Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

17.09.2024
16:25

В России рассказали о поиске библейского Ковчега Завета

17.09.2024
16:20

Предложено решение двух крупнейших загадок космологии

17.09.2024
13:53

Выявлено ускоренное таяние ледников в Гренландии

17.09.2024
13:50

Представлена альтернативная модель Вселенной

16.09.2024
22:21

Ученые обеспокоились написанными ИИ научными статьями

16.09.2024
21:47

Доказаны убийства галактик черными дырами

16.09.2024
21:05

ЗЛАТКА-УБИЙЦА ЯСЕНЕЙ ОБНАРУЖЕНА В СИБИРИ

16.09.2024
18:57

ГИГАНТСКОЕ ЦУНАМИ ВЫСОТОЙ 200 МЕТРОВ ВЫЗВАЛ ОПОЛЗЕНЬ ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

16.09.2024
14:44

Приземный озон снизил продуктивность тропических лесов на 17 процентов

15.09.2024
21:18

Древнейшую карту мира расшифровали: какие Вавилона она скрывала

15.09.2024
21:12

70 % населения Земли ждут экстремальные осадки и высокие температуры

15.09.2024
21:04

Ученые хотят превратить Солнце в гигантский телескоп

15.09.2024
20:50

Мощность суперкомпьютера «Сергей Годунов» увеличили почти вдвое

15.09.2024
20:43

В 2023 году в США передали 100 триллионов мегабайт мобильных данных

15.09.2024
19:10

СОТНИ ТЫСЯЧ МИЛЬ ВО ЛЬДАХ. 65 ЛЕТ НАЗАД В РЕЙС ОТПРАВИЛСЯ ПЕРВЫЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛЕНИН»

    15 сентября 1959 г. в плавание отправился первый атомный ледокол на планете. Его создание стало отправной точкой технической революции в мировом судостроении. Взламывая тысячелетние льды, легендарному кораблю с ядерной энергетической установкой на борту предстояло проложить дорогу в Арктику. Рассказываем об истории уникального проекта под названием «Атомный ледокол “Ленин”».

    Первый в мире атомный ледокол создавался в годы холодной войны между СССР и США. Его строили в первую очередь для освоения Северного морского пути, но еще и для того, чтобы продемонстрировать технологическое превосходство одной державы над другой. Мощное непотопляемое судно, способное выполнять сложнейшие маневры, выдерживать качки и справляться с ударными нагрузками, хорошо защищенное от радиации и других опасностей… Что могло проиллюстрировать образ Советского Союза лучше, чем такой амбициозный проект? Пожалуй, только отечественная космонавтика, но ведь космос так далек, а атомный ледокол «Ленин» находится прямо здесь, на земле, степенно прокладывая путь себе и другим кораблям на Северном полюсе.

    Главное преимущество атомного ледокола в том, что такое судно не нужно дополнительно заправлять топливом в пути, а высокая мощность корабля позволяет на ходу рубить толстый лед и, прочищая путь, двигаться вперед, практически не снижая скорости.

    В качестве ядерного топлива на атомоходе «Ленин» использовали радиоактивный химический элемент уран.

    На борту находилось три ядерных реактора ОК-150 водо-водяного типа мощностью по 90 МВт каждый. Атомоход колоссально превосходил своих современников — ледоколы других типов («Ермак», «Москва» и др.). Корабль мог работать в автономном режиме в течение года и раскалывал льды толщиной около 2 м и больше. Его скорость по чистой воде составляла около 18 узлов (33 км/ч).

    Проектом руководил один из патриархов ядерной энергетики и советского атомного флота академик Анатолий Петрович Александров (президент АН СССР с 1975 по 1986 г.). Под руководством ученого в Советском Союзе были созданы атомные подводные лодки трех поколений и надводные боевые корабли, оснащенные мощным ракетно-ядерным вооружением.

    Но А.П. Александров давно мечтал об использовании атома в мирных целях: для развития народного хозяйства и отечественной науки. Вместе с И.В. Курчатовым академик подготовил постановление правительства о проектировании и строительстве атомного ледокола «Ленин».

    Ставший легендарным корабль был заложен на верфи Адмиралтейского завода в августе 1956 г., а в декабре 1959 г. введен в состав ледокольного флота СССР.

    Строительство атомохода «Ленин» началось в 1954 г., а впервые на воду судно спустили в 1957 г. Через два года, осенью 1959 г. прошли ходовые испытания в Финском заливе, а зимой того же года был подписан акт о вводе корабля в эксплуатацию. В эти же годы в нашей стране создавались первые реакторы атомных электростанций (в Обнинске в 1954 г. была открыта первая в мире АЭС), разрабатывались первые установки управляемого термоядерного синтеза, совершенствовались вычислительные машины, центрифуги для разделения изотопов, ускорители и системы контроля радиационной безопасности и др.

    Но вернемся к нашему ледоколу. Первая экспедиция «Ленина» не была безоблачной. Морякам приходилось справляться с различными техническими проблемами и оперативно устранять их, нарабатывая опыт ледового плавания. Так, с самого начала на судне возникли сложности, связанные с ненадежностью парогенераторов. В последующие годы парогенераторы дважды заменяли, а затем и вовсе решили капитально отремонтировать и модернизировать весь атомоход.

    За 30 лет работы легендарный ледокол «Ленин» стал настоящим плавучим университетом, где отрабатывались новые технологии и накапливался уникальный опыт длительного арктического мореплавания. Атомоход взрастил целую плеяду знаменитых отечественных моряков. Корабль прошел сотни тысяч миль по льду и провел сквозь неприступные льды тысячи судов.

    Атомоход вышел из эксплуатации в 1989 г., и на смену ему пришли более совершенные морские суда. В 1971 г. «Ленин» впервые прошел севернее Северной Земли, открыв путь для будущей экспедиции на Северный полюс нового атомного ледокола «Арктика» (1977). Сегодня это самый мощный атомный ледокол в мире и один из самых дорогих отечественных проектов. В создание «Арктики» (главного атомохода из серии судов проекта 22 220 «Арктика») было вложено 42 млрд руб. ($709 млн). Одной заправки обогащенным ураном «Арктике» хватает на семь лет. Новый флагман российского атомного флота способен преодолевать льды толщиной около 3 м, а его скорость движения во льдах при этом составляет около одного-двух узлов (1,85–3,7 км/ч.) Атомный ледокол «Ленин», в свою очередь, мог проходить лед толщиной около 2 м (1,6–1,7 м) со скоростью около двух узлов.

    На текущий момент Россия остается единственной страной в мире, обладающей атомным ледокольным флотом.

    Сегодня увидеть прародителя всех атомных ледоколов ― атомоход «Ленин» — можно в морском порту Мурманска. На борту судна, некогда побеждавшего арктические льды, работает выставочный центр, посвященный атомному флоту России. Это одно из самых посещаемых туристических мест на Кольском Севере.

    Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

15.09.2024
16:55

"Предчувствие победы угнетённых" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

14.09.2024
20:41

Новые расчеты показывают, что Девятая планета может быть и не планетой вовсе

14.09.2024
17:51

Live Science: Ученые озадачены аномально сильными ливнями, накрывшими Сахару

14.09.2024
17:29

Посмотрите на звезды с окраин Млечного Пути: их засняли впервые

14.09.2024
17:21

Люди оказались ответственны за две трети мировых выбросов метана

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList