Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

27.06.2003
12:12

"Канадиан Эрроу" сформировала собственный отряд космонавтов

27.06.2003
12:10

Апрель 2004 года - крайний срок возобновления полетов "шаттлов"

27.06.2003
12:09

Предвзятый рейтинг

27.06.2003
12:05

Центр Кеннеди возглавил Джеймс Кеннеди

27.06.2003
11:51

Былое ли время?

27.06.2003
10:36

Русские художники Парижа

    В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка "Русский Париж". Это масштабная экспозиция, демонстрирующая произведения русских художников, находившихся во французской эмиграции: 114 живописных, 20 скульптурных произведений, и 62 графических работы. 30 произведений выставки - из фондов из ГРМ, 42 - из Центра Жоржа Помпиду, 22 - из Музея современного искусства г. Парижа, остальные - из частных собраний и музеев Франции, Германии, Швейцарии, США.

    Выставка организована Государственным Русским музеем совместно с Французской ассоциацией культурных мероприятий (AFFA), при поддержке Министерства культуры Франции и Министерства культуры России, а также Французского посольства в Москве, мэрии г. Бордо, Национального музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду, Музея современного искусства г. Парижа, в сотрудничестве с музеем Фон дер Хейт (г. Вупперталь, Германия) и Музеем изящных искусств Бордо (г. Бордо, Франция). Рамки выставки намеренно ограничены 1910-1950-ми годами.

    Формируя выставку, Русский музей ставил себе целью передать картину стилей, манер, направлений, привнесенных в парижскую культурную жизнь русскими художниками , которые по собственной воле или в связи с исторической ситуацией, избрали Париж своим вторым отечеством. Всего на выставке представлено около восьмидесяти имен.

    Первое знакомство французов с русским изобразительным искусством произошло в 1890 году, на Всемирной выставке в Париже, где были представлены Валентин Серов, Константин Коровин, Филипп Малявин. А уже в 1909-1929 годы вместе с дягилевскими "Русскими сезонами", началось настоящее увлечение "русским стилем". Благодаря "Сезонам", с которыми сотрудничали французы Ж.Брак, А.Матисс, П.Пикассо, А.Дерен, русские декораторы оказались интегрированы в парижскую художественную среду. В 1912 году на салоне группы "Золотое сечение", показавшем свою эволюцию к кубизму, помимо французских художников Дюшама, Леже, Купки, были выставлены работы трех русско-украинских художников - А.Архипенко, А.Экстер, С.Левицкой. В 1920 г., когда "Золотое сечение" было возрождено, русские составляли уже треть участников выставки). Умозрительный характер поисков группы был выражен в позаимствованной у Леонардо да Винчи идее "золотого сечения". Крестным отцом группы был Гийом Аполлинер, преданный защитник кубизма. Впрочем, из-за собственных славянских корней, он был еще и посредником между французским и русским искусством на Монпарнасе. Именно Аполлинер помог приехать Шагалу в 1914 году и вернуться Ларионову и Гончаровой в 1915 г. В свою очередь Александра Экстер была художественным посредником между Парижем, Москвой и Киевом, открыв Пикассо деятелям русского авангарда. Мировая война 1914 года на некоторое время прервала отношения Франции с русским искусством. Но после революции 1917 года России во Францию, как в Мекку, двинулись волны русских художников. В 1918-1921 годах уехали В. Кандинский, И. Пуни, Д. Бурлюк. Со второй "волной" (после смерти В. Ленина в 1924 году) Россию покинули А. Бенуа, М. Добужинский, В. Баранов-Россине, Ю. Анненков, З. Серебрякова. Русские художники поселились в Германии, Италии, Америке. Но парижская группа стала самой значительной и составила часть знаменитой Парижской школы. Среди них были именитые художники, жившие прошлыми своими успехами, а были и такие, чье творчество в полной мере развернулось только на Западе. Старые мастера из России с трудом приспосабливались к европейскому вкусу. Русское искусство распространялось в основном через театр. Русские художники пытались реорганизовать в Париже "Мир искусства". Вышел журнал и две выставки с таким названием. Однако, сами мирискусники отнеслись безучастно к этим "воскрешениям". Многие из них, признанные и именитые, не нашли в чужой обстановке настоящего признания. Постепенно и не без горечи осознавали они свою второстепенность в парижской художественной жизни. Александр Бенуа за 35 лет проживания вне России не смог занять того положения, которое было у него в России. до 1917 года. Но при этом он активно продолжал и художественную, и литературно-критическую деятельность: создал эскизы для театров различных стран, писал пейзажи, написал знаменитые "Художественные письма". Лев Бакст за семь лет после революции написал несколько эскизов декораций, в том числе к балету "Шахерезада"( после этого в моду у женщин Парижа вошли тюрбаны), портреты И. Рубинштейн, А. Павловой, В. Нижинского. Оставив античные темы, он обратился к темам чисто русским, воскрешая этими воспоминаниями жизнь до эмиграции. Не вышел за рамки ретроспективного стиля и Иван Билибин - после пребывания в Каире он приехал в 1925 году в Париж и продолжил работать в своей лубочно-византийской графической манере. Не в силах победить тоску по России, он, выполнив иллюстрации к двум книгам, вернулся в середине 1930-х годов в Ленинград, где умер во время блокады. О Константине Коровине французского периода А. Бенуа писал: "Говорили, что он очень выпивал и проигрывал в азартной игре то, что зарабатывал, создавая картинки с "русскими сюжетами" - тройками, зимними деревенскими пейзажами и т.д.". Только Константин Сомов не изменил своей изысканной манеры, черпающей вдохновение во французском XVIII веке. Несомненное влияние на французскую сценографическую манеру оказал Мстислав Добужинский, самый глубокий декоратор и график "Мира искусства". Добужинский прожил в Париже с 1923 по 1935 год, выставлялся в Осеннем салоне, в частных галереях, писал декорации и костюмы для "Летучей мыши" Балиева, балетов и кино. Другому великому декоратору, Сергею Судейкину, впоследствии как и М. Добужинский, переехавшему в Америку, обязано своим успехом популярное в 1920-х годах "Русское кабаре". Новое развитие мирискусническая традиция получила в произведениях А. Яковлева, В. Шухаева и Б. Григорьева. Александр Яковлев усовершенствовал манеру изображения персонажей в застывших позах. Используя красочную палитру голландцев XVII века, он придавал своим работам холодный "лунный" отсвет. В результате путешествий по Африке и Азии художник создал серию изображений восточных стран, представляющую большую ценность, в том числе для этнографии. Василий Шухаев прославился декорациями к балету "Летучая мышь", отличавшимися красочностью, причудливостью, но в Париже работал над нарочито "сухими" портретами или сценами в духе Гогена. Борис Григорьев, имевший за рубежом славу "великого русского художника" - выпустил в 1923 году книгу "Лики России", где были собраны его наброски и этюды времен революции, выполненные в жесткой и резкой манере. Критик отмечал, что "Григорьев пишет Расею, исконную, настоящую, земляную, черноземную. Он ушел в глубины и как плугом поднял вековые пласты, показал, как эти комья выглядят снизу. Посмотреть стоит - из них вырастают золотые русские хлеба". Если с 1909 до 1920 года русское присутствие в Париже было сильным, но распыленным, то после 1921 года массовый приток эмигрантов способствует развитию оригинального творчества, позволяющего говорить о "русском авангарде в Париже".И то, что внесли русские художники (манеры, стили, направления) во французскую культурную жизнь, в какой-то мере отразило характер художественных процессов в среде не только эмигрантов, но и во французском искусстве того времени. Как художники влияли на Париж, так и Париж влиял на них. Владимир Баранов-Россине, начинавший в России как мастер цветомузыкальных композиций и портретов в духе кубофутуризма, в Париже начал заниматься абстракцией. Юрий Анненков (портреты в духе кубизма) меняет темы и манеры, перейдя, наконец. к абстрактным коллажам. После переезда в Париж кардинально изменил свою манеру творчества Иван Пуни. После 1923 года, он окончательно отошел от кубофутуризма и супрематизма и начал работать над пейзажами, интерьерами, парижскими сценами в стиле наби. Его полотна маленького формата, напоминающего японские шелковые панно, были вдохновлены парижскими улочками и тупиками или самыми неожиданными предметами из его мастерской на Нотр-Дам-де-Шан. Василий Кандинский прожил в Париже с 1923 до своей смерти в 1944-м. Этот период можно назвать синтезом его творчества. Под влиянием научных открытий о бесконечно малых величинах В. Кандинский ищет и изучает параллели между процессами, происходящими в природе и искусстве. Ни одному художнику не удалось снискать в парижской художественной среде такого внимания, как Марку Шагалу. Он проявил себя как в станковой живописи и театральных декорациях, так и в художественной иллюстрации книг, религиозных витражах и гобеленах. Когда в 1922 году М.Шагал уехал из России в Париж, то получил предложение заняться художественной иллюстрацией. Результатом работы стали гравюры для "Мертвых душ" Гоголя и басен Лафонтена. После путешествия в Тель-Авив и Сирию М. Шагал берется за иллюстрирование Библии, а позднее принимает заказ на оформление издания "Дафниса и пХлои". Во время войны, в 1941, М.Шагал уехал в Америку, вернулся во Францию шесть лет спустя и поселился на юге, где его живописная манера претерпела изменения под влиянием яркой природы средиземноморского побережья. Особое место в парижской школе занимают Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Во французский период творчества они не развили своих смелых исканий лучизма 1911-1914 годов, но ярко проявили себя в театре. С 1915 года начинается увлечение М. Ларионова танцем, не покинувшее его до конца жизни, и работа для балетных спектаклей, где проявились и смелость неопримитивизма, и красочность русского лубка, и стилизация скифского искусства. Н. Гончарова, помимо ярких театральных работ, создала живописную серию испанок в манере, близкой набидам. А, начиная с 1957 года исполнила ряд беспредметных картин на тему космического спутника. Ее способности к творчеству не помешал даже тяжелейший ревматизм, развившийся под конец жизни: из-за болезни Н.Гончарова вынуждена была работать, располагая холст горизонтально, и держать кисть двумя руками. Одним из самобытных художников, выработавших свой стиль уже в Париже, был Леопольд Штюрцваге, известный под измененной Аполлинером на французский лад фамилией Сюрваж. Сюрваж создал собственную систему организации кубической перспективы: если у кубистов система плоскостей основывалась на одной общей оси с изображением предметов, то Сюрваж создал кубистическую перспективу пейзажа в двух измерениях. По его словам: "Живопись - это искусство в двух измерениях. Нужно создать представление о третьем измерении, но без имитации последнего". С 1939 года он начал применять древний способ составления казеиновых красок, сохраняющих свой цвет более двух тысяч лет. Их прозрачные и матовые оттенки увеличивали особую рельефность его композиций. Помимо станковой живописи, в 1922 году Сюрваж выполнил для дягилевских Русских балетов декорации к "Мавре" И. Стравинского, где также использовал собственную систему кубистической перспективы.

    В 1928 году в Москве в помещении Морозовского отделения Государственного музея западного искусства открылась выставка "Современное французское искусство", половину которой занимали "русские парижане". Опыт московской выставки завершил традицию Серебряного века - демонстрировать русское искусство параллельно с французским. Следующей была только состоявшаяся через полвека выставка "Париж-Москва" в 1979 году. Нынешний проект "Русский Париж", реконструирует феномен русского художественного присутствия в Париже, ставшего отечеством для многих замечательных русских художников. Большинство произведений русская публика увидит впервые.

    Выставка будет работать до 22 июля.

    / Музеи России

    Lolich

Выскажите свое мнение на:

27.06.2003
10:17

В течение 16 лет на мать и детя наше государство тратит всего 1700 долларов

26.06.2003
23:55

Объявлен конкурс на лучшее освещение в СМИ предстоящего участия России во Франкфуртской ярмарке

26.06.2003
23:25

Сергей Колесников: А хотят ли они, как лучше?

26.06.2003
11:37

О Молитве Господней (Записки ортодокса)

26.06.2003
00:33

Восьмой экипаж приступит к тренировкам 7 июля

25.06.2003
20:56

Вышел в свет энциклопедический справочник "Русская Православная Церковь. Храмы. Москва"

25.06.2003
13:17

Главком ВВС подал в суд на "Момент истины"

25.06.2003
10:58

Щедрость. За чей счет?

25.06.2003
00:42

Завершился полет спутника "Молния-3-37"

25.06.2003
00:40

Похоже, что гравитационный маневр прошел успешно

25.06.2003
00:39

Представители ЕКА опровергают сообщения о неполадках на борту "Марс-Экспресс"

24.06.2003
22:09

Александр Костюнин в "Русском переплете"

24.06.2003
02:43

Скончался Василь Быков

24.06.2003
02:14

Таможенный кодекс расширит права и возможности российского бизнеса

<< 2471|2472|2473|2474|2475|2476|2477|2478|2479|2480 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList