Новости науки "Русского переплета"
TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"
Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

13.02.2018
13:57

Темная материя выдаст себя разогревом нейтронных звезд

    Американские физики исследовали падение темной материи на нейтронную звезду и показали, что параметры взаимодействия частиц обычной и темной материи связаны с температурой звезды. Более того, для некоторых моделей этот способ позволяет получить оценки, которые превосходят существующие оценки, найденные в экспериментах по прямому поиску темной материи. Статья опубликована в Physical Review D.

    Темная материя необходима для объяснения кривых вращения и гравитационного линзирования на галактиках с «недостающей» массой, и большинство физиков уверены в ее существовании. К сожалению, несмотря на сильные гравитационные свидетельства, в экспериментах по прямому детектированию частицы темной материи до сих пор не были найдены. На данный момент оценка сверху для сечения взаимодействия частиц обычной и темной материи составляет ничтожно малые 10−42 квадратных сантиметров. Это заставляет физиков задумываться о природе темной материи, а также искать альтернативные способы ее детектирования.

    Например, в новой статье физики из Калифорнийского и Нотр-Дамского университетов предложили искать темную материю с помощью нейтронных звезд. Из-за огромной силы притяжения такие звезды должны очень эффективно захватывать частицы — поток темной материи, падающей на типичную нейтронную звезду, оценивается приблизительно в 25 грамм в секунду. Из-за этого нейтронные звезды должны заметно разогреваться, и наблюдая за ними в инфракрасном диапазоне, можно определить сечение взаимодействия частиц обычной и темной материи. В то же время, такой разогрев будет происходить в широком диапазоне параметров темной материи, а значит, позволит обнаружить гипотетические частицы как с малой массой, так и с большой.

    По предыдущим оценкам авторов, вклад падающей темной материи в температуру нейтронной звезды пропорционален корню четвертой степени из параметра f, который зависит от сечения взаимодействия частиц темной материи с нуклонами σχn и от порогового сечения σt. В свою очередь, пороговое сечение определяется геометрическими размерами нейтронной звезды (чем больше звезда, тем легче ей захватить частицу) и массой гипотетических частиц mχ. Для слишком легких частиц импульс оказывается сравним с импульсом Ферми нейтронов звезды, и σt ~ 1/mχ. Напротив, массивные частицы (с массами более миллиона гигаэлектронвольт) имеют такой большой импульс, что захватываются звездой только после нескольких рассеяний, и пороговое сечение пропорционально числу таких рассеяний σt ~ mχ.

    Однако самая важная часть зависимости «сидит» в сечении взаимодействия частиц темной материи с нейтронами σχn, поскольку она определяется природой темной материи и меняется от модели к модели. Здесь ученые считали частицы темной материи майорановскими фермионами (то есть частицами с полуцелым спином, которые являются собственной античастицей) и рассматривали четыре различных механизма, определяющих их взаимодействие с частицами обычной материи. Каждый из этих механизмов зависит от параметра обрезания Λ, который устанавливает характерный масштаб энергий, ниже которых взаимодействие почти не происходит.

    Кроме того, нейтронная звезда может дополнительно разогреваться из-за аннигиляции захваченных частиц темной материи. В этом случае температура звезды тоже будет пропорциональна корню четвертной степени из параметра f, но с другим коэффициентом пропорциональности. Для этого время жизни звезды должно превышать время установления теплового равновесия между частицами темной материи и нейтронами, а также время, в течение которого звезда выходит на постоянную скорость захвата материи. Для двух из четырех рассмотренных механизмов это условие выполнялось, но для двух оставшихся нет, и их подробное исследование ученые отложили на будущее.

    Наконец, ученые оценили, к каким ограничениям на параметр обрезания Λ в зависимости от массы частиц темной материи приводят различные значения параметра f, который можно определить по температуре звезды. Для этого они рассмотрели типичную нейтронную звезду массой около полутора масс Солнца и радиусом примерно десять километров. Оказалось, что для всех рассмотренных механизмов взаимодействия ограничения, определенные по нейтронным звездам, сравнимы с текущими экспериментами по прямому детектированию, а в некоторых случаях даже превосходят их (смотри графики).

    Стоит отметить, что на данный момент у астрономов нет инструментов, с помощью которых можно было бы измерить температуру нейтронных звезд и увидеть предсказанное авторами статьи разогревание. Тем не менее, инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб», запуск которого планируется на весну 2019 года, сможет выполнить такие измерения. В этом случае наблюдения уже за одной-единственной нейтронной звездой будет достаточно, чтобы уточнить величину сечения взаимодействия частиц обычной и темной материи.

    В ноябре прошлого года физик-теоретик из Брукхейвенской национальной лаборатории предложил объяснить неудачи экспериментов по прямому поиску темной материи тем, что частицы темной материи обходят Землю стороной, и детектировать попросту нечего. В своей статье он рассматривает гипотетическую силу отталкивания, которая быстро затухает (экспоненциально) при удалении от массивных объектов и становится незаметной на масштабах галактик, но не дает частицам темной материи приблизиться к таким телам, как Земля или Солнце. Если гипотеза физика верна (а подтверждений у нее пока что нет), работа американских физиков не имеет смысла, поскольку темная материя не будет падать на нейтронные звезды и разогревать их.

    По информации https://nplus1.ru/news/2018/02/12/dark-neutron

    Обозрение "Terra & Comp".

Помощь корреспонденту
Кнопка куратора
Добавить новость
Добавить новости
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100


Rambler's Top100