Таня Фирсова – мой старый друг. Мы познакомились с ней в 1972 г., когда она
была студенткой журналистского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Но к этой
профессии она пришла не сразу. Сначала были исторический и филологический
факультеты, которые она вскоре оставила, и решающим фактором в ее конечном
выборе, видимо, стал ее папа, известный тогда журналист Иосиф Нехамкин
.
Судьба нас то сводила, то разводила, но мы никогда не теряли друг друга из
виду. За это время Таня стала замечательной журналисткой. Она работала и
печаталась в таких популярных изданиях, как
«Комсомольская правда», «Новое время», «Неделя», «Студенческий
меридиан», «Новое русское слово» (США).
Одно из ее главных качеств – умение учиться у
других. И ведь было у кого: ее окружали ассы, еще при жизни ставшие легендой отечественной журналистики - Ярослав
Голованов, Владимир Губарев, Леонид Репин, Николай Боднарук,
Борис Новиков. «Школа была суровой, но и веселой, - вспоминает Таня,
рассказывая о своей работе в «Комсомольской правде», - нигде и никогда я больше не встречала такого
конгломерата, замешанного на молодости, таланте, трудолюбии и любви к своему
трудному и непростому делу».
И еще одним важным для журналиста (как, впрочем, и для любой другой
творческой профессии) качеством она обладает: стремлением к совершенству. Один
из ее редакторов часто нарочито сердито говорил ей: «Ну, ты же не Лев Толстой,
чтобы трижды переписывать статью. И первый твой вариант вполне годился».
Именно поэтому ей поручали брать интервью у таких известных людей, как
академики А.Д. Сахаров, В.И. Гольданский, И.И. Артоболевский, маршал И.Х. Баграмян, епископ Василий Родзянко
и его сын, режиссер Владимир Родзянко, доктор Святослав Федоров, оперная певица
Галина Вишневская (по телефону в Париж, когда им с Вячеславом Растроповичем вернули гражданство), художники Гриша Брускин, Константин Звездочетов, Владимир Янкилевский, скульптор Борис Орлов, музыканты Владимир
Ашкенази, Нина Бейлина, Андрей Гаврилов, Гидон Кремер
и др. Поручали, потому что знали, что она справится. Да и те, у кого она брала
интервью, никогда ей не отказывали. Видно, чувствовали в ней душу настоящего
журналиста.
Сейчас она отошла от активной деятельности. Мы иногда встречаемся, порой
вместе ходим на выставки и концерты. И если ей что-то очень нравится, она снова
загорается, как в молодости, и берется за перо. Так случилось и недавно после
концерта пианиста Наиля Мавлюдова.
Уверен, читателям «Русского переплёта» будет интересно прочитать ее «Заметки на
афише».
Виктор Погадаев
ЗАМЕТКИ НА АФИШЕ
Татьяна Фирсова
О
концерте, который состоялся 14 марта в Доме- музее Марины Цветаевой в Москве в
Борисоглебском переулке.
Для начала несколько слов об исполнителе. Наиль Мавлюдов - выпускник
Московской консерватории. Класс С. Доренского. До
этого занимался в Детской музыкальной школе № 6
г.Саратова по классу преподавателя Л.Е.Андреевой. Лауреат многих международных
конкурсов: Австрия, Германия, Швейцария, Франция, Италия, США, Япония. Имя его
уже хорошо известно широкому кругу специалистов и коллегам — музыкантам во всем
мире. Знают его и многие любители музыки. Я, увы, его не знала. Но мое упущение
стало для меня настоящим открытием. Самого исполнителя, его прекрасной
фортепианной игры, и его в хорошем смысле блестящей карьеры.
С момента окончания консерватории, не беря в расчет ЦМШ,
которую он закончил с отличием (класс М Канделаки), прошло всего... пять
неполных лет. Много это или мало? Для молодых музыкантов, чей путь на большую
сцену всегда очень непрост, - стремительно.
Говорит о главном - о таланте (в первую очередь), о трудолюбии (тоже в первую очередь)… И безусловно о том,
что его вовремя «заметили». Прекрасно, что всё совпало. Концерт в очередной раз
это полностью подтвердил. Как я поняла, репертуар его уже велик. Это И. С. Бах,
С. Рахманинов, Ф. Шуберт, Ф. Лист...
Пусть не покажется мое сравнение выспренним, но в эпоху, которую переживает мир сегодня, концерты музыкантов
(особенно исполняющих классику) сродни подвигам врачей, спасающих людей. Одни
врачуют телесные недуги, другие исцеляют душу, ведь именно она - стержень
нашего бренного тела.
Что же прозвучало на «сеансе добра» - концерте Наиля Мавлюдова? Прежде всего, И.
С. Бах, композитор столь любимый и почитаемый многими, что лишние слова и
эпитеты как бы и не нужны. Прелюдия и фуга фа минор из 2-й части «Хорошо
темперированного клавира», баховской библии музыки,
которую не обойдут вниманием ни серьезный музыкант, ни почитающие Баха
слушатели. Вслед за этим – «Чакона». Так назывался народный испанский танец в
средневековье. Баховская «Чакона», написанная им в
тяжелый момент после смерти жены – торжество «духа над материей».Текст вроде бы
канонический, нарушить его просто невозможно, тем не менее, каждый музыкант,
исполняющий это произведение, вносит в него исключительно свое видение и
ощущение жизни.
«Свое видение» позволяет развиваться музыке гения в том
направлении , которое созвучно именно данному исполнителю, его сугубо
индивидуальному восприятию. Фактически так происходит с любым произведением. Но
для меня абсолютная загадка, как это делают молодые музыканты, не имеющие
такого жизненного опыта, как его создатель?! Именно этим меня и удивил Наиль Мавлюдов. Зрелостью игры
при своей жизненной молодости, убедительностью интонаций и абсолютной
уверенностью в правоте акцентов.
Недавно мне сказали: зачем ты пишешь о концерте, который
уже прошел? Кому это интересно? Постараюсь объяснить.
Концерт, действительно, как сиюминутное событие прошел.
Но прекрасное впечатление и не менее прекрасное «послевкусие» - остались. И
донести эти ощущения до тех, кто там не был, мне очень хочется. Даже в том
случае, если эти заметки будут прочитаны лишь небольшим числом любителей. Пусть
хотя бы они лишний раз убедятся, что мир сосредоточен не только на одних
проблемах и ужасах повседневности. Пусть будет музыка. Хотя бы изредка!
Дальнейшая концертная программа Наиля
Мавлюдова приняла романтическое направление. Были
сыграны две прелюдии Сергея Рахманинова (фа диез минор и соль минор, опус 23) и
этюд - картина (опус 39#5). Это - произведения русского периода творчества Рахманинова.
Для тех, кто забыл, что такое прелюдия в музыке, напомню: это небольшая пьеса. Или
пролог к написанному в дальнейшем крупному музыкальному произведению, или
самостоятельная, достаточно небольшая, но законченная пьеса практически
свободной формы. Почти импровизация. Именно так они и были сыграны пианистом. Прекрасно,
легко и романтически возвышенно.
С настроенческой музыкой,
прозвучавшей на концерте в доме Цветаевой, были связаны и вариации на тему
Паганини ныне живущего канадского композитора и блистательного виртуоза - пианиста, известного
во всем мире М.- А. Амлена. И великолепный
"Экспромт" си бемоль мажор (опус 142) австрийца Ф. Шуберта, так рано
покинувшего мир. В 31 год…
Но, пожалуй, вершиной концерта Н. Мавлюдова
стала соната Ф. Листа си минор, которая сложна в техническом исполнении. Общеизвестно,
что сам Лист был не только прекрасным пианистом, умелым преподавателем, но и
выдающимся виртуозом фортепианной игры. Слава его гремела по всей Европе. Бывал
он даже и в России. Так вот для того, чтобы современному музыканту (особенно
молодому!) исполнять его сочинения, нужна не только блестяще отточенная
техника, но и недюжинная исполнительская смелость. Именно их и
продемонстрировал пианист.
Хотелось бы думать, что после таких длинных, но, увы, не
всеобъемлющих «заметок» и вам захочется послушать Наиля
Мавлюдова на его концертах или хотя бы в записях,
которые есть в интернете.
Мне кажется, что это был один из последних концертов в
Москве перед ее " погружением в карантин".
Тем, кто пришел на него, очень повезло.
Татьяна Фирсова
Представлена Виктором Погадаевым