18.06.2010 12:14 |
21 июня 2010: ВО-МОЖЕН ЛИ В РОССИИ ПЕРЕВАЛ К НОВОЙ ЛОГИКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РА-ВИТИЯ? В Высшей Школе Экономике (г.Москва) 21 июня (понедельник) 2010 г. в 18-00 состоится
доклад доктора философских наук, профессора Н.С. Розова (г. Новосибирск)
ВО-МОЖЕН ЛИ В РОССИИ
ПЕРЕВАЛ К НОВОЙ ЛОГИКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РА-ВИТИЯ?
О докладе д.филос.н. проф. Н.С.Розова
<-акономерности ментальной динамики
и вклад геокультуры в циклы российской истории>
в Высшей школе экономики
Покровский бульвар, д. 11, корп."Ж",
ауд. Ж-419 (4-й этаж)
21 июня, понедельник, 2010 г. 18 00
Проф. Николай Сергеевич Розов (Институт философии и права СО РАН, Философский факультет НГУ, Новосибирск) известен специалистам как переводчик фундаментального труда Р.Коллинза <Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения> (Новосибирск 2002), составитель альманаха <Время мира> и серии коллективных монографий <Теоретическая история и макросоциология>, автор таких книг как <Структура цивилизации и тенденции мирового развития> (Новосибирск, 1992), <Философия гуманитарного образования> (Москва, 1993), <Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии> (Новосибирск 1998), <Философия и теория истории> (Москва 2002), <Историческая макросоциология: методология и методы> (Новосибирск 2009). (Книги и статьи проф.Н.С.Розова в открытом доступе см. на сайте www.nsu.ru/filf/rozov/).
Проф.Н.С.Розов поставил перед собой амбициозную задачу ответить в одном выступлении на следующий внушительный список вопросов:
*
Общество - это система или сфера конкуренции групп за позиции и ресурсы?
*
Как соотносятся рутинные (ресурсные, управленческие) решения и институциональные (бифуркационные) сдвиги?
*
Как взаимосвязаны психические установки, культурные образцы и социальные структуры? Что дает теория интерактивных ритуалов для понимания процессов принятия решений и выполнения решений?
*
Как совместить фреймы и практики, символы и идентичности?
*
Менталитет и национальный характер - гуманитарные фикции, идеологемы или полезные конструктивные концепты?
*
Как соотносится воспроизводящееся разнообразие российских габитусов и устойчивое политико-идеологическое разделение?
*
Какие общие закономерности ментальной и социальной динамики лежат в основе политико-идеологических процессов?
*
В чем состоит российская специфика закономерностей социальной и ментальной динамики?
*
Каковы особенности общих фреймов и символов в российском менталитете?
*
В каких измерениях и тактах происходят циклы социально-политической истории России?
*
Каковы социальные и ментальные основы этой циклической динамики?
*
Что дает понятие геокультуры для цивилизационного подхода, культурологии и политической социологии?
*
Почему в России воспроизводится раскол между западничеством и почвенничеством-державничеством, несмотря на многократную сокрушительную критику этой <ложной дилеммы>?
*
Как объяснить <закон В.С.Соловьева> о деградации почвеннических движений?
*
Каков механизм восприятия и жизненного цикла в России западных общественно-политических учений? Как объяснить повторяющиеся расколы в российском западничестве и его дискредитацию?
*
Как геокультурные процессы влияют на российские циклы в контексте закономерностей социальной и ментальной динамики?
*
Каковы прагматические выводы для стратегий интеллектуальных сообществ в актуальной социально-политической ситуации?
Столь масштабный замах объясняется тем, что в Москву проф.Н.С.Розов привез рукопись большой книги (порядка 40 печатных листов) под названием <Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке> (информацию о книге, ее детальное содержание см. здесь: www.nsu.ru/filf/rozov/publ/kol-per.htm).
В докладе развернута только одна из многочисленных тем книги: связь между циклами социально-политической истории России (наиболее частая смена тактов: Стагнация-Кризис-Авторитарный откат-Стагнация со спорадическими бросками в такты <Успешная мобилизация>, <Либерализация> и <Государственный распад>), российским менталитетом как воспроизводящимся разнообразием габитусов и возобновляющимся расколом между либеральным западничеством и почвенничеством-великодержавием.
Все это сложное переплетение процессов проф.Н.С.Розов трактует с помощью единого понятийного аппарата, идейный стержень которой составляют, казалось бы, плохо совместимые модели:
*
теория интерактивных ритуалов (традиция Э.Дюркгейма, И.Гофмана, Р.Коллинза),
*
концепция установок (Дм.Узнадзе),
*
представления о фреймах, символах, идентичностях (от М.Минского до Ю.Левады),
*
модель габитусов (П.Бурдье),
*
классическая бихевиористская теория оперантного обусловливания (Б.Скиннер),
*
веберианские идеи взаимодополнительности ресурсов господства (М.Манн),
*
социологические концепции групповой, институциональной, конфликтной и сетевой динамики (от Г.-иммеля и Р.Мертона до Ч.Тилли и того же Р.Коллинза).
В этом контексте политико-идеологическое поле в России предстает как сфера и результат конкуренции за признание, конфликта интеллектуальных групп и сетей, выбирающих из наличного <идейного меню> учения, идеалы, ценности как символы групповой солидарности и мобилизации. Этот выбор, последующая трансформация идей в каждой сети, как показывает проф.Н.С.Розов, отнюдь не случайны, но подчинены вполне определенным общим закономерностям.
Так объясняется замеченный еще философом В.С.Соловьевым паттерн деградации почвенничества-самобытничества, неизменно переходящего на сервильные, шовинистические и официозно-великодержавные позиции (от Хомякова, Киреевского и Аксаковых к Победоносцеву и Пуришкевичу, тот же паттерн проявился и в недавней истории: тренд от фрондировавших писателей-деревенщиков 1960-х, Солженицына, Распутина, Астафьева через приближенную к власти <русскую партию> Глазунова и Шевцова 1970-80-х до нынешних многочисленных служителей и рупоров властной великодержавной и антизападнической пропаганды - дугиных-прохановых-кургинянов-нарочницких-шевченок-леонтьевых-пушковых-марковых).
Выделены семь выделенных плеяд западников: от Новикова и Радищева, декабристов, Чаадаева, Герцена и Белинского, Милюкова, Плеханова, Мартова и Ленина до Буковского, Сахарова и раннего А.-иновьева, до Горбачева, А.Яковлева, Е.Яковлева и Гайдара, до нынешних <системных> и <несистемных> либералов и демократов. Увы, ни одна плеяда не отличается единством, завидным общественным признанием и успешной политической судьбой. Общими паттернами здесь являются репрессии, изгнание, расколы, взаимное недоверие и отчуждение, драматические повороты в мировоззрении и политических практиках. В случаях же явного политического успеха, захвата власти в России (1917 18гг., 1991 г.) западники либо сдают позиции, уходят с политической сцены, либо сами соскальзывают к стереотипам <русской власти> - нетерпимости к политической конкуренции, практикам насилия, принуждения, экспроприации и передела ресурсов.
Главными бедами западников, по мнению проф.Н.С.Розова, являются их неспособность и нежелание соединить свои <символы веры> с действительными заботами и чаяниями разных групп и слоев населения, гипертрофированная фиксация на <идейной чистоте> и <размежевании> вместо поиска общих платформ для солидарного действия, <варение в собственном соку> и пренебрежение участием в низовых движениях самоорганизации, наивные упования на <нового мудрого царя>, неспособность <держать удар> со стороны репрессивной власти, соскальзывание либо к бегству, эскапизму, либо к радикализму и ответному насилию, либо к ренегатству и сервильности.
Проф. Н.С.Розов показывает в докладе и в своей последней книге <Колея и перевал>, что глубинные закономерности и механизмы, приводившие в течение столетий к болезненной циклической динамике, к указанным безрадостным явлениям в политико-идеологической сфере, в полной мере действуют и сейчас.
Возможен ли выход из колеи российских циклов, смена глубинных социальных и ментальных закономерностей, новые паттерны идеологических дискуссий и политического взаимодействия, существенные изменения в менталитете правящих элит, чиновничества, населения, т.е. смена всей логики исторического развития России?
Этот масштабный сдвиг проф.Н.С. Розов и называет перевалом. (См. также <Апрельские тезисы 2.0> www.nsu.ru/filf/rozov/publ/april.htm). В докладе эта тема лишь коротко обозначена, а в последней книге автор детально прописывает необходимые и достаточные условия назревания и <успешного прохождения> развилок на пути к этому <перевалу> в политическом будущем России.
При необходимости заказа пропуска в ГУ-ВШЭ нужно подтвердить свое участие и сообщить нам свои полные фамилию, имя и отчество по электронной почте
gordey.yastrebov@gmail.com
или по телефонам 8(495)772-95-90*2270; 8(905)536-56-70 (Гордей Ястребов)
--
Книги и статьи проф.Н.С.Розова
Вадим Громаков.
|