Новости науки "Русского переплета" Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"
Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.08.2023
16:00

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. 130 ЛЕТ

    Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника.

    Искусство должно быть увиденным, услышанным, прочувствованным. Рукопись, лежащая в ящике стола; картина, пылящаяся под простыней на чьем-то чердаке; мелодия, записанная, но не сыгранная, — если произведение оторвано от людей, то его все равно что нет. Говоря об искусстве, часто упоминают о триаде «творец — творение — зритель», совершенно забывая о том, что находится между этими понятиями, там, где автор этого текста беззаботно поставил тире. Первый прочерк — это труд автора, акт созидания. Второй — это труд издателя, куратора. Как и в мифе о Прометее, люди редко вспоминают тех, кто приносит им огонь. Но в год 130-летия крупнейшего собрания русского искусства в нашей стране мы вспомним того, кто стоял у его истоков, — Павла Михайловича Третьякова.

    Сам Павел Михайлович вряд ли захотел бы сегодня выслушивать восторженные эпитеты от многотысячной толпы почитателей. «Невидимость» собирательского труда его устраивала. Что говорить! Когда 15 августа 1893 г. в его доме в Лаврушинском переулке для всеобщего бесплатного посещения открылась «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», виновник торжества находился в Европе, подальше от шумихи. Люди должны были сосредоточиваться на художниках, на их картинах, но не на нем.

    Увы, желанию Павла Михайловича остаться в тени не было суждено сбыться. Еще при жизни его ожидало признание, от которого он всячески отнекивался. В среде художников быть автором картины, которую Третьяков избрал для своей галереи, означало остаться в истории русского искусства. «Каково же было мое изумление и моя радость, когда примчавшийся прямо с выставки Сережа [Дягилев] сообщил, что только что там побывал П.М. Третьяков и что он купил мою картину, да, кажется, только ее из всей выставки счел достойной попасть в свою галерею», — писал художник Александр Николаевич Бенуа.

    Значимость труда Павла Михайловича для всего российского искусства была столь велика, что в 1896 г. его избрали почетным гражданином Первопрестольной — «За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства». Император Александр III, в свою очередь, намеревался произвести купца в дворянство, однако Павел Михайлович отказался от этой чести.

    Третьяков был щедрым человеком, и щедрость эта не заканчивалась на покупке картин. Его средства шли в помощь исследовательским экспедициям, приютам и больницам, училищам. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина также многим обязан Павлу Михайловичу. Но вторым по важности свойством характера этого человека была его смелость. Купец не стеснялся выставлять в своей галерее картины, вызывающие негодование критиков или цензуры.

    «Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения... Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны», — такова была реакция обер-прокурора Синода и «серого кардинала» Александра III Константина Петровича Победоносцева на знаменитую картину, выставленную в галере. «Из всего, что у нас делается теперь, в будущем первое место займут работы Репина, будь это картина, портреты или просто этюды», — ответствовал Третьяков.

    Его не пугало даже соперничество с императором, тоже большим ценителем отечественного искусства. Множество раз купцу удавалось увести буквально из-под носа у государя полотна, которые тот намеревался приобрести. Один такой случай с его картиной «Догорающий костер» описывал художник Аркадий Александрович Рылов: «Комиссия музея Александра III в Петербурге постановила приобрести картину, но, пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток и картина осталась за ним». Дошло до того, что появилось распоряжение ничего не продавать с выставок, пока их не посетит император. Тогда Третьяков начал покупать картины прямо в мастерских.

    Павлу Михайловичу доверяли настолько, что художники порой прислушивались к его просьбам переписать свои картины. Исправить лицо или образ, поправить цвет... В случае с Ильей Ефимовичем Репиным дошло до смешного — тот начал исправлять уже вывешенные в галерее картины. Однажды он пробрался в здание в момент отсутствия Третьякова и исправил тон головы Ивана Грозного. После этого случая хранителям был дан строгий наказ не подпускать художника к его работам.

    Искусство нужно не только создать. Его необходимо еще и правильно преподнести. Творчество куратора заключается в том, чтобы из разрозненных образов и картин художника или художников собрать цельную историю, идею, образ, которые будут воздействовать на зрителя сильнее обычного. Именно в галереях целое становится больше суммы его отдельных частей, и Третьяков был одним из первых людей в России, который понимал это особенно ясно.

    Берегите культуру, берегите тех, кто ее создает. И, как завещал нам Павел Михайлович Третьяков, «берегите галерею и будьте здоровы».

    Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    Обозрение "Terra & Comp".

Помощь корреспонденту
Кнопка куратора
Добавить новость
Добавить новости
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100