Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

15.12.2002
14:01

Власть должна служить народу

    Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, который возглавляет Виктор Гришин, участвует в работе Комис-сии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о раз-граничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Фе-дерации и местного самоуправления. Вопросы устройства власти, соотно-шений принципов федерализма, межбюджетных отношений очень важны и сложны. Но от того, как они решаются, зависит повседневная жизнь граждан. В проекты законов, разработанных в Администрации президента ко-миссией Дмитрия Козака о государственных органах власти и местном само-управлении подробно и четко прописаны полномочия каждого уровня власти. Это дает возможность определить, во что они обходятся соответствую-щим бюджетам. Сегодня, как известно, в России местное самоуправление практически не финансируется. В этом причина плохого состояния дорог, жилищно-коммунального хозяйства, школ и медицинских учреждений. Новые законы, делегируя полномочия каждому уровню власти, пропорционально при-дают им и доходные источники бюджетов. ВИКТОР ГРИШИН в беседе с корреспондентом <ДП> делится своим ви-дением проблем государственного строительства в России.

    - Виктор Иванович, последнее время проблемы государственного уст-ройства России вызывают повышенный интерес. Почему, на ваш взгляд, это происходит? Какие проблемы здесь самые главные?

    - Распределение полномочий между федеральным центром и регионами. Де-юре, Федерация есть, но де-факто ее пока нет. Дело в том, что мы вошли в новую Рос-сию, сохраняя принципы федеративного устройства, заложенные еще в Советском Союзе в 1922 году. В его основе  формирование регионов по национально-территориальному принципу. В мире подобных федераций немного. А там, где они есть, возникают очень сложные проблемы, например, басков в Испании. Они живут в самом развитом регионе страны, имеют высокий уровень жизни. Но все равно ставят вопрос об отделении. То же самое и в других странах, построенных по национально-территориальному принципу, в Индии, например, где несмотря на улучшение экономи-ческого положения, сепаратистские настроения остаются. Там же, где федерации об-разованы по чисто территориальному принципу  например, США, ФРГ, ряд других государств  таких проблем, как правило, нет. Комитет подготовил и Государственная Дума приняла закон о внесении измене-ний, уточняющих порядок согласования с органами государственной власти субъектов Федерации принятия законов по предметам совместного ведения. Самое важное здесь  вовсе не поделить власть. Важно, чтобы каждый уровень власти отвечал за участок работы в пределах своей компетенции. Четкое распределение полномочий должно привести к эффективному выполнению функций и обязательств перед народом любого уровня власти. Когда этого нет, регионы в неудачах винят Центр, Центр  регионы. И никто ничего не делает, а все вместе мало что делают, чтобы улучшить социально-экономическое положение людей. Народ в такой ситуации беззащитен. Распределение полномочий предусматривает, что любая власть не является истиной в последней инстанции и ее решения могут быть оспорены на другом уровне компетенции. Сегодня необходимо не только четко прописать предметы ведения, но и разде-лить под них финансы, распределить собственность так, чтобы каждый уровень власти распоряжался своей долей и мог ее использовать во благо людей. Необходимо ввести контроль за каждым уровнем власти.

    - Расскажите, пожалуйста, о новшествах, предлагаемых комитетом.

    - Кроме федеральных и региональных органов власти, местного самоуправле-ния формируются другие уровни управления: федеральные округа, объединения субъектов местного самоуправления и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. По инициативе нашего Комитета был принят и вступил в силу Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации". Он закрепил единые принципы формирования, деятельности и организации, статус, полномочия и систему органов государственной власти субъектов Федерации как составной части единой системы государственной власти в стране. Закон действует, и свидетельство тому  свыше 30 предложений с дополнениями и изменениями, поступивших в комитет от субъектов права законодательной инициативы, в большинстве  от субъектов Феде-рации.

    К сожалению, авторы законодательной инициативы часто не соблюдают требо-вания Конституции и Регламента Государственной Думы. Из-за этого комитет вынуж-ден рекомендовать Государственной Думе отклонить тот или иной законопроект. По-добных случаев могло не быть, если бы авторы инициативы до внесения в Государст-венную Думу согласовали концепцию проекта с Комитетом и исключили явно спорные и противоречивые положения.

    - Как вы думаете, укрепление вертикали власти достигло своей цели?

    - Думаю, что да. Назначены полномочные представители президента, практи-чески приведено в соответствие с федеральным региональное законодательство. Од-нако мы не должны слишком перегибать палку: чрезмерная власть одной ветви  в данном случае исполнительной  вредна. Между ними должен сохраняться баланс. Теперь дело за распределением полномочий между центром и регионами, между вет-вями власти всех уровней. А это тоже один из факторов укрепления вертикали власти. Кроме того, большая часть финансовых потоков сейчас сосредоточена в федеральном центре. И не столько для того, чтобы приструнить губернаторов, сколько в силу объек-тивной необходимости. Еще три года назад мы вовремя не выплачивали зарплату, особенно в дотаци-онных регионах. К сожалению, у нас слишком большой разброс в экономическом раз-витии, иногда в 30 с лишним раз. Дотационные территории не в состоянии обеспечить себя финансами. Федеральный же центр, заявивший о поддержке ветеранов, инвали-дов, детей, должен выполнять свои обещания в каждом регионе. Поэтому он аккуму-лирует средства, чтобы потом распределить их среди регионов-реципиентов. Но, с другой стороны, это не всегда хорошо. Сегодня, не откладывая дело в долгий ящик, следует подумать о том, какой именно уровень минимальной бюджетной обеспеченно-сти мы должны предлагать регионам, а чего они должны добиваться сами.

    Большую роль в укреплении вертикали власти должны сыграть политические партии. Нормальных партий у нас пока нет. Идет их формирование. На мой взгляд, необходимо сформировать небольшое количество общефедеральных партий, которые представляли бы и правых, и центр, и левых. Они укрепят страну, объединят людей на основе общих идеологических принципов или социальных предпочтений. Это очень важно.

    - Как можно отношения Центра и регионов сделать гармоничней?

    - Сделать их независимыми в пределах своих компетенций. А вообще всякая власть должна служить одному: народу, обеспечивать ему высокий уровень жизни. В этом она едина. Что касается противоречий Центра и регионов, думаю, они будут все-гда. Они  источник развития. Не будет их  не будет развития. Примирить Центр и регионы политически  другое дело. Идеологии наших пар-тий кардинально отличаются одна от другой. С одной стороны, мы строим капитализм, с другой  коммунизм. Это неправильно. В такой ситуации мы обречены стоять на месте. На Западе, например, есть либералы и социал-демократы. Одни борются за улучшение производства и условия для его развития. Их цель  снижать налоги на производителя. Социал-демократы борются за повышение социальных гарантий тру-дящихся. Они добиваются увеличения налогов на производителя. Нам надо стремиться к согласию, согласованности действий в обществе. Здесь пока не все получается хорошо. Где-то мы, законодатели, не работаем, как того требу-ет сегодняшний день. <Не так> ведут себя олигархи, регионы. Кто-то хотел бы выде-литься и жить на голову выше остальных. Если один регион живет в пять раз лучше другого, это тоже ненормально.

    - Есть мнение о том, что губернаторов лучше не выбирать, а назначать. Это верно, на ваш взгляд?

    - Федеративное устройство  это выборы. Если не будет выборов, не будет федерации. Мы опять вернемся к тому, от чего ушли: к унитарному государству. Хоро-шо это или плохо  не знаю. Во Франции, например  в унитарном государстве  неплохо развита демократия, экономика, промышленность, люди неплохо живут. Но в многонациональной стране, где уже провозглашены принципы федерализма, снова возвращаться к тому, от чего мы ушли, на мой взгляд, не стоит. Конечно, есть хорошие губернаторы, есть плохие, где-то народ ошибся, где-то несовершенны выборные тех-нологии. Но через это надо пройти. Научиться работать в пределах своих полномочий и заставлять работать соответствующие государственные органы.

    - Многие обвиняют губернаторов в том, что они превратили губернии в свои вотчины и живут князьками. Создали родовые кланы. Не думают о народе. Насколько это обвинение верно?

    - Действительно кое-где превышены и правовые, и моральные пределы. Разо-браться в этом и изжить  дело или правоохранительных органов, закона, или мо-ральных принципов. Если этого нет, народ должен переизбирать зарвавшуюся власть. Наконец, призывать Центр к правовому решению этих вопросов. Нам давно пора по-всеместно культивировать принципы нормальной жизни. И начать с себя. Мы слышим призывы президента, видим его личную скромность. Так же должны вести себя и пра-вительство, и российский парламент. Конечно, сложно перевести моральные принципы в законодательную плоскость. Если за душой ничего не будет, если обрекать себя и своих детей только на добыва-ние денег любой ценой, в кого мы превратимся? Большинство из тех, кто узнал вкус хорошей жизни, понимает, что трех-четырех костюмов вполне достаточно. Деньги, много денег не могут заменить работу, простое человеческое общение, сочувствие, сопереживание, осознание того, что тем, кто рядом с тобой тоже должно быть хорошо. Когда ты видишь, как мало в твоей стране улыбающихся людей, можешь ли ты быть счастлив? Сколько бы денег не получал тот или иной человек, он не будет счаст-лив в нищей стране.

    - Как вы относитесь к идее укрупнения субъектов Федерации?

    - Нормально, но не спешил бы это делать. В стране должны быть субъекты, которые в состоянии самостоятельно развивать производство, собирать налоги, обес-печивать людям высокий уровень жизни. При реструктуризации экономическая состав-ляющая должна стать определяющей. Конечно, трудно управлять 89 субъектами Фе-дерации. Если их будет 7-8, проблема управления решится. Хотя Конституция РФ ставит всех в равные условия, реально субъекты Федера-ции разностатусны: есть республики, края, области, города. У одних  конституции, у других уставы, у третьих  договоры, у четвертых что-то еще. В нормальном государ-стве этого быть не должно. Но вопрос этот не простой: загонять всех в узкие рамки тоже не стоит.

    - Виктор Иванович, несколько слов о том, что, на ваш взгляд, ждет Рос-сию в 2003 году?

    - Будущий год будет очень непростым. С одной стороны, в связи с налоговыми реформами регионы теряют много собственных доходов. С другой  финансовая по-мощь из федерального бюджета, к сожалению, будет не выше, чем в текущем году. Учитывая предстоящее повышение заработной платы, тарифов, субъектам Федерации будет не просто выполнить обязательства перед населением. Мне кажется, им следу-ет сосредоточиться на поиске внутренних ресурсов, подумать, как привлечь дополни-тельные налоговые средства, развить производство, подключить местное самоуправ-ление. То есть сделать все, чтобы не допустить неплатежей энергетикам и невыплаты заработной платы. И прожить 2003 год не хуже, чем 2002-й. Как минимум.

    Обозрение "Думская панорама"

Выскажите свое мнение на:

15.12.2002
13:52

Школа юных парламентариев

15.12.2002
11:42

"Ураганы" решено запустить в нынешнем году

15.12.2002
01:04

"Новый любимец молодящихся дам появился на литературном блошином рынке" - новое в обозрении "Золотые прииски" Юлия Андреева

14.12.2002
22:34

Андрей Солдатов в фотогалерее "Русского переплета"

14.12.2002
11:22

В Японии запущены четыре спутника

14.12.2002
01:18

Опыление и запах гнилого мяса

14.12.2002
01:17

Некоторые подробности аварии РН "Ариан-5"

14.12.2002
01:14

Подтверждена дата старта

13.12.2002
11:52

Концерт Ансамбля Московской консерватории -14 декабря в музее Шаляпина

13.12.2002
11:36

Договорились?

13.12.2002
01:59

Объявлено о нахначениях в экипажи "шаттлов"

12.12.2002
20:33

Новогодняя сказка Андрея Журкина в журнале Расплетайка

12.12.2002
20:11

Маузер генералиссимуса узаконен

12.12.2002
20:07

Покойник на... пособии

12.12.2002
19:35

Как работает клетка?

12.12.2002
19:30

Борис Галкин на вечере "Русского переплета"

"

12.12.2002
18:15

Продолжение публикации романа Василия Дворцова "Аз буки ведал..."

12.12.2002
16:26

"Запоминается навсегда" - новое в обозрении "Золотые прииски" Юлия Андреева

12.12.2002
14:08

На "Дискавери" обнаружена новая трещина

<< 2531|2532|2533|2534|2535|2536|2537|2538|2539|2540 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList