TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


1tom - 0022.htm

а
ш
X
о.
и Архтгрдн число превращается в Грасгофа число:
АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА (акустика цомощо-ний) ≈ область акустики, в к- рой изучаются закономерности распространения звуковых волн в помещениях с целью создания при╦мов и методов проектирования аудитории и аалов разл. назначения, обеспечивающих в них условия хорошей слышимости речи п музыки.
Акустпч, процессы (поведение звука) в помещениях рассматриваются С позиций геометрической акустики или более строгой волновой теории. В последнем случае воздушный объем помещения представляют как систему, имеющую ряд собств. колебаний, каждое из к-рых характеризуется своим показателем затухания. В области ЫЧ собстн. колебания отделены друг от друга по частотам сравнительно большими интервалами, т. е. спектр собств. частот имеет дискретную структуру. В области В Ч спектр уплотняется и число собств. колебаний быстро увеличивается. Стационарные, установившиеся колебания воздуха в помещении можно рассматривать как сумму стоячих волн с собств. частотами помещения. При выключении источника звука стоячие волны исчезают не сразу. Их энергия уменьшается со временем по эксноненц. закону. Процесс затухания свободных колебании и помещении лаз. реверберацией. Когда плотность энергии и интенсивность звука ранно-мерно распределены но помещению, звуковое иоле наз . диффузным .
Расчет акустики помещений больших размеров обычно производится методами геом. акустики, к-рые достаточно точны при условии, что длины звуковых волн значительно меньше размеров отражающих поверхностей плоских элементов помещения к радиусов кривизны искривл╦нных элементов. Отражения звуковых лучей от отражающих поверхностей описываются с помощью мнимых источников звука, к-рые расположены зеркально к отражающим поверхностям и мощность к-рых предполагается уменьшенной пропорционально коэф. отражения для данной поверхности. Зная скорость распространения звука, определяют запаздывание отраж╦нных звуковых лучей по отношению к прямому и строят картину распространения звуковых лучей, позволяющую выявить разл. акустич. дефекты помещения. После выключения источника интенсивность звука и помещении постепенно убывает из-за поглощения при отражениях от ограждающих поверх-HocTcif, т. е. происходит реверберации. Согласно ста-тистич. теории, в помещении возникает звуковое поле, близкое к диффузному, к-рое характеризуется тем, что во всех его точках усредн╦нные по времени уровень виуконого давления и поток звуковой энергии по любому направлению постоянны. Статистич. теория позволяет при известных средних коэф. звукопоглощения
Рис. 1. Оптимальные значения Бремени реиербсрапии Т для залов различно-го назначении в зависимости от их объ╦ма V в диапазоне частот 500≈2000 Гц: j ≈ лекционные залы, налы пассажирских помещений вокзалов; 2 ≈ УЗЛЫ драматических театров, залы многоцелевого назначения средней ВМРСТИ-ЧСТИ, кинотеатры; з ≈ залы театров оперы и балета, концертные залы.
IB
'.Б
500 1000 2000 503010000
ограждающих поверхностей и известной средник длине свободного пробега звуковых волн получить расч╦тные ф-лы времени реверберации Т, величина к-рого зависит от объ╦ма помещения п звукопоглощения в н╦м. Акус-тич. качество помещения определяется в первую опе-124 редь временем реверберации и его частотной характе-
ристикой. Установлено, что гулкость помещения наилучшим образом оценивается нач. участком послезву-чакия (норные 10 ≈ 15 дБ) ≈ «время реверберации по раннему спаду*. Оптим. значение Т зависит как от назначения зала (характера звучания) (рис. 1), так от ого объ╦ма.
Значит, влияние на слышимость речи или на звучание музыки оказывает структура первых отражений внука, определяемая их уровнями и временем запаздывания по сравнению с прямым звуком. Необходимо различать дно качественно неравноценные части ронербе-рац. сигнала. Первая (начальная) часть содержит эхо-сигналы с относительно небольшим запаздыванием; она играет полезную роль, усиливая первичный сигнал и обогащая его звучание. Вторая (поздняя) часть при недостаточно малых уровнях созда╦т заметную помеху восприятию, снижая четкость сигнала. Для достижения высокого акустич. качества концертных залов важное значение имеет степень диффузности звукового поля.
Как критерий акустического качества залов наиболее часто используется запаздывание прихода первого отражения по сравнению с прямым звуком, к-рое не должно превышать 0,02≈0,03 с. При разнице во времени прихода прямого и отраж╦нного сигналов более 0,05 с человек воспринимает отраж╦нный звук как эхо. В залах, предназначенных для слушания речи (аудитории, драматич. театры), осн. значение имеет артикуляция, к-ра>1 оценивается в процентах правильно понятых слов или слогов по отношению ко всем произнес╦нным, Акустич. качества музыкальных залов оцениваются такими критериями, как ясность, прострапст-венность, громкость, тембр музыкального звучания.
Задача Л. а.≈ выбор такой формы помещения и акустич. импеданса его ограждений, чтобы помещение
Рис. 2. Форма потолка зала, обеспечивающего равномерное распределение отраж╦нного звука.
являлось, насколько возможно, равномерной системой: для передачи звука и в то же время не теряло полностью эффекта усиления звука за счет отражений от внутр. поверхностей. Выбор формы зала ≈ основа обеспечения равномерного распределения звуковой энергии по площади слушательских мост и создания мало запаздывающих (полезных) первых отражений (рис. 2). Форма отражающих поверхностей должна быть такой, чтобы не происходила концентрация отраж╦нного ими звука. Для залов ср. вместимости отношение длины зала к ср. ширине и отношение ср. ширины к ср. высоте целесообразно принимать не более 2. Онтим. время реверберации при заданном объ╦ме зала достигается расположением звукопоглощающих материалов и конструкций на его поверхностях. Для повышения степени диффузности большие гладкие поверхности зала расчленяют декоративными или конструктивными алиментами.
Испытания акустич. качеств залов и аудиторий проводятся как в натурных условиях, так и методами фнз, или эл,-акустич. моделирования или с помощью ЭВМ. Б залах средней и большой вместимости применяют эл,-акустич. системы звукоусиления, искусств. реверберации и имитации звуковых отражений.
Лит.: It о н т ю р и Л., Акустика в строительстве, пер. с франц., М., 19t>(); Г а н у с К., Архитектурная акустика, ттер. с нем., М., 1963; К о и р м г и л С. Д., Архитектурно-строительнан акустика, М., Hi&Q; Kutlruft II-, Коощ Acoustics, 2 f^d., L., 197^), Г. Л. Осипов.
АСИМПТОТИЧЕСКАЯ СВОБОДА в квантовой
теории ноля ≈ свойство нек-рых моделей взаимодействия частиц, выражающееся в том, что интенсивность взаимодействия двух частиц, xapaKTepnayeNfaH эффективным зарядом {уфф. Константой взаимодействия), стремится к нулю с ростом передачи импульса,
") }


Rambler's Top100