Новости науки "Русского переплета" Доцент НИУ ВШЭ Алексей Позаненко и его коллега Сергей Белкин разработали подход, который предположительно позволит увеличить частоту обнаружения источников гамма-всплесков - ими могут быть вспышки сверхновых. На текущий момент ученые зарегистрировали уже около 13 тыс. гамма-всплесков, однако лишь для 45 из них была доказана связь со сверхновыми.

Белкин и Позаненко проанализировали, какие ошибки и селективные эффекты могут возникнуть при обнаружении сверхновых, связанных с гамма-всплесками, и разработали подход, позволяющий оптимально использовать наблюдательное время телескопов, а также минимизировать вероятность появления разных проблем при поисках источников этих мощнейших космических катаклизмов.

По словам исследователей, разработанная ими методика учитывает то, как меняется яркость гамма-всплесков и вспышек сверхновых в зависимости от расстояния между Землей и погибшей звездой, а также принимает во внимание другие ограничения, мешающие наблюдениям, в том числе количество космической пыли в галактике, где было зафиксировано астрономическое явление.

Подход учитывает погодные условия на Земле в момент начала наблюдений, а также то, в какой части галактики был зафиксирован всплеск излучения. Учет этих факторов позволяет достаточно точно определить вероятность обнаружения всплеска сверхновой и подобрать оптимальную стратегию ее поисков при помощи сетей наземных телескопов. Это может значительно повысить шансы на обнаружение источников гамма-всплесков, подытожили исследователи.

О гамма-всплесках

Как предполагают астрономы, гамма-всплески возникают в последние мгновения жизни крупных звезд. Когда такие светила умирают и превращаются в сверхновую, сила притяжения порождаемой ими черной дыры или нейтронной звезды оказывается настолько высока, что остатки вещества не разбрасываются по окружающему пространству, а собираются в округлую структуру, напоминающую бублик.

Часть этого вещества поглощается черной дырой, а часть разгоняется почти до скорости света и выбрасывается в космическое пространство в виде так называемых джетов, узких струй материи. Во время этого процесса погибающее светило затмевает галактики и испускает столько же энергии, сколько Солнце и другие небольшие звезды вырабатывают за все время существования. Сверхвысокая яркость этой вспышки также затмевает сверхновую, что мешает ее обнаружению.

По информации" /> Доцент НИУ ВШЭ Алексей Позаненко и его коллега Сергей Белкин разработали подход, который предположительно позволит увеличить частоту обнаружения источников гамма-всплесков - ими могут быть вспышки сверхновых. На текущий момент ученые зарегистрировали уже около 13 тыс. гамма-всплесков, однако лишь для 45 из них была доказана связь со сверхновыми.

По информации" /> Rambler's Top100

03.08.2023

Российские астрофизики предложили способ связать взрывы звезд с гамма-всплесками

Это позволит уточнить, как формируются мощнейшие всплески энергии во Вселенной, сообщили в пресс-службе НИУ ВШЭ

Ученые из России разработали подход, который максимизирует шансы на обнаружение источников гамма-всплесков - предположительно, сверхновых звезд. Обнаружение пар таких космических явлений позволит астрофизикам уточнить механизмы образования мощнейших всплесков энергии во Вселенной, сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ. Работа с описанием исследования опубликована в издании Pattern Recognition and Image Analysis.

"Шанс обнаружить вспышку сверхновой звезды, связанную с гамма-всплеском, на сегодняшний день составляет 0,00346%. Ученые ВШЭ выяснили, как сделать такое открытие более частым. Сеть из нескольких телескопов в разных географических координатах, проверка данных в фотометрических фильтрах и анализ снимков с учетом особенностей галактики, в которой произошел всплеск, помогут открыть больше сверхновых", - говорится в сообщении.

По информации https://nauka.tass.ru/nauka/18437783