеся запишут в тетрадь:
  1. Почему Пушкин подчеркивал: "Пишу не роман, а роман в стихах  - дьявольская разница..."?
  2. Индивидуальное задание. Сопоставить поэму "Цыганы" с романом "Евгений Онегин", проследить в них общее и особенное в чертах главных героев, специфике романтического и реалистического стиля.

  3. Выявить особенности онегинской строфы, ее композиционно-стилевую роль в романе.
  4. Урок 13. Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути.
        Онегин и Ленский. "Был ли счастлив мой Евгений?"

    В центре урока  - проблемная характеристика образа Онегина. Для этого учащимся нужно перечитать I, II и VI главы романа и подумать над вопросами: Почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?

    Основные этапы урока:

  5. Рассказы учащихся об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании, занятиях в течение дня. В беседе с учащимися можно выяснить, каково отношение Онегина к театру (стр. XVII - XXII), как характеризует его убранство кабинета (стр. XXIII - XXVIII), каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV). Главный вопрос I части урока  - каковы причины разочарования Онегина в жизни, почему он не смог создать свой духовный мир на основе привязанности к чтению, к поэтическому труду? Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? ("Был ли счастлив мой Евгений?").
  6. Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и их отношении к труду, природе, творчеству (стр. XLIII -XLVI).
  7. Сопоставление Онегина и Ленского (гл. II, стр. VI - XIX) Как понять слова автора "от делать нечего друзья"?
  8. Анализ сцены дуэли. Что побудило Онегина принять вызов Ленского (гл. VI, стр. IX -XII, XXVIII, XXX- XXXI)? Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли (стр. XXXIII - XXXIV)? Почему автор не ведет Ленского ни по одному из предполагаемых путей, а рисует его гибель?
  9. Сообщение учащихся по индивидуальному домашнему заданию, полученному на предыдущем уроке.
  10. Выводы урока. Онегин  - представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха  - Онегин.

    Урок 14. Татьяна Ларина  - пушкинский идеал женщины. Татьяна и
    Ольга. "Татьяна, милая Татьяна!"

    В центре урока  - проблемная характеристика образа Татьяны. Для этого учащимся нужно перечитать II, III, V, VII главы и подумать над вопросами:  Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним? Какова композиционная роль сна Татьяны? Что понимает Татьяна в Онегине в VII главе и как это ее характеризует?

     

    Основные этапы урока:

  11. Выявление характерных черт облика Татьяны в конце II  - начале III главы (гл. II, стр. XXIV - XXIX). Обсуждение вопросов: В какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (стр. XXX - XXXIV)? Почему она дома "казалась девочкой чужой"?
  12. Сопоставление образов Татьяны и Ольги (гл. II, стр. XXI - XXIX, гл. III, стр. V) .
  13. Проблемная беседа по вопросам: Как изменился внутренний мир Татьяны в III главе (стр. VII - X, XII)? Каково авторское отношение к любви Татьяны (стр. XV)?
  14. Анализ диалога Татьяны и няни (стр. XVI-XXI, XXXII-XXXV ). Анализ сцены ожидания Татьяной приезда Онегина (стр. XXXVIII -XXXIX, XL- XLI). Каковы способы изображения душевного состояния Татьяны в этих сценах?
  15. Проблемный анализ образа Татьяны в V главе. Каково отношение Татьяны к природе, к народным обычаям? Какой смысл при этом выявляется? Анализ сна Татьяны. Как сон характеризует героиню? Какова роль образов-символов в сне?
  16. Анализ сцены именин. Как чувствует себя Татьяна в сцене именин? Аргументируйте свое мнение текстом. Почему Онегину тоже неуютно на именинах?
  17. Анализ сцены посещения Татьяной дома Онегина в VII главе. Какой предстает Татьяна в доме Онегина? Какие качества ее характера подчеркивает автор в этой сцене? Как чувствует себя Татьяна в окружении московского дворянства? Каков его облик? Каковы приемы изображения внутреннего мира Татьяны?
  18. Выводы урока. Татьяна  - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий жизни, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания.

    Урок 15. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. "А
    счастье было так возможно ..."

    К уроку учащимся нужно перечитать IV и VIII главы романа и подумать над вопросами: Какова эволюция отношений Татьяны и Онегина? Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в VIII главе? Характерно ли оно для каждого из них? Какова композиционная роль истории любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне?

    Урок можно провести на основе изучения и сопоставления IV и VIII глав романа.

    Основные этапы урока:

  19. Наблюдения за развитием событий в IV главе. Почему, по-вашему, первые шесть строф IV главы заменены автором отточиями. Определите состояние главных героев. Подумайте, почему события развиваются именно в такой последовательности. (Авторская оценка Онегина  - отповедь  - авторская оценка отповеди  - рассуждения повествователя о друзьях, родне, любви  - страдания Татьяны  - картины счастливой любви Ольги и Ленского  - жизнь Онегина в деревне  - наступление зимы  - разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе, именинах Татьяны - такое расположение событий подчеркивает развитие чувства Татьяны к Онегину ).
  20. Анализ сцены объяснения. Какие черты характера Онегина проявляются в сцене объяснения? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? Зачем в композицию главы автор включает картины счастливой любви Ольги и Ленского? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь "домашним кругом", а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви ).
  21. Анализ эволюции образа Татьяны в VIII главе. Проследите сюжетную цепь VIII главы. Как проявляются в ней принципы композиционного параллелизма? Почему развитие образов Онегина и Татьяны в IV и в VIII главах как бы находятся в зеркальном отражении? (Рассуждения автора о своей юности и начале поэтического творчества  - рассуждения автора об Онегине, после дуэли пустившемся в странствия  - описание облика Татьяны на петербургском балу и ее встреча с Онегиным  - Онегин полюбил Татьяну  - Онегин страдает  - письмо  - снова хандра  - наступление весны  - сцена объяснения  - прощание автора с читателем - такое расположение событий подчеркивает развитие чувства Онегина к Татьяне, они как бы поменялись ролями. Но Онегин опять изменил себе ("Как я ошибся, как наказан...), а Татьяна осталась прежней, сменив только свой внешний облик ).
  22. Каковы авторские приемы изображения внутреннего состояния героев в VIII главе? Почему Татьяна в VIII главе рисуется глазами Онегина? Какова авторская оценка поступков Онегина? Что больше всего его поразило в Татьяне и почему? Какие качества характера Татьяны проявляются в сцене объяснения? Как изменились Татьяна и Онегин в VIII главе?

  23. Знакомство с "Путешествиями Онегина". Прочитайте "Путешествия Онегина" и сохранившиеся фрагменты X главы. Что изменилось в Онегине в период странствий? Почему Пушкин посчитал X главу лишней в своем романе? Мог ли Онегин стать декабристом?
  24. Практическая работа. Сопоставьте письма Онегина и Татьяны. Найдите в них сходные места, фрагменты, построенные по одинаковому композиционному плану, близкие синтаксические конструкции, одну и ту же лексику. Какой смысл выявляется при этом сопоставлении? Какие черты характеров героев проявляются в письмах? Искренен ли Онегин в своем письме?
  25. Сопоставление двух любовных линий романа. Каков характер изображения Пушкиным любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны? Какова композиционная роль истории любви Ленского и Ольги? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух любовных историй? Похожи ли Татьяна и Онегин? Есть ли основания для их сопоставления.
  26. Итогом урока может стать составление таблицы "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина":

     

    Общее

    Различное

    Самобытность Татьяны "неподражательная странность" Онегина.

    Ее мечтательность, его "мечтам невольная преданность".

    Она скучает в обществе, он нелюдим.

    Ему "труд упорный был тошен", и "ее изнеженные пальцы не знали игл".

    И он, и она любят читать, находят утешение в книгах.

    Близость Татьяны к народным основам жизни" и оторванность Онегина от народных корней.

    Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и умудренность жизненным опытом у Онегина.

    Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

    Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

     

     

    Урок 16. Образ автора и его композиционная роль в романе. "Там
    некогда гулял и я ..."

    К уроку школьникам необходимо перечитать лирические отступления романа и строфы, рисующие облик автора-повествователя и подумать над вопросами: Какой смысл выявляется при сопоставлении автора и Онегина? автора и Татьяны? автора и Ленского? диалогов автора с читателем? Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию "энциклопедии русской жизни"?

    Действительно, уже в первой главе мы видим два лика автора: автор-повествователь и автор-персонаж.

    Основные этапы урока:

  27. Докажите, что автор  - друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают? (Гл. I, стр. XLV -XLVI, LVI).
  28. Докажите, что автор  - покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в стилистике повествования о Татьяне?
  29. Каково авторское отношение к романтической поэзии Ленского? Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий?
  30. Какова авторская оценка конфликтов, проявившихся во взаимоотношениях между героями? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни?
  31. Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль?
  32. О чем размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях? Как это его характеризует?

Выводы урока. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах "энциклопедии русской жизни".

Урок 17. Белинский о романе "Евгений Онегин". "Здесь его чувства,
понятия, идеалы ..."

К уроку нужно прочитать восьмую и девятую статьи В. Г. Белинского о Пушкине. Сделать выдержки из статей на темы:

  1. "Герои романа "Евгений Онегин" в оценке Белинского";
  2. "Энциклопедия русской жизни в романе Пушкина".

Индивидуальное задание: подготовить сообщение "Оценка романа Белинским как самого задушевного произведения Пушкина".

В центре урока  - обсуждение основных положений статей Белинского о романе "Евгений Онегин".

Основные этапы урока:

  1. Индивидуальное сообщение учащегося об оценке романа Белинским как самого задушевного произведения Пушкина. Главный смысл сообщения: в романе "Евгений Онегин" "с такою полнотою, светло и ясно... отразилась личность Пушкина; здесь вся его жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия идеалы".
  2. Обсуждение оценок Белинским главных героев романа.
  1. Онегин в оценке Белинского. Как объясняет Белинский причины разочарования Онегина? В чем сложность его характера?
  1. Татьяна в оценке Белинского. В чем, по Белинскому, глубина и сила характера Татьяны? Каковы соотношения разума и чувства в ее характере? Как критик объясняет ее изменения в VIII главе?
  1. Ленский в оценке Белинского. Почему Белинский считает характер Ленского "чуждым действительности"? В чем причина гибели героя? Какой смысл вкладывал Белинский в понятие "романтик"?

Прав ли Белинский, считавший, что для Ленского будущее скорее всего развивалось бы по второму пути, указанному автором?

  1. Ольга в оценке Белинского. Совпадают ли оценки Ольги Пушкиным и Белинским? Что значит "зависеть от привычки"? Почему Белинский пишет о ней с иронией?

Вывод урока. Оценки главных героев Белинским показывают, что это герои реалистического произведения.

Уроки 18 - 19. Пушкинская эпоха в романе. "Евгений Онегин как
"энциклопедия русской жизни".

Уроки можно провести в форме семинарского занятия повторительно-обобщающего типа, которое поможет систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках, и подготовиться к сочинению по роману "Евгений Онегин".

План семинара.

  1. Типические черты пушкинского времени в характерах главных героев.
  2. Характерные черты русского человека в образе автора.
  3. Приметы жизни и быта пушкинской эпохи и их роль в романе. (Три слоя русского дворянства, жизнь провинциальных городов и крепостного крестьянства; балы, обеды, театральные представления, круг чтения героев и т. п.).
  4. Картины русской природы и их композиционная роль в романе.
  5. Реальные исторические личности как персонажи романа Пушкина: историко-культурный комментарий.
  6. Роль лирических отступлений в создании многогранного облика пушкинской эпохи.

Урок 20. "Гений и злодейство - две вещи несовместные ... "
Проблемы трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери".

Урок внеклассного чтения в конце изучения творчества Пушкина можно посвятить знакомству с "Маленькими трагедиями". Детальное изучение поэтики "Маленьких трагедий" - задача не для школьников, поэтому учителю следует остановиться на общей характеристике идейно-художественного своеобразия этого драматического цикла, а на уроке внеклассного чтения текстуально изучить одну из трагедий, например, "Моцерт и Сальери".

Проблемные вопросы урока:

  1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет "маленькими трагедиями"? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта ).
  2. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть). С каких позиций автор решает эти вопросы?
  3. Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?

Вопросы и задания для обсуждения трагедии "Моцарт и Сальери":

К сцене I:

  1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность  - награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта - тоже "дар божий". Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
  2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?
  3. Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни?
  4. Почему Сальери отделяет в своем сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого?
  5. Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.
  6. К сцене II:

  7. Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит ).
  8. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что "гений и злодейство - две вещи несовместные"?
  9. Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: "За твое здоровье, друг..."  - и реплику Сальери: "Ты выпил!.. без меня?..".
  10. Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали "силу гармонии" как Сальери, то перестал бы мир существовать?
  11. В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, "пренебрегающих презренной пользой", можно связать с эстетической позицией творчества Пушкина?
  12. Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?

Выводы урока. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность  - дар свыше, гениальность   - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума, пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с утверждения о том, что "нет правды на земле, но нет ее и выше", и заканчивается словом "неправда". Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель Ватикана был убийцей - уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти. Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только осознанием своей непререкаемой правоты. Это еще более усиливает трагедийность финала и сближает пьесу по накалу страстей с классическими трагедиями.



Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
226461  2001-02-04 19:12:30
дима
- прекрасно

227445  2001-03-14 19:26:41
Анна К.
- По моему мнению,эта работа,этот сайт просто великолепен! Это я сужу по личному опыту.Большое Вам спасибо!

238074  2002-02-06 20:47:42
я
- почемуто таблица Плюшкина не заполнена

241602  2002-04-07 17:27:30
Аглая
- передо мной поставили большре кол-во вопросов, но, к сожалению, не дали на них ответа...:((

249442  2002-09-17 16:17:33
Юльца
- А где же тут анализ "Моря"?

249462  2002-09-18 16:16:30
ivan
- Супер - Удобно! Обширно! и т.д.

249591  2002-09-24 16:45:25
настя
- Ужасный сайт! Ничего,что мне нужно не нашла!

249754  2002-10-03 16:52:57
Кукла
- Вы бы лучше не вопросы писали,а полные анализы стихотворений и их планы

249820  2002-10-06 18:23:25
Dewas
- Аа-а-а-а-а-а-а-атстой я и так знаю что мы енто проходим вы бы млин поконкретнее писали, особенно анализы стихотворений

249856  2002-10-07 22:46:31
Arwen
- Вообщето - ничего, но то что мне надо, я не нашла...Больше фактов из биографии надо!!!

249890  2002-10-09 13:43:12
Zenya
- Такое количество людей здесь оставляло свои комментарии, почти в каждом из которых можно найти ошибку. Да, наводит на определённые выводы.

249894  2002-10-09 17:18:46
Buratinus Prostofilis
- Ходят слухи, что поэт А.С.Пушкин убил на дуэлях 7 человек. Скажите, так ли это?

250111  2002-10-20 12:19:47
Romik
- А где, статьи Белинского о романе Пушкина Евгений Онегин. Всё это Фигня.

250607  2002-11-12 11:35:00
Маргарита
- Боже! Я не ожидала, что встречу в интернете такой великолепный сайт. Это же огромная помощь учителям, особенно начинающим, к коим отношусь я. Вы молодцы, просто молодцы!!!!!!! Спасибо Вам огромное! Надеюсь, Вы еще долго будете радовать нас подобными методическими разработками.

250612  2002-11-12 13:13:11
Yuli
- Уважаемая Маргарита!
Старайтесь не употреблять словосочетание "спасибо вам огромное". Многим людям слышать его неприятно. Дело в том, что возникло это выражение среди номенклатуры в последние годы застоя и выражало скорее не благодарность, но скрытый намек на то, что высказывающийся не обязан был благодарить другого человека за услугу, что тот, кого благодарили таким образом, просто выполнил свои обязанности.
"Низший класс", в свою очередь, не понимал, что это насмешка и перенимал лексикон начальников по известному свойству слуг копировать своих хозяев, так что сегодня это "спасибо Вам огромное" имеет еще и лакейский оттенок. В русском языке есть прекрасные выражения, обозначающие благодарность, например, "большое спасибо", "очень вам признателен", "благодарю вас от всего сердца".

250901  2002-11-23 18:55:45
littleOVERITE
- Полный отстой и все тут. Хотя для начинающих учителей потянет!!!

251218  2002-12-12 11:06:40
- Всё классно

253414  2003-09-14 16:12:17
Михаил
- Если вам известны подробности из жизни Пушкина-дуэлянта, пришлите их, пожалуйста, для написания сценария. Сколько он убил людей? С уважением Михаил Болле: bolleefamily@mtu-net.ru

253515  2003-09-20 08:34:23
Гаврилова Светлана
- Всю жизнь буду молить Бога о Вашем Здравии. КАк вы облегчаете жизнь учителя - просто не передать! Спасибо.

253547  2003-09-23 21:21:03
VМинаев Андрей
- В просторах интернета не так просто найти то, что тебе нужно, а по литературе нам так много задают на дом.По-этому было бы велеколепно,если бы наряду с таким сайтом для учителей существовал сайт и для учеников или может он уже существует? Не подскажите? Заранее благоодарен.

253698  2003-10-03 12:21:20
Вася
- Вы меня выручили

253902  2003-10-17 02:49:18
Стас powewrman2000
- Где анализ "стиха Телега жизни"

254349  2003-11-14 21:26:07
Роман
- Дайте хронологическую таблицу "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" пожалуйста вопрос жизни и смерти я вас умоляю помогите люди добрые.

254381  2003-11-17 17:37:14
ой
- класно

265958  2005-10-13 20:44:04
- НИЧЁ. НО ГДЕ СХОДСТВО МЕЖДУ ОЛЬГОЙ И ТАТЬЯНОЙ В ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ

266052  2005-10-26 00:45:38
ЛяЛя
- Спасибо!!! Лично я нашла нужную мне информацию :))))))

266354  2005-12-04 21:23:25
руслан
- сойдёт!!

266417  2005-12-08 17:30:25
Алишка
- Большое вам спасибо!!! я сидела за компом перед полным отчетом по творчеству Пушкина и только тут нашла что мне нужно

266427  2005-12-09 17:23:23
Больной дядя
- А, по-моему, Алесксандр Сергеевич по поводу Ольги был не прав . Вот на мой взгляд Ольга гораздо милее Татьяны :)) Но это мое неморозостойкое и сугубо субъективное мнение :))

266540  2005-12-25 14:07:42
Анастасия
- Здесь такой брет как тут можно верить чему-то если тут все вранье я такого еще не знала о Пушкине о его рассказах, повестях и т.д

266547  2005-12-25 20:17:37
Музыкант http://msso.com.ru/
- Поздравляю с наступающим Новым годом! Творческих успехов в Новом году!

268119  2006-06-06 14:33:24
Ланаsss
- ужас. ничего не нашла.

268122  2006-06-06 15:34:32
Русская амазонка
- До чего испортились нравы - уж по случаю Дня рождения Поэта могли бы, барышня, и что-нибудь получше написать !

268678  2006-09-06 19:01:56
Катюшка
- Так почему Пушкин назвал Онегина романом в стихах?Я не поняла...

268680  2006-09-06 20:40:40
Куклин
- Роман - это, по Аристотелю, история любви. Бывают очень маленькие романы, как "Короткий роман с ангелом" С. Копылова, который, надеюсь, вскоре появится на сайте РП, и гигантские, особенно английских писателей 19 века. Вам, деваушка, это должны были объяснить в школе. Остается только посочувствовать уровню современной образованности молодых людей. Но в Германии, к примеру, люди еще более мавлограмотны. Официалоьно около 5 миллионов человек здесь не знают даже алфавита. А перед вами стоит даже проблема интеллектуального свойства. Поздравляю вас. почаще выходите на сайт и задавайте вопросы. Здесь присутствует хоть и виртуально, но множество грамотных людей.

268835  2006-09-18 13:39:46
AID
- Фуфло, а не сайт. Хотел домашку сделать, а ни чё не нашел. И все запутанно как то.

268840  2006-09-18 18:56:24
ЧЕРЕМША
- ЧЕРЕМША - AIDu Значит тяжко тебе, чесночному, на этом сайте? Непривычно. Зябко. Даже хотелка увяла. Это бывает. Не печалься, апельсиновый ты наш. Со временем привыкнешь.

268842  2006-09-18 22:02:31
Костя ru
- Мне понравилось напишите пожалуйста анализ СОЖЖЕННОГО ПИСИМА ПУШКИН

269766  2006-11-14 16:51:22
RUSSKIY 11607
- Галимый сайт

270954  2007-01-22 20:09:36
Оська
- А табличку-то могли бы и заполнить!!!!!!!!!!!!!:((

273228  2007-04-19 09:33:16
мило4ка
- ужааас!ЧЕРТ А ГДЕ ОТВЕТЫ ТО?нахер нам стоко вопросов?!

278151  2007-11-27 20:42:33
БЕС
- ЗА..ПА!!!!!!((((((((

279098  2008-01-16 17:37:23
Y-lija
- Аццтой... и не надо говорить мне что-то типа: "Уважаемая Y-lija, вы ведете себя некорректно, не говорите то, то и то." У меня одна крупная претензия по поводу содержания - литературный анализ стихотворения на плинтусовом уровне. Сделали бы хоть ритмический рисунок ради разнообразия. И то, позвольте, это будет детским садом.

279449  2008-02-07 18:21:00
Саня
- Супер нашел всё

279624  2008-02-18 09:36:08
крохоборъ
- Текст замечательный. Спасибо автору. Но! Самое главное (рвите меня как тряпку!): "А.С.Пушкин - гениальный ЭГОИСТ". Пересчитайте личные местоимения в его стихах и письмах и всё поймёте. И ещё. Конечно, работа со словом - более тяжелое занятие, чем, например, прополка картофеля, но не видно, чтобы А.С.П. хотя бы раз в жизни, просто из интереса, даже попытался выполнить какую-нибудь физическую работу... В ожидании града камней надеваю строительную каску на голову.

279877  2008-03-03 16:00:34
fry.ucoz.ua
- заходите на мой сайт fry.ucoz.ua

280023  2008-03-11 20:13:56
- А где ответы то?????

283916  2008-09-21 21:23:32
Ник
- Сайт составлен отлично, но нет ответов

284672  2008-11-15 15:50:15
- хрень

285580  2009-01-16 00:28:30
DRAGON
- Нихрена не нашёл что хотел, пишу одно, а предлагают другое !!! пиз()ец какой то !!!

285873  2009-01-25 14:51:05
- Ненашла, что хотела

286527  2009-02-16 20:43:58
- Че за дурь??????????Может будем давать то что нужно а не лобуду какую то!!!!!!!!!!!!!!

287580  2009-05-07 18:09:27
Татьяна
- спасибо,я нашла для себя все что нужно))

290402  2009-10-26 15:31:57
Елена Alekna
- Спасибо за работу. Участникам форума хотельсь бы посоветовать вначале создать самим что-нибудь подобное, а потом негативно и неприлично высказываться как в адрес работы, так и в адрес автора.

290775  2009-12-03 18:11:39
ВикАся
- Сайт хороший, но где же хронологическая таблица?

294806  2010-12-09 18:59:34
- вообщем нормально

294931  2010-12-23 18:11:10
вданил
- Лучше бы ответы писали...

машины фото

294948  2010-12-26 13:11:41
- нормально можно скачать!!!!!!!!))))

297233  2011-10-27 15:04:08
- вна сайте все отлично,для тупых говорю что таблицу самим заполнять надо,включите мозг:)))

Русский переплет


Rambler's Top100