Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

02.10.2003
16:19

"Звездочки и Туча" - новая сказка в журнале Расплетайка

02.10.2003
14:43

По волнам "Русского переплета"

02.10.2003
13:33

"Дом врунов" Андрея Лазученкова

02.10.2003
13:23

N 30

02.10.2003
13:10

Международная Интернет-конференция "Российская наука и СМИ"

02.10.2003
00:33

В Японии создано новое космическое агентство

02.10.2003
00:31

На "Смарт-1" включен ионный двигатель

02.10.2003
00:29

Межведомственная комиссия приняла решение о готовности экипажа МКС к старту

01.10.2003
19:04

Русский интернет растет засчет регионов

01.10.2003
16:22

"Василий Пригодич. Старый Пелевин, новый Лао-цзы, или Вечный Путь. Заметка вторая. " - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

01.10.2003
14:32

Владимир Варава, "Философия Отчего Края"

01.10.2003
14:07

Три проекта выдвинул на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства

01.10.2003
13:51

29 выпуск

    БЮДЖЕТ-2004: ИТОГИ ПЕРВОГО ЧТЕНИЯ 2

    ЧТО ЖДЕТ РЕГИОНЫ В НОВОМ ГОДУ?

    МАКСИМ ВАСИЛЬЕВ О НОВОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ 7

    СЕРГЕЙ ШАШУРИН: "ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ"

    КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВА 10

     

     

     

     

     

    БЮДЖЕТ-2004

    ИТОГ ПЕРВОГО ЧТЕНИЯ: "ЗА" - 246 ГОЛОСОВ

    19 сентября Государственная Дума 271 голосом поддержала в первом чтении внесенный правительством проект бюджета на 2003 год. Об этом просил неожиданной появившийся в зале заседания и выступивший перед депутатами председатель Правительства РФ Михаил Касьянов. Выйдя к трибуне он рассказал парламентариям об основных целях бюджетной политики на 2004 год, сообщив, что во всех секторах промышленности наблюдается устойчивый рост. Прирост ВВП за 8 месяцев текущего года превысил 6,5%, отток капитала из страны сменился его притоком, на 12% возросла инвестиционная активность, реальные доходы населения возросли более чем на треть.

    Вместе с тем, подчеркнул глава кабинета министров, предстоит напряженная работа по переводу аграрного сектора на рыночные рельсы, выработке механизмов страхования рисков. Приоритетными задачами социально-экономической политики будут, по словам М. Касьянова, дальнейшее снижение налогового бремени, укрепление "среднего класса", улучшение инвестиционного климата, а инструментом решения этих и многих других проблем могли бы стать новые законы, в числе которых ¾ пакет бюджетных, обеспечивающих сбалансированность развития экономики независимо от изменения внешних условий.

    М.Касьянов ответил на вопросы Сергея Решульского (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР), Вячеслава Володина (ОВР), Бориса Надеждина (СПС), Михаила Задорнова ("Яблоко"), Николая Харитонова (Агропромышленная группа), Анатолия Аксакова ("Народный депутат"), Валентины Ивановой ("Регионы России"), Светланы Горячевой.

    Выступивший затем с докладом официальный представитель Правительства министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что, по сравнению с текущим годом, в 2004-м доходная часть бюджета вырастет в долларовом исчислении на 10 миллиардов. В целом бюджет направлен на снижение налоговой нагрузки, повышение оплаты труда, отметил докладчик. По доходам федеральный бюджет составит 2 742 850, 4 млн., по расходам - 2 659 447 млн. рублей. По словам А.Кудрина, бюджет составлялся с тем расчетом, чтобы он гарантировал российскую экономику от отрицательной мировой конъюнктуры, в первую очередь, конъюнктуры на сырьевом рынке. Для этого создается стабилизационный фонд, в который, в частности, будут направлены доходы от экспортной пошлины на нефть.

    А.Кудрин сообщил, что в 2004 году расходы на науку возрастут за последние 4 года в 3 раза, причем доля расходов на фундаментальную науку возрастет на 50%. Увеличатся расходы на авиационную и космическую деятельность. Страховые расходы на сельское хозяйство достигнут 1 млрд. 900 млн. рублей. Удвоение ВВП, задачу которого ставил Президент В.В.Путин, может быть достигнуто за счет структурных реформ. Реальные доходы населения в 2004 году возрастут еще на 40%. Количество граждан, проживающих за чертой бедности, уже сократилось до 20%, и их сокращение, в рамках поставленной Президентом задачи преодоления бедности, будет продолжаться, сказал министр финансов.

    В 2004 году будут увеличиваться расходы на социальные нужды, национальную оборону и безопасность. Государственный долг снизится до 30% ВВП.

    Содокладчик, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, отметив, что заключение Счетной палаты было своевременно направлено в Госдуму, предложил поддержать в первом чтении "профессионально подготовленный, по сравнению с предыдущими годами, проект федерального бюджета на 2004 год", в котором были учтены и пожелания Счетной палаты. В то же время С.Степашин сказал, что бюджет в целом носит инерционный характер и не может обеспечить удвоение ВВП. Одним из путей придания динамики бюджету, по его словам, может стать введение природной ренты. Кроме того, в проекте документа, по мнению С.Степашина, не удалось в полной мере реализовать параметры, изложенные в Послании Президента Федеральному Собранию. Например, снятие налога с продаж не может компенсировать местным бюджетам снижение налоговых доходов. Законопроект не в полной мере соответствуют бюджетному законодательству, есть необходимость совершенствования государственного финансового контроля.

    От Комитета по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин сообщил мнение Комитета, положительно оценившего проект федерального бюджета, в основе которого лежат объективные макроэкономические параметры экономического роста. Однако по его мнению проект бюджета ¾ "воплощение мечты Минфина". Г.Томчин, в частности, предложил использовать Стабилизационный фонд для снижения налогов.

    От Комитета по бюджету и налогам Александр Жуков предложил поддержать проект федерального бюджета на 2004 год, направленный на снижение налогового бремени. Одной из главных особенностей проекта является создание стабилизационного фонда, способного обеспечить бюджеты грядущих лет в случае падения цен на нефть ниже отметки 20 долларов за баррель. По мнению Комитета, потенциальным доходом бюджета может стать налогообложение импорта в условиях продолжающегося укрепления рубля. При дальнейшем совершенствовании главной финансовой сметы государства следует, считает А.Жуков, уделить внимание межбюджетным отношениям, чтобы не допустить кризисных явлений в регионах, ускорить рассмотрение и принятие всего блока налоговых законов, рассмотреть рассекречивание ряда статей бюджета, касающихся аспектов внешней задолженности, в том числе СССР. Говоря от имени депутатской группы "Регионы России", он заявил, что депутаты поддерживают проект федерального бюджета в первом чтении. Отдельные недочеты можно устранить во втором и третьем чтениях, заключил парламентарий.

    Затем свои оценки бюджету дали представители депутатских объединений Владислав Резник ("Единство"), Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Кулик (ОВР), Борис Немцов (СПС), Михаил Задорнов ("Яблоко"), Николай Харитонов (Агропромышленная группа), Геннадий Райков ("Народный депутат"), Оксана Дмитриева (от имени депутатов, не входящих в депутатские объединения).

     

     

     

    МАЛО ЗАБОТЫ О РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

     

    В ходе обсуждения на заседании Государственной Думы, законопроект "О федеральном бюджете на 2004 год", отражающий основные направления бюджетной политики на 2004 год, получил различные оценки. Особый интерес вызывают те, которые высказали специалисты, имеющие дело с реальной экономикой. Именно поэтому "Думская панорама" решила опубликовать точку зрения Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Документ публикуется с небольшими сокращениями.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ

    ПОЛИТИКИ В 2004 ГОДУ

     

    Комитет по экономической политике и предпринимательству отмечает сохранение положительных тенденций бюджетного планирования, заложенных в предыдущие годы. К ним, в первую очередь, относится бездефицитность федерального бюджета и минимизация внешних заимствований. Правительство продолжает разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, сокращению объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. Продолжает совершенствовать налоговое законодательство.

    Однако, как написано в документе, не все направления бюджетной и налоговой политики на 2004 год подкрепляются соответствующими мерами и бюджетными ассигнованиями. Сохраняется, например, асимметрия в финансовых взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. В 2004 году доля территориальных бюджетов в налоговых доходах консолидированного бюджета страны составит только 44,0 процента. Это закрепит зависимость субъектов Федерации от финансовой поддержки федерального центра, это ставит под угрозу выполнение государственных обязательств в той части, которая обеспечивается финансами субъектов Федерации.

    Не обеспечена прозрачность процедур выработки и реализации бюджетной политики, делающей ее открытой и понятной. В то же время было бы целесообразно раскрыть некоторые виды расходов. В частности, доходов от использования федеральной собственности и перечня объектов недвижимого имущества за рубежом, подлежащих приобретению в собственность Российской Федерации, размера долга иностранных государств, размера долга стран СНГ, суммы погашения и уплаты процентов по долгам иностранных государств и др.

    ДОХОДНАЯ БАЗА БЮДЖЕТА ОПРЕДЕЛЕНА

    С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     

    Доходы федерального бюджета на 2004 год определены в сумме 2742,9 млрд. рублей (17,9% ВВП). Налоговые доходы составляют 2071,4 млрд. руб. Причем, как и в 2003 году, основными доходными статьями остаются налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций. Причем основная ставка налога на добавленную стоимость будет снижена с 20 до 18 процентов при сохранении пониженной ставки в размере 10 процентов по социально значимым товарам и услугам; потери федерального бюджета из-за отмены акциза на природный газ будут компенсированы в том числе увеличением ставки таможенной пошлины ¾ с 5 до 30 процентов ¾ при его экспорте. Увеличивается также базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых: по нефти с 340 до 347 рублей за 1 тонну сырья и адвалорной ставки налога на добычу газового конденсата с 16,5 до 17,5 процентов. Компенсация доходов субъектов Федерации от отмена налога с продаж будет осуществлена за счет передачи федеральной части налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса ¾ налогов на совокупный доход полностью в бюджеты субъектов, а также передачи одного пункта федеральной ставки налога на прибыль организаций и федеральной части акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СОКРАТИЛОСЬ

    Расходы определены в сумме 2659,4 млрд. рублей (17,4% ВВП). Это на 313,8 миллиардов рублей больше, чем в 2003 году. Произойдет снижение непроцентных расходов бюджета.

    К числу приоритетных правительство отнесло расходы на повышение эффективности социальной защиты населения, реформирование вооруженных сил, воспроизводство научного потенциала, развитие судебной системы. Так, наиболее быстрыми темпами растут расходы: по разделу "Судебная власть" ¾ в 1,3 раза, "Национальная оборона" ¾ в 1,19 раза, "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" ¾ в 1,24 раза, по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" ¾ в 1.15 раза, по разделу "Образование" ¾ в 1,2 раза, по разделу "Здравоохранение и физическая культура" ¾ в 1,22 раза, по разделу "Культура, искусство и кинематография" ¾ в 1,13 раза.

    Наибольший рост расходов предусмотрен по разделам "Национальная оборона" и "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" ¾ почти 133 миллиарда рублей. Это значительно больше, чем сумма средств, направляемых в 2004 году на промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, связь и информатику. Однако, как считает Комитет, состояние армии и правоохранительных органов таково, что нет уверенности, что эти расходы позволят государству эффективно выполнять свои функции в данной области.

    На обслуживание государственного долга выделено 287,57 миллиардов рублей ¾ около 10,8 всех расходов бюджета. Внутренний долг составляет 64,37 миллиардов рублей. Внешний ¾ 223 миллиарда. Финансирование остальных расходных статей идет по остаточному принципу. Номинальный рост расходов по разделам "Промышленность, энергетика и строительство". "Сельское хозяйство и рыболовство" крайне незначителен и не покрывает уровень инфляции, проектируемый на 2004 год. Особо настораживает реальное снижение затрат на дорожное хозяйство.

    Сокращено финансирование по разделам "Транспорт, связь и информатика", "Средства массовой информации" и "Военная реформа". Не увеличены расходы на конверсию предприятий оборонной промышленности, на низком уровне остаются ассигнования на финансирование разработки и производства вооружения и военной техники, несмотря на то, что поддержка наукоемкой промышленности и организация передачи новых технологий из военного сектора в гражданский дает большой эффект для развития экономики. Неуклонно снижается доля расходов на сельское хозяйство в общих расходах федерального бюджета. Если в 1997 году она составляла 3 процента, то в 2004 году будет 1,2. Государственные капитальные вложения определены в сумме 64,36 миллиарда рублей, или 2,4 процента всех расходов бюджета.

    Это свидетельствует об уменьшении финансирования реального сектора экономики.

    Что касается Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), то по-прежнему значительный объем средств направляется на финансирование капитального строительства объектов региональной и муниципальной собственности ¾ 13,3 миллиарда рублей, или 21,9 процента ФАИП. Финансирование объектов регионального значения из федерального бюджета по ведомственным каналам происходит в отсутствии объективных критериев принятия решения о выборе регионов и муниципалитетов, без учета их бюджетной обеспеченности. Непрозрачность процесса принятия решений о выделении средств федерального бюджета на финансирование строек и объектов регионального значения приводит к неоправданным перекосам в их распределении.

    СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД

    Основные параметры федерального бюджета на 2004 год рассчитаны исходя из среднегодовой цены нефти марки Юралс 22 доллара США за баррель, а расходы ¾ 20 долларов США за баррель. Разница образует профицит федерального бюджета в сумме 83,4 миллиарда рублей ¾ 0,5 процента от ВВП и направляется в стабилизационный фонд.

    Основная цель его создания ¾ снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Источниками его формирования являются: доля поступлений вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты; доля поступлений налога на добычу полезных ископаемых (нефть); остатки средств федерального бюджета на начало финансового года (частично или полностью ¾ по решению правительства).

    Средства стабилизационного фонда могут быть направлены на финансирование дефицита бюджета, мероприятия, направленные на сокращение расходов федерального бюджета будущих периодов, включая замещение государственных заимствований, досрочное погашение государственного долга и прочие мероприятия, но не выше базового объема, достаточного для покрытия дефицита при цене на нефть 15 долларов США в течение 3 лет.

    Создание стабилизационного фонда, считает Комитет, ¾ положительный шаг бюджетной политики и позволит сгладить значительную часть колебаний доходов федерального бюджета при колебаниях мировых цен. Однако, считает Комитет, целесообразно установить дополнительные условия, при выполнении которых средства фонда могут расходоваться на мероприятия, направленные на сокращение федеральных расходов будущих периодов, в том числе на досрочное погашение государственного долга.

     

    РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ У ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕСТЬ!

    По мнению Комитета, правительство исчерпало не все резервы повышения доходов федерального бюджета. Бюджет можно было бы увеличить, например, за счет повышения эффективности управления государственной собственностью ¾ увеличить доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности РФ, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и так далее. Это позволит направить дополнительные средства как на поддержку реального сектора экономики, повысить уровень жизни населения страны и снизить уровень социальной напряженности в проблемных регионах.

    НАЛОГАМ ¾ ДА! НО НЕ ВО ВРЕД РЕГИОНАМ

    По просьбе корреспондента "ДП" бюджет-2004 комментирует депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по межбюджетным отношениям Комитета ГД по бюджету и налогам Максим ВАСИЛЬЕВ.

    ¾ Что можно отметить принципиально нового в бюджете 2004 года?

    ¾ Во-первых, серьезный рост налоговых доходов, они составят почти 2,1 трлн.рублей. Во-вторых, радует, что по-прежнему сохраняется профицит бюджета ¾ 83 млрд. рублей. В-третьих, к сожалению, прогнозируемый уровень цен на нефть и газ почти на 20 процентов ниже уровня 2002 ¾ 2003 годов. Тем не менее, в проекте бюджета сохраняются все социальные программы, более того, все они проиндексированы с учетом инфляции.

    Изменилась политика перераспределения налоговых доходов в пользу федерального центра: теперь ряд доходов федерального бюджета передан в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Считаю, что в следующем году пропорция распределения налоговых доходов сохранится на уровне 2003 года: 57 процентов отчисляются в федеральный бюджет, 43 ¾ в региональные (в 2002 году пропорция составляла 59:41). В идеале надо стремиться к пропорции пятьдесят на пятьдесят. Но практически достичь этого идеала сегодня весьма не просто. Уж слишком неравнозначны в экономическом отношении наши субъекты Федерации.

    Более тридцати регионов считаются высокодотационными. А учитывая постоянные эксперименты правительства с распределением налоговых доходов, эта же участь может постигнуть некоторые другие регионы-доноры. Поднимая вопрос о дотациях, необходимо добавить, что и в 2003 и в 2004 годах происходят и будут происходить эксперименты, в результате которых выпадающие доходы регионов будут исчисляться десятками миллиардов. К вышеперечисленным экспериментам следует причислить такие, как зачисление акцизов на табак с 2003 года в федеральный бюджет (для примера, Краснодарский край теряет 2,4 млрд. рублей), упразднение дорожных фондов (Московская область теряет почти 4,7 млрд. рублей), отмена налога с продаж.

    В июне этого года на трехсторонней рабочей группе в Комитете по бюджету Государственной Думы решался вопрос об отмене пятипроцентного налога с продаж с 1-го января 2004 года. Правительство РФ заявило, что налог на добавочную стоимость и налог с продаж противоречат друг другу, ссылаясь на пример европейских стран, где существует лишь один из вышеперечисленных налогов. НСП было предложено отменить.

    Однако в случае отмены налога с продаж регионы лишатся значительных сумм налоговых доходов. Непосредственно пострадают и такие мощные в финансовом отношении регионы, как Москва (потеряет порядка 25-30 млрд. руб), Санкт-Петербург (потери составят до 8 млрд. руб), другие крупные города. А в целом регионы теряют более 60 млрд. рублей. Учитывая, что темпы развития розничной торговли составляют 50-60 процентов в год, по всей видимости, пятипроцентный барьер для нее не преграда. Более того, с отменой НСП вряд ли произойдет пятипроцентное снижение цен.

    ¾ Что же предлагается регионам взамен налогам с продаж, чтобы как-то смягчить удар и компенсировать убыток?

    ¾ Настаивая на отмене налога с продаж, правительство согласилось передать в регионы дополнительно 25 процентов акцизов за моторные масла, единый налог на вмененный доход и единый налог с применением единой системы налогообложения (налог на малый бизнес), что в целом по стране даст дополнительно в бюджеты регионов 17 млрд. руб., а также 80 процентов акцизов на водку и ликеро-водочные изделия. Это позволит регионам дополнительно получить в свои бюджеты 29 млрд. рублей, а однопроцентная часть налога на прибыль из федеральной ставки принесет в бюджет регионов свыше 23 млрд. рублей.

    ¾ Что вы можете сказать о повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых? Существует версия, что в этом налоге запроектирована так называемая "природная рента", о которой так много говорят политики.

    ¾ Сегодня в виде природной ренты выступает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), у которого есть базовая ставка. В будущем году предусматривается увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти с 340 до 347 рублей за тонну сырья. То есть увеличение составит всего два процента. С таким увеличением нормативов зачисления в федеральный бюджет НДПИ ожидается получить дополнительно порядка 25,8 млрд. рублей и таким образом увеличить поступления по сравнению с прошлым годом, с 255 млрд. до 280 млрд. рублей. Но это крохи от тех реальных сумм, которые государство может безболезненно для нефтяников получать с их доходов в свой бюджет. По моим расчетам, в нефтедобывающей отрасли остаются огромные неучтенные сверхдоходы. Ежегодно государство недополучает от 100 до 200 млрд. рублей, а это ни много ни мало порядка 8-10 процентов доходной части бюджета.

    Между тем доходы государства и нефтяных компаний делятся в пропорции: 30 процентов ¾ в государственный бюджет и 70 процентов ¾ нефтяным компаниям. На мой взгляд, с учетом того, что нефть принадлежит не регионам и не нефтяным компаниям (они лишь ее добытчики), а государству, распределение должно выглядеть иначе: 30 процентов оставаться в бюджете нефтяных компаний для развития их инвестиционной и производственной политики, а 70 процентов дохода должны уходить в бюджет государства. Для этого надо увеличить базовую ставку налога с полезных ископаемых до 1250 рублей за тонну нефти. Такое увеличение дало бы дополнительно в бюджет до 240 млрд. рублей. То есть составило бы 10 процентов дополнительных доходов. Расходы на социальные программы в бюджете определены в размере около 200 млрд. рублей. Фактически можно за счет этой суммы в два раза увеличить на социальные расходы.

    В данной поправке к закону о налоге с полезных ископаемых заложены реальные механизмы решения многих социальных проблем. Это вполне осуществимый способ использования природной ренты в российских условиях, и основываясь на строгих расчетах, идти к решению проблемы бедности в стране.

    ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

    ФРАКЦИЯ "ЯБЛОКО" ПРЕДЛАГАЕТ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ

    На состоявшейся в Государственной Думе пресс-конференции руководитель фракции "Яблоко" Григорий Явлинский, его первый заместитель, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Иваненко и заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Игорь Артемьев рассказали о негативном отношении фракции к правительственному варианту проекта бюджета на 2004 год и представили журналистам альтернативный документ.

    Комментируя основные положения альтернативного проекта бюджета России, Г.Явлинский заявил, что вынесенные на суд общественности экономические выкладки позволяют увидеть более отчетливо недостатки правительственного проекта. Лидер депутатского объединения назвал этот документ "бюджетом топтания на месте", так как по основным параметрам он не отличается ни от прошлогоднего, ни от позапрошлогоднего. При этом нынешний Кабинет министров демонстрирует всему миру "кризис отставания и механизмы торможения". Все это можно преодолеть лишь выделив ключевые, приоритетные направления развития, считает парламентарий. Самым главным Г.Явлинский назвал задачу преодоления нищеты, угрожающей сегодня не только демократии и экономике, но и самому федеративному устройству России.

    В качестве меры борьбы с бедностью "Яблоко" предлагает идею выплаты универсального единого социального пособия, равного прожиточному минимуму. Для этого потребовалось бы 270 млрд. рублей дополнительных расходов. Эти деньги, по расчетам Г.Явлинского и его коллег по фракции, нетрудно найти: именно на такую сумму правительство (не в первый уже раз) закладывает на следующий год "неучтенные доходы". И.Артемьев считает, что дополнительные средства могла бы дать реформа налоговой системы, вывод "из тени" всей зарплаты и реформа пенсионной системы. Базой экономического роста и преодоления инфляции, по мнению С.Иваненко, мог бы стать семейный бизнес, емкость которого составляет в России примерно 30-40 миллионов рабочих мест.

    Эти и другие параметры заложены в концепцию предложенного "Яблоком" альтернативного проекта бюджета на 2004 год.

     

     

     

    ДУМСКИЕ АГРАРИИ ПРОГОЛОСУЮТ

    ПРОТИВ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА-2004

     

    Состоялась пресс-конференция руководителя Агропромышленной депутатской группы Николая Харитонова на тему "Бюджет 2004 года как зеркальное отражение состояния экономики страны. А есть ли в нем место для сельского хозяйства России?"

    Лидер думских аграриев сразу заявил, что за бюджет, ущемляющий, на его взгляд, интересы селян, он и его коллеги-депутаты по группе голосовать не намерены. И без того сегодня в аграрном секторе самая низкая по России средняя зарплата, составляющая 1800 рублей. Помощи при нынешних цифрах бюджета ждать будет неоткуда: для развития российской деревни выделяется всего 30 млрд. рублей, хотя по научно обоснованным нормам средств требуется в три с лишним раза больше, напомнил парламентарий.

    Н.Харитонов раскритиковал принципы непропорционального распределения финансов, при котором некоторым регионам не досталось даже средств для обеспечения гарантированного Конституцией прожиточного минимума на душу сельского населения. 

    По мнению участвовавшего во встрече с журналистами лидера Агропромышленного союза России Владимира Наумова, бюджет должен верстаться не сверху вниз, как сегодня, а снизу вверх. Кроме того, бюджетная политика должна строиться исходя из приоритета отечественного товаропроизводителя. Однако, подчеркнул В.Наумов, сегодня в страну завозится более 40 процентов сельхозпродукции. Такой огромный импорт продуктов питания угрожает продовольственной безопасности государства. Поэтому долг правительства ¾ защитить российский аграрный сектор, заключили участники пресс-конференции.

     

     

    АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    ЗОЛОТОЕ СЛОВО ГОСУДАРСТВА

    В последние годы Россия сделала немало для интеграции в глобальную экономику. Сегодня она член "восьмерки", стремится в ВТО, а задача удвоить ВВП за десять лет повысило ее инвестиционный рейтинг. Однако международные эксперты, отмечая высокие темпы нашего роста (7 процентов в год), не могли не обратить внимания на то, что только на 4 процента он достигается не за счет высоких цен на нефть. А вот насколько устойчивы эти проценты роста, пока никто сказать не может. И все потому, что, несмотря на декларации, наше государство порой довольно консервативно относится ко многим новациям в управлении.

    Особенно это о касается неопределенности в позициях государственного менеджмента в отношении многочисленных акционерных обществ (АО). Все понимают, что за реструктуризацией предприятий необходим госконтроль. Но до какой степени допустима опека над становлением корпоративной культуры? Этот вопрос возникает потому, что еще не всегда государственное управление строится на общепринятых нормах права, а зачастую и просто противоречит им. Возьмем хотя бы право участия в делах АО с помощью так называемой "золотой акции". При приватизации имущества государство с ее помощью может блокировать любые действия управленцев в компаниях (право "вето"). В развитых странах это делается для сохранения национальных экономик против их размывания иностранным капиталом. А у нас, по мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по экологии Сергея ШАШУРИНА, право "вето" узурпировал бюрократический аппарат и от этого выходят лишь недоразумения.

    ¾ Самое главное, ¾ считает С.Шашурин, ¾ при таком варианте вмешательства в экономику чиновник практически не несет ни материальной, ни моральной ответственности. Подобное, с позволения сказать, госвмешательство, под каким бы благовидным предлогом не применялось, ¾ сплошная дискредитация управления. И неспроста такая практика отпугивает потенциальных инвесторов, давая возможность успешно вести лишь подковерную борьбу за очередной передел собственности. Вот свежий пример: недавно глава Минэкономразвития Герман Греф объявил что реформу энергетики, видимо, придется приостановить. Оказывается, поскольку миноритарные (находящиеся в меньшинстве) акционеры - представители МДМ-банка, компании Basic Element и Vostok Energo, напрямую или опосредованно связанные с известным "алюминиевым олигархом" О.Дерипаской, скупили у западных акционеров энергокомпании почти все акции. Теперь они стали, по сути, второй монополией, помимо самой РАО ЕЭС, так как завладели почти 20 процентами ее активов. И такая ситуация во всех стратегических отраслях ¾ энергетической, оборонной, приоритетных сферах высоких технологий и т.д.

    ¾ Не могли бы вы как законодатель уточнить противоречия, которые возникают при столь пассивном использовании государством права применять "золотые акции"?

    ¾ Они на каждом шагу. Читаем пункт первый статьи 1 Гражданского кодекса (ГК). Там написано: " Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты".

    Однако радость от сознания, что бизнесмен живет в правовом государстве омрачается при прочтении второго пункта этой же статьи ГК, вводящем ограничения прав в менеджменте. Казалось бы, они оправдывают применение института "золотой акции": "Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

    ¾ А разве не справедливо, если упомянутая вами норма направлена на то, чтобы бизнес "не зарывался" при переделе собственности?

    ¾ С этим можно было бы согласиться. Но возникает вопрос: является ли в таком случае "золотая акция" адекватной мерой, если она сегодня нарушает основные принципы гражданского законодательства? И кто не вспомнит, как у нас "равенство участников" не раз подвергалось профанации на различных тендерах (конкурсах) и аукционах, а "свобода договора" сводилась к произволу чиновников, тут же отменявших эти договора!

    После вступления в силу закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г.) ранее установленный трехлетний срок действия "золотой акции" был отменен. Но и сегодня для прекращения права на "золотую акцию" требуется специальное разрешение соответствующих исполнительных органов. То есть законодательство по-прежнему позволяет этим правом воспользоваться.

    ¾ В таком случае получается, что введен практически бессрочный порядок действия специальных разрешений. Какая же это либерализация?

    ¾ Либерализация, как уже говорилось, подменяется чиновничьим администрированием. А чиновник тут преследует прежде всего свой экономический интерес. Поэтому и появились новые ограничения, тормозящие развитие акционирования. Речь о статье 40 упомянутого закона. Согласно этой статьи, там, где у государства более 25% голосов, запрещается увеличение уставного капитала АО путем дополнительного выпуска акций без сохранении госдоли. Вроде бы опять речь идет о сохранении госактивов. Но каким способом? Государство должно обеспечить внесение денежных средств или имущества, если принято решение об увеличении уставного капитала АО. Но кто-нибудь, когда-нибудь видел, чтобы так было? Всегда оказывается, что средств в бюджете на оплату акций либо нет, либо не предусматривается, а о сколько-нибудь заметном увеличении капитализации никто вообще не заикается. И как результат - маленькая капитализация оставляет столь же малые шансы на получение инвестиций. И никто из чиновников не отвечает за последствия. Поэтому в законопроекте о дебюрократизации, подготовленном к рассмотрению в Думе группой депутатов было предложено сделать ответственность чиновников более конкретной, например, спрашивать с них за конечный результат их деятельности вплоть до материальной ответственности и запрета занимать руководящие должности в случаях доказанного ущерба государству.

    ¾ Как же тогда быть с предназначением "золотой акции", направленной на "обеспечение обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности" и прочих устоев и законных интересов граждан РФ?

    ¾ Увы, пока право "вето", данное уполномоченным представителям центра и субъектов РФ, существуют лишь потенциально и ни разу не применялось на практике. А в нынешнем году, когда правительство наметило к приватизации более полутора тысяч предприятий ВПК, о "золотых акциях" будто напрочь забыли. И в военно-промышленном комплексе реформы намечено завершить, что называется оптом, без оглядки на обороноспособность, сохранение градообразующей роли бывших гигантов промышленности. А ведь "золотой акции" даны права не имущественного характера. Она не является даже ценной бумагой и не подлежит регистрации в ФКЦБ, а лишь служит инструментом, дающим шансы на участие в управлении делами общества, причем с правом "вето" и неограниченным сроком действия.

    ¾ Получается, что с помощью "золотой акции" государство в каждом конкретном случае может повысить свою роль в экономике. Неужели это как раз тот случай, когда не молчание, а слово ¾ золото?

    ¾ Но государство молчит даже тогда, когда люди в масках захватывает предприятия. Сказалась общая нацеленность нынешнего правительства: по-прежнему в ущерб национальным интересам идет уступка требованиям МВФ все отдать в частные руки. И тут мы не знаем никакой меры. Теперь у нас в России самый высокий в мире охват акционированием ¾ более 80%. Но количество не переходит в качество. Кроме разве что нефтегазовых компаний, развитие других отраслей более чем скромное. Поэтому задача удвоения ВВП, как пишут многие экономисты, может остаться невыполненной за 10 лет. А все потому, что в акционировании по-прежнему главенствует количественный подход. В соответствии с пунктом пятым статьи 38 закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" право "золотой акции" может быть использовано лишь с момента отчуждения из государственной собственности 75% активов соответствующего открытого АО. Успокаивает лишь то, что даже 100-процентно частные общества, не застрахованы от применения к ним института "золотой акции", поскольку государству достаточно приобрести 1 акцию (номиналом 1 рубль с долей в уставном капитале всего 0,00000 ) и все равно объявить ее "золотой".

     

     

     

    Пресс-служба Государственной Думы выпускает

    специальный вестник "Думская панорама""

    для региональных изданий

    Вестник рассказывает о деятельности Государственной Думы, о работе депутатов над созданием и совершенствованием законодательной базы Российской Федерации. Важное место на страницах "Думской панорамы" отводится актуальным, эксклюзивным материалам о готовящихся законопроектах, интервью и комментариям депутатов, политическим прогнозам.

    Мы открыты для сотрудничества с газетами и журналами регионов, готовы выполнять индивидуальные заявки по освещению любых вопросов деятельности Госдумы.

    Материалы из "Думской панорамы" предоставляются региональным изданиям бесплатно и могут быть использованы выборочно по желанию редакции.

    По вашему желанию мы готовы переслать вам электронной почтой файл с цветной фотографией депутата ¾ героя номера.

     

    УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА: ДЕЛАТЬ ССЫЛКУ НА "ДУМСКУЮ ПАНОРАМУ" ИЛИ ПРЕСС-СЛУЖБУ ГОСДУМЫ И ВСЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВЫСЫЛАТЬ ПО АДРЕСУ:

    103265 Москва, Охотный ряд, д. 1, Государственная Дума,

    Пресс-служба, Отдел по связям с центральной и региональной прессой.

    телефон: (095) 292-35-89, 292-45-14, факс: (095)292-45-14

     

    ¾ Значит, выход есть?

    ¾ Если наш чиновник будет отстранен от процесса лоббирования интересов третьих лиц и если мораль, которую предполагает "золотая акция", возобладает во имя интересов промышленного роста, тогда, на мой взгляд, у государственного регулирования, менеджмента и консалтинга будут шансы для сохранения и укрепления промышленно-технологического капитала страны. Будут шансы в таком случае и для "утряски" интересов всех видов собственности и налаживания эффективной кооперации ¾ прямых хозяйственных связей в производстве всех видов продукции от угля до хлеба

    ¾ А как ваша уверенность сочетается с мировым опытом регулирования экономики, ведь Запад не жалует никаких "золотых акций"?

    ¾ Не совсем так, потому что и там все определяется прежде всего необходимостью сохранения национальной безопасности. Да, действительно, в государствах Евросоюза признали необходимость ограничения действия "золотой акции". И даже с весны 2003 года Европейский суд (арбитражный орган Европы) удовлетворил иск Еврокомиссии к Испании, Великобритании, а чуть ранее к Португалии и Франции, мотивировав данное решение тем, что они мешают процессу экономической интеграции стран Еврозоны. Но такие ограничения касаются лишь гражданских сфер бизнеса. В то же время в отраслях стратегических, оборонных воля государства по-прежнему отражена не только в "золотых акциях", но и в более жестких формах прямого государственного заказа.

    Вот почему России необходимо учитывать международный опыт, в первую голову, исходя из первоочередных нужд экономики и национальной безопасности. Этому нам еще предстоит учиться и учиться. Поэтому и практику использования "золотой акции" сбрасывать со счетов пока рано.

     



    Обозрение "Думская панорама"

Выскажите свое мнение на:

01.10.2003
10:22

С морского космодрома запущен телекоммуникационный спутник

01.10.2003
00:25

Весь мир в ожидании полета первого китайского космонавта

01.10.2003
00:23

В Звездном завершены зачетные тренировки экипажей корабля "Союз ТМА-3"

01.10.2003
00:21

Новая книга - к Дню космических войск

30.09.2003
23:42

ВВС США запустят в октябре два спутника

30.09.2003
23:40

Созданы для космоса, используются на Земле

30.09.2003
19:57

Страсти по Волочковой

<< 2451|2452|2453|2454|2455|2456|2457|2458|2459|2460 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList