Почему в России гибнут таланты или «Вы хотите молоко без коровы»
Почему на наших изобретениях (радио, ТВ, лазеры, космос и многие др.) зарабатывают другие?
На этот вопрос товарища Грефа отвечает профессор MIT Лорен Грэхем: «Вы хотите молоко без коровы»
Перед тем как посмотрите интервью, несколько слов от меня.
Я уже несколько месяцев обдумываю заметку под названием "Секретные ученые России". Нет, это не о современных Королевых, Курчатовых или Константиновых. Это о современной открытой гражданской науке и изобретательстве. Нам досталась советская система управления наукой. Поначалу мне казалось, что это не надолго - естественным образом уйдут со сцены старые бюрократы от науки и придут новые - настоящие ученые мирового уровня. Но вот проблема состоит в том, что старые советские чиновники-квазиученые оставляют за собой таких же как и они сами - но только более молодых... То есть научный бюрократизм воспроизводится! Так что процесс обновления научной элиты пойдет гораздо медленнее.
Что же делать? Опять революция? Не думаю. Все наша экономическая система, созданная и воспроизведенная неоднократно, в частности людьми типа Грефа, не приспособлена к внедрению новых открытий и технологий в производство. И дело тут не в политических свободах, как утверждает профессор MIT Лорен Грэхем. Это полностью опровергается современным Китаем. Да и Россией, в которой политическая свобода имеет небывалый размах. Попробуйте на западе выступить по первым каналам с критикой официальной линии.
Проблема в том, что со времен Левши (окончившим свои дни в безвестности и нищете) наши таланты так и остаются секретными учеными. В том смысле, что талант и сообразительность никаким образом не влияют на положение ученого в обществе (имеется в виду и материальное и социальное). Представители науки и техники, которые, собственно, и кормят современное человечество, которые на самом деле и открыли все эти богатства на которых наживаются современные русские миллиардеры - как правило бездарные и некультурные. Положение наше ухудшается тем, что можно брать технологии на западе, за деньги полученные на полезных ископаемых, открытых советскими учеными. И зачем тогда развивать свои технологии?
Конечно есть исключения. Есть есть запад, который изредка замечает российских гениев. Но в основном это теоретики, да и весьма малом количестве. А люди близкие к железу и софту - их стараются не замечать на западе, да и тяжело при нашем финансировании науки (особенно при нашей системе финансирования науки) сделать что-то приличное в железе.
Ну скажите, кто-нибудь услыхал бы что-нибудь о математике Перельмане если бы в 2006 году Григорию Перельману за решение гипотезы Пуанкаре не была бы присуждена международная премия «Медаль Филдса».
Но ведь коллеги Перельмана (в том числе и те, кто руководили институтом в котором он работал) не спешили продвигать вперед местного гения.
"Чужаками считаются не те, кто нарушает этические стандарты в науке. Люди, подобные мне, — вот кто оказывается в изоляции". - сказал Перельман.
Ну хорошо, Перельман чудак и гений. Он не может быть примером для основной научной массы. А почему не может? Должен! А их сотни таких по России перельманов - затюканных, непризнанных, непробившихся через все эти формальные советы и комиссии.
Конечно, научные точки зрения должны конкурировать. Научная дискуссия - и здесь прав профессор MIT - должна быть предельно жесткой. Когда, я принципиально высказался на одном из заседаний академии наук и Росскосмоса назвав суть доклада "очковтирательством" - вице-президент академии наук заявил, что у нас так не принято и что таким как я здесь не место".
Теперь о Сколково и прочих кремниевых пампасах. Какие же тупые наши бывшее комсомольские лидеры. Ну придумайте хоть что-нибудь новое - своё. Я имел дурной опыт общения со Сколково. Полгода переписки, которые украли у меня кучу времени. Какие-то никому неизвестные эксперты. Братцы, я предлагал систему которая обойдется государтсву в 10 раз дешевле, чем та которую могут сделать и делают (!) ответственные ведомства за государственные деньги. Дешевле и в разы быстрее. НО нет, оказалось моя система МАСТЕР III не нужна ни академии наук, ни Сколково, ни Росскосмосу. Ведь вопросы решают люди типа Грефа. Почему Греф спрашивает американского профессора, а не русского изобретателя? Ведь он - русский ученый и изобретатель на своем горбу знает, что надо делать, чтобы наши открытия работали на Россию. Да потому, что именно ГРеф и его сторонники губят нашу экономику и сейчас взялись за науку. Вся эта "гуманитарная гвардия" советских экономистов и их учеников-детишек продолжает править нашей экономикой. Высшая Школа Экономики уже приступила к разрушению того немногого, что осталось в нашей науке и технике. Так называемые "успешные менеджеры" - которые не заработали и ничего не придумали своего, а только пришли на теплые места благодаря близости к экономическому блоку дармоедов в правительстве.
В общем, будет время - еще вернемся к этому вопросу, а пока смотрите интервью профессора MIT Лорен Грэхем.